План конспект урока по курсу всеобщей истории: "Основные черты западноевропейского феодализма".
Оценка 4.6

План конспект урока по курсу всеобщей истории: "Основные черты западноевропейского феодализма".

Оценка 4.6
Работа в классе +1
docx
история
Взрослым
03.03.2018
План конспект урока по курсу всеобщей истории: "Основные черты западноевропейского феодализма".
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ ФЕОДАЛИЗМ..docx
Тема урока: Основные черты западноевропейского феодализма Цели урока:  Усвоить основные характеристики, особенности европейской средневековой  феодальной цивилизации: а) социально­экономические основы феодализма, б)  особенности общественной структуры, уклада жизни.  Продолжить работу по формированию у учащихся средней школы базовых учебных  компетенций: способности видеть и понимать окружающий мир; осваивать научную  картину мира, расширяющуюся до культурологического и всечеловеческого  понимания мира; умения организации целеполагания, планирования, анализа,  рефлексии, самооценки учебно­познавательной деятельности; навыков работы в  группе. Эпиграфы к уроку: «На Западе появился новый мир, возникший благодаря слиянию римского и варварского  миров» (Жак Ле Гофф). «В истории цивилизаций, как и в человеческой жизни, детство имеет решающее значение.  Оно во многом, если не во всем, предопределяет будущее…» (Жак Ле Гофф). Основные понятия: феод, феодал, феодализм, феодальное поместье, вассально­ленные  отношения, феодальная иерархия, феодальные повинности. Оборудование: компьютер, историческая карта «Европа в 5­10 в.в.», интерактивное  наглядное пособие «История средних веков. План урока: 1. Актуализация ранее полученных знаний по теме урока. 2. Формирование экономической основы европейской феодальной цивилизации: а) Разложение родовой и переход к соседской общине. б) Формирование крупного феодального землевладения. в) Феодальное поместье. 3. Раннее феодальное общество и его специфика: а) Крестьянство и его статус. б) Феодалы и феодальная иерархия. в) Ценности и уклад жизни феодалов. 4. Обобщение 5. Рефлексия.  6. Домашнее задание.   ХОД УРОКА: 1. Работа на уроке начинается с актуализации ранее изученного материала, это  необходимо, так как предыдущая тема «Арабы» «разорвала» логическую связь с первым  этапом изучения европейской средневековой цивилизации. Актуализация проводится  учителем в форме  фронтальной беседы по вопросам: – Какое событие принято считать окончанием истории Древнего мира? Назовите  дату? (Падение Западной Римской империи, 474 год) – Каковы были причины великого переселения народов? – Когда было введено понятие «средневековье»? – Какую роль в переходе к новому этапу средневековья (феодализму) сыграли варвары?   Под каким названием эти исторические события вошли в историческую науку? – Каковы хронологические рамки средневековья? (V­XV в.в.) Учитель: Какие варварские королевства образовались на обломках Западной Римской  империи? (476 г). Учащиеся выполняя задание: Работают с интерактивным наглядным пособием «История  средних веков». При отсутствии  пособия работают с картой или атласом и дают ответы. Учитель: Чем обернулось вторжение варваров для хозяйства и культуры Европы в первые  века нашей эры? Подтвердите свою точку зрения историческими документами (задание учащимся). Учащиеся работают с пакетом документов № 1 (Приложение 1) Учитель обобщает ответы учащихся и подводит их к постановке проблемного  задания: Как оценить события первых веков нашей эры в Европе? Что это – победа  варварства над цивилизацией? Это  общественный регресс или прогресс? Откат или  движение вперед? Учитель предлагает учащимся самим определить цель урока: Что мы должны сделать,  чтобы найти ответ на этот вопрос? Ученики: Отвечают. Примерно. Чтобы ответить на этот вопрос, надо разобраться, что  происходило внутри общества, в его «фундаменте» – экономике, в социальной сфере  общества, проанализировать эти процессы. Учитель: Верно. На этом и сосредоточим свои усилия. Организует работу в группах.  Группы получают подготовленные заранее пакеты исторических источников. Итак, что же происходило в обществе в 3­5 веках в Европе. При всем многообразии на  поверхности общественной жизни, в основе, происходивших процессов,  немало общего… Найти ответы на эти вопросы нам помогут исторические источники. 2. Главным средством производства в аграрном обществе (и в Древнем мире, и в эпоху  Средневековья) и главной ценностью была земля. Задание учащимся: Опираясь на документ, определите, что происходило с землей на  территории Западной Римской империи после вторжения варваров? (учащиеся находят в  пакете документ). И дают ответ о смене собственника: переходе крупных земельных  владений в руки варварской знати. Учитель: Медленно, но в том же направлении, протекали процессы в Центральной Европе, там, где слабо или вообще не ощущалось влияние Римской цивилизации… Народы здесь  переживали эпоху разложения родового строя… Учитель: Сущность их состояла в том, что на смену родовой сельской общине  приходила соседская. Задание учащимся: Провести сравнение родовой и соседской общины по схемам: Что  между ними общего? В чем между ними отличия? Подтвердите это, используя документы   (учащиеся работают с пакетом документов № 2) (Ответы учащихся) Учитель: Социально­экономические процессы в общине приводили к разрушению  «большой семьи»? В каком документе есть подтверждение этого явления? Внутри  соседской общины усиливалось имущественное неравенство. Найдите подтверждение  этому в исторических документах. Учащиеся работают с пакетом документов № 2 (Приложение 1) Учитель: Рост неравенства среди общинников, выделение знати, был ускорен политикой  королевской власти: пожалованиями земельных владений своему окружению под  определенные условия. Задание учащимся: найдите в документах, на каких условиях давался феод (лен), то есть  земельное владение? Учащиеся работают с документами и дают ответ. Учитель: Таким образом, постепенно сложилась экономическая молекула нового  общества – феодальное поместье. Задание учащимся: Посмотрите на схему и дайте характеристику каждого существенного элемента поместья (домена). Учащиеся дают ответы: замок.  Дом феодала. Земля  господская и крестьянская. Сельская община. Вывод делает учитель: Соседская община просуществовала всю эпоху средневековья. В  сильном классе можно задать вопрос: Почему соседская община могла просуществовать  более тысячи лет? Учащиеся: размышляют, ищут объяснения такой устойчивости, актуализируя имеющиеся  знания. Учитель: обобщает ответы и подчеркивает, что сельская соседская община представляла  собой экономическую ячейку сельского хозяйства, базу, фундамент, над которым  возвышалась надстройка в виде феодальной власти… Вывод: в период раннего средневековья сформировался экономический фундамент нового общества, которое называют феодальной общественно­экономической формацией  (Маркс) или средневековой европейской цивилизацией. 3. А само феодальное поместье соединяло основные категории общества: крестьянство и  феодалов – в единое целое… Логично будет рассмотреть, как функционировал этот  механизм… Подавляющее большинство населения составляли крестьяне – общинники. а) Крестьянство и его статус в феодальном обществе Учитель: На заре становления средневековой феодальной европейской цивилизации  большинство населения составляли свободные крестьяне – общинники. Однако постепенно, все больше и больше крестьян попадало в зависимость от феодалов. Работа  учащихся в группах: Используя исторические документы, определите пути  закрепощения крестьян.Учащиеся работают с пакетом документов и дают ответы. (Приложение 1, пакет докуменов № 2). Какие документы подтверждают, что в раннее  средневековье наряду с феодально­зависимыми оставались и свободные крестьяне?  Учащиеся дают ответы. Учитель: Опираясь на материалы, определите, какие повинности возлагались на  зависимых крестьян феодалами? – В чем заключалась власть феодала над крестьянами? – Какова была реакция крестьян на изменение своего социального статуса (потеря свободы)? – Какова была реакция феодалов на борьбу крестьян? Учащиеся дают ответы. Учитель: Таким образом, мы составили представление, какое положение в социальной  структуре феодального общества занимало большинство населения – крестьянство. И  логично познакомиться с положением тех, кто стоял на вершине социальной иерархии –  феодалами. б) Феодалы и феодальная иерархия Изучение третьего вопроса строится как работа учащихся в группах с пакетом  исторических документов № 4 (Приложение 1). Учащиеся овладевают учебными  умениями анализировать материал, извлекать необходимую информацию, обобщать и  делать умозаключения. Задания группам учащихся: Кто мог выступать в роли сеньора и выдавать феод? – Какие обязанности возлагались на вассала? – Каковы условия потери феода? – Какова была процедура формирования вассально­сеньориальных отношений? – Как защищались права вассала? – Каковы были пределы (границы) власти феодала над своими владениями? Подтвердить  документами. Завершая анализ вопроса, учащиеся оформляют схему: Феодальная лестница Король  Герцоги. Графы Бароны Рыцари И объясняют смысл высказывания: «Вассал моего вассала – не мой вассал». Учитель: дает дополнительное задание, проливающее свет на специфику феодальных  отношений в Англии: «Вассал моего вассала и мой вассал». Учащиеся дают ответы. в) Ценности и уклад жизни феодалов Представляется важным моментом урока, так как позволяет «понять» учащимся многие  черты средневекового европейского общества. С другой стороны, на данном этапе урока  целесообразно учителю выстроить работу так, чтобы обеспечить формирование у учащихся информационно­технической компетенции. С этой целью учащихся можно познакомить с  фрагментом или фрагментами игрового фильма о средневековом обществе(например,  «Айвенго», «Робин Гуд» и другие), в котором ярко представлены занятия, быт, нравы,  система духовных ценностей рыцарей. Предварительно учащиеся по группам получают  задания: Проанализировав материалы фильма, сделать сообщение:   1 группа – о роде занятий феодалов, 2 группа – о духовно­нравственных ценностях феодалов. В завершение изучения вопроса учитель в беседе с учащимися акцентирует внимание на  оценке так называемого «Кодекса рыцарской чести»: –  Какие принципы он в себя включал? – Какой характер он носил? – Что из «рыцарской чести» вы бы рекомендовали сохранить в системе «общечеловеческих нравственных ценностей»?  – Какие положения безусловно устарели? При отсутствии необходимых условий для организации такой работы учащихся, можно  изучить материал, организовав работу групп с пакетом исторических документов, ярко  характеризующих занятия, уклад жизни, ценности феодалов (Приложение 1, пакет  документов  №5.) 4. При обобщении ответов учащихся учитель подчеркивает факт встречавшихся между  феодалами конфликтов, вражды, междоусобных войн. И ставит задание: Почему это было  возможно? И какие имело последствия? По первому вопросу учащиеся подчеркивают «экономическую независимость» каждого  феодала, укрепления его собственности на землю и власти в условиях господства  натурального хозяйства.  По второму вопросу дают ответ о том, что итогом стала феодальная раздробленность в  Европе. Учитель «возвращается» к Проблемному заданию, поставленному в начале  урока. Ученики его решают. 5. Рефлексия. Оценка работы групп и в группах. Форму рефлексии выбирает учитель. 6. Домашнее задание: Изучить параграф 16.  Заполнить структурную схему полученных  знаний (Приложение 2). . 6. Домашнее задание: Изучить параграф 14.

План конспект урока по курсу всеобщей истории: "Основные черты западноевропейского феодализма".

План конспект урока по курсу всеобщей истории: "Основные черты западноевропейского феодализма".

План конспект урока по курсу всеобщей истории: "Основные черты западноевропейского феодализма".

План конспект урока по курсу всеобщей истории: "Основные черты западноевропейского феодализма".

План конспект урока по курсу всеобщей истории: "Основные черты западноевропейского феодализма".

План конспект урока по курсу всеобщей истории: "Основные черты западноевропейского феодализма".

План конспект урока по курсу всеобщей истории: "Основные черты западноевропейского феодализма".

План конспект урока по курсу всеобщей истории: "Основные черты западноевропейского феодализма".

План конспект урока по курсу всеобщей истории: "Основные черты западноевропейского феодализма".

План конспект урока по курсу всеобщей истории: "Основные черты западноевропейского феодализма".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2018