План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Открытый урок в рамках преемственности между начальной и средней школой в 5 классе «Словосочетание. Строение словосочетания. Связь слов в словосочетании».

  • Разработки уроков
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 30.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В основе урока в соответствии с требованиями ФГОС лежит системно-деятельностный подход. В ходе изучения учебного материала создаются условия для возникновения потребности включения в деятельность («хочу»), выделяется содержательная область («могу»). Учащиеся самостоятельно формулируют цель урока и достигают её путем лингвистического эксперимента, изучения теоретического материала учебника, анализа и сопоставления языковых явлений, составления схем, создания формул. Рефлексия помогает оценить свою деятельность на уроке и осознать практическую значимость изученной темы. Предложенные задания вызывают интерес учащихся и создают ситуацию успеха для каждого из них.
Иконка файла материала работа.docx
Открытый урок в рамках преемственности между начальной и средней школой в 5 классе. Тема урока: «Словосочетание. Строение словосочетания. Связь  слов в словосочетании». Цели урока. 1. Учебные: ознакомить учащихся с понятием «словосочетание», определить практическим путем его строение, а также виды связи слов в словосочетании; научить определять главное слово и зависимое;  развивать навыки синтаксического анализа словосочетания; научить  правильно строить словосочетания, используя закон «соседства» слов. 2. Развивающие: развивать логическое мышление, путем сравнения и сопоставления  находить указанные лингвистические единицы, определять их роль в языке. 3. Воспитательные: 1) прививать  интерес к предмету в ходе освоения темы и размышления  над содержанием дидактического материала; 2) развивать в практической деятельности  лингвистическую, языковую, речевую, правописную компетенции учащихся.     Тип урока – урок «открытия» нового знания. Технологии: здоровьесбережения, информационно­коммуникационные, развивающего  обучения, развития исследовательских навыков, проблемного обучения.          Ход урока. 1. Организационный момент. (Настрой на работу, желание узнать (открыть) новое,  решить учебные задачи в ходе коллективной работы). 2. Словарно­лексическая работа. (Коллективная диктовка изученных слов, составление  со словарными словами словосочетаний).   Вкусный апельсин, арена цирка, ароматный  пирог, большой балкон, играть в баскетбол, беречь деньги, беседовать с другом… +  объяснение значения отдельных слов. Итог работы: повторили правописание трудных, «словарных» слов». А какую творческую  работу проделали? Составляли словосочетания. 3. Актуализация знаний. ­ Что вы знаете о словосочетании? Это совершенно новое для вас понятие? 4. Мотивация учебной деятельности. ­ Для  чего необходимо иметь элементарные знания о словосочетаниях? (В качестве  подсказки обращение к ИД.)Проблемный вопрос: правильно ли, по­вашему, составлены  данные словосочетания? Задание. Исправьте, запишите исправленный вариант. (+ слайд с проверкой) Прийти со школы. Поиграться с братом. Отзыв на книгу. Оплатить за проезд.      Попробуйте после небольшой практической работы дать ответ на вопрос, почему мы  должны владеть элементарными знаниями и представлениями о словосочетании. (Чтобы  правильно, точно, понятно выражать свои мысли, чтобы нас правильно понимали. А это  очень важно в речевом общении). 5. Постановка целей и задач.     Попробуйте сформулировать цель нашей работы на уроке.( Получить как можно  больше знаний о словосочетании). Обращаемся к незаменимому нашему доброму помощнику –  учебнику.   6. Работа над темой урока. 1. Обращение к учебнику. Задание. Прочитайте правило и сведения для заучивания. 1Сам термин «словосочетание» подсказывает нам, что словосочетание состоит из двух частей (второй  корень ЧЕТ означает в русском языке ЧЕТНОЕ  ЧИСЛО; а в старославянском (прародителе русского языка) – ЧЕТА – два, пара). 2. Создание формулы словосочетания. Попробуйте  на основе прочитанного создать формулу  словосочетания. В этом вам должны помочь уроки  математики. 3. Лингвистическое исследование.  Запоминаем  формулу и экспериментальным путем проверяем её  истинность. Для этого проводим  небольшое  исследование, в ходе которого вы должны выписать  только те сочетания слов, которые, по­вашему,  являются словосочетаниями. Обязателен  комментарий к работе, то есть объяснение ваших  действий. ***Если  объяснение вызывает затруднение,  перечитайте ещё раз правило. Комментарий. В русском языке очень важен закон  «соседства» слов. Сочетаться могут слова по  смыслу, то есть только такие, которые называют  явления, связанные между собой в действительности. Формула верна? Да, если слова связаны по смыслу. 4. Творческое задание. Синтаксический разбор  словосочетания.  ***Составление словосочетаний со словом ИГРА, выступающим в роли главного слова и  зависимого. Закрепление синтаксического разбора словосочетания. 5. Уточнение  и дополнение правила в учебнике.  (Расширение знаний учащихся экспериментальным  путем).      Следовательно, в учебнике говорится только о  смысловой связи зависимого слова с главным.  Скажите, только ли по смыслу связаны слова в  составленных вами словосочетаниях? С помощью чего связываются, как правило, слова в  словосочетаниях? С помощью окончаний и  предлогов. А это  значит, что слова в словосочетании связываются не только по смыслу, но и  Демонстрация слайда­подсказки на ИД.   ……….   +   ………..  = ………… (Главное слово + зависимое слово = словосочетание) На ИД слайд:      План сочинения, треугольный шарик, читать  электричество, выслушать собеседника, стеклянный чугун,  в школу, смотреть на фотографию, переделывать  будильником, квашеный вентилятор, он пришел.          (Проверка. Чтение выписанных словосочетаний + Объяснение). Задание. Составить, учитывая смысловые связи,  словосочетания по картине (фотографии). Демонстрация  слайда. (На работу 3 минуты). Запись словосочетаний на  доске.    Задание. Графически указать смысловые связи в  словосочетании. Как? Кто затрудняется с решением этого  вопроса, обращается  ещё раз к правилу в учебнике. Не  забываем: учебник – наш помощник, он многое нам  подскажет, многому научит. Задание.  … в волейбол, участие в …, наблюдать за… ,  азартная …,  отказаться от …, о популярной …,  включиться в …, впечатление от …, подвижные … . Выводы. Опытным путем доказали, что одно и то же слово  может быть и главным, и зависимым. Задание. Перечитайте ещё раз правило в учебнике. Следовательно, в учебнике говорится только о смысловой  связи зависимого слова с главным. Так ли это? Проверяем экспериментальным путем.  Составьте и запишите словосочетания. (ИД – слайд) Рисовать (фломастер, акварель, холст). Играть (теннис, двор, друзья, стадион). Проверить + слайды Кто попытается уточнить, дополнить правило? На ИД:  «Словосочетание – это синтаксическая единица.  Словосочетание состоит из главного слова и зависимого,  2связанных по смыслу и грамматически: с помощью  окончаний и предлогов». ИД                     Связь слов в словосочетании     смысловая                                           грамматическая             окончания            предлоги                                         (в тетрадь­справочник)  Составить  связный рассказ о словосочетании, вписав  необходимые по смыслу слова. Словосочетание – это ………………………………. . Словосочетание  состоит из ……………..  слова . и  ………………. .  Они связаны по ………………….   ……………………….., то есть с помощью ………….и  …………………… грамматически – с помощью окончаний и предлогов. 6. Составление схемы «Связь слов в  словосочетании». Кто попытается уточнить, дополнить правило? На  ИД: «Словосочетание – это синтаксическая единица.  Словосочетание состоит из главного слова и  зависимого, связанных по смыслу и грамматически: с помощью окончаний и предлогов. (слайд)  7. Составление лингвистического текста о  словосочетании. ***Элемент дифференциации. Если кто сомне­вается или затрудняется, получит карточку­подсказку.                На карточке слова для справок. Единица  синтаксиса. Главное слово и зависимое. По смыслу и  грамматически. Окончания и предлоги.   7. Рефлексия. Что успели сделать на уроке? ­ выяснить, что такое словосочетание;         ­ вывести формулу словосочетания; ­ произвести  синтаксический разбор словосочетания; ­ дополнить правило в учебнике, отметив, что слова в словосочетании связываются не  только по смыслу, но и грамматически. (Для чего это все нам нужно знать?)    ***Какую роль играют словосочетания в нашей речи? 8. Проектирование домашнего задания. 3

Посмотрите также