План-конспект урока по русскому языку "ТЬСЯ и ТСЯ в глаголах" 5 класс
Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
06.10.2018
План-конспект урока по русскому языку "ТЬСЯ и ТСЯ в глаголах" составлен в соответствии с Рабочей программой учителя, разработанной на основании федерального государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5-9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского. М.: «Просвещение», 2011г ;
ться и тся в глаголах.doc
Урок___________ Дата______________
Тема: Правописание ТЬСЯ и ТСЯ в глаголах
Цель урока: познакомить учащихся со способами действия при выборе правильного
написания –ться и тся в глаголах;
1. Проверка д/з.
2. Орфографическая минутка.
(Не)говори чуш., ёж. колюч., м.лодая голу.ка, зажеч. св.ч., ч.дес.ный р.сток,
сер.ёзная опас.ность, с.едобный гри., ноч.ной сторож., бе.помощ.ный гра.,
ж.лтый ц.пленок, отлич.ная дикц.я, горо. О(о)рёл, о сильн.й арми., с
надежн.м врач.м, в чуж.й з.мле.
3. Актуализация знаний. Постановка проблемной ситуации
Итак, повторим:
Глагол это…(ч.р., обозначающая действие предмета, отвечающая на вопрос: что
делать? что сделать?)
Глаголы изменяются по….(временам, в н. и б. времени по лицам и числам, в
пр.вр. (ед.ч.) по родам и числам).
Инфинитив это…н.форма глагола.
Глаголы в инфинитиве отвечают на вопросы…(что делать? что сделать?)
Инфинитив имеет на конце…(ть, ти, чь).
Запишите пословицы, вставьте пропущенные буквы:
Друзья познают…ся в беде.
Не стыдно не знать, стыдно не учит…ся.
За всё брат…ся – ничего не сделать.
Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
Что мы знаем на сегодня об этом?
4. Открытие нового знания.
ии
ии
еи
эи
•
•
ии
ии
[в дои ’ица]
ои
Посмотрите на запись (звуковую и буквенную) данных слов. Что интересного
заметили?
[вад’ ца]ии
Вод цавод тьсяв дится
[т’ипл’ ца] [т’ пл’ица]
еи
Т плитьсят плитсятепл ца
Звуковых записей 2, а слов 3. Почему?
Посмотрите значение слова теплиться, теплица
(Толковый словарь, стр.560 Т.И. Козлова)
Вывод:
Есть существительные, которые оканчиваются на –ца, у глаголов слышится
–ца, но пишется тся и ться. Выбор зависит от вопроса и формы глагола.
Что нам нужно знать для буквенной записи этих слов? (посмотреть, с каким
словом употребляется) Давайте понаблюдаем теперь за глаголами, оканчивающимися на звуки –ца и
буквы –ться, тся.
(В парах наблюдают за словами, карточки).
Работа в парах:
Наблюдение над глаголами
Лицо
Число
Время
Глагол
выучится
мучится
Вопрос
что
сделает
?
что
делает?
получится что
ленятся
надеются
сделает
?
что
делают?
что
делают?
Лицо
Число
Время
Глагол
выучиться
мучиться
Вопрос
что
сделать?
что
делать?
получиться что
сделать?
лениться
надеяться
что
делать?
что
делать?
Какой вывод сделаем? В каком столбике одни и те же данные? В каких вообще
ничего не можем записать?
Каков же алгоритм правописания –ться и –тся?
Алгоритм правописания ТСЯ и ТЬСЯ
НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ ФОРМА ФОРМА 3ГО ЛИЦА
(что делать?) (что делает?)
Переноситься переносится
Водиться водится
5. Работа с учебником.
Трус (что делает?) боится (3л., ед.ч.);
Волков (что делать?) бояться (неопр.форма)
Руки (что сделают?) не отнимутся (3 л., ед.ч.);
Лень (что сделать?) приподняться (неопр.форма);
Работа (что делает?) спорится (3е л., ед.ч.);
Человек (что делает?) узнается (3е л., ед.ч.);
Дело (что делает?) ставится (3е л., ед.ч.);
Дело (что делает?) славится (3е л., ед.ч.).
Разбор предложения и существительного.
Трус и тени своей боится.
Простое, повествовательное, невосклицательное, распространенное.
1.Лентяю сущ. (кому?)
2.Н.ф. – лентяй; нариц., одуш., м.р., 2е скл., в дат.падеже, в ед.числе.
3. Приподняться (кому?) лентяю.
Рефлексия учебной деятельности на уроке
Что нового узнали на уроке?
Какие трудности появились в процессе работы?
Какое настроение у вас сейчас? Какие оценки поставили бы себе за работу?
Домашнее задание.
Дополнительный материал к уроку (карточки)
1.Наблюдение над глаголами
Лицо
Число
Время
Глагол
выучится
мучится
Вопрос
что
сделает
?
что
делает?
получится что
ленятся
надеются
сделает
?
что
делают?
что
делают?
Глагол
выучиться
мучиться
Вопрос
что
сделать?
что
делать?
получиться что
сделать?
лениться
надеяться
что
делать?
что
делать?
Приложение
Лицо
Число
Время
2. Поставьте глаголы в неопределённой форме. Выделите корни и
окончания.
Идешь, бежишь, бредешь, ползешь, шагает, плетется, несется, ходим, тащимся, мчимся,
рассержусь, разъярюсь.
3. Замените существительные однокоренными глаголами, поставив их в
неопределенной форме. Выделите окончания и корни глаголов.
Увлечение, беседа, сожаление, сотрясение, удивление, наслаждение, скрип,
раздражение, удаление, приложение. 4. Вставьте, где необходимо Ь:
Я вышел на берег насладит.ся ароматом смолистых листьев. Спускается солнце на
степь, издали золотит.ся ковыль. Клубят.ся тучи, хотят в росе понежит.ся поля. Мне не
спит.ся, не лежит.ся. Путешественники долго не могли успокоит.ся. Орлам случает.ся
и ниже кур спускат.ся, но курам никогда до облаков не поднят.ся. Стрич.ся и брит.ся
он не любил.
Не ветры веют буйные,
Не матьземля колышет.ся.
Шумит, поет, ругает.ся,
К.чается, в.ляет.ся,
Дерет.ся и целует.ся
На празднике народ.
5. Образуйте и запишите глаголы в начальной форме и форме 3го лица.
Объясните написание или отсутствие Ь.
Словосочетание Глагол
Проявлять стремление
Испытывать волнение
Допускать ошибки
Принять решение
Чувствовать радость
6.Алгоритм правописания ТСЯ и ТЬСЯ
НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ ФОРМА ФОРМА 3ГО ЛИЦА
(что делать?) (что делает?)
Переноситься переносится
Водиться водится Список использованной литературы
1. Ефремова Е.А. Русский язык, 5 класс. Рабочая тетрадь. – М.: «Просвещение», 2015.
2. Ладыженская Т.А., М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык. 5 класс.
Ч.1,2. М.: «Просвещение
», 2016.
3. Цветкова Г.В. Русский язык, 5 класс. Технологические карты уроков. Волгоград:
«Учитель».
Использованные материалы и Интернетресурсы
1. http://www.bibliotekar.ru/encSlov/14/90.htm
2. http
. uroki
. net
:// www
3. http
. narod
:// akademius
4. http
. info
. zavuch
:// www
5. http
:// www
. intergu
. ru
6. http
:// nsportal
tsya
pravopisanie
klasse
/ russkiy
. ru / shkola
tsya
v
. ru / vibor
rus
. html
yazyk
/2013/04/19/
urok
/ library
russkogo
yazyka
v 5
План-конспект урока по русскому языку "ТЬСЯ и ТСЯ в глаголах" 5 класс
План-конспект урока по русскому языку "ТЬСЯ и ТСЯ в глаголах" 5 класс
План-конспект урока по русскому языку "ТЬСЯ и ТСЯ в глаголах" 5 класс
План-конспект урока по русскому языку "ТЬСЯ и ТСЯ в глаголах" 5 класс
План-конспект урока по русскому языку "ТЬСЯ и ТСЯ в глаголах" 5 класс
План-конспект урока по русскому языку "ТЬСЯ и ТСЯ в глаголах" 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.