ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИЁМАМИ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ «ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ СТИХА», 6 КЛАСС.
1. Цель урока: Знакомство с двусложными размерами стиха.
9. Задачи:
Обучающие: 1. Показать на классических образцах ритмическую основу ямба и хорея – правильное чередование ударных и безударных слогов.
2. Дать учащимся представление о том, что на практике поэты часто отходят от избранной схемы стиха.конспект
ПЛАНКОНСПЕКТ УРОКА С ПРИЁМАМИ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ
КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ «ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ СТИХА»,
6 КЛАСС.
1. Цель урока: Знакомство с двусложными размерами стиха.
9. Задачи:
Обучающие: 1. Показать на классических образцах ритмическую основу
ямба и хорея – правильное чередование ударных и безударных слогов.
2. Дать учащимся представление о том, что на практике поэты часто
отходят от избранной схемы стиха.
Развивающие: 1.Содействовать развитию познавательной активности
учащихся, формированию информационной и коммуникационной культуры
учащихся. 2.Развитие навыков работы на компьютере и использования
информационных технологий.
3. Развивать речь учащихся.
Воспитательные: продолжать воспитывать любовь к слову.
10.Тип урока: комбинированный
11. Необходимое техническое оборудование: Интерактивная доска,
мультимедийный проектор, компьютер.
Ход урока.
I.
II.
Организационный момент. Целеполагание.
Краткий разбор домашнего задания. ( Было дано задание: кратко
определить различия между стихом и прозой)
Учитель подводит итог: стихотворная речь отличается от прозаической
своеобразным характером чувства автора, особенным настроением, что и ведет
к особой её организации. Особенности стихотворной речи яснее всего
обнаруживаются в её ритмичности (хотя это и не единственный признак).
III.
Работа со стихами. (Слайд 1)
Задание: Прочитайте строки стихотворения А.С.Пушкина. Спишите, расставьте
в них ударения:
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман.
Учитель: Сверим.( Слайд 2)ЛюбвИ, надЕжды, тиИхой слАвы
НедОлго нЕжил нАс обмАн.
Учитель: Как располагаются ударные и безударные слоги? Они правильно
чередуются, это создает ритмическое звучание речи.
Основной способ определения размеров заключается в том, чтобы
расставить в стихах ударения, определить чередование ударных и безударных
слогов. Этим способом мы и воспользовались в данном случае. Но иногда
возможен и другой приём.
Учитель, скандируя, читает стихи, уже известные учащимся (Слайд 3)
МчАтся тУчи, вьЮтся тУчи;
НЕвидИмкОю лунА
ОсвещАет снЕг летЕчий;
МУтно нЕбо, нОчь мутнА.
«Бесы»
( Слайд 4)
МорОз и сОлнце; дЕнь чудЕсный!
ЕщЁ ты дрЕмлешь, дрУг прелЕстный –
ПорА, красАвицА, проснИсь:
ОткрОй сомкнУты нЕгой взОры…
«Зимнее утро»
Вопрос: Похожи ли эти стихи друг на друга? Почему?
Учитель: Выпишем по одной строке из стихотворений и составим их схемы,
заменив ударный слог знаком , безударный слог — знаком
. Тогда схема
первой строки из «Бесов» приобретает такой вид (Слайд 5):
Мчатся тучи, вьются тучи…
Мчатся тучи, вьются тучи…
А схема строки из «Зимнего утра» будет выглядеть так (Слайд 6):
Мороз и солнце; день чудесный!
Учитель: В чём сходны и в чум различны эти строки?
Ученик: Обе они построены на чередовании ударных и безударных слогов, но в
«Бесах» за ударным следует безударный, а в «Зимнем утре», наоборот, послебезударного стоит ударный.
Учитель: Чем в данном случае отличалось его чтение?
Ученик: В этом чтении выделялись ударные слоги, подчеркивалось их
чередование с безударными.
Учитель: Правильно, но это условное чтение, обычно так стихи не читают, но в
некоторых случаях такое чтение помогает определить размер.
IV. Объяснение нового материала.
Учитель: Так что же такое стихотворный размер? Давайте присмотримся ещё раз
к строкам, которые мы выписали из «Бесов» и «Зимнего утра». Ударные слоги,
чередуясь, образуют постоянные сочетания, группы слогов. В первом случае эта
группа состоит из ударного и безударного (Слайд 7)
. а во втором – из
безударного и ударного(Слайд 8)
. Такие повторяющиеся сочетания
ударных и безударных слогов, которые определяют ритмический рисунок строки
в целом, называются(Слайд 9) стопами. Число и порядок чередования слогов в
стопах принято определять как (Слайд 10) размер.
Перед нами стопы, состоящие из двух слогов, (Слайд 11) – двусложные, они
различаются в зависимости от места ударного слога. Если первый слог ударный,
стопа называется (Слайд 12) хореем (
), а если второй, то стопа называется
(Слайд 13) ямбом (
). Но есть и другие стопы, с которыми мы будем
знакомиться позже.
Давайте проследим, как в уже проанализированных стихах соотносятся
слова и стопы. Это соотношение может быть разным. Так, в «Бесах» есть строки,
где стопа совпадает со словом (Слайд 14):
Мчатся тучи, вьются тучи,
Есть строки. В которых слово составляет две или более стопы (Слайд 15):
Невидимкою луна…
Когда же в стихе употребляется односложное слово, то стопа составляется из
него и части другого (Слайд 16):
Мутно небо, ночьму тна.
Но, ребята, на практике поэты часто отходят от избранной схемы стиха.Если мы с вами вспомним четверостишие из послания А.С. Пушкина «К
Чаадаеву» со слов «Пока свободою гори» и расставим ударения (Слайд 17):
ПокА свобОдою горИм,
ПокА сердцА для чЕсти жИвы,
Мой дрУг, отчИзне посвятИм
ДушИ прекрАсные порЫвы!
Поэт в основном соблюдает принятый порядок чередования ударных и
безударных слогов, но иногда и отклоняется от нормы, заменив ударный слог
безударным. Такие отступления обогащают возможности стиха, делают его более
гибким и разнообразным, позволяют поэту использовать в стихотворной речи все
богатство словарного запаса русского языка.
V. Сообщения учащихся. ( На дом учся получили задание – подготовить
сообщения о ямбе и хорее).
1ый учащийся:
Ямб – один из размеров русского стихосложения. Ямб – это размер, в котором
ударения падают на четные слоги, но не обязательно на все. По размеру ямб
бывает от 1стопного до 6стопного. В XVIII веке популярным был 3стопный
ямб, им писались песни, стихи. Особенно популярен он был после 1812 года.
Длилась популярность примерно 10 лет Самый распространённый из всех
размеров русского стиха – четырехстопный ямб, который вошел в русскую
поэзию благодаря М.В. Ломоносову. В современной поэзии 4стопник
употребляется во всем богатстве его вариаций в зависимости от индивидуальных
пристрастий поэта.
2ой учащийся:
Хорей считается простонародным русским размером, так как подобный ритм
мы нередко слышим в народных песнях, особенно плясовых. Почти все наши
старинные песни сочинены такими стихами. Первым из писателей кто сочинил
стихи этим размером, был В.К. Тредиаковский.
Наиболее распространен 4стопный хорей. В золотой век русской поэзии –
время Пушкина – сфера его употребления была определена тремя темами: стихи
в народном духе, баллады и рядом с ними стихи смутно тревожные, иногда
трагические.
5стопный хорей входит в русскую поэзию в начале XIX века. Им писали –
М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Тютчев, С.А. Есенин. Тема стихов – торжественный пейзаж,
дорога, размышления о смерти.
В XX веке начинают поэты использовать новые формы хорея. Новатором
использования новых форм является В. Маяковский.
Хорей придает стиху ритмическую подвижность и сближает их с народной
песней.VI. Самостоятельная работа.
Задание 1. Составить кластер по теме.
Двусложные
размеры стиха
Ямб
Хорей
Слоги:
безударный, ударный
Слоги:
ударный, безударный
Задание 2. Определить стихотворный размер в данных примерах и
нарисовать схемы.
Слайд ( 17)
1.
оу
уу
Б ря мгл ю н бо кр ет
иу
яу
В хри сн жные крут ;
А. С. Пушкин, «Зимний вечер»
∩у
__
__ /
__ /
∩у
__ / __ __ /
__ /
__ /
∩у
∩у
∩у
∩у
оу
еу
∩у
еу
∩у
∩у
/ __ __ / __
/ __ __ / __
∩у
/ __
/ __
/ __
__
∩у
__
/ __ __ / __
А. С. Пушкин, «Борис Годунов»
∩у
∩у
∩у
2.
Нар жены мы вм сте г род в дать,
еу
Но, к жется, нам н за кем смотр ть
яу
ау
оу
еу
еу
еу
Слайд 18
Ночевала тучка золотая
На груди утёавеликана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя…
М.Ю.ЛермонтовСхема: !!!!!
!!!!!
!!!!!
!!!!! пятистопный хорей.
Слайд 19.
Опять стою я над Невой,
И снова, как в былые годы,
Смотрю и я, как бы живой,
На эти дремлющие воды.
Ф.И.Тютчев.
Схема: !!!!
!!!!
!!!!
!!!! четырехстопный ямб
Слайд 20.
Вот холм лесистый над которым часто
Я сиживал недвижим – и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны.
А.С.Пушкин.
Схема: !!!!!
!!!!!
!!!!!
!!!!! пятистопный ямб
Слайд 21.
В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное.
Ф.И.Тютчев.
Схема: !!!!!!!!
!!!!
!!!! четырёхстопный хорей
VII. Рефлексия.
Написать синквейн. Первый вариант слово ЯМБ, второй – ХОРЕЙ.
(Каждому ученику дается время 57 минут на то, чтобы написать синквейн. Затем
он повернется к партнеру и из двух синквейнов они составят один, с которым оба
будут согласны. Это даст им возможность поговорить о том, почему они это
написали и еще раз критически рассмотреть данную тему. Кроме того, этот метод
потребует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений
других те идеи, которые они могут увязать со своими. Затем весь класс может
ознакомиться с парными синквейнами.)
Ямб
Четырёхстопный, распространенный
Различать, сочинять, удивлять
Ломоносов первый сочинил
Стихосложение.
Хорей
Народный, плясовой
Рифмовать, подражать, употреблять
Простонародный русский размер
Подвижность.
Домашнее задание: найти у себя стихи, относящиеся к разным стихотворным
размерам, нарисуйте их схемы.
Использованная литература.
1.
Литература. 6 кл. Учебникхрестоматия для общеобразовательных
учреждений. В 2 ч. Ч.1/ [авт.сост. В.П. Полухина и др.]; под ред. В.Я.
Коровиной. – 13е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2006.2. Тимофеев Л. И., Тураев С. В. Словарь литературоведческих терминов:
Москва «Детская литература», 1989
3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия: ООО «Кирилл и Мефодий»,
2008
4. Энциклопедический словарь юного литературоведа: Сост. В.И. Новиков. –
М., Педагогика, 1987.
5. Литературный энциклопедический словарь: Под общ. Ред. В.М.
Кожевникова, П.А. Николаева. – М.: Сов. Энциклопедия, 1987.