План- конспект урока по физике на тему:"Воздухоплавание" ( 7 класс, физика)
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
физика
7 кл
23.01.2018
В начале урока перед учениками ставится проблема о теме предстоящего урока. Для решения этой проблемы предлагается детям отгадать кроссворд. Ключевое слово которого " Плавание". Затем озвучивается цель урока и проверяются знания обучающихся при выполнении теста. Продолжается урок изучением новой темы: история появления воздушных шаров и других летательных аппаратов. Заслушиваются доклады учеников об аэростатах и дирижаблях. В конце урока ученики изготовляют модели вертолета по схеме на экране. Учитель подводит итог урока.Подробный план- конспект урока по физике в 7 классе на тему: "Воздухоплавание"
Болкаева Н.В. урок.docx
Конспект урока: «Воздухоплавание»
Цель урока:
Обучающая:
рассмотреть физические основы воздухоплавания и историю развития полетов.
Развивающая:
развивать речь учащихся через организацию общения на уроке, развивать логику и мышление
учащихся.
Воспитательная:
формировать интерес учащихся к изучению физики.
Задачи урока:
знать причины возникновения подъемной силы воздушных шаров; знать, что такое аэростат, чем
отличается воздушный шар от дирижабля, какими газами наполняют аэростаты и почему; знать ,что
такое стратостат.
Ход урока.
1. Организационный момент.
( слайд 1)
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Физика – это наука!
Но вижу в глазах у детей только муку,
Формулы скачут, мелькают подряд,
Ох, как им трудно их выстроить в ряд!
Но без физики не объяснить
И кран подъемный, и гвоздь как забить,
Как в космос летаем, машины водим,
И почему по Земле так просто мы ходим.
Эпиграфом нашего урока будут слова великого английского физика Майкла Фарадея
« Наблюдать, изучать, работать»
Ребята, сегодня на уроке мы продолжим объяснять происходящее вокруг нас. Но сначала
предлагаю вам отгадать кроссворд, ключевое слово которого и будет темой нашего урока.
Для этого вы должны вспомнить единицы измерения физических величин. (сетка кроссворда
на доске)
Вопросы:
1. Единица давления
2. Единица массы
3. Кратная единица массы
4. Единица площади
5. Единица времени
6. Единица силы
7. Единица объема
8. Единица длины
Ключевое слово «Плавание»
Ребята, но мы с вами изучили плавание тел в жидкости. Скажите, а где еще могут
плавать тела? ( Конечно, в воздухе)
И так тема урока: «Воздухоплавание» ( слайд 2)
Цель нашего урока: ( слайд 3) рассмотреть физические основы воздухоплавания, историю развития полетов и
выяснить причину возникновения подъемной силы воздушных шаров.
А если мы с этим справимся, то я думаю, что интерес к физике у вас после этого урока
станет еще больше.
2. Актуализация знаний. Повторение.
Для изучения новой темы нам нужно повторить условия плавания тел.
И так, ребята, напомните, какие силы действуют на тело, находящееся в жидкости?
( архимедова сила, направленная вверх и сила тяжести, направленная вниз)
Посмотрите на экран и вспомните, какие при этом возможны три случая нахождения
тела в жидкости? ( тело всплывает, тело плавает и тело тонет) ( слайд 4)
Когда тело будет всплывать? (когда архимедова сила больше силы тяжести)
А до каких пор тело будет всплывать? ( пока архимедова сила не станет = силе тяжести)
И последний случай, тело тонет? ( когда сила тяжести больше архимедовой силы)
А теперь проверим, как вы умеете вычислять архимедову силу. ( слайд 5)
Тест ( на листочках)
1. По поверхности озера плавает мяч. Сила тяжести, действующая на мяч равна 5 Н. Чему
равна выталкивающая сила?
А. 0 Б. Больше 5 Н В. Равна 5 Н
2. В каком случае Архимедова сила, действующая на самолёт больше: у поверхности Земли
или на высоте 10 км?
А. Больше у поверхности Земли. Б. В обоих случаях одинаково В. На высоте 10 км
3. Тело весом 8 Н погружено в воду. Вес вытесненной жидкости равен 6 Н. Каково значение
выталкивающей силы?
А. 2 Н Б. 6 Н В. 8 Н.
4. Какая сила равна весу жидкости, вытесненной этим телом?
А. Сила сопротивления Б. Сила тяжести В. Архимедова сила
5. Чему равна Архимедова сила, действующая в газе на тело V = 6 м3? Плотность газа 1,3
кг/м3.
А. 78 Н Б. 7,8 Н В. 6 Н
6. На рычажных весах уравновешены одинаковые тела. Нарушится ли равновесие и как, если
опустить одно тело в воду, а другое в керосин?
А. Нарушится равновесие, перетянет тело, опущенное в воду Б. Нарушится равновесие,
перетянет тело, опущенное в керосин. В. Не нарушится
7. Почему плавает тяжёлое судно, а железный гвоздь, упавший в воду, тонет?
А. Объем погруженной части судна значительно больше объема гвоздя Б. Сила тяжести во
втором случае больше В. Плотность железа больше плотности судна
( слайд 6)
( взаимопроверка, оцените работы своих одноклассников, критерии такие: если нет ошибок –
оценка 5, если 1 или 2 ошибки – оценка 4, если ошибок 3 – оценка 3, 4 ошибки и более – оценка 2) 3. Новая тема. ( слайд 7)
Учитель: Долгое время люди плавали только по водным океанам. Но всегда мечтали летать над
облаками, плавать в воздушном океане, так как они плавали по морю.
( слайд 8)
Для воздухоплавания вначале использовали воздушные шары. В 2016 году исполнится 233
года со дня запуска первого воздушного шара, и 213 лет со дня первого официально
зарегистрированного полета в России.
Ребята, а как вы думаете, какие силы действуют на шар в воздухе? ( сила тяжести и
архимедова сила)
А чтобы шар поднялся в воздух, какими должны быть эти силы?
( необходимо, чтобы архимедова сила была больше силы тяжести) ( слайд 9)
На этом и основан принцип воздухоплавания.
кабину, людей, приборы.
Поэтому для того , чтобы поднять воздушный шар, необходимо знать его подъемную силу.
Подъемная сила воздушного шара равна разности между архимедовой силой и силой
тяжести, действующей на шар. ( слайд 10)
Посмотрите на экран. Если в формулу подъемной силы воздушного шара подставить
значения из формул силы тяжести и архимедовой силы, то мы получим формулу для
вычисления подъемной силы. Из формулы видно, что чем меньше плотность газа в шаре, тем
больше подъемная сила. Поэтому воздушные шары наполняют водородом или гелием
( самые легкие газы)
И так, что же нужно, чтобы воздушный шар поднялся в небо? ( необходимо, чтобы
архимедова сила , действующая на шар, была больше силы тяжести)
Летательные аппараты, которые реализуют этот принцип, называются аэростатами.
( слайд 11)
Аэростаты бывают управляемые, неуправляемые и привязные.
Рассмотрим их подробнее.
Неуправляемые аэростаты свободно перемещаются по воздуху и имеют форму шара.
( слайд 12)
Тысячи лет человек мечтал о полете над облаками, но сила тяжести прочно привязывала его к
земле. ( слайд 13)
( сообщение ученика о шаре Монгольфьера) ( слайд 14)
Учитель: Первый полет в ноябре 1783 г. Совершили французы Пилатр де Розье и
д Арланд. А через 20 лет, 20 июня 1803г. – первый официально зарегистрированный
полет в России был совершен в Петербурге французом Гарнереном и его женой.
( слайд 15)
Монгольфьеры использовались для развлекательных полетов: как только в них остывал
воздух, они быстро спускались . В наше время люди тоже поднимаются в воздух с целью
развлечений.
Затем монгольфьеры стали применять и для военных и научных целей. ( слайд 16)
На таком шаре совершил полет русский ученый Д.И.Менделеев для наблюдений солнечного
затмения в 1887г.
Однако у воздушных шаров был один существенный недостаток: их уносило ветром, и
было невозможно управлять их движением. Чтобы сделать шар управляемым, нужно было придумать способ сообщения ему поступательного движения, чтобы он мог
перемещаться по заданному маршруту. ( слайд 17)
( сообщение ученика о дирижаблях)
( сообщение ученика о привязных аэростатах) ( слайд 18)
Учитель: Есть специальные воздушные шары, которые могут подниматься на высоту до
30 км. Они называются стратостатами. Их применяют для исследования верхних слоев
атмосферы. Применяются аэростаты и в наше время. ( слайд 19, 20)
4.Физкультминутка. ( слайд 21)
А теперь, ребята, встали
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
Учитель: Ребята, а какие еще существуют летательные аппараты, о которых мы не
вспоминали сегодня? ( самолеты, вертолеты) ( слайд 22,23)
А где используются вертолеты?
( ответы учеников)
Учитель: А теперь , ребята, охарактеризуйте экологическую ситуацию, создаваемую в
результате эксплуатации воздушных транспортных средств ( самолеты, вертолеты)
( ответы учеников) ( слайд 24)
5.Практическая работа. ( изготовление бумажного вертолета) ( слайд 25)
А теперь вы сможете сами изготовить собственный летательный аппарат. ( схема на экране,
объяснение учителя по изготовлению, показ готовой модели вертолета)
Готовы? Приступайте к работе. ( звучит музыка).
Покажите, что у вас получилось. Молодцы! Теперь возьмите свой вертолет в руку и
вытянув ее, поднимите вверх, как можно выше. Теперь отпустите и проследите за его
полетом. ( слайд 26)
6. Подведение итогов урока.
Итак, ребята, наш урок подошел к концу. Что нового вы узнали на уроке? Что запомнилось
больше всего? Понравился ли вам урок? ( ответы учеников)
7. Д/з.
Найти отрывок из любого литературного произведения, связанного с воздухоплаванием и
уметь объяснить описываемое явление. ( слайд 27)
Все известно вокруг
Тем не менее,
На земле еще много того
Что достойно поверь удивления
И твоего и моего.
Удивляйся росе,
Удивляйся цветам,
Удивляйся упругости стали,
Удивляйся тому Чему люди порой
Удивляться уже перестали.
План- конспект урока по физике на тему:"Воздухоплавание" ( 7 класс, физика)
План- конспект урока по физике на тему:"Воздухоплавание" ( 7 класс, физика)
План- конспект урока по физике на тему:"Воздухоплавание" ( 7 класс, физика)
План- конспект урока по физике на тему:"Воздухоплавание" ( 7 класс, физика)
План- конспект урока по физике на тему:"Воздухоплавание" ( 7 класс, физика)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.