План-конспект урока "Двусложные размеры стиха" 6 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 05.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИЁМАМИ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ «ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ СТИХА», 6 КЛАСС. 1. Цель урока: Знакомство с двусложными размерами стиха. 9. Задачи: Обучающие: 1. Показать на классических образцах ритмическую основу ямба и хорея – правильное чередование ударных и безударных слогов. 2. Дать учащимся представление о том, что на практике поэты часто отходят от избранной схемы стиха.конспект
Иконка файла материала конспект.docx
ПЛАН­КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИЁМАМИ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ «ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ СТИХА», 6 КЛАСС. 1. Цель  урока: Знакомство с двусложными размерами стиха. 9. Задачи: Обучающие:  1.    Показать на классических образцах ритмическую основу ямба и хорея – правильное чередование ударных и безударных слогов. 2. Дать   учащимся   представление   о   том,   что   на   практике   поэты   часто отходят от избранной схемы стиха. Развивающие: 1.Содействовать развитию познавательной активности  учащихся, формированию информационной и коммуникационной культуры  учащихся. 2.Развитие навыков работы на компьютере и использования  информационных технологий. 3. Развивать речь учащихся.   Воспитательные:  продолжать воспитывать любовь к слову.  10.Тип урока: комбинированный 11.  Необходимое   техническое   оборудование:  Интерактивная   доска, мультимедийный проектор, компьютер.                                                                       Ход урока. I. II. Организационный момент. Целеполагание. Краткий   разбор   домашнего   задания.  (   Было   дано   задание:   кратко определить различия между стихом и прозой) Учитель   подводит   итог:   стихотворная   речь   отличается   от   прозаической своеобразным характером чувства автора, особенным настроением, что и ведет к   особой   её   организации.   Особенности   стихотворной   речи   яснее   всего обнаруживаются в её ритмичности (хотя это и не единственный признак). III. Работа со стихами. (Слайд 1) Задание: Прочитайте строки стихотворения А.С.Пушкина.  Спишите, расставьте в них ударения:                    Любви, надежды, тихой славы                    Недолго нежил нас обман. Учитель: Сверим.( Слайд 2)ЛюбвИ, надЕжды, тиИхой слАвы                    НедОлго нЕжил нАс обмАн. Учитель:  Как   располагаются   ударные   и   безударные   слоги?   Они   правильно чередуются, это создает ритмическое звучание речи. Основной   способ   определения   размеров   заключается   в   том,   чтобы расставить   в  стихах   ударения,  определить   чередование  ударных   и  безударных слогов.   Этим   способом   мы   и   воспользовались   в   данном   случае.   Но   иногда возможен и другой приём. Учитель, скандируя, читает стихи, уже известные учащимся (Слайд 3)                             МчАтся тУчи, вьЮтся тУчи; НЕвидИмкОю лунА ОсвещАет снЕг летЕчий; МУтно нЕбо, нОчь мутнА.                                                               «Бесы» ( Слайд 4) МорОз и сОлнце; дЕнь чудЕсный! ЕщЁ ты дрЕмлешь, дрУг прелЕстный – ПорА, красАвицА, проснИсь: ОткрОй сомкнУты нЕгой взОры…                                                               «Зимнее утро» Вопрос: Похожи ли эти стихи друг на друга? Почему?  Учитель:  Выпишем   по   одной   строке   из   стихотворений   и   составим   их   схемы, заменив   ударный   слог     знаком     ,  безударный   слог  —  знаком   .  Тогда  схема первой  строки из «Бесов» приобретает такой вид (Слайд 5):                                                                                             Мчатся тучи, вьются тучи… Мчатся тучи, вьются тучи…                                                   А схема строки из «Зимнего утра» будет выглядеть так (Слайд 6):                                                            Мороз и солнце; день чудесный!                                    Учитель: В чём сходны и в чум различны эти строки? Ученик: Обе они построены на чередовании ударных и безударных слогов, но в «Бесах» за ударным следует безударный, а в «Зимнем утре», наоборот, послебезударного стоит ударный. Учитель: Чем в данном случае отличалось его чтение? Ученик:  В   этом   чтении   выделялись   ударные   слоги,   подчеркивалось   их чередование с безударными.  Учитель:  Правильно, но это условное чтение, обычно так стихи не читают, но в некоторых случаях такое чтение помогает определить размер.  IV. Объяснение нового материала. Учитель: Так что же такое стихотворный размер? Давайте присмотримся ещё раз к строкам, которые мы выписали из «Бесов» и «Зимнего утра». Ударные слоги, чередуясь, образуют постоянные сочетания, группы слогов. В первом случае эта группа   состоит   из   ударного   и   безударного   (Слайд   7)       .   а   во   втором   –   из безударного и ударного(Слайд 8)                       . Такие повторяющиеся сочетания ударных и безударных слогов, которые определяют ритмический рисунок строки в целом, называются(Слайд 9) стопами. Число и порядок чередования слогов в стопах принято определять как (Слайд 10) размер. Перед нами стопы, состоящие из двух слогов, (Слайд 11) – двусложные, они различаются в зависимости от места ударного слога. Если первый слог ударный, стопа называется (Слайд 12)  хореем  (   ), а если второй, то стопа называется (Слайд   13)  ямбом  (       ).   Но   есть     и   другие   стопы,   с   которыми   мы   будем знакомиться позже. Давайте проследим,   как в уже проанализированных стихах соотносятся слова и стопы. Это соотношение может быть разным. Так, в «Бесах» есть строки, где стопа совпадает со словом (Слайд 14):                                                                                     Мчатся тучи, вьются тучи, Есть строки. В которых слово составляет две или более стопы (Слайд 15):                                                               Невидимкою луна… Когда же в стихе употребляется односложное слово, то стопа составляется из  него и части другого (Слайд 16):                                                                         Мутно небо, ночьму тна.   Но, ребята, на практике поэты часто отходят от избранной схемы стиха.Если   мы   с   вами   вспомним   четверостишие   из   послания     А.С.   Пушкина   «К Чаадаеву» со слов «Пока свободою гори» и расставим ударения (Слайд 17):                                    ПокА свобОдою горИм, ПокА сердцА для чЕсти жИвы, Мой дрУг, отчИзне посвятИм ДушИ прекрАсные порЫвы! Поэт   в   основном   соблюдает   принятый   порядок   чередования   ударных   и безударных слогов, но иногда и отклоняется от нормы, заменив ударный слог безударным. Такие отступления обогащают возможности стиха, делают его более гибким и разнообразным, позволяют поэту использовать в стихотворной речи все богатство словарного запаса русского языка.        V. Сообщения учащихся.  ( На дом уч­ся получили задание – подготовить сообщения о ямбе и хорее).       1­ый учащийся:  Ямб – один из размеров русского стихосложения. Ямб – это размер, в котором ударения падают  на четные слоги, но не обязательно на все. По  размеру ямб бывает от 1­стопного до 6­стопного. В XVIII веке популярным был 3­стопный ямб, им писались песни, стихи. Особенно популярен он был после 1812 года. Длилась   популярность   примерно   10   лет   Самый   распространённый   из   всех размеров   русского   стиха   –   четырехстопный   ямб,   который   вошел   в   русскую поэзию   благодаря   М.В.   Ломоносову.   В   современной   поэзии   4­стопник употребляется во всем богатстве его вариаций в зависимости от индивидуальных пристрастий поэта. 2­ой учащийся: Хорей  считается простонародным русским размером, так как подобный ритм мы   нередко   слышим   в  народных   песнях,  особенно   плясовых.  Почти   все   наши старинные песни сочинены такими стихами. Первым из писателей кто сочинил стихи этим размером,  был  В.К. Тредиаковский.  Наиболее распространен 4­стопный хорей. В золотой век русской поэзии – время Пушкина – сфера его употребления была определена тремя темами: стихи в   народном   духе,   баллады   и   рядом   с   ними   стихи   смутно   тревожные,   иногда трагические. 5­стопный хорей входит в русскую поэзию в начале XIX века. Им писали – М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Тютчев, С.А. Есенин. Тема стихов – торжественный пейзаж, дорога, размышления о смерти. В   XX   веке   начинают   поэты   использовать   новые   формы   хорея.   Новатором использования новых форм является В. Маяковский. Хорей придает стиху ритмическую подвижность и сближает их с народной песней.VI. Самостоятельная работа. Задание 1. Составить кластер по теме. Двусложные     размеры стиха       Ямб   Хорей         Слоги: безударный, ударный        Слоги: ударный, безударный Задание   2.   Определить   стихотворный   размер   в   данных   примерах   и нарисовать схемы. Слайд ( 17) 1. оу уу Б ря мгл ю н бо кр ет иу яу В хри сн жные крут ; А.      С.      Пушкин, «Зимний вечер» ∩у  __  __ /  __ /  ∩у  __ / __ __ /   __ /   __ /  ∩у ∩у ∩у ∩у оу еу ∩у еу ∩у ∩у  / __ __ / __   / __ __ / __  ∩у  / __  / __   / __  __  ∩у __   / __ __ / __  А.      С.      Пушкин, «Борис Годунов» ∩у ∩у ∩у 2. Нар жены мы вм сте г род в дать, еу Но, к жется, нам н  за кем смотр ть яу ау оу еу еу еу Слайд 18   Ночевала тучка золотая   На груди утёа­великана;   Утром в путь она умчалась рано,   По лазури весело играя…                                   М.Ю.ЛермонтовСхема: !­!­!­!­!­          !­!­!­!­!­   !­!­!­!­!­   !­!­!­!­!­     пятистопный хорей. Слайд 19. Опять стою я над Невой, И снова, как в былые годы, Смотрю и я, как бы живой, На эти дремлющие воды.                                        Ф.И.Тютчев.  Схема:  ­!­!­!­!    ­!­!­!­!­    ­!­!­!­!    ­!­!­!­!       четырехстопный ямб   Слайд 20. Вот холм лесистый над которым часто Я сиживал недвижим – и глядел На озеро, воспоминая с грустью Иные берега, иные волны.                                                         А.С.Пушкин. Схема:   ­!­!­!­!­!­    ­!­!­!­!­!­    ­!­!­!­!­!­    ­!­!­!­!­!­   пятистопный ямб Слайд 21. В небе тают облака, И, лучистая на зное, В искрах катится река,  Словно зеркало стальное.                                               Ф.И.Тютчев. Схема:   !­!­!­!!­!­!­!­   !­!­!­!   !­!­!­!­       четырёхстопный хорей VII. Рефлексия. Написать синквейн.   Первый вариант слово ЯМБ, второй – ХОРЕЙ. (Каждому ученику дается время 5­7 минут на то, чтобы написать синквейн. Затем он повернется к партнеру и из двух синквейнов они составят один, с которым оба будут согласны.  Это даст им возможность  поговорить  о том, почему они это написали и еще раз критически рассмотреть данную тему. Кроме того, этот метод потребует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Затем весь класс может ознакомиться с парными синквейнами.) Ямб Четырёхстопный, распространенный Различать, сочинять, удивлять Ломоносов первый сочинил Стихосложение. Хорей  Народный, плясовой Рифмовать, подражать, употреблять Простонародный русский размер                                                            Подвижность. Домашнее задание:  найти у себя стихи, относящиеся к разным стихотворным размерам, нарисуйте их схемы.                                                                   Использованная литература. 1.  Литература. 6 кл. Учебник­хрестоматия для общеобразовательных  учреждений. В 2 ч. Ч.1/ [авт.­сост. В.П. Полухина и др.]; под ред. В.Я.  Коровиной. – 13­е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2006.2. Тимофеев Л. И., Тураев С. В. Словарь литературоведческих терминов:  Москва «Детская литература», 1989 3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия: ООО «Кирилл и Мефодий»,  2008 4. Энциклопедический словарь юного литературоведа: Сост. В.И. Новиков. –  М., Педагогика, 1987. 5. Литературный энциклопедический словарь: Под общ. Ред. В.М.  Кожевникова, П.А. Николаева. – М.: Сов. Энциклопедия, 1987.

Посмотрите также