План-конспект урока по биологии (10 класс): Разработка урока "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"
Оценка 4.7

План-конспект урока по биологии (10 класс): Разработка урока "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
биология
10 кл
24.02.2019
План-конспект урока по биологии (10 класс):  Разработка урока "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"
Цели урока: Образовательная: рассмотреть хромосомный механизм определения пола организма, об особенностях половых хромосом, аутосом; сущность наследования признаков, сцепленных с полом; продолжить формирование умений решать генетические задачи. Развивающая: продолжить формирование умений и навыков использования генетической терминологии и символики; решать генетические задачи. Воспитательная: воспитание биологического мышления, внимания; воспитание мировоззрения о необходимости знаний о генетическом здоровье человека для будущего планирования семьи. Средства обучения: таблицы, иллюстрирующие наследование признаков, сцепленных с полом.
конспект.docx
Генетика пола. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом Цели урока: Образовательная: рассмотреть хромосомный механизм определения пола организма, об особенностях половых хромосом, аутосом; сущность наследования признаков, сцепленных с полом; продолжить формирование умений решать генетические задачи. Развивающая: продолжить формирование умений и навыков использования генетической терминологии и символики; решать генетические задачи. Воспитательная: воспитание биологического мышления, внимания; воспитание мировоззрения о необходимости знаний о генетическом здоровье человека для будущего планирования семьи. Средства обучения: таблицы, иллюстрирующие наследование признаков, сцепленных с полом. 1. Проверка домашнего задания. Биологический диктант по теме «Хромосомная теория наследственности» Ход урока  Группа сцепления – гены, локализованные в одной  Сцепленное наследование- явление совместного хромосоме, образуют группу сцепления и наследуются вместе; наследования генов, локализованных в одной хромосоме, называетсясцепленным наследованием; наследственности.  Основные положения хромосомной теории II.Актуализация знаний. Беседа по вопросам: Что такое пол? Какие существуют типы определения пола? Пол   –   совокупность   признаков   и   свойств   организма,   обеспечивающих воспроизводство. Типы определения пола       прогамный эпигамный сингамный -до – после – в момент оплодотворения оплодотворения оплодотворения пол может меняться                 зависит от условий             генотипически    в течение жизни                    среды                            хромосомным набором Пол   организма,   как   и   любой   признак,   развивается,   с   одной   стороны,   под влиянием   генотипа,   с   другой   –   факторов   внешней   среды.   Для   различных 1 организмов влияние генотипа и факторов внешней среды на определение пола различно, то есть у одних организмов – человек, большинство млекопитающих –   определяющим   является   генотип,   у   других   –   рыбы,   некоторые   черви   – фактор внешней среды. Например:   У   некоторых   животных   определение   пола   зависит   от   внешних условий. Например, у морского червя бонелии, особи, которые в личиночной стадии   остаются   свободно   плавающими,   становятся   самками,   а   личинки, прикрепившиеся к телу взрослой самки, превращаются в самцов в результате мускулинизирующего действия гормона, выделяемого самкой. II.Изучение нового материала 1.   Зависимость   пола   организма   от   набора   половых   хромосом,   который формируется   в   момент   оплодотворения.   Гомо   ­   и   гетерогаметный   пол. Определение пола у человека. (объяснение учителя) Самые заметные различия между особями одного вида – это различия по   половому   признаку.   В   соматических   клетках   самца   и   самки   все   пары хромосом, кроме одной, похожи и несут одинаковые типы генов. Одинаковые хромосомы у самца и самки называют аутосомами, а отличающуюся пару – половыми хромосомами. Половые хромосомы определяют пол особей. Хромосомы       одинаковые у мужских и женских                         половые хромосомы Аутосомы                                   гетерохромосомы организмсов Например: 1.У человека: 23 пары хромосом=22А+ XX,  22 А+XY; 2. У дрозофилы: 6А+XX, 6А+XY. 3.   У   птиц,   рыб,   бабочек   гомогаметный   пол   самца   –   XX,   а гетерогаметный пол самки – XY. 4. Хромосомный набор клопа протенора, кузнечика, пауков, жуков: XX, 5. Хромосомный набор тли: XO XX. XO 6. Гапло-диплоидный тип пчел, муравьев у этих организмов нет половых хромосом: 2n -самка, n – самец, Пол  с  одинаковыми   половыми  хромосомами  (ХХ),  образующий  один   с   разными   хромосомами, тип гамет называютгомогаметный. Пол называют гетерогаметный. 2.Наследование пола. ­ Что называют кариотипом? Общее число, размер и форму хромосом, характерных для того или иного вида организмов, называют кариотипом.    образующий   два   типа   гамет 2 Пол организма определяется в момент зачатия, вероятность рождения самца или   самки   равна   1:1.   Пол   потомков   может   быть   определен   при   помощи решетки Пеннета:  ♀                          ♂ X X XX девочка XX девочка Х Y XY мальчик XY мальчик (нарисовать схему на интерактивной доске). 3.   Наследование   дальтонизма,   гемофилии,   других   болезней   и   признаков   – доказательство зависимости формирования некоторых признаков от пола.  Половые хромосомы не только отвечают за определение пола нового организма, но содержат также гены, контролирующие развитие определенных признаков. Наследование признаков, гены которых расположены в половых хромосомах называют наследованием, сцепленным с полом. Признаки, наследуемые через Х­хромосому, могут проявляться как у особей женского пола, так и у особей мужского пола. Признаки, наследуемые через Y – хромосому, будут проявляться только у особей мужского пола (для большинства организмов). Основную часть признаков, сосредоточенных в половой паре хромосом, организм наследует по Х­хромосоме.  У   человека   некоторые   заболевания   также   наследуются   сцеплено   с полом,   например   дальтонизм,   гемофилия,   мышечная   дистрофия   Дюшена, атрофия зрительного нерва. Рассмотрим наследование дальтонизма. ­ Что такое дальтонизм? История открытия дальтонизма? Нормальное   цветовосприятие   обусловлено   доминантным   геном   (D), локализованным   в   Х   –   хромосоме,   а   ген   дальтонизма   (d)   рецессивный. Наследуется по линии матери и проявляется у сыновей. - Что такое гемофилия? Рассмотрим влияние гена, находящегося в Х­ хромосоме, на его проявление на примере гемофилии (несвертываемости крови). Здоровая   женщина,   в   роду   у   которой   были   гемофилики,   вышла   замуж   за здорового мужчину, какие дети родятся в этом браке? Несмотря на то что гемофилия встречается редко, о ее существовании известно каждому. И это неудивительно: она во многом предопределила ход российской истории. Ею страдал наследник царя Николая II Цесаревич Алексей. Наследование гемофилии H – ген нормальной свертываемости крови h – ген гемофилии Примеры (на доске) Результаты данного скрещивания представлены на Рисунке 3.   3 Рис. 3. Результаты скрещивания (Источник) XHXh – генотип матери; ХНY – генотип отца. Гаметы, образующиеся в женском организме, – XH и Xh, гаметы, образующиеся в мужском организме, – ХН и Y. В   F1 мы   можем   видеть   следующие   генотипы:   здоровая   женщина,  здоровый мужчина, носитель­женщина и гемофилик­мужчина. Сама   женщина   здорова,   но   она   гетерозиготна   по   гену,   вызывающему гемофилию,   это   типичный   случай   наследования   рецессивного   признака, сцепленного полом. По такому же принципу наследуется и цветовосприятие человека.   Доминантный   ген   отвечает   за   нормальное   восприятие   цвета,   а рецессивный ген, который расположен в Х­хромосоме, отвечает за измененное цветовосприятие,   называемое   дальтонизм,   –   заболевание,   при   котором человек не различает красный и зеленый цвета. Женщины,   являясь   носителями   гена   гемофилии   и   дальтонизма,   сами практически не страдают этими заболеваниями, а мужчины страдают этими заболеваниями гораздо чаще Работа с интерактивной доской. 3. Закрепление  Задание на соответствие  Решите задачи 1. Мать имеет нормальное цветовое зрение (гомозигота), отец дальтоник, не различает цвета нормально( ген цветовой слепоты рецессивен и сцеплен с X – хромосомой – Хd).какой процент детей в этой семье могут иметь цветовую слепоту? Ответ запишите в виде числа. Ответ: 0 % 2. У мужа и жены нормальное зрение, их отцы- дальтоники. Какова вероятность появления у них сына дальтоника? Ген дальтонизма рецессивен и локализован в Х-хромосоме. Ответ: вероятность появления сына дальтоника составляет 25% от всех детей, 50% от сыновей. 3. Гемофилия – рецессивный признак, сцепленный с полом. Могут ли нормальные мужчина и женщина иметь ребенка - гемофилика? Ответ: могут, если генотип женщины ХHXh; в этом случае она является носительницей гена гемофилии. 4. Рефлексия Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — было интересно и понятно, желтый — встретились трудности, красный — было трудно, много ошибок. Каждый ученик наряжает свою елку игрушками. 4 Вывод: Мы обсудили определение пола на генетическом уровне и как  наследуются признаки, содержащиеся в половых хромосомах, выяснили, что  признаки, сцепленные с полом, наследуются независимо от признаков,  определяющих пол. 5. Домашнее задание: записи в тетради, соответствующий материал в учебнике Решите задачи 1. Мать имеет нормальное цветовое зрение (гомозигота), 2. У мужа и жены нормальное зрение, их отцы- отец дальтоник, не различает цвета нормально ( ген цветовой слепоты рецессивен и сцеплен с X – хромосомой – Хd).какой процент детей в этой семье могут иметь цветовую слепоту? Ответ запишите в виде числа. дальтоники. Какова вероятность появления у них сына дальтоника? Ген дальтонизма рецессивен и локализован в Х-хромосоме. 3. Гемофилия – рецессивный признак, сцепленный с полом. Могут ли нормальные мужчина и женщина иметь ребенка - гемофилика? Решите задачи 1. Мать имеет нормальное цветовое зрение (гомозигота), 2. У мужа и жены нормальное зрение, их отцы- отец дальтоник, не различает цвета нормально ( ген цветовой слепоты рецессивен и сцеплен с X – хромосомой – Хd).какой процент детей в этой семье могут иметь цветовую слепоту? Ответ запишите в виде числа. дальтоники. Какова вероятность появления у них сына дальтоника? Ген дальтонизма рецессивен и локализован в Х-хромосоме. 3. Гемофилия – рецессивный признак, сцепленный с полом. Могут ли нормальные мужчина и женщина иметь ребенка - гемофилика? 5

План-конспект урока по биологии (10 класс): Разработка урока "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

План-конспект урока по биологии (10 класс):  Разработка урока "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

План-конспект урока по биологии (10 класс): Разработка урока "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

План-конспект урока по биологии (10 класс):  Разработка урока "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

План-конспект урока по биологии (10 класс): Разработка урока "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

План-конспект урока по биологии (10 класс):  Разработка урока "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

План-конспект урока по биологии (10 класс): Разработка урока "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

План-конспект урока по биологии (10 класс):  Разработка урока "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

План-конспект урока по биологии (10 класс): Разработка урока "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

План-конспект урока по биологии (10 класс):  Разработка урока "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2019