В основе урока в соответствии с требованиями ФГОС лежит системно-деятельностный подход. В ходе изучения учебного материала создаются условия для возникновения потребности включения в деятельность («хочу»), выделяется содержательная область («могу»).
Учащиеся самостоятельно формулируют цель урока и достигают её путем лингвистического эксперимента, изучения теоретического материала учебника, анализа и сопоставления языковых явлений, составления схем, создания формул. Рефлексия помогает оценить свою деятельность на уроке и осознать практическую значимость изученной темы.
Предложенные задания вызывают интерес учащихся и создают ситуацию успеха для каждого из них.
Открытый урок в рамках преемственности между начальной и средней школой в 5 классе.
Тема урока: «Словосочетание. Строение словосочетания. Связь слов в
словосочетании».
Цели урока.
1. Учебные: ознакомить учащихся с понятием «словосочетание», определить практическим
путем его строение, а также виды связи слов в словосочетании; научить определять главное
слово и зависимое; развивать навыки синтаксического анализа словосочетания; научить
правильно строить словосочетания, используя закон «соседства» слов.
2. Развивающие: развивать логическое мышление, путем сравнения и сопоставления
находить указанные лингвистические единицы, определять их роль в языке.
3. Воспитательные: 1) прививать интерес к предмету в ходе освоения темы и размышления
над содержанием дидактического материала; 2) развивать в практической деятельности
лингвистическую, языковую, речевую, правописную компетенции учащихся.
Тип урока – урок «открытия» нового знания.
Технологии: здоровьесбережения, информационнокоммуникационные, развивающего
обучения, развития исследовательских навыков, проблемного обучения.
Ход урока.
1. Организационный момент. (Настрой на работу, желание узнать (открыть) новое,
решить учебные задачи в ходе коллективной работы).
2. Словарнолексическая работа. (Коллективная диктовка изученных слов, составление
со словарными словами словосочетаний). Вкусный апельсин, арена цирка, ароматный
пирог, большой балкон, играть в баскетбол, беречь деньги, беседовать с другом… +
объяснение значения отдельных слов.
Итог работы: повторили правописание трудных, «словарных» слов». А какую творческую
работу проделали? Составляли словосочетания.
3. Актуализация знаний.
Что вы знаете о словосочетании? Это совершенно новое для вас понятие?
4. Мотивация учебной деятельности.
Для чего необходимо иметь элементарные знания о словосочетаниях? (В качестве
подсказки обращение к ИД.)Проблемный вопрос: правильно ли, повашему, составлены
данные словосочетания?
Задание. Исправьте, запишите исправленный вариант. (+ слайд с проверкой)
Прийти со школы.
Поиграться с братом.
Отзыв на книгу.
Оплатить за проезд.
Попробуйте после небольшой практической работы дать ответ на вопрос, почему мы
должны владеть элементарными знаниями и представлениями о словосочетании. (Чтобы
правильно, точно, понятно выражать свои мысли, чтобы нас правильно понимали. А это
очень важно в речевом общении).
5. Постановка целей и задач.
Попробуйте сформулировать цель нашей работы на уроке.( Получить как можно больше
знаний о словосочетании). Обращаемся к незаменимому нашему доброму помощнику –
учебнику.
6. Работа над темой урока.
1. Обращение к учебнику.
Задание. Прочитайте правило и сведения для заучивания.
1Сам термин «словосочетание» подсказывает нам, что
словосочетание состоит из двух частей (второй
корень ЧЕТ означает в русском языке ЧЕТНОЕ
ЧИСЛО; а в старославянском (прародителе русского
языка) – ЧЕТА – два, пара).
2. Создание формулы словосочетания. Попробуйте
на основе прочитанного создать формулу
словосочетания. В этом вам должны помочь уроки
математики.
3. Лингвистическое исследование. Запоминаем
формулу и экспериментальным путем проверяем её
истинность. Для этого проводим небольшое
исследование, в ходе которого вы должны выписать
только те сочетания слов, которые, повашему,
являются словосочетаниями. Обязателен
комментарий к работе, то есть объяснение ваших
действий.
***Если объяснение вызывает затруднение,
перечитайте ещё раз правило.
Комментарий. В русском языке очень важен закон
«соседства» слов. Сочетаться могут слова по
смыслу, то есть только такие, которые называют
явления, связанные между собой в действительности.
Формула верна? Да, если слова связаны по смыслу.
4. Творческое задание. Синтаксический разбор
словосочетания.
***Составление словосочетаний со словом ИГРА,
выступающим в роли главного слова и
зависимого. Закрепление синтаксического разбора
словосочетания.
5. Уточнение и дополнение правила в учебнике.
(Расширение знаний учащихся экспериментальным
путем).
Следовательно, в учебнике говорится только о
смысловой связи зависимого слова с главным.
Скажите, только ли по смыслу связаны слова в
составленных вами словосочетаниях?
С помощью чего связываются, как правило, слова в
словосочетаниях? С помощью окончаний и
предлогов. А это значит, что слова в словосочетании
связываются не только по смыслу, но и
Демонстрация слайдаподсказки на ИД.
………. + ……….. = …………
(Главное слово + зависимое слово = словосочетание)
На ИД слайд:
План сочинения, треугольный шарик, читать
электричество, выслушать собеседника, стеклянный чугун,
в школу, смотреть на фотографию, переделывать
будильником, квашеный вентилятор, он пришел.
(Проверка. Чтение выписанных словосочетаний +
Объяснение).
Задание. Составить, учитывая смысловые связи,
словосочетания по картине (фотографии). Демонстрация
слайда. (На работу 3 минуты). Запись словосочетаний на
доске. Задание. Графически указать смысловые связи в
словосочетании. Как? Кто затрудняется с решением этого
вопроса, обращается ещё раз к правилу в учебнике. Не
забываем: учебник – наш помощник, он многое нам
подскажет, многому научит.
Задание. … в волейбол, участие в …, наблюдать за… ,
азартная …, отказаться от …, о популярной …,
включиться в …, впечатление от …, подвижные … .
Выводы. Опытным путем доказали, что одно и то же слово
может быть и главным, и зависимым.
Задание. Перечитайте ещё раз правило в учебнике.
Следовательно, в учебнике говорится только о смысловой
связи зависимого слова с главным.
Так ли это? Проверяем экспериментальным путем.
Составьте и запишите словосочетания. (ИД – слайд)
Рисовать (фломастер, акварель, холст).
Играть (теннис, двор, друзья, стадион).
Проверить + слайды
Кто попытается уточнить, дополнить правило? На ИД:
«Словосочетание – это синтаксическая единица.
Словосочетание состоит из главного слова и зависимого,
2связанных по смыслу и грамматически: с помощью
окончаний и предлогов».
ИД
Связь слов в словосочетании
смысловая грамматическая
окончания предлоги
(в тетрадьсправочник)
Составить связный рассказ о словосочетании, вписав
необходимые по смыслу слова.
Словосочетание – это ………………………………. .
Словосочетание состоит из …………….. слова . и
………………. . Они связаны по ………………….
……………………….., то есть с помощью ………….и
……………………
грамматически – с помощью окончаний и предлогов.
6. Составление схемы «Связь слов в
словосочетании».
Кто попытается уточнить, дополнить правило? На
ИД: «Словосочетание – это синтаксическая единица.
Словосочетание состоит из главного слова и
зависимого, связанных по смыслу и грамматически: с
помощью окончаний и предлогов. (слайд)
7. Составление лингвистического текста о
словосочетании.
***Элемент дифференциации. Если кто сомневается
или затрудняется, получит карточкуподсказку.
На карточке слова для справок. Единица
синтаксиса. Главное слово и зависимое. По смыслу и
грамматически. Окончания и предлоги.
7. Рефлексия.
Что успели сделать на уроке?
выяснить, что такое словосочетание;
вывести формулу словосочетания;
произвести синтаксический разбор словосочетания;
дополнить правило в учебнике, отметив, что слова в словосочетании связываются не
только по смыслу, но и грамматически. (Для чего это все нам нужно знать?)
***Какую роль играют словосочетания в нашей речи?
8. Проектирование домашнего задания.
3