План-конспект урока по ИЗО (1 класс) по теме: "Узор в полотенце"
Оценка 5

План-конспект урока по ИЗО (1 класс) по теме: "Узор в полотенце"

Оценка 5
Доска объявлений +4
docx
искусство
1 кл
23.03.2018
План-конспект урока по ИЗО (1 класс) по теме: "Узор в полотенце"
Современные методы по ФГОС • По способу подачи информации: - словесные: беседа, объяснение, инструктаж; - демонстрационные: демонстрация готового образца; - практические: рисование фломастером • По видам деятельности учащихся: творческая работа • По управлению деятельностью учащихся: - эвристическая беседа; - алгоритм действий. Педагогические технологии: - личностно - ориентированного обучения; - объяснительно – иллюстративного обучения; - словесной продуктивной и творческой деятельности; - педагогика сотрудничества (учебный диалогКонспект
карта.docx
Предмет:  Изобразительное искусство  Класс: 1 Тип урока: урок изучения новых знаний Тема: «Узор в полотенце» Технология построения урока: индивидуальная, практическая работа Время: 45 мин Методы:  По способу подачи информации: ­ словесные: беседа, объяснение, инструктаж; ­ демонстрационные: демонстрация готового образца; ­ практические: рисование фломастером  По видам деятельности учащихся: творческая работа  По управлению деятельностью учащихся: ­ эвристическая беседа; ­ алгоритм действий. Педагогические технологии: ­ личностно ­ ориентированного обучения; ­ объяснительно – иллюстративного обучения; ­ словесной продуктивной и творческой деятельности; ­ педагогика сотрудничества (учебный диалог); Планируемые  результаты: Личностные результаты: овладение средствами художественного изображения; освоение древних корней искусства своего народа;    формирование уважительного и доброжелательного отношения к традициям и   культуре своего народа; развитие эстетической потребности в общении с народным декоративно­ прикладным искусством Метапредметные результаты:     развитие художественно ­ образного мышления; развитие фантазии, воображения; умение ориентироваться в художественном, смысловом и ценностном пространстве  декоративно­прикладного искусства; умение ориентироваться в традиционном прикладном искусстве Предметные результаты:    умение использовать специфику образного языка и средств художественной  выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во  время практической творческой работы; уметь различать изобразительные мотивы в орнаменте; знать особенности уникального крестьянского искусства;  знать значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные  знаки). Цель: познакомить учащихся со старинной народной русской вышивкой Основные термины, понятия: вышивка, орнамент, древо жизни, берегиня. Задачи: сформировать понятие об орнаменте, вышивке Образовательные: Развевающие:    развивать логическое и образное мышление развитие стремления к творческой самореализации средствами  изобразительной деятельности; Воспитательные: воспитывать толерантное отношение друг  к другу, взаимное сотрудничество;   формирование чувства радости от результатов творческой  деятельности;   воспитывать усидчивость, аккуратность; способствовать формированию любви к национальному искусству Оборудование: для учеников: клеёнки, бумага в клетку формата А 4,  фломастеры,  салфетки;  для учителя: изделия  с вышивкой народных мастеров, образцы орнаментов ТСО: компьютер, экран, проектор, презентация по теме. Структура занятия. 1. Психологический настрой учащихся.                  Организационный момент. Создание благоприятной рабочей обстановки. 2. Изучение нового материала a) беседа. b) показ слайдов и сообщение задач. 3. Практическая работа детей. 4. Итог. Ход урока. 1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Создание благоприятной рабочей обстановки. 2. Изучение нового материала. ­ Здравствуйте,  ребята! В Древней Руси почти все предметы первой необходимости  изготавливали своими руками. Вышивкой украшали одежду, полотенца, платки и другие  предметы быта (слайд № 3)     Самодельные изделия использовались в русском домашнем обиходе до второй половины  XIX в., а в некоторых местах и позже. К ним относятся и полотенца (убрус, рукотел,  утиральник, плат и др.), имевшие различное применение. В некоторых русских областях до сих пор различают утирку или рушник, служившие для вытирания рук, которые мало или совсем не украшены, и полотенца,  предназначенные для  убранства дома в праздник, по случаю каких­либо семейных событий.     Особенно  богато украшалось большое рукобитное полотенце, так называемое стеновое.  После того как «ударят по рукам», т.е. договорятся о свадьбе, его дарили жениху, вешая  ему на шею. Это означало. Что невеста просватана. А он кидал полотенце своей родне.  Полотенцем украшали божницу на все время свадьбы, а при поездке к венцу привязывали  его к дуге повозки (слайд № 4).      Дарные полотенца, которыми невеста одаривала родню жениха, украшались меньше, чем рукобитные, и в последствии они нередко служили утирками. Девушки сами вышивали  полотенца для свадьбы долгими зимними вечерами.      Полотенцем накрывали невесту, когда везли в церковь. Им же связывали жениха и  невесту, как бы символизируя этим крепость их семейной жизни.     Полотенце использовали в родильных и крестильных обрядах, а также в похоронных и  поминальных (слайд № 5).    Роль полотенца усиливалась нанесенным не него орнаментом. Орнамент ­ (от латинского ­ украшение) ­ узор, в котором сочетаются и повторяются  геометрические или растительные элементы. Орнаменты бывают геометрические, растительные и сюжетные (слайд № 6). По технике  выполнения – вышитые, тканые, набивные и вывязанные (слайд № 7).    ­ Прилетела пава, села на лаву      Распустила перья, для всякого зелья  Раскидистое дерево с мощными ветвями, оканчивающимися большими цветами – розетка,  является изображением мирового дерева, древа жизни (слайд № 8).      Посмотрим другую вышивку и увидим изображение «ладьи», которая как бы движется  прямо на нас. Головы, шеи и грудки птиц развернуты в стороны как у лошадей, несущих в  одной упряжке (слайды №9­12). В следующем орнаменте разглядим растение и увидим в  нем очертания женской фигуры с поднятыми вверх руками. Это образ Матери­Земли,  которая для крестьянина была словно живое существо: засыпало на зиму и просыпалась  весной. Ясен и смысл узора – он говорит о приходе весны, расцвете природы (слайд №13).   Птицы на деревьях, это посредники между миром живых и миром мертвых, а так же  связано представление о свете, тепле, что с их прилетом приходит на землю весна (слайд № 14).   Лебеди в вышивке являются олицетворением верной любви, чистоты. Уточки – знаком  трудолюбия хозяйки дома и символом плодородия.    На узоре другого полотенца изображена женская фигура, которая держит под узцы двух  коней. На них восседают всадники, по жесту рук видно, с каким почтением обращаются  они к небу, и к Матери­Земле. Перед нами зримый образ встречи весны (слайд № 15).     Большую тайну хранят в себе древние славянские орнаменты.  Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному,  загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от  злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства. Свои понятия о мире  человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю,  волнистая горизонтальная – воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом. Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор. Солнце  издавна почиталось всеми земледельческими народами. Женская фигура – это божество, выражавшее представления о земле, которая родит, и о  женщине – продолжательнице рода. Называют этот образ по­разному : великая богиня  земли, плодородия, мать – сыра земля, Макошь, что означает "мать хорошего урожая".  Женская фигура всегда связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками. Посмотри, как условно она решена. Из тела богини нередко  прорастают ветви, а вместо головы у нее изображение ромба – древнего знака солнца.  Иногда ее фигура напоминает дерево. Женская фигура с устремленными ввысь руками  символизировала единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека (слайд  №16).    Чтобы создать орнамент надо знать принцип его построения.     Обязательным условием построения орнамента является соразмерность его частей,  плавность и ритмичность линий, образующих его. Для узоров русской вышивки характерна  симметрия ­ закономерное расположение основных линий, форм, красок. Наиболее древнее цветовое сочетание в русской вышивке – белый и красный. Белый цвет связывался с представлением о свете и небе, вселенная представлялась  озаренной небесным светом (светить, сиять, блестеть). Белый цвет почитался как символ  красоты, а источником красоты и жизни почитался свет – огонь. Красный цвет – символ огня в народном представлении благовидный, прекрасный,  красивый (красно ­ солнышко, красна ­ девица).  Физкультминутка.  Сообщение ученикам учебных задач при выполнении композиции: 1. Правильно составить орнамент. 2. Аккуратная работа графическим материалом. 3. Дать самооценку выполненной работы по следующим критериям: а) целостность композиции б) цветовое сочетание в) аккуратность выполнения работы   Способы решения задачи: (техника выполнения работы):      Вам предстоит придумать композицию орнамента  праздничного  полотенца,   предназначенное для убранства дома в праздник, которое принесет в ваш дом не только  красоту, но и мир, и добро.  Творческая практическая деятельность учащихся. (Во время практической работы –  целевой обход и консультации учителя). При выполнении работы дети используют полученные знания на уроке.  Во время практической работы, негромко звучит русская народная музыка. Самоанализ. В конце занятия работы вывешиваются на доске и рассматриваются. Каждый ребенок  может высказать свое мнение о работах своих одноклассниках и особо выделить  выразительно выполненные.  Рефлексия. Подведение итогов  урока. 1.Выставка работ учащихся и их обсуждение. Учитель. Давайте сейчас посмотрим ваши рисунки.  ­Удалось ли, вам справиться с поставленной задачей? (Обсуждаются рисунки детей).  Да, красиво, интересные работы получились. Молодцы! 2. Обобщение. ­ Что нового мы узнали на уроке? (ответы учеников). ­ Чему научились на уроке? (ответы учеников). 3. Уборка рабочего места.

План-конспект урока по ИЗО (1 класс) по теме: "Узор в полотенце"

План-конспект урока по ИЗО (1 класс) по теме: "Узор в полотенце"

План-конспект урока по ИЗО (1 класс) по теме: "Узор в полотенце"

План-конспект урока по ИЗО (1 класс) по теме: "Узор в полотенце"

План-конспект урока по ИЗО (1 класс) по теме: "Узор в полотенце"

План-конспект урока по ИЗО (1 класс) по теме: "Узор в полотенце"

План-конспект урока по ИЗО (1 класс) по теме: "Узор в полотенце"

План-конспект урока по ИЗО (1 класс) по теме: "Узор в полотенце"

План-конспект урока по ИЗО (1 класс) по теме: "Узор в полотенце"

План-конспект урока по ИЗО (1 класс) по теме: "Узор в полотенце"

План-конспект урока по ИЗО (1 класс) по теме: "Узор в полотенце"

План-конспект урока по ИЗО (1 класс) по теме: "Узор в полотенце"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2018