План-конспект урока по биологии в 7 классе «Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни»
Оценка 4.6

План-конспект урока по биологии в 7 классе «Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни»

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
биология
7 кл
21.01.2018
План-конспект урока по биологии в  7 классе  «Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их  к условиям жизни»
«Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни» данная разработка рассказывает о приспособленности организмов к среде обитания. О среде обитания организмов, о том, что выделяют четыре типа сред обитания животных. Это водная, почвенная, наземно-воздушная, организменная их особенности для каждого организма. Взаимосвязи животных в природе. Роль в природе.
животные и окружающая среда 2ур..doc
Тема:  «Многообразие   животного   мира.   Места   обитания   животных   и приспособленность их  к условиям жизни»   Приспособленность организмов к среде обитания.  Приспособленность ­ соответствие признаков организма (внутреннего  и внешнего строения, физиологических процессов, поведения) среде  обитания, позволяющее выжить и дать потомство.  Например, водные животные имеют обтекаемую форму тела; лягушку делает  незаметной на фоне растений зеленая окраска спины. Приспособленность помогает выжить организмам в тех условиях, в которых  она сформировалась. Белая расцветка  куропатки зимой помогает ей  скрываться от врагов. Заяц­беляк, незаметный на снегу. Приспособления к среде обитания проявляются во внешнем и  внутреннем строении, процессах жизнедеятельности, поведении. Окраска и  форма тела различных животных служат ярким примером приспособленности  организмов к среде обитания. Покровительственная окраска и форма тела у некоторых животных  делают их незаметными на фоне окружающей среды, маскируют их. Они  свойственны многим видам рыб, лягушек, птиц, зверей. Некоторые животные имеют яркую окраску, которая резко выделяет их  на фоне окружающей среды. Такая окраска называется предостерегающей.  Она свойственна животным, выделяющим ядовитые или плохо пахнущие  вещества. Предостерегающую окраску имеют божьи коровки, шмели, пчелы,  осы. Они как бы предупреждают других животных: «Не тронь меня!». При попадании животного в нетипичные для него условия  приспособления могут оказаться бесполезными или даже вредными. Так,  водоплавающие птицы – лебеди, утки с трудом передвигаются по суше,  ночные птицы плохо видят днем. Форма тела бабочки каллимы напоминает лист. Предки этой бабочки могли  иметь другую форму тела. Они приобрели форму тела, напоминающую лист. ­ Почему же все живые организмы разные? Почему отличаются друг от друга? ­ Организмы так не похожи друг на друга, потому что живут в различных условиях (ответ детей). Одни животные живут в холодных условиях, где вечно лежит снег (на  севере – белые медведи, пингвины, тюлени, моржи). Другие там, где все время тепло, не бывает морозов, снега (на юге кенгуру, зебра, леопард, черепахи,  гиены, змеи). Некоторые живут в небе – птицы. (ласточки – большую часть  своего времени проводят в небе, питаются на лету – ловят мошек, пьют в  дождливую погоду – ловят капли. Редко опускаются на землю) В самом деле, условия обитания влияют на внешний вид,  внутреннее строение, особенности поведения существ. Среда — это часть природы, окружающая живые организмы и  оказывающая на них прямое или косвенное воздействие. Из среды организмы  получают все необходимое для жизни и в нее же выделяют продукты обмена  веществ. Выделяют четыре типа сред обитания животных.      1.Водная среда.  Вода служит средой обитания многих организмов. Из воды же они получают  все необходимые для жизни вещества: пищу, воду, газы. Поэтому как бы ни  было высоко разнообразие водных организмов, все они должны быть  приспособлены к главным особенностям жизни в водной среде.  Многие животные приспособлены к передвижению в водной среде. Активные  пловцы (рыбы, дельфины, другие животные) имеют характерную обтекаемую  форму тела и конечности в виде плавников. Их быстрое плавание облегчается также особенностями строения внешних покровов и наличием специальной  смазки — слизи, снижающей трение о воду.  2. Наземно­воздушная среда.  Наземно­воздушная среда была освоена в ходе эволюции после водной.  Наиболее важным фактором жизни в наземно­воздушной среде являются  свойства и состав воздушных масс. Плотность воздуха гораздо ниже плот­ ности воды, поэтому у наземных организмов сильно развиты опорные ткани — внутренний и наружный скелет. Формы движения крайне разнообразны. По  воздуху передвигаются птицы и многие насекомые.  Воздушные массы характеризуются огромным объемом и постоянно  находятся в движении. Температура воздуха может меняться очень быстро и  на больших пространствах. Поэтому живущие на суше организмы имеют  многочисленные приспособления, позволяющие выдерживать резкие  изменения температуры или избегать их. Наиболее  замечательным приспособлением является развитие теплокровности. 3. Почва.  Почва как среда обитания — верхний слой суши, образованный минеральными частицами, переработанными деятельностью почвенных обитателей. Это  важный и очень сложный компонент биосферы, тесно связанный с другими ее  частями. Некоторые организмы проводят в почве всю жизнь, другие — часть  жизни.  4. Тела организмов как среда обитания.  Тела многих организмов могут служить жизненной средой для других  организмов (паразитов или симбионтов). Определение паразитизма и симбиоза      Главную роль для них играет обилие пищи, относительная стабильность  условий, защищенность от неблагоприятных факторов. Жизнь внутри другого  организма характеризуется: большим постоянством по сравнению с жизнью в открытой среде. Поэтому организмы, находящие себе место в теле растений  или животных, часто полностью утрачивают органы и даже системы,  необходимые свободноживущим видам. У поселившихся внутри других  организмов не развиты органы чувств или органы движения, взамен которых  возникают приспособления для удержания себя в теле хозяина и  эффективного размножения. Взаимосвязи животных в природе.  Животные  находятся  в постоянной  взаимосвязи с  остальным  миром. Они  необходимое  звено  для нормальной жизнедеятельности других   организмов.  Любая среда жизни населена животными разных видов, которые связаны между собой. Рак­отшельник не имеет твердого панциря, поэтому находит себе убежище в пустых  раковинах моллюсков. А на раковину он сажает одну, а то и двух актиний. Актиния  защищает рака­отшельника своими жгучими щупальцами от врагов, а рак­отшельник  перемещает малоподвижную актинию по дну, расширяя её охотничьи угодья. Эти  взаимовыгодные отношения животных называются   симбиозом  .    В природе существуют взаимоотношения, когда особи одного вида животных питаются  особями другого вида животных. Животных, которые питаются другими животными,  называют хищниками, а взаимоотношения – хищничеством  .    ­ Приведите примеры хищничества. Многие животные, населяющие одно и то же пространство,  питаются сходной  пищей,  занимают одинаковые участки для постройки нор и гнёзд. Поэтому между ними часто  возникает борьба – конкуренция  .    На теле, а также внутри тела животных, могут поселяться другие животные. Их называют  паразитами. Взаимоотношения, при которых одни животные живут за счёт других  животных, называют паразитизмом  .     Роль  в природе 1.Опылители 2.Распространение семян и плодов 3. Санитары. 4. Участники пищевых  цепей (консументы) 5. Почво и ландшафтообразование. (раковины  отмерших  моллюсков)

План-конспект урока по биологии в 7 классе «Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни»

План-конспект урока по биологии в  7 классе  «Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их  к условиям жизни»

План-конспект урока по биологии в 7 классе «Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни»

План-конспект урока по биологии в  7 классе  «Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их  к условиям жизни»

План-конспект урока по биологии в 7 классе «Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни»

План-конспект урока по биологии в  7 классе  «Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их  к условиям жизни»

План-конспект урока по биологии в 7 классе «Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни»

План-конспект урока по биологии в  7 классе  «Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их  к условиям жизни»

План-конспект урока по биологии в 7 классе «Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни»

План-конспект урока по биологии в  7 классе  «Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их  к условиям жизни»
Скачать файл