Понять характер главного героя поэма «Мцыри» Представить изображенные поэтом картины природы и осмыслить их роль в идейно – художественном содержании поэмы.
Оценка 4.7

Понять характер главного героя поэма «Мцыри» Представить изображенные поэтом картины природы и осмыслить их роль в идейно – художественном содержании поэмы.

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл
17.02.2017
Понять характер главного героя поэма «Мцыри» Представить изображенные поэтом картины природы и осмыслить их роль в идейно – художественном содержании поэмы.
Тема урока: «Образ Мцыри в поэме» Цели и задачи: Образовательные и развивающие Понять характер главного героя поэма «Мцыри» Представить изображенные поэтом картины природы и осмыслить их роль в идейно – художественном содержании поэмы. Учить работать с текстом художественного произведения. Развивать мышление, умение решать поставленную проблему, обобщать, делать выводы. Воспитательные Всматриваясь в нарисованный Лермонтовым характер и осмысляя пафос «Мцыри», воспитывать у учащихся целеустремленность, стремление понять истинный смысл и красоту жизни. Воспитание любви к Родине, осознание понятия, что без родины нет для человека ни свободы, ни счастья. Помочь понять трагедию одиночества и осознать ценность сопричастности человеческому содружеству.Конспект урока
«Образ Мцыри в поэме» (2).docx
Тема урока: «Образ Мцыри в поэме» Цели и задачи: Образовательные и развивающие  Понять характер главного героя поэма «Мцыри»  Представить изображенные поэтом картины природы и осмыслить их роль в идейно – художественном содержании поэмы.  Учить работать с текстом художественного произведения.  Развивать мышление, умение решать поставленную проблему, обобщать, делать выводы. Воспитательные  Всматриваясь в нарисованный Лермонтовым характер и осмысляя пафос «Мцыри», воспитывать у учащихся целеустремленность, стремление понять истинный смысл и красоту жизни.  Воспитание любви к Родине, осознание понятия, что без родины нет для человека ни свободы, ни счастья.  Помочь понять трагедию одиночества и осознать ценность сопричастности человеческому содружеству. Ход урока Эпиграф: «...что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!» (В.Г. Белинский) 1. Орг. Момент Здравствуйте, садитесь. У нас присутствуют гости.  А мы сегодня  плодотворно поработаем на уроке, узнаем много нового. Желаю вам  позитивного настроения и  успехов. Поэма Ю.М. Лермонтова прочтена, мы с вами продолжаем работать с  произведением Мцыри. 2. Работа над композицией поэмы ­ Где происходит действие поэмы? (Грузия) ­ Как возник замысел написания поэмы? Ребята,   из   биографии   поэта   мы   знаем,   что   в   1837   году   М.   Ю. Лермонтов отправляется в путешествие по Грузии, где и рождается замысел поэмы «Мцыри», навеянный романтическим настроением. ­ Действие поэмы происходит в Грузии. Возникновение замысла связано с путешествием поэта по Военно­Грузинской дороге. Тогда Лермонтов посетил древнюю столицу Грузии,   город   Мцхета.   Там   он   встретил   одинокого   монаха,   который рассказал ему свою историю. Горец по рождению, он ребенком был взят в плен генералом Ермоловым. В дороге мальчик заболел, и Ермолов  оставил его   в   монастыре.   Он     долго   не   мог   привыкнуть   к   монастырю,   тосковал, пробовал   убегать   на   родину.   Последствием   такой   попытки   была   тяжелая болезнь, едва не убившая его. Он смирился с своей долей и провел жизнь в стенах монастыря.  Да, поэма Лермонтова ­ это романтическое произведение, в основе сюжета  которого лежит традиционная романтическая ситуация­бегство из неволи. 3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной  деятельноси  Кто же не доволен жизнью, кто бежит из неволи? – Мцыри. По­разному оценивают этот образ литературные исследователи: 1.  Мцыри – это герой с демоническими чертами. ( Н. Котляровский) 2.  Мцыри – христианин, который исповедуется перед смертью. (А. В.  Моторин) 3.  Мцыри –это «естественный человек» с цельной и страстной натурой. (Ю.  Манн) А вот какую оценку ему дал великий русский критик В. Г. Белинский «...что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!» (В.Г. Белинский) Давайте исходя из оценок литературных исследователей определим  тему нашего урока: «Образ Мцыри в поэме» Какие цели мы сегодня с вами поставим перед собой? ­  дать характеристику образа,  героя  привлекая для ответа текст поэмы ­ совершенствовать навыки анализа  художественного текста Мцыри   –   «душой   –   дитя,   судьбой   –   монах»   по   злой   воле   судьбы попадает в монастырь, готовится и сам стать монахом. Но   в   нем   постоянно   живет   «могучий   дух   его   отцов».   Этот   дух   не позволяет   сначала   мальчику,   потом   уже   юноше,   забыть   свой   дом, родную   семью,   свой   аул,   свою   родину.   Все   годы,   проведенные   в монастыре, он мечтает  только об одном: побывать на родной земле, услышать родной язык. Хотя   его   мечта   просуществовала   всего   три   дня,   но   все   же   она исполнилась.   Мцыри   побывал   на   воле.   И   эти   свои   три   дня   он   не променял бы ни на какую другую жизнь. А теперь мысленно сравните свое детство, отрочество с жизнью Мцыри… Надеюсь, вы всегда будете благодарить бога, свою судьбу за то, что имели возможность говорить кому­то поистине священные слова «отец» и «мать», что вы навсегда сохраните тепло к отчему дому, никогда не забудете родные места, свою родину. 4. Работа над образом Мцыри 1. Хронологическая последовательность событий  1 глава­ описание развалин старого монастыря 2 глава­ рассказ об истории Мцыри с детства до побега 3 – 26 главы­ исповедь Мцыри, рассказ о трех днях свободы 2. Словарная работа: Исповедь­  это откровенное, честное признание в своих поступках, сообщение   своих   мыслей,   взглядов,   стремлений;   исповедаться   — значит покаяться в своих грехах, ничего не утаить.  Однако исповедь Мцыри — не покаяние, а утверждение своего права  на свободу, волю. «И о прощенье не молю», — говорит он старому  монаху, пришедшему к нему «с увещеваньем и мольбой». «Собрав остаток сил», Мцыри рассказывает монаху о причинах своего побега из монастыря, который он постоянно называет тюрьмой, и о  трех днях пребывания на воле. Мцыри противопоставляет жизни монахов «средь душных келий и  молитв» ­ полную тревог и битв. 3. Работа в группах ­ Начнем с вопроса: кому в поэме непонятен и чужд Мцыри? (монахам). ­ О том, что монахи не понимали переживания и стремления Мцыри,  свидетельствует начало поэмы. Оно написано от автора, который  рассказывает о жизни мальчика, какой она представлялась монахам и  какой Мцыри (делим на 2 группы) Докажите это, работая с текстом. Для работы я предлагаю вам 2.3 и 26, 20  главы. Учащиеся работают с текстом, выбирая материал для заполнения  таблицы. (Устно). На экране таблица: (предварительно открыты только заголовки). Вся таблица появляется на слайде после ответов учащихся. Монахи (думают) Мцыри (думает)     «После к плену он привык» «Хотел во цвете лет изречь монашеский  обет» «В стенах хранительных спасен» «Звон колокола – умиротворяющие  звуки, радующие душу».     «Я жил в плену» «Я знал одной лишь думы власть, одну,  но пламенную страсть». «Мечты звала от келий душных и  молитв…» Звон колокола – звук, железом  ударяющий в грудь.  Перед кончиной Мцыри монах  обращается к нему «с увещеваньем и  мольбой», боясь, что тот умрет без  покаяния и не попадет в рай.  Последнее желание – быть  похороненным вне монастырских  стен, «оттуда виден и Кавказ». Вывод: если монастырь для Мцыри – плен, темница, то и монахи не могут  казаться ему спасителями. Однако они вылечили его, одевали, кормили,  заботились о нем. ­ Почему же все – таки они не стали спасителями? Ответы, размышления учащихся. Обобщение учителя. Но ведь взамен они требовали от него «изречь монашеский обед», стать  монахом, а это значит отказаться от своих надежд, мечтаний, так как  монастырская жизнь – это уход от людей, от мира, полный отказ от желаний  собственной личности, служение богу, выражающееся в однообразно  чередующихся постах и молитвах. Главное условие жизни в монастыре –  послушание. С этим Мцыри смириться не хочет.Мцыри решает бежать ­   Какова   была   цель   побега?   Что   значит   для   Мцыри   быть   свободным? Подберите цитаты из текста для ответа.  Гл.6,9,10,11 (А)  Давным­давно   задумал   я   //Взглянуть   на   дальние   поля,//   Узнать, прекрасна ли земля,// Узнать, для воли иль для тюрьмы// На этот свет родимся мы. Б) «…Я цель одну ­ // Пройти в родимую страну ­ // Имел в душе. В) Я мало жил, и жил в плену. // Таких две жизни за одну, // Но только полную тревог,// Я променял бы, если б мог;  Быть свободным для Мцыри – вырваться из монастырского плена, вернуться в родной аул. В душе его живет образ незнакомого желанного «мира тревог и битв».) ­ Что же увидел Мцыри о жизни во время своих скитаний?   (главы 6 и 11).    воспринимая   этот   пейзаж? ­ Что особенного вы отметили, читая этот эпизод? Какие чувства испытывал Мцыри,  (Увиденное   Мцыри   резко противопоставлено мрачному монастырскому существованию. Пейзаж привлекателен для героя, так как тот впервые на воле. «Пышные поля», «холмы», «груды темных скал», «седой, незыблемый Кавказ»  как символ свободы   –   все   это   увлекает   героя.   Он   погружается   в   воспоминания, раскрывая   свою   страстную   душу,   чувствует   легкость   и   непонятную жажду. Ощущается любовь к жизни в этом человеке.))  ●  чтение поэмы «Мцыри» (глава 12, 13). ­  Какие чувства испытывает юноша при встрече с девушкой? (Эта встреча говорит о жажде любви, счастья, добра со стороны героя. Монашеский долг   –   отказ   от   любви.   В   душе   Мцыри   идет   борьба   эмоций.   Чувства Мцыри   овеяны   печалью,   тоской,   он   понимает,   что   все   его   мечты недостижимы.) Чтение глав поэмы «Мцыри» (глава 16­18). ­ Ребята, какой эпизод можно назвать кульминацией поэмы? ­ Центральным эпизодом поэмы является бой с барсом. Это  кульминация трех «вольных» дней героя.  ­ Какие качества героя проявились в схватке? Что символизирует бой с  барсом?  ­ Бой с барсом имеет глубокий психологический и философский смысл: это  образное воплощение того, что происходит в душе героя. В ней враждуют два начала: неудержимое стремление к свободе и индивидуализм, пропитавший  душу героя, «темничного», одинокого «цветка». Мцыри открыт для всего  мира и одновременно замкнут, погружен в себя, не способен понять правду  других людей. Мцыри не готов к диалогу с миром людей — в этом  важнейшая причина его жизненной трагедии.  ­ Для чего введен автором эпизод борьбы с барсом? (В поединке с барсом Мцыри   чувствует   полное   слияние   с   природой,   презрение   к   смерти,   он ведет   честную   и   открытую   борьбу.   Лермонтов   любуется   его мужеством, отвагой, решимостью.) ­ Почему герой устает от природы? (Свобода оказалось для него избытком кислорода.   Пережив   столько   за   3   дня,   сколько   не   было   за   все   время нахождения в монастыре, Мцыри устает от переживаний. Он жертва цивилизации.) ­ Почему гибнет Мцыри? (Условия, в которых вырос герой, отобрали у него общение с людьми, практику жизни. Он словно узник в своей темнице. Это   становится   причиной   его   смерти.   Мцыри   познал   свободу,   борьбу, природу. Его предсмертное желание – быть похороненным за пределами монастыря,   чтобы   видеть   родной   Кавказ.   Жить   больше   в   темнице юноша  не смог бы.)    Давайте прочитаем главу когда Мцыри он увидел монастырь. ­ Найдем ответ на вопрос «Зачем живет человек?» с точки зрения монахов и Мцыри. Соотнесите положения каждого из мнений с героем или героями, которые его придерживаются. 1) Идеал – покой. Самоотречение ради служения высшей идее. Отказ от   радостей   земного   бытия   во   имя   вечного   счастья.   Смирение   и пассивность. (Монахи.) 2)  Испытывать радость встречи с бурей, грозой… Вольность – смысл жизни. Жизнь с ее напряжениями, препятствиями и опасностями. Тяга к сильным и вольным людям. (Мцыри.) Анализ с художественных средств в поэме. ­   Работа   с   сигнальными   карточками   (метафора,   эпитет,   олицетворение, гипербола, сравнение). «Но юность вольная сильна,// И смерть казалась не страшна!» (эпитет); «О, я как брат// Обняться с бурей был бы рад!// Глазами тучи я следил, // Рукою молнии ловил…» (гипербола); ­ «Я грыз сырую грудь земли…» (метафора); «Я   сам,   как   зверь,   был   чужд   людей//И   полз   и   прятался,   как   змей» (сравнение); «Он был, казалось, лет шести;/ Как серна гор, пуглив и дик…» (сравнение); «…сердце вдруг/ Зажглося жаждою борьбы…» (метафора); «Сама земля дышала мне…» (олицетворение). «Груды скал» (метафора). «Объятья каменные» (эпитет).   ­ Какую роль играют данные средства художественной выразительности в поэме?   (Тропы   показывают   страстность,   силу   характера   Мцыри, который жаждет жизни, стремится слиться  с тем, что он считает для себя родным). Цитирование высказываний критиков о поэме Лермонтова.  ­ А теперь вскроем конверты. (Читают уч­ся.) Анненский И.Ф.  Мцыри всю свою жизнь лелеял одну мечту: вырваться из этих «душных келий  и молитв в чудный  мир тревог и  битв». Лермонтов пользуется   здесь   всем   богатством   своих   красок   и   пленительно   рисует грешную землю. Перед нами совсем иное, новое, просветленное отношение к ней.   Поэту   открылись   в   ней   какие­то   иные   ценности,   иной   смысл,   и   он всецело держит сторону Мцыри даже тогда, когда тот чувствует себя братом барса и, подобно ему, жаждет крови.  Белинский   В.Г.…Что   за   огненная   душа,   что   за   могучий   дух,   что   за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственною мощью.  Максимов Д.Е. Мцыри – высокий мятежный герой, ищущий пути из своего заточения на родину, в мир цельного бытия, свободы, борьбы и любви. Коровин В.И.  Мятежный и страдающий романтический герой прославляет действительность,   открывающую   перед   ним   высокую   цель   и предоставляющую   перед   ним   необозримые   возможности   для   героической деятельности. ­ Близка ли ваша характеристика  главного героя поэмы к мнению критиков? Обобщение изученного.   характеризующие   личность   Мцыри. ­   Подберите   определения, (Свободолюбивый,   независимый,   мятежный,   непокорный,   страстный, смелый, гордый…)  ­ Какова позиция автора поэмы в отношении  вопроса «Зачем живет человек на земле?». (Человек живет для свободы, воли, а не для тюрьмы.) ­ Кто должен выбирать, по какому пути идти человеку по жизни? (Человек должен сам выбирать свой путь.) ­   К   какому   художественному   направлению   принадлежит   произведение «Мцыри»?  (Поэма   «Мцыри»   принадлежит   к   романтическим произведениям.) ­Назовите   основные   черты   романтического   произведения.  (Идея   разлада мечты   и   реальности,   в   центре   –   романтический   конфликт, романтический   герой   резко   противопоставлен   обществу,   резко выделяется из него, романтический мир необычен, экзотичен.)  7. Выставление оценок. Подведение итогов урока. 8. Домашнее задание: Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы, ответить на 1 вопрос (с. 259), выучить записи в тетради.

Понять характер главного героя поэма «Мцыри» Представить изображенные поэтом картины природы и осмыслить их роль в идейно – художественном содержании поэмы.

Понять характер главного героя поэма «Мцыри» Представить изображенные поэтом картины природы и осмыслить их роль в идейно – художественном содержании поэмы.

Понять характер главного героя поэма «Мцыри» Представить изображенные поэтом картины природы и осмыслить их роль в идейно – художественном содержании поэмы.

Понять характер главного героя поэма «Мцыри» Представить изображенные поэтом картины природы и осмыслить их роль в идейно – художественном содержании поэмы.

Понять характер главного героя поэма «Мцыри» Представить изображенные поэтом картины природы и осмыслить их роль в идейно – художественном содержании поэмы.

Понять характер главного героя поэма «Мцыри» Представить изображенные поэтом картины природы и осмыслить их роль в идейно – художественном содержании поэмы.

Понять характер главного героя поэма «Мцыри» Представить изображенные поэтом картины природы и осмыслить их роль в идейно – художественном содержании поэмы.

Понять характер главного героя поэма «Мцыри» Представить изображенные поэтом картины природы и осмыслить их роль в идейно – художественном содержании поэмы.

Понять характер главного героя поэма «Мцыри» Представить изображенные поэтом картины природы и осмыслить их роль в идейно – художественном содержании поэмы.

Понять характер главного героя поэма «Мцыри» Представить изображенные поэтом картины природы и осмыслить их роль в идейно – художественном содержании поэмы.

Понять характер главного героя поэма «Мцыри» Представить изображенные поэтом картины природы и осмыслить их роль в идейно – художественном содержании поэмы.

Понять характер главного героя поэма «Мцыри» Представить изображенные поэтом картины природы и осмыслить их роль в идейно – художественном содержании поэмы.

Понять характер главного героя поэма «Мцыри» Представить изображенные поэтом картины природы и осмыслить их роль в идейно – художественном содержании поэмы.

Понять характер главного героя поэма «Мцыри» Представить изображенные поэтом картины природы и осмыслить их роль в идейно – художественном содержании поэмы.

Понять характер главного героя поэма «Мцыри» Представить изображенные поэтом картины природы и осмыслить их роль в идейно – художественном содержании поэмы.

Понять характер главного героя поэма «Мцыри» Представить изображенные поэтом картины природы и осмыслить их роль в идейно – художественном содержании поэмы.

Понять характер главного героя поэма «Мцыри» Представить изображенные поэтом картины природы и осмыслить их роль в идейно – художественном содержании поэмы.

Понять характер главного героя поэма «Мцыри» Представить изображенные поэтом картины природы и осмыслить их роль в идейно – художественном содержании поэмы.

Понять характер главного героя поэма «Мцыри» Представить изображенные поэтом картины природы и осмыслить их роль в идейно – художественном содержании поэмы.

Понять характер главного героя поэма «Мцыри» Представить изображенные поэтом картины природы и осмыслить их роль в идейно – художественном содержании поэмы.
Скачать файл