План-конспект урока по русскому языку "ТЬСЯ и ТСЯ в глаголах" 5 класс
Оценка 5

План-конспект урока по русскому языку "ТЬСЯ и ТСЯ в глаголах" 5 класс

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
06.10.2018
План-конспект урока по русскому языку "ТЬСЯ и ТСЯ в глаголах" 5 класс
План-конспект урока по русскому языку "ТЬСЯ и ТСЯ в глаголах" составлен в соответствии с Рабочей программой учителя, разработанной на основании федерального государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5-9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского. М.: «Просвещение», 2011г ;
ться и тся в глаголах.doc
Урок___________ Дата______________ Тема: Правописание  ТЬСЯ и ТСЯ в глаголах  Цель урока:   познакомить учащихся со способами действия при выборе правильного написания –ться и  ­тся в глаголах; 1. Проверка д/з. 2. Орфографическая минутка. (Не)говори чуш., ёж. колюч., м.лодая голу.ка, зажеч. св.ч., ч.дес.ный р.сток, сер.ёзная   опас.ность,   с.едобный   гри.,   ноч.ной   сторож.,   бе.помощ.ный   гра., ж.лтый   ц.пленок,   отлич.ная   дикц.я,   горо.   О(о)рёл,   о   сильн.й   арми.,   с надежн.м врач.м, в чуж.й з.мле. 3. Актуализация знаний. Постановка проблемной ситуации ­ Итак, повторим: Глагол ­ это…(ч.р., обозначающая действие предмета, отвечающая на вопрос: что делать? что сделать?) ­ Глаголы изменяются по….(временам, в н. и б. времени по лицам и числам, в пр.вр. (ед.ч.) ­ по родам и числам). ­Инфинитив ­ это…н.форма глагола. ­Глаголы в инфинитиве отвечают на вопросы…(что делать? что сделать?) ­Инфинитив имеет на конце…(­ть, ­ти, ­чь). Запишите пословицы, вставьте пропущенные буквы:  Друзья познают…ся в беде.  Не стыдно не знать, стыдно не учит…ся.  За всё брат…ся – ничего не сделать. ­Попробуйте сформулировать тему нашего урока.  ­Что мы знаем на сегодня об этом? 4. Открытие нового знания. ии ии еи эи • • ии ии  [в дои ’ица]  ои ­Посмотрите на запись (звуковую и буквенную) данных слов. Что интересного заметили? [вад’ ца]ии Вод ца­вод ться­в дится [т’ипл’ ца] [т’ пл’ица] еи Т плиться­т плится­тепл ца  ­ Звуковых записей 2, а слов 3. Почему?  ­Посмотрите значение слова теплиться, теплица  (Толковый словарь, стр.560 Т.И. Козлова) Вывод:  Есть существительные, которые оканчиваются на –ца, у глаголов слышится –ца, но пишется ­тся и ­ться. Выбор зависит от вопроса и формы глагола.  ­Что нам нужно знать для буквенной записи этих слов? (посмотреть, с каким словом употребляется) ­Давайте понаблюдаем теперь за глаголами, оканчивающимися на звуки –ца и буквы –ться, ­тся.  (В парах наблюдают за словами, карточки). Работа в парах: Наблюдение над глаголами Лицо Число Время Глагол выучится мучится Вопрос что сделает ? что делает? получится что ленятся надеются сделает ? что делают? что делают? Лицо Число Время Глагол выучиться мучиться Вопрос что сделать? что делать? получиться что сделать? лениться надеяться что делать? что делать? ­Какой вывод сделаем? В каком столбике одни и те же данные? В каких вообще ничего не можем записать? ­Каков же алгоритм правописания –ться и –тся? Алгоритм правописания ТСЯ и ТЬСЯ НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ ФОРМА               ФОРМА 3­ГО ЛИЦА  (что делать?)                                                  (что делает?) Переноситься                                                            переносится Водиться                                                                  водится 5. Работа с учебником. Трус (что делает?) боится (3л., ед.ч.); Волков (что делать?) бояться (неопр.форма) Руки (что сделают?) не отнимутся (3 л., ед.ч.); Лень (что сделать?) приподняться (неопр.форма); Работа (что делает?) спорится (3­е л., ед.ч.); Человек (что делает?) узнается (3­е л., ед.ч.); Дело (что делает?) ставится (3­е л., ед.ч.); Дело (что делает?) славится (3­е л., ед.ч.). Разбор предложения и существительного. Трус и тени своей боится. Простое, повествовательное, невосклицательное, распространенное. 1.Лентяю ­  сущ. (кому?)  2.Н.ф. – лентяй; нариц., одуш., м.р., 2­е скл., в дат.падеже, в ед.числе. 3. Приподняться (кому?) лентяю. Рефлексия учебной деятельности на уроке ­Что нового узнали на уроке? ­Какие трудности появились в процессе работы? ­Какое настроение у вас сейчас? ­Какие оценки поставили бы себе за работу?  Домашнее задание.  Дополнительный материал к уроку (карточки) 1.Наблюдение над глаголами Лицо Число Время Глагол выучится мучится Вопрос что сделает ? что делает? получится что ленятся надеются сделает ? что делают? что делают? Глагол выучиться мучиться Вопрос что сделать? что делать? получиться что сделать? лениться надеяться что делать? что делать? Приложение Лицо Число Время 2. Поставьте глаголы в неопределённой форме. Выделите корни и  окончания. Идешь, бежишь, бредешь, ползешь, шагает, плетется, несется, ходим, тащимся, мчимся, рассержусь, разъярюсь. 3. Замените   существительные   однокоренными   глаголами,   поставив   их   в неопределенной форме. Выделите окончания  и корни глаголов. Увлечение,   беседа,   сожаление,   сотрясение,   удивление,   наслаждение,   скрип, раздражение, удаление, приложение. 4. Вставьте, где необходимо Ь: Я  вышел  на берег  насладит.ся  ароматом  смолистых листьев.  Спускается   солнце  на степь, издали золотит.ся ковыль. Клубят.ся тучи, хотят в росе понежит.ся поля. Мне не спит.ся, не лежит.ся. Путешественники долго не могли успокоит.ся. Орлам случает.ся и ниже кур спускат.ся, но курам никогда до облаков не поднят.ся. Стрич.ся и брит.ся он не любил. Не ветры веют буйные, Не мать­земля колышет.ся. Шумит, поет, ругает.ся, К.чается, в.ляет.ся, Дерет.ся и целует.ся На празднике народ. 5. Образуйте и запишите глаголы в начальной форме и форме 3­го лица. Объясните написание или отсутствие Ь. Словосочетание                                        Глагол  Проявлять стремление  Испытывать волнение Допускать ошибки Принять решение Чувствовать радость 6.Алгоритм правописания ТСЯ и ТЬСЯ НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ ФОРМА               ФОРМА 3­ГО ЛИЦА  (что делать?)                                                  (что делает?) Переноситься                                                            переносится Водиться                                                                  водится Список использованной литературы 1. Ефремова Е.А.  Русский язык, 5 класс. Рабочая тетрадь. – М.: «Просвещение», 2015. 2. Ладыженская Т.А., М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык. 5 класс.  Ч.1,2.­ М.:  «Просвещение    », 2016. 3. Цветкова Г.В. Русский язык, 5 класс. Технологические карты уроков.­ Волгоград:  «Учитель». Использованные материалы и Интернет­ресурсы 1.  http://www.bibliotekar.ru/encSlov/14/90.htm   2. http   .  uroki  .  net   ://   www    3. http   .  narod    ://   akademius 4. http   .  info  .  zavuch  ://   www    5. http   ://   www   .  intergu    .  ru 6.  http   ://   nsportal    ­  tsya  ­  pravopisanie klasse          /  russkiy    .  ru   /  shkola  ­  tsya    ­  v  .  ru   /  vibor    ­  rus   .  html   ­  yazyk    /2013/04/19/  urok    /  library      ­  russkogo    ­  yazyka    ­  v  ­5­

План-конспект урока по русскому языку "ТЬСЯ и ТСЯ в глаголах" 5 класс

План-конспект урока по русскому языку "ТЬСЯ и ТСЯ в глаголах" 5 класс

План-конспект урока по русскому языку "ТЬСЯ и ТСЯ в глаголах" 5 класс

План-конспект урока по русскому языку "ТЬСЯ и ТСЯ в глаголах" 5 класс

План-конспект урока по русскому языку "ТЬСЯ и ТСЯ в глаголах" 5 класс

План-конспект урока по русскому языку "ТЬСЯ и ТСЯ в глаголах" 5 класс

План-конспект урока по русскому языку "ТЬСЯ и ТСЯ в глаголах" 5 класс

План-конспект урока по русскому языку "ТЬСЯ и ТСЯ в глаголах" 5 класс

План-конспект урока по русскому языку "ТЬСЯ и ТСЯ в глаголах" 5 класс

План-конспект урока по русскому языку "ТЬСЯ и ТСЯ в глаголах" 5 класс

План-конспект урока по русскому языку "ТЬСЯ и ТСЯ в глаголах" 5 класс

План-конспект урока по русскому языку "ТЬСЯ и ТСЯ в глаголах" 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.10.2018