План-конспект урока литературы в 10 классе:"Направленность сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина"
Оценка 5

План-конспект урока литературы в 10 классе:"Направленность сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл
27.01.2017
План-конспект урока литературы в 10 классе:"Направленность сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина"
План-конспект содержит материал по изучению сказок Салтыкова-Щедрина. Урок помогает определить социальные, философские и политические вопросы, поднятые автором в сказках. Дан подробный анализ сказок "Премудрый пескарь", "Коняга" и "Дикий помещик", рассмотрены используемые в данных произведениях приёмы. В ходе урока использован краеведческий материал, помогающий сделать урок более ярким и запоминающимся.В файле содержится разработка плана-конспекта урока
Направленность сказок М.docx

 

                                 

 

Направленность сказок М.Е. Салтыкова – Щедрина

 

Цели:

 1. Воспитывать у учащихся активную жизненную позицию, стремление жить честно, приносить людям пользу.

2.  Определить направленность сказок М.Е. Салтыкова – Щедрина; определить социальные, философские и политические вопросы, поднятые автором.

3. Развивать умение анализировать поступки героев, делать выводы и обобщения.

 

Метод: эвристическая беседа.

Ход урока

 

Учитель:

Ребята, мы прочитали с вами сказки, как сам автор определил их жанр, – сказки для детей изрядного возраста. Давайте поразмышляем над ними.

- Подумайте, какой приём использует М.Е.Салтыков – Щедрин в своих сказках, чтобы показать противоположные взгляды разных социальных классов? (антитеза)

          - Приведите примеры таких сказок.

          - Какие вопросы поднимает автор в своих сказках? (Социальные, философские, политические)

    2. Работа по теме.

             - Как вы думаете, какие вопросы подняты М.Е. Салтыковым – Щедриным в сказке «Премудрый пескарь»?

Ответы учащихся.

              - Верно, это философские вопросы. А какие именно? Давайте обратимся к самой сказке.

- Кто её главный герой?

- А чем занят он в течение всей жизни?

Ответы учащихся

- Да, пескарь стремится выжить. Рассмотрим психологию жизни пескаря и составим своеобразную схему.

Какова цель его жизни?

(Выжить во что бы то ни стало)

Какие средства он для этого использует?

( Жил дрожал, умирал дрожал)

Каков итог его жизни?

(Одиночество. Никто никогда  не спросил у него совета, не обратился с просьбой, не испытал в нём нужды)

- Пример из текста

Каков же конечный результат?

(Пропал безвестно)

Пример из текста

Учитель.

-  Известный русский писатель М. Горький считал, что существует две формы жизни: горение и гниение.

- К какой форме можно отнести жизнь пескаря?

- Известны ли вам примеры другой формы жизни?

- Вспомним, чьё имя носит соседняя школа? А знаете вы, какой подвиг совершил этот молодой человек? Он своей грудью закрыл командира. Погиб сам, но  спас  другого  и  поэтому  удостоен  высокого звания Герой России.  Именно  потому  он будет жить в веках, ему обеспечено бессмертие.

(Учащиеся приводят примеры)

- Сделаем вывод.

Вывод: жить надо так, чтобы у тебя могли спросить совета, попросить помощи, чтобы ты был нужен людям, а люди не могли обойтись без тебя.

Учитель.

- А какие вопросы поднимает автор в сказке «Дикий помещик»?

Ответы учащихся

- Верно, социальные и политические. Разберёмся в них.

Социальные:

-  тяжёлое положение народа, непосильный труд

-  беспечное существование имущих классов за счёт труда народа.

Политические:

- бесправное положение народа, создающего блага и обеспечивающего благосостояние и благополучие правящих классов.

Учитель.

- Какое впечатление вызывает у вас помещик из сказки?

Работа в парах:

- Можно ли найти в образе этого героя положительные черты?

- Как вы расцениваете его отношение к народу?

- А как народ реагирует на поведение помещика? Может, он бунтует и возмущается?

Ответы учащихся:

Нет, народ терпит, а когда терпение заканчивается, обращается с просьбой о помощи  к Богу. Текст сказки.

Учитель.

-  Что изменилось в жизни помещика с исчезновением мужика?

- Как расценивают поступок помещика окружающие, медведь, например?

- Так способно ли общество обойтись без мужика? Как автор показывает, что это невозможно?

Ответы учащихся.

 Ответы подтверждаются текстом сказки.

Учитель.

-  А сам народ почувствовал свою значимость?

Ответы учащихся:  ничуть, он покорно продолжает работать, влача жалкое существование.

Учитель.

- В какой сказке Салтыков-Щедрин объясняет такое положение дел?

Ответы учащихся:  «Коняга».

Учитель.

- Кто герои этой сказки? В чём разница в их жизни?

Работа в группах:

1 группа:

Рассказать о жизни Пустопляса

2 группа:

Рассказать о жизни Коняги

- А в чём автор видит причину такого положения дел?

- Видит ли автор выход из этого положения? Прочитаем конец сказки.

- Кот же должен позаботиться о народе, о его судьбе? (сам народ)

- Готов ли он к этому?

 Предложите свой конец сказки. Составление фанфиков.

3. Подведём итоги.

- Каково отношение Салтыкова-Щедрина к народу?

Ответы учащихся: он сочувствует ему, пытается пробудить его сознание, вызвать гнев, однако народ по-прежнему покорно сносит все тяготы жизни и смиряется со своей долей.

- Кто из писателей и поэтов поднимал в своём творчестве вопрос о народе и его судьбе? Вспомните произведения этих писателей и поэтов.

Ответы учащихся.

 

4.Домашнее задание.

      Письменно ответить на вопрос: «Доля народная в произведениях М.Е.Салтыкова - Щедрина и Н.А.Некрасова».


 

Направленность сказок М.Е. Салтыкова –

Направленность сказок М.Е. Салтыкова –

Герой России. Именно потому он будет жить в веках, ему обеспечено бессмертие

Герой России. Именно потому он будет жить в веках, ему обеспечено бессмертие

Каково отношение Салтыкова-Щедрина к народу?

Каково отношение Салтыкова-Щедрина к народу?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2017