ПЛАН — КОНСПЕКТ урока биологии
5 класс
Тема: Корень. Внешнее строение и функции
Задачи: сформировать у учащихся знания о видах корней и типах корневых систем и умения распознавать их на натуральных объектах, а также сравнивать типы корневых систем, находить взаимосвязь между строением и функциями органов растения
Оборудование: мультимедиапроектор, экран, таблица «Типы корневых систем», видеофильм о строении и функциях корня, гербарий растений с разными типами корневых систем.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
- составление схемы в тетрадях «Органы цветковых растений»
II. Изучение нового материала
В ходе вводной беседы обозначается тема урока и основные пункты плана
1 Функции корня
2 Виды корней
3 Типы корневых систем
4 Агротехнические приемы: пикировка и окучивание
Функции корня выясняются в ходе беседы, основанной на знаниях курса «Окружающий мир», который изучался в начальной школе.
Знакомство с разнообразием корней (главный, боковые, придаточные) происходит в ходе работы в микрогруппах с текстом и рисунками учебника пар.12 рис. 26. Учащиеся находят ответы на вопросы:
1). Какие виды корней известны?
2). Из какой части семени развивается главный корень?
3). Какие корни называют придаточными? Где могут развиваться боковые корни?
По окончанию работы учащиеся зарисовывают виды корней в тетрадях.
Далее учителем вводится понятие «Корневая система», дается характеристика типов корневых систем. На гербарных экземплярах находят растения, имеющие стержневую и мочковатую корневые системы.
Степень развития корневой системы зависит от количества корней; чем их больше, тем больше воды и минеральных солей может поглотить растение из почвы и урожай соответственно будет выше. В связи с этим при выращивании растений применяют пикировку — отщипывание кончика главного корня при выращивании рассады и окучивание — присыпание почвы к нижней части стебля, при этом развиваются придаточные корни. В тексте пар. 43 учащиеся должны найти ответ на вопрос: почему данные агротехнические приемы способствуют развитию корневых систем.
III. Закрепление изученного материала
- Демонстрация фрагмента видеофильма. Итоговая беседа.
Вопросы:
1. Какие функции выполняет корень?
2. Какие виды корней известны?
3. Чем стержневая корневая система отличается от мочковатой?
IV. Домашнее задание
1. Изучить пар 12-13
2. Подготовить опыт, демонстрирующий корневое давление
Примечание: на занятиях по внеурочной деятельности учащиеся выполняют исследовательскую работу «Влияние пикировки на развитие корневой системы»
Предполагаемые результаты данного урока
1. Личностные
· Сформированность познавательных интересов и мотивов на изучение корневых систем, видов корней
· Развитие опыта практической деятельности в жизненных ситуациях
2. Метапредметные
· Умение работать с различными источниками биологической информации
· Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности
3. Предметные результаты
В познавательной сфере:
· Выделение существенных признаков в строении корня как органа высших растений
· Объяснение влияния человека на процесс роста и развития корней растения, их роль в жизни человека
· Выявление взаимосвязи между особенностями строения корней и их функциями.
В ценностно-ориентационной сфере:
· анализ и оценка влияния деятельности человека на растения
В сфере трудовой деятельности:
· Соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами
· Освоение приемов выращивания культурных растений
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.