Урок литературы в 10 классе по теме "Личность и творчество Чехова"
Оценка 4.7

Урок литературы в 10 классе по теме "Личность и творчество Чехова"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл
15.03.2017
Урок литературы в 10 классе по теме "Личность и творчество Чехова"
Тема: Личность и творчество писателя. Цель урока: Изучение биографии и творчества А.П.Чехова, тематического и жанрового разнообразия произведений писателя. Задачи: Работая с текстом учебника, выяснить основные факты биографии писателя , изучить особенности его творческой биографии Развивать аналитические навыки учащихся, монологическую речь учащихся, навыки самостоятельной работы с литературоведческим материалом; Способствовать воспитанию высоких нравственных качеств личности на примере жизни писателя, воспитанию активной жизненной позиции и неприятия к негативным явлениям жизни на основе анализа произведений Чехова.Конспект урока
Урок литературы в 10 классе.docx
Урок № 37 Тема: Личность и творчество писателя. Цель урока: Изучение биографии и творчества А.П.Чехова, тематического и жанрового разнообразия произведений писателя. Задачи: 1. Работая с текстом учебника, выяснить основные факты биографии писателя , изучить особенности его творческой биографии 2. Развивать аналитические навыки учащихся, монологическую речь учащихся, навыки самостоятельной работы с литературоведческим материалом; 3. Способствовать воспитанию высоких нравственных качеств личности на примере жизни писателя, воспитанию активной жизненной позиции и неприятия к негативным явлениям жизни на основе анализа произведений Чехова. Оборудование: электронная презентация, раздаточный материал. Ход урока. I. II. Оргмомент. Разминка. Повторение изученного о Чехове в среднем звене: Чеховская викторина: 1. Какое животное стало причиной скандала в рассказе Чехова «Хамелеон»? (Собака.) прекрасно: ...» 2. Продолжите известное высказывание Чехова: «В человеке всё должно быть 3. В каком произведении герои Иван Иванович, Фёдор Тимофеевич и Тётка вовсе не люди, хотя и носят человеческие имена? («Каштанка», А.П. Чехов.) 4. Перескажите в нескольких словах содержание рассказа А.П.Чехова «Смерть чиновника». (Чи-новник чихнул на лысину важной персоне и умер.) 5. Персонажем какого рассказа Чехова является полицейский Очумелов? III. («Хамелеон».) 6. Кому писал письмо Ванька Жуков и о чём просил в письме? (на деревню дедушке с просьбой забрать его к себе) 7. Как звали сына героя рассказа «Толстый и тонкий»? (Нафанаил) 8. Назовите «лошадиную» фамилию, которую не мог вспомнить приказчик Иван Евсеевич. (Овсов) Работа по новому материалу. Вступительное слово учителя об общественно-политической жизни России в 80-е годы ХIХ в. Это годы наступления правительственной реакции, кризиса господствовавших в обществе идео-логий и верований, пассивности либеральной интеллигенции. 80-е годы ХIХ в. – эпоха поисков новых путей развития страны. Творческий метод А. П. Чехова уже определился, в письме к Алексею Николаевичу Плещееву он написал: «Цель моя – убить сразу двух зайцев: правдиво нарисовать жизнь и, кстати, показать, насколько эта жизнь уклоняется от нормы. Норма мне неизвестна, как неизвестна никому из нас. Все мы знаем, что такое бесчестный поступок, но что такое честь – мы не знаем». Но даже в этот период «безвременья» Чехов чувствует и ощущает нормы жизни и человеческих отношений, видит отклонения от норм и показывает их. 90-е годы ХIХ века полны событиями и фактами, имеющими непосредственное отношение к Ан-тону Павловичу Чехову. В 1895 г. 114 ученых и писателей Москвы и Петербурга обратились к царю Николаю II с петици-ей, в которой смело рассказали о притеснениях со стороны цензуры, невозможности печататься. В числе подписавшихся – А. П. Чехов. Это необычный и смелый поступок писателя. В 1898 г. с большим успехом шли пьесы Чехова на сцене Художественного театра: в этом же году состоялось знакомство Чехова с Горьким. Чехов был избран почетным членом Академии наук (1901 г.), а через год (1902 г.) этой же чести был удостоен молодой Горький. Но по распоряжению Николая II избрание Горького было объявлено недействительным. В знак протеста Чехов (вместе с Короленко) вернул свой диплом почетного члена Академии наук. Поступок решительный и смелый. IV. V. VI. VII. Биографические сведения об А.П.Чехове – по уч. стр.179-181 Проверка усвоения текста по принципу «Лента жизни» Цитаты А.П.Чехова- как они характеризуют Чехова? «Дневник двойной записи» Физминутка Рассказы Чехова – работа в группах: 1группа - по рассказу «Человек в футляре»  Каковы жизненные принципы Беликова?  Почему ничтожнейший человек – Беликов – держал в руках весь город?  От чего умирает Беликов?  Напишите «завещание» Беликова 2 группа – по рассказу «Крыжовник»  Как ты думаешь, кто из героев рассказа " Крыжовник" человек сомневающийся- Буркин, Алехин, Иван Иванович, Николай Иванович, рассказчик? Почему?  Кого ты бы назвал главным героем рассказа? Почему? Какое сомнение мучит героя?  Как бы ты сформулировал: о чем этот рассказ?  Почему так изменился Николай Иванович, став помещиком?  Как, по-твоему, Николай Иванович, достигший своей жизненной цели, достоин уважения или призрения, понимания? VIII. Составление «Диаграммы Венна»: «Человек в футляре»- «Крыжовник» IX. X. XI. Выводы. Д /з. – прочитать рассказы «Ионыч», «Палата №6» Самооценка работы на уроке. Рефлексия.

Урок литературы в 10 классе по теме "Личность и творчество Чехова"

Урок литературы в 10 классе по теме "Личность и творчество Чехова"

Урок литературы в 10 классе по теме "Личность и творчество Чехова"

Урок литературы в 10 классе по теме "Личность и творчество Чехова"

Урок литературы в 10 классе по теме "Личность и творчество Чехова"

Урок литературы в 10 классе по теме "Личность и творчество Чехова"
Скачать файл