План-конспект занятия по теме: «Что такое толерантность?»
Оценка 4.9

План-конспект занятия по теме: «Что такое толерантность?»

Оценка 4.9
Мероприятия
doc
психологическая работа +1
7 кл—9 кл
16.10.2018
План-конспект занятия по теме:  «Что такое толерантность?»
Данное занятие предназначено для учащихся 7-9 классов по проблеме толерантности. Учащиеся знакомятся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности,развивают способности адекватно и полноценно познавать себя и других людей.Занятие проводится в форме круглого стола с сюжетно- ролевыми задачами и проблемными вопросами.
план-конспект занятия по толерантности.doc
План­конспект занятия по теме:  «Что такое толерантность?» Теперь, когда мы научились летать по воздуху,  как птицы, плавать под водой, как рыбы,                                                            нам не хватает только одного:  научиться жить на земле, как люди. Б.Шоу Цель:  познакомить   учащихся   с   понятием   «толерантность»,   с   основными чертами   толерантной   и   интолерантной   личности;   развить   способности адекватно и полноценно познавать себя и других людей. Форма   проведения:  «круглый   стол»   с   сюжетно­   ролевыми   задачами   и проблемными вопросами.  Ход занятия: Добрый день. Нашу встречу я бы хотела начать с разговора о вечном, о любви. (Звучит музыка, зачитывается сказка) Жила­была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику: ­ Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь. Подумал волшебник и сказал: ­ Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет... Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место... Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше. ­ Вот выбирай, ­ сказал волшебник. ­ Одну зовут Радость, другую ­ Удача, третью ­ Красота, четвертую ­ Печаль, пятую ­ Доброта. ­ Они все прекрасны, ­ сказала Любовь. ­ Не знаю, кого и выбрать... ­ Твоя правда, ­ ответил волшебник, — они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь. Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задума­ лась Любовь.    Как вы думаете, кого выберет Любовь?  (Звучит музыка и продолжение сказки):  Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку. Почему Любовь выбрала доброту? (ответы) Сегодня   наш   разговор   будет   посвящен   толерантности.   Существует Международный   день   толерантности.   Он   отмечается   16   ноября.   Не   всем, может   быть,   знакомо   это   слово,   и,   на   первый   взгляд   оно   совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только   образованный   человек,   но   и   человек,   обладающий   чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Что же такое толерантность? Откуда взялось это слово? ­ Сейчас мы с вами постараемся в этом разобраться. На рубеже XVIII­ XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при Людовике XVII) оставался неизменно министром   иностранных   дел.   Это   был   человек,   талантливый   во   многих областях,   но   более   всего   –   в   умении   учитывать   настроения   окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим   интересы   других   людей.   И   при   этом   сохранять   свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо   подчиняться   обстоятельствам.   С   именем   этого   человека   связано понятие «толерантность». Термин  толерантность  объясняется   как   терпимость   к   другим   людям, мнениям, поступкам. ­   Давайте   послушаем,   как   слово   толерантность   определяется   на разных языках земного шара: (зачитывает ученик) В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения; Во французском   ­ отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; В английском – готовность быть терпимым, снисходительным; В   китайском  –   позволять,   принимать,   быть   по   отношению   к   другим великодушным; В   арабском  –   прощение,   снисходительность,   мягкость,   милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим; В русском  – способность терпеть что­то или кого­то   (быть выдержанным, выносливым,   стойким,   уметь   мириться   с   существованием   чего­либо,   кого­ либо). ­ Какое из определений вам больше всего  понравилось? ­ А теперь давайте вместе обобщим все сказанное.  (Слово   «толерантность»   изображается   на   доске   в   виде   солнца,   а   ответы учеников в виде лучиков) толерантность толерантность толерантность 1. прощение 2. милосердие 3. сострадание 4. терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению 5. принятие другого таким, какой он есть 6. уважение прав других 7. сотрудничество, дух партнёрства 8. уважение человеческого достоинства ­ Как вы думаете, актуальна ли толерантность в настоящее время?  И почему? (ответы учащихся) Психолог:          «Набирает   обороты   третье   тысячелетие.   Прогресс   движется   вперед. Техника   пришла   на   службу   человеку.   Казалось   бы,   жизнь   должна   стать размереннее,   спокойнее.   Но   мы   все   чаще   слышим   слова:   беженец,   жертва насилия…         В   сегодняшнем   обществе   происходит   активный   рост   экстремизма,   агрессии, конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь.    В   последние   годы   в   подростковой   и   молодёжной   среде   наблюдается катастрофический   рост   всевозможных   форм   асоциального   поведения. Увеличивается   подростковая   преступность.   Растёт   количество антиобщественных   молодежных   организаций,   вовлекающих   неискушенную молодежь в экстремистские группировки.      Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот… Сценка «Перед вами две дороги. Выбирайте…» Действующие лица: молодой человек, его девушка, пожилой мужчина. Голос  за  кадром:   молодой   человек   и   его   девушка   гуляли   по   городу.   На бордюре   сидел   плохо   одетый   пожилой   мужчина.   Возле   него   валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы. Девушка: Подожди, я подойду к нему. Юноша: Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу. (сжимает девушку за руку) Девушка: Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине. Юноша: А нам­то что? Он сам виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать? Девушка: Я всё равно подойду (вырывает руку) Юноша: Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем отсюда.  Девушка: Да как ты можешь? Ему же больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь! (девушка отталкивает парня и подходит к мужчине) Девушка: Что с вами? Что с вашей ногой? Мужчина: Я сломал её… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.  Девушка: Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».  Мужчина: Спасибо, спасибо. Девушка: Послушай (обращается к юноше), у тебя нет «мобильника»? (парень молчит, девушка чувствует брезгливость к нему) Девушка:  Иди  отсюда!  И   больше   никогда   не  звони   мне   и  не  приходи!  Я больше знать тебя не хочу. Юноша:  Неужели   ты   из­за   какого­то   бомжа,   алкоголика   можешь   так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом. (парень уходит прочь, а девушка, пожав плечами, опускается на колени). Девушка: У вас открытый перелом, я пойду вызвать врача, потерпите.  (уходит к телефонному автомату). Мужчина: Девушка, спасибо вам! (девушка оборачивается и улыбается). Вы обязательно найдёте своё  счастье. ­ Как бы вы поступили в этом случае? ­ Почему молодой человек отказался помочь? Вывод: сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем   внимательны   к   любому   человеку,   с   которым   вы   вступаете   во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, ­ это и будет проявление доброты.  Есть два пути развития личности – толерантный и интолерантный. Работа с классом.  ( На  доске записываются черты, присущие толерантной и интолерантной  личности)  Толерантная личность                              Интолерантная личность доброжелательность снисходительность                                 непонимание                   злоба эгоизм уважение мнения других понимание и принятие                                 игнорирование чуткость, любознательность                       нетерпимость доверие гуманизм                                                        раздражительность               выражение пренебрежения                равнодушие                цинизм               агрессивность Интолерантный   путь  характеризуется   представлением   человека   о собственной   исключительности,   низком   уровне   воспитанности,   желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев. Толерантный   путь  –   это   путь   человека,   хорошо   знающего   себя, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям. Сказочка о счастье Стихотворение  На свете жил один король,  Богатый и могучий.  Всегда грустил он. И порой  Бывал мрачнее тучи.  Гулял он, спал, обедал,  А счастья он не ведал! Но вечно хныкать и тужить Бедняге надоело. Вскричал король: «Нельзя так жить!» ­ И с трона спрыгнул смело. Да вмиг порушить свой удел Не в королевской власти? И вот король в карету сел – И покатил за счастьем.  Король в окошечко глядит,  Карета бодро катится.  Постой­ка, кто там на пути?  Девчонка в драном платьице. ­ О всемогущий мой король,  ­ Подать хоть грошик мне изволь. ­ Эй, попрошайка, пропусти ­  Скорей мою карету. ­  Сойди немедленно с пути,  ­ Ведь я за счастьем еду! – ­ Сказал король и укатил.  А в синем небе месяц стыл...  Карета мчится наугад  Бог весть в какую сторону.  Вдруг на пути стоит солдат,  Израненный, оборванный. ­ О мой король, ­ вскричал солдат, ­ Тебя я видеть очень рад! Прошу покорнейше: устрой  Меня ты в услужение,  Я за тебя стоял горой,  Я, право, бился, как герой,  Я выиграл сражение. ­ А ну, служивый, пропусти Скорей мою карету. Сойди немедленно с пути, Ведь я за счастьем еду! ­ Сказал король и укатил, А в синем небе месяц стыл... Карета мчит во весь опор,  Конь скачет, что есть духу.  Вдруг на дорогу вышла с гор  Сутулая старуха. ­ Прости, любезный мой король, Старуху одинокую. Мой дом ­ вон, видишь, за горой, С утра ушла далеко я. Ношу из лесу я дрова ­ Тяжелая работа. Гляжу вокруг, едва жива: А вдруг поможет кто­то... ­ А ну, старуха, пропусти Скорей мою карету. Сойди немедленно с пути, Ведь я за счастьем еду! ­ Сказал король и укатил, А в синем небе месяц стыл... Вот лето кончилось.  Жара сменяется ненастьем.  Король торопит: ­ В путь пора, Еще немного ­ и ура!  Свое настигну счастье! И все бы кончилось бедой – Сомнений в этом нету.  Да старец с белой бородой  Остановил карету.  Перекрестившись, не спеша,  Торжественно и строго  Сказал: «Заблудшая душа,  Король, побойся Бога! Ты ищешь счастье для себя,  Ты странствуешь по свету.  Но, только ближнего любя,  Найдешь ты счастье это.  Скорей послушайся меня:  Обратно разверни коня, Дитя согрей и накорми,  Солдата в сторожа найми,  Все это сделай, но сперва  Старушке ты поможешь:  До дома довезешь дрова.  Распилишь и уложишь...» ­ Тут вышла полная луна.  И осветила путь она.  Нелегкий путь, обратный путь.  Путь к счастью, не куда­нибудь. Король поныне во дворце  Всем людям помогает.  И счастье на его лице,  Как ясный день, сияет! Как бы вы назвали поведение короля в начале истории? Как вы думаете, почему изменился король? Всегда ли в жизни происходят такие изменения? Чему нас учит эта сказка? Вывод: человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую  сторону, жить в мире с собой. Игра «Волшебная рука» Участники обводят на листе свою руку. На пальчиках предлагается написать  хорошие качества, а на ладошке – то,  что  хотелось бы изменить в себе. Правила толерантного общения  Мы сегодня с вами много говорили о толерантности, толерантной личности. А теперь попробуем составить правила толерантного общения и запишем их на  доске: 1. Уважай собеседника. 2. Старайся понять то, о чем говорят другие. 3. Отстаивай свое мнение тактично. 4. Будь справедливым, готовым признать правоту другого. 5. Стремись учитывать интересы других.  Ваш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в вашей семье всегда  царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни  конфликтов. А что для этого нужно? КИТАЙСКАЯ         ПРИТЧА       «ЛАДНАЯ СЕМЬЯ» Жила­была   на   свете   семья.   Она   была   не   простая.   Более   100   человек насчитывалось  в этой  семье. И  занимала  она  целое  село.  Так и  жили  всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая ­ мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел   слух   об   этой   семье   до   самого   владыки   страны.   И   он   решил проверить,  правду   ли   молвят   люди.   Прибыл   он   в   село,   и   душа   его возрадовалась:   кругом   чистота,   красота,   достаток   и   мир.   Хорошо   детям, спокойно   старикам.   Удивился   владыка.   Решил   узнать,   как   жители   села добились   такого   лада,   пришел   к   главе   семьи;  расскажи,   мол,   как   ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял  лист бумаги и стал что­то писать. Писал долго ­ видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: ­ И все? ­ Да, ­ ответил старик, ­ это и есть основа жизни всякой хорошей  семьи. И, подумав, добавил: ­ И мира тоже. Релаксация (спокойная музыка, слайды с природой)

План-конспект занятия по теме: «Что такое толерантность?»

План-конспект занятия по теме:  «Что такое толерантность?»

План-конспект занятия по теме: «Что такое толерантность?»

План-конспект занятия по теме:  «Что такое толерантность?»

План-конспект занятия по теме: «Что такое толерантность?»

План-конспект занятия по теме:  «Что такое толерантность?»

План-конспект занятия по теме: «Что такое толерантность?»

План-конспект занятия по теме:  «Что такое толерантность?»

План-конспект занятия по теме: «Что такое толерантность?»

План-конспект занятия по теме:  «Что такое толерантность?»

План-конспект занятия по теме: «Что такое толерантность?»

План-конспект занятия по теме:  «Что такое толерантность?»

План-конспект занятия по теме: «Что такое толерантность?»

План-конспект занятия по теме:  «Что такое толерантность?»

План-конспект занятия по теме: «Что такое толерантность?»

План-конспект занятия по теме:  «Что такое толерантность?»

План-конспект занятия по теме: «Что такое толерантность?»

План-конспект занятия по теме:  «Что такое толерантность?»

План-конспект занятия по теме: «Что такое толерантность?»

План-конспект занятия по теме:  «Что такое толерантность?»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.10.2018