План - конспект урока литературы в 10 классе "ПОИСК ПЛОДОТВОРНОЙ ОБЩЕСТВЕННоЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО"
Оценка 4.6

План - конспект урока литературы в 10 классе "ПОИСК ПЛОДОТВОРНОЙ ОБЩЕСТВЕННоЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл
19.01.2017
План - конспект урока литературы в 10 классе "ПОИСК ПЛОДОТВОРНОЙ ОБЩЕСТВЕННоЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО"
Разработка содержит материал по изучению романа Л.Н.Толстого "Война и мир" в 10 классе и может быть полезной для учителей русского языка и литературы. В конспекте урока предложен материал к изучению образа одного из любимых героев автора Андрея Болконского, прослеживается весь земной путь этого героя: от первой встречи в салоне А.П.Шерер до смерти во время Отечественной войны 1812 годаМатериалы к уроку литератуы в 10 классе
Поиск плодотворной общественной деятельности Андрея Болконского.docx
«ПОИСК ПЛОДОТВОРНОЙ ОБЩЕСТВЕННЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО» ТЕМА УРОКА: Цель урока: научить оценивать поступки героев, связывать события  прошлого и настоящего. Задачи урока: обучающие: продолжить работу над романом Л.Н.Толстого «Война и мир»; на основе   работы   с   литературным   произведением   научить   анализу   поступков героя, его характера и поведения; развивающие:  совершенствовать   навыки   анализа   художественного   текста, развивать творческие способности и возможности учащихся; воспитательные:  воспитывать у учащихся стремление к активному образу жизни, служению Родине, любви к её народу. Планируемые результаты: личностные: ­ уметь высказывать своё мнение, приводить аргументы; ­ любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; ­ понимать причину поступков героя; метапредметные: ­уметь формулировать тему и цель урока; ­   пользоваться   разными   видами   чтения:   изучающим,   просмотровым, ознакомительным;  – извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);  – владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); – устанавливать причинно­следственные связи; – строить рассуждения. предметные: ­ понимать  ключевые проблемы изучаемого  произведения; ­ понимать авторскую позицию и выражать  свое отношение к ней; ­   уметь   пересказывать     отрывки   из   прозаического   произведения   с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог. Оборудование: презентация к  уроку, тексты произведения. Ход урока I Организационный момент. II Определение темы урока.  Слово учителя.   ­ Ребята, наверное, все вы знаете пословицу:   «Жизнь прожить – не поле перейти». Это, действительно, так. Как часто приходится в жизни выбирать между   правдой   и   ложью,   добром   и   злом,   верностью   и   предательством. Казалось бы, всё просто: хорошо и плохо, можно или нельзя. Вот только в жизни   всё   не   так   однозначно,   и,   чтобы   сделать   правильный   выбор,   часто приходится ошибаться и исправлять свои ошибки, падать и подниматься. Но, с точки зрения классика русской литературы   Льва Николаевича Толстого только так и нужно жить, только  так и можно найти единственно правильный путь.  ­ Помните ли вы эти   слова писателя? («Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать,   и   вечно   бороться   и   лишаться.   А   спокойствие   —   душевная подлость»?) ­ Все ли герои романа «Война и мир» живут по этому принципу? (Нет, только любимые герои автора) ­ А кого бы вы назвали любимыми героями Толстого? (Андрей Болконский, Пьер Безухов,  Наташа Ростова) ­ Чего хотят они? (У них разные планы, у каждого свой жизненный путь, но цель одна – быть полезными людям) ­ К этой цели очень сложно идёт князь Андрей Болконский. Каков же этот путь? Об этом и поговорим сегодня на уроке. Попробуйте  определить тему. (Учащиеся называют тему, учитель корректирует). СЛАЙД №1    ­   Согласны   ли   вы,   чтобы   эпиграфом     к   нашему   уроку  стали   слова Л.Н.Толстого уже прозвучавшие сегодня: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость»? СЛАЙД №2 III Постановка цели урока. ­ Давайте определим, что же нам нужно на уроке выяснить? (Каким был путь героя к достижению своей цели, сумел ли он её  в конце концов достичь? ) ­ Это и станет целями нашего урока. Работа по теме урока ­ Когда и где мы впервые встречаемся с Андреем Болконским? СЛАЙД №3 ­   Что   показалось   вам   необычным   в   образе   героя?   (Все   и   вся   надоело   и наскучило ему) ­ На всех ли распространяется такое отношение князя Андрея? (Нет,   подобное отношение к миру не   затрагивает людей, симпатичных ему.   Он   преображается,   встретив   Пьера.   Улыбка   князя   Андрея становится «неожиданно доброю и приятною». А их дальнейшая беседа — разговор двух добрых товарищей, и, несмотря на то, что Пьер младше Болконского, разговор равных, безмерно уважающих друг друга людей.) Учитель.  ­   По   утверждению   многих   критиков,   князь   Андрей   дан   нам   в   романе полностью   сформированным,   законченным   человеком,   в   отличие   от   Пьера Безухова, становление которого происходит все семь лет романной жизни. Согласны ли вы с этой точкой зрения? (Толстой   проводит   князя через главные события европейской и отечественной   истории, через любовь и смерть. Все его испытания, все сюжетные движения сводятся к поискам истины, которую он в конце концов приобретает) ­   Что   отличает   его   от   всех   гостей   салона   А.П.   Шерер?   (   Его   кумир   ­ Наполеон, он мечтает о славе) ­   Что   предпринимает   Болконский,   чтобы   достичь   исполнения   своего желания? (Идёт на войну: «Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, не по мне») ­   Когда   он   решил,   что   наступает   его   время   обрести   свой   Тулон?  (Перед Аустерлицким сражением)  ­ О чём думает князь, глядя на звёздное небо? ­ На что способен он ради славы? (Текст)  Учитель.  ­ И вот сражение, армия бежит – чудесный момент прославиться. Андрей со знаменем, за ним устремляются солдаты, но… ранение. И небо Аустерлица. СЛАЙД №4   ­  Что  открылось вдруг нашему герою? ( Высокое и чистое небо, которое помогло ему  открыть истину – слава – это «пустое», обман). ­   Мы   слышим   внутренний   монолог   героя.  Что   такое   внутренний   монолог, зачем автор использует его в произведении?   (Внутренний монолог­  это обращенная к себе мысленная речь, которую мы постоянно произносим, когда находимся одни. Он используется, чтобы наиболее искренне раскрыть чувства и желания героя) СЛАЙД №5 ­ Чтение учеником наизусть отрывка из романа «Небо Аустерлица» Учитель.  ­ Можно сказать, что он впервые увидел небо, а вместе с ним ­ и ту простую правду   жизни,   которая   заключается   в   любви   человека   к   дому,   семье,   к природе. ­ А  что  же  кумир?  (Болконский  глубоко  разочаровывается  в  Наполеоне, который   показался   ему   обыкновенным   маленьким   сорокалетним мужчиной в сером сюртуке. Мысль, что этот человек приносит несчастье другим людям, окончательно «отрезвляет» Андрея Болконского.) Учитель.  ­ Путь Болконского не был и не мог быть сколько­нибудь прямолинейным и равномерным.   Жизнь   Андрея   состоит   из   ряда   этапов,   каждый   из   которых заканчивается кризисом, разочарованием, иногда видимой остановкой в пути, затем   пробуждение   к   новой   жизни,   новый   поиск.   Сильный   внутренний перелом   ознаменовали   для   Андрея   Аустерлиц   и   смерть   жены.   В   горе происходит переоценка ценностей. ­ Чем решил заняться князь   Андрей, ради чего жить? (Жить для себя, для своей  семьи –  и не  более  того, а  ещё,  решает  князь    Андрей,  никогда  не воевать) ­ Кто оказал на него влияние в этот период жизни? Учитель.  ­ Пьер подействовал на Андрея не примером своих дел, а своим энтузиазмом, жизненной энергией. Потом то, что начал Пьер, довершила встреча с Наташей Ростовой. Но до этого ­  встреча  с дубом. СЛАЙДЫ № 6­9  ­ Чтение учителем отрывков о дубе ­ Обсуждение ­ Какое впечатление произвёл старый дуб на вас? ­ Какие минут своей жизни князь считает лучшими? Как вы думаете, почему? Выступление   ученика   с   докладом  «Лучшие   минуты   жизни   Андрея Болконского» ­  Как переменились  мысли  героя после  поездки  в  Отрадное?  (  К Андрею пришло новое желание деятельности и славы – он уезжает в Петербург, заводит   знакомство   со   Сперанским,   принимает   участие   в   комиссии Сперанского, но скоро понимает, что это пустое) Учитель. ­ Затем пришла любовь к Наташе, и она была для Андрея как высокая правда, как небо Аустерлица, и заставила опять все переосмыслить и переоценить. И в свете этой любви – правды фальшивым показался ему Сперанский со своими «белыми   изнеженными   ручками»,   на   которые   «невольно   смотрел   князь Андрей. Но невольная измена Наташи вновь вызывает в душе обиду и досаду. Он не в состоянии простить её. В таком состоянии и застаёт его война 1812 года. Когда   Наполеон   вступает   в   пределы   России   и   начинает   стремительно продвигаться   вперед,   Андрей   Болконский,   возненавидевший   войну   после Аустерлица, идет в действующую армию, отказавшись от безопасной работы при штабе императора. Проблемный вопрос ­ Почему Андрей Болконский, решивший после Аустерлица больше никогда не   воевать,   вновь   идёт   на   войну,   почему   он   изменил   принятому   им   же решению? (В опасности его родина, его семья – он должен их защитить) Учитель.   Князь Андрей становится обыкновенным  полковым командиром. Солдаты любят его и называют   «наш князь». Андрей не мечтает больше о славе и подвиге. Он просто защищает свою страну. Теперь мы замечаем в нем ту же, что и у солдат,  «скрытую теплоту патриотизма».          Твердый и холодный характер Андрея Болконского не позволил ему в полной мере испытать простое человеческое счастье. Бородинское сражение можно назвать кульминацией  в жизни князя Андрея. ­ Почему? (Он смертельно ранен, умирает)    Предсмертные страдания помогли ему постичь смысл христианской любви: «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к   ненавидящим нас, любовь к врагам всегда, та любовь, которую проповедовал Бог на земле... и которой я не понимал». СЛАЙД №10 Таким   образом,   Толстой   приводит   своего   героя   к   гибели   во   имя   жизни других,   во   имя   будущего   России,   духовно   же   —   он   приводит   его   к постижению вечных нравственных ценностей. В образе Андрея Болконского отразились лучшие черты дворянина­патриота: ум, образованность, честность, совестливость, горячая любовь к Родине. ­ Что вы можете сказать о жизни одного из любимых героев автора? Как его жизнь соотносится с эпиграфом нашего урока?  Вывод. Путь любимых героев Толстого — это путь к народу. Только на Бородинском поле  Андрей понимает суть жизни — быть рядом с народом, потому что «нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Работа в парах ­   Мы   постоянно   наблюдаем   взлёты   и   падения   князя   Андрея.   Попробуйте графически их показать и объяснить свои наблюдения. ­ Обсуждение полученных результатов III. Подведение итогов урока. Задание на дом.   ­ Выучить  один из монологов наизусть, составить сравнительную таблицу «Князь Андрей на войне 1805­1807 годов и 1812 года».

План - конспект урока литературы в 10 классе "ПОИСК ПЛОДОТВОРНОЙ ОБЩЕСТВЕННоЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО"

План - конспект урока литературы в 10 классе "ПОИСК ПЛОДОТВОРНОЙ ОБЩЕСТВЕННоЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО"

План - конспект урока литературы в 10 классе "ПОИСК ПЛОДОТВОРНОЙ ОБЩЕСТВЕННоЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО"

План - конспект урока литературы в 10 классе "ПОИСК ПЛОДОТВОРНОЙ ОБЩЕСТВЕННоЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО"

План - конспект урока литературы в 10 классе "ПОИСК ПЛОДОТВОРНОЙ ОБЩЕСТВЕННоЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО"

План - конспект урока литературы в 10 классе "ПОИСК ПЛОДОТВОРНОЙ ОБЩЕСТВЕННоЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО"

План - конспект урока литературы в 10 классе "ПОИСК ПЛОДОТВОРНОЙ ОБЩЕСТВЕННоЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО"

План - конспект урока литературы в 10 классе "ПОИСК ПЛОДОТВОРНОЙ ОБЩЕСТВЕННоЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО"

План - конспект урока литературы в 10 классе "ПОИСК ПЛОДОТВОРНОЙ ОБЩЕСТВЕННоЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО"

План - конспект урока литературы в 10 классе "ПОИСК ПЛОДОТВОРНОЙ ОБЩЕСТВЕННоЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО"

План - конспект урока литературы в 10 классе "ПОИСК ПЛОДОТВОРНОЙ ОБЩЕСТВЕННоЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО"

План - конспект урока литературы в 10 классе "ПОИСК ПЛОДОТВОРНОЙ ОБЩЕСТВЕННоЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО"

План - конспект урока литературы в 10 классе "ПОИСК ПЛОДОТВОРНОЙ ОБЩЕСТВЕННоЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО"

План - конспект урока литературы в 10 классе "ПОИСК ПЛОДОТВОРНОЙ ОБЩЕСТВЕННоЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО"

План - конспект урока литературы в 10 классе "ПОИСК ПЛОДОТВОРНОЙ ОБЩЕСТВЕННоЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО"

План - конспект урока литературы в 10 классе "ПОИСК ПЛОДОТВОРНОЙ ОБЩЕСТВЕННоЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО"

План - конспект урока литературы в 10 классе "ПОИСК ПЛОДОТВОРНОЙ ОБЩЕСТВЕННоЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО"

План - конспект урока литературы в 10 классе "ПОИСК ПЛОДОТВОРНОЙ ОБЩЕСТВЕННоЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017