Тема урока:
уравнений»
Практикум «Решение тригонометрических
Цели урока: отработка навыков решения тригонометрических уравнений;
создание электронного образовательного продукта по теме «Преобразование
тригонометрических выражений» для подготовки обучающихся 11х классов
к ЕГЭ по математике; развитие умения обобщать, абстрагировать и
конкретизировать свойства изучаемых объектов; воспитание умения
рассуждать, аргументировать, делать выводы.
Структура урока
I.
Организационный момент. Постановка целей урока.
II. Математическая разминка
Обучающимся предлагается разгадать шараду:
Что кружится, что ложится и на землю и на крыши.
И о чем поэт зимою по ночам поэмы пишет.
Это первое словечко, а второе просто – на
Ну, а третье – догадайтесь, что бежит по проводам.
Запиши, что получилось и прочти наоборот
Не запутайтесь, читая, слово задом наперед.
Снег – на – ток: котангенс.
Сообщается тема урока.
III. Создание электронного тренажера по теме «Преобразование
тригонометрических выражений»
Для решения тригонометрических выражений необходимо уметь
преобразовывать тригонометрические выражения.
Преобразование
тригонометрических выражений включается в темы, которые проверяются
у выпускников на ЕГЭ по математике. Для успешной сдачи ЕГЭ по
математике поможем выпускникам 11 –х классов повторить данную тему,
создав электронный образовательный продукт.
Обучающаяся 10 А класса подготовила презентацию, позволяющую
повторить тригонометрические формулы:
1) Основные тригонометрические формулы sin2 x + cos2 x = 1; tg x =
sin ; ctg x =
cos
x
x
tg x∙ ctg x = 1
1 1
1 + tg2 x = ; 1 + ctg2 x = .
cos2 x sin2 x
cos
sin
x
x
;
2) Формулы суммы и разности аргументов
sin ( x + y) = sin x cos y + cos x sin y ;
sin ( x – y) = sin x cos y – cos x sin y;
cos ( x + y) = cos x cos y – sin x sin y;
cos ( x – y) = cos x cos y + sin x sin y.
3) Формулы двойного угла 2 tg x
sin 2x = 2 sinx cos x ; cos 2x = cos2x – sin2 x; tg 2x = .
1 – tg2 x
4) Преобразование суммы и разности тригонометрических функций в
произведение
sin x + sin y = 2 sin
;
cos
y
sin x – sin y = 2 sin
cos x + cos y = 2 cos
cos x – cos y = 2 sin
y
x
2
x
2
x
2
x
2
y
y
x
2
x
2
x
2
x
2
cos
y
cos
y
sin
;
y
;
y
.
Обучающимся 10 А класса предлагается рассмотреть несколько
основных типов заданий по тригонометрии. После получения ответов
дается задание
подготовить подсказки, позволяющие выполнить
решение примера, в случае возникших затруднений.
1. Вычислите:
Ответ: 36
.
0
sin
18
sin
48
0
sin
24
0
66
1). Воспользуйся формулой синуса двойного угла.
2). Сократи дробь
3). Приведи к синусу или косинусу одного аргумента
4). Запиши ответ.
Решение:
sin
18
sin
48
0
sin
24
0
66
.
=
0
18
0
24
sin2
cos
0
0
sin
66
24
sin
0
24
36
sin
cos
66
24
0
0
36
cos
cos
24
24
0
0
36 2. Найдите значение выражения:
2
sin(
2)3
cos(
5
sin(
)2
2
)
.
,
Zn
n
2
Ответ: 0,8
1). Приведи аргумент к виду
функций)
2) Воспользуйся формулами приведения
3)Приведи подобные слагаемые и сократи дробь
4) Запиши ответ в виде десятичной дроби
Решение:
)
2
2)3
cos(
sin(
(Не забудь свойства четности
2
=
5
sin(
)2
3
sin(
2)
2
=
5
sin(
сos
(
2
2
)
)
sin2
sin5
sin2
sin4
sin5
8,0
3. Вычислите:
cos
6
sin5
sin3
cos
5
, если tg α = 3 Ответ: 0,3
1). Используя условие tg α = 3, вырази sin α через cos α.
2). Подставив полученное выражение в заданное, упрости выражение и
сократи дробь.
3). Запиши ответ в виде десятичной дроби
Решение: tg α = 3 , т.е sin α = cos α
6
cos
sin5
sin3
cos
5
=
6
15
cos
cos
cos
9
5
cos
3
cos
10
cos
3,0
.
Итак, ребята мы передаем диск с записанным продуктом обучающимся 11 А
класса.
IV. Практикум по теме: «Решение тригонометрических уравнений»
1). Найдите 16cos2β, если 2cos2β +9sin2β – 4 = 0.
Решение: 2cos2β +9sin2β – 4 = 0,
2∙( 1 – 2sin2 β) + 9 sin β – 4 =0,
4 sin2 β9sin β+ 2=0,
sin
4t2 9t +2 =0, D = 49; t1 = 2, t2 =
β
= t,
1
4 β
β
=
1 .
4
)
1 = 14.
16
sin =2 ; sin
нет корней
Тогда 16cos2β = 16∙(12sin2 β)= 16∙( 1 2∙
Ответ: 14
2). ( 2sinx 3 )∙ log3 (tgx) = 0.
Решение: ( 2sinx 3 )∙ log3 (tgx) = 0, ОДЗ: tgx > 0
2sinx 3 = 0; log3 (tgx) = 0,
sinx =
3
2
3
3 , tgx = 1,
2
х =
Znn
Znn
kk
,
4
,2
,2
Z
x
x
.
Заметим, что x=
2
3
,2
Znn
не удовлетворяет ОДЗ.
4
,
Ответ:
;
3
3). x2 +y2 + cos2x = 2xy.
kk
Z
,2
Znn
.
Решение: x2 +y2 + cos2x = 2xy,
x2 +y2 2xy + cos2x = 0,
( x – y)2 + cos2x =0,
Сумма неотрицательных слагаемых равна нулю, если они одновременно равны
нулю, т.е:
(
,0
;0
x
cos
)
x
y
2
2
x
cos
x
x
y
y
x
,0
;0
x
y
,
Znn
,
2
2
2
Znn
,
Znn
,
Ответ: (
2
n
;
2
Znn
),
4). Найдите корень ( или сумму корней, если их несколько) уравнения
cos( cos x) = 1, принадлежащих промежутку ( 1;2]
Решение: cos( cos x) = 1,
cos x = 2 nπ , n Z
Полученное уравнение имеет корни при n = 0.
cos x = 0,
x =
,
kk
Z
2
k=1, x =
k=2, x > 2
k=0, x =
]2;1(
1
2
1
1
2
]2;1(
Ответ: 1,5
V.
Постановка домашнего задания
Д.А. Мальцев «Промежуточная аттестация в форме ЕГЭ» тематические
тесты по решению тригонометрических уравнений ( по вариантам)
VI. Подведение итогов урока.
Закончить урок хочется словами В. Белинского:
«Кто не идет вперед, тот идет назад: стоячего положения нет».
План -конспект рока с презентацией по теме "Практикум по теме "Решение тригонометрических уравнений"
План -конспект рока с презентацией по теме "Практикум по теме "Решение тригонометрических уравнений"
План -конспект рока с презентацией по теме "Практикум по теме "Решение тригонометрических уравнений"
План -конспект рока с презентацией по теме "Практикум по теме "Решение тригонометрических уравнений"
План -конспект рока с презентацией по теме "Практикум по теме "Решение тригонометрических уравнений"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.