План-конспект занятия по внеурочной деятельности "Путешествие в старину" 2 класс

  • Мероприятия
  • docx
  • 26.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

План-конспект занятия по внеурочной деятельности "Путешествие в старину" 2 класс.План-конспект занятия по внеурочной деятельности Тема: Путешествие в старину Цель занятия: приобщение детей к традициям русского народа. Задачи занятия: Воспитательная: • воспитание любви к своей культуре и уважения к ценностям семейных традиций Обучающая: • знакомство детей с празднованием Рождества Христова; Развивающая: • развитие эстетических начал природы ребенка, развитие познавательных интересов и творческой активности детей. Виды деятельности: беседа, ответы на вопросы, устный рассказ, самостоятельная работа по декоративному украшению архангельской расписной козули.
Иконка файла материала конспект.docx
План­конспект занятия по внеурочной деятельности Тема: Путешествие в старину Цель занятия: приобщение детей к традициям русского народа.  Задачи занятия: Воспитательная:  воспитание любви к своей культуре и уважения к ценностям семейных традиций Обучающая:  знакомство детей с празднованием Рождества Христова;  Развивающая:   развитие   эстетических  начал  природы  ребенка,   развитие  познавательных   интересов   и творческой активности детей. Виды деятельности:  беседа,  ответы на вопросы, устный  рассказ, самостоятельная  работа по декоративному украшению архангельской расписной козули. Оборудование:  компьютер, экран, презентация урока,  влажные салфетки для рук и салфетки под козули, заранее   испеченные   архангельские   козули,   белково­рисовальная   масса,   деревянные палочки,   блюдца,   ягоды   черники,   клюквы,   облепихи,   сундучок   с   героями   сказки «Колобок». Наглядные пособия:  формочки   для   козулей,   эскизы   козулей   с   образцами   росписи,   образцы   расписанных архангельских козуль, фотографии молодежи в русских­народных костюмах. Ход проведения занятия Организационный  момент.  (Перед   занятием   предложить   детям   вымыть   руки   с 1. мылом, рассадить их по 4 человека за парты). Приветствие детей.  2. Беседа с учащимися о традиции, о жизни по календарям.  (По ходу урока учитель показывает детям презентацию). Наш   урок   будет   несколько   необычным.   Во­первых,   потому,   что   на   нем присутствуют гости, мои коллеги. А во­вторых, потому, что нам с вами на этом занятии предстоит путешествие в старину. (Слайд № 1). В ту старину, когда девушки были похожи на девушек, а юноши – на юношей. Потому что девушки не носили тогда брюк, шорт и другой мужской одежды. (Слайд № 2, учитель показывает детям фотографии молодежи в русских народных костюмах). А носили красивые сарафаны, вышитые сорочки, в косы 1вплетали   атласные   и   шелковые   ленты.   И   отношение   к   ним   со   стороны   мужчин   было соответствующим. (Слайд № 3). Ведь никому бы и в голову не пришлось обратиться к такой девушке, как к рубахе­парню: «Привет, Варюха!» И к девушкам обращались: «Душа, моя. Голубка, моя ненаглядная. Лебедушка». А к молодым людям: «Сокол ты мой»!   И ведь такими девушками хотелось не только любоваться. Их хотелось защищать. Потому, что они не пытались подражать мужчинам, и показывать, что они мужественные. Потому что они были женственными. А вот мужчина рядом с такой хрупкой девушкой не мог себя почувствовать слабым. Ему хотелось стать каким? (Дети отвечают защитником, сильным, мужественным и т.д.) А сейчас, прежде чем отправиться в наше путешествие, я бы хотела у вас спросить: скажите,   кому­нибудь  из  вас  известно,  что  означает   слово   традиция?  Можно  привести примеры. (Дети отвечают, объясняют на примерах. Например, традиция встречи Нового Года. Традиция семейных походов в лес, на природу. Традиция поздравлять ветеранов в День Победы. Традиция празднования дня рождения. Традиция приходить в школу в школьной форме. Традиция в давние времена девушек носить сарафаны…).  – Определение этого слова есть в очень многих словарях и энциклопедиях. Мне больше всего понравилось определение, опубликованное в толковом словаре Ефремовой:  традиция   –   1)   То,   что   сложилось   исторически   и   передается   из   поколения   в поколение путем преданий, устно или письменно (идеи, знания, взгляды, образ действий и т.п.). 2) Укоренившийся порядок в чем­л.; обычай. Т.е. речь идет о том, что уже когда­то было прошлом и может быть в настоящем; о чем говорят: так повелось, так заведено, так принято. Но могут быть и молодые традиции, которые не пришли к нам из старины, а мы их придумали сами. Попробуем с вами разобраться с понятием Традиция. А вот для того, чтобы это сделать, мы как раз и совершим с вами наше путешествие в старые добрые времена и узнаем, как жили наши предки, познакомимся с некоторыми их традициями, с народным календарем, а также с одним из главных праздников церковного календаря. Жизнь русских людей всегда состояла из череды будней и праздников. Будни – время, наполненное трудами и заботами. В будни пахали (Слайд № 4), сеяли (Слайд № 5), жали (Слайд № 6), работали в мастерских (Слайд № 7, 8), воспитывали детей (Слайд № 9) и т.д. Будням противопоставлялись праздники – время отдыха (Слайд № 10), веселья, радости, ощущения полноты жизни, время, когда люди осознавали себя частью единого сообщества (Слайд № 11). Праздничных дней в России XVIII­XIX вв. было много: сто сорок – сто пятьдесят в году. Самыми древними были праздники, связанные с земледельческим календарем. Их называли   календарными   или   годовыми   праздниками,   т.к.   начинаясь   в   декабре,   «когда солнце   поворачивалось   на   лето»,   они   продолжались   весь   год   и   заканчивались   поздней осенью с завершением уборки урожая. Главными среди них были Святки (Слайд № 12), Масленица (Слайд № 13), Ивано­Купальские празднества (Слайд № 14), а также праздники сбора урожая (Слайд № 15).  Люди испокон веку жили по календарю. Календари были разные. Один из таких календарей был земледельческий. Как вы думаете, почему он так назывался?  (Дети предлагают свои варианты ответов). Учитель   обобщает:   Наши   предки   внимательно   наблюдали   природу,   круглый   год следили за погодой. И из этого народного опыта и складывался русский земледельческий 2календарь, который помогал нашим предкам определять сроки пахоты, сева, уборки, сбора урожая. Наряду  с  древними  земледельческими   праздниками   в  русском  быту   было  много праздников православной церкви. Они стали устанавливаться в конце Х в., после принятия на   Руси   христианства.   Многие   церковные   праздники   были   приурочены   к   народным. Рождество и Крещение совпали с новогодними Святками, Троица  ­ с Зелеными Святками, Иоанн Предтеча – с Иваном Купалой. В результате наложения христианского календаря на календарь   народный   древние   праздники,   обычаи   и   обряды   не   исчезли   полностью.   Они продолжали   жить,   потому   что   были   накрепко   связаны   с   сельским   укладом,   с   землей­ кормилицей и  поилицей. Дети с ранних лет помогали взрослым, а помогая, осваивали различные ремесла. Мальчики – мужские: плотницкое, столярное дело, а девочки – женские: прядение, шитье, вышивание, ткачество. Дети учились грамоте, вместе с родителями ходили в храм (Слайд № 16), знали все главные православные праздники. А   вы   знаете   какие­нибудь   православные   праздники?   (Рождество,   Пасха, Благовещение, Успение, Троица…) Молодцы. Деревенские   ребята   участвовали   почти   во   всех   календарных   праздниках:   они славили Рождество (Слайд № 17), участвовали в зимних забавах (Слайд № 18, 19), вместе со взрослыми встречали «широкую гостью Масленицу» (Слайд № 20), закликали весну жаворонками (Слайд № 21), на Пасху расписывали яйца и катали их с горки (Слайд № 22), на Троицу завивали березку (Слайд № 23, 24). У ребят был свой собственный календарь. Он так и назывался – «детский».  И его традиции переходили из поколения в поколение. Были сезонные игры, развлечения, игрушки­самоделки по временам и месяцам года. Праздники были приурочены к святым, «божьим» дням и позволяли человечеству не оторваться   от   своих   традиций.   В   праздничные   дни   люди   собираются   в   кругу родственников, поют песни, танцуют, ходят в церковь, готовят традиционную еду. 3. Беседа с учащимися о Рождестве Христовом с элементами вопросов­ответов.  А сейчас мы поговорим об одном из главных праздников, который наступит скоро, а именно 7 января. Ребята, что это за праздник? Дети отвечают: Рождество Христово. Если они не знают. Попробуем догадаться: Среди зимы – большое торжество. Великий праздник – Христово…    (Рождество) (Слайд № 25) Ребята, вы что­нибудь знаете об этом празднике? (Учитель задает наводящие вопросы): 1. Ребята, кто родился в Рождество? (Иисус Христос) 2. Когда произошло это событие? (Более 2 тыс. лет назад) 3. В какой стране и в каком городе родился Спаситель (в Палестине, в Вифлееме) (Слайд № 26) 4. А в каком конкретно месте (в пещере, в яслях ­ кормушке для скота) (Слайд № 27) 5. Кто узнал об этом первый (пастухи) (Слайд № 28) 6. Кто их об этом известил (Ангел) 7. Кто следующий узнал о Рождении Христа (волхвы) (Слайд № 29) 38. Как   они   об   этом   узнали?   (они   увидели   Вифлеемскую   звезду   и   поняли,   что предсказания сбываются) 9. Что волхвы принесли в дар Спасителю? (золото, ладан и смирну). (Слайд № 30) 10. Почему   именно   эти   дары?   (Золото   ­   как   Царю,   ладан   ­   как   Богу,   а смирну(благовонное масло) ­ как Человеку, который должен умереть). Молодцы ребята! Как много вы знаете о празднике Рождества Христова! И это неспроста. Потому что испокон веку в христианском календаре рождество Христово (7 января)   было   одним   из   самых   больших   праздников.   К  рождественскому   сочельнику  (6 января) хозяйки тщательно прибирали избы (Слайд № 31)  и занимались приготовлением пищи и сдобной выпечки как для разговления после рождественской литургии, так и для угощения   гостей.   Старики   в   сочельник   отдыхали,   а   остальные   домочадцы   старались закончить   все   работы   к   обеденному   времени,   чтобы   засветло   успеть   сходить   в   баню. Встречать Рождество было принято в новой одежде, что отразилось в известной поговорке: «На светлой рубаха хоть плохонька, да белехонька, к Рождеству хоть сурова, да нова». (Слайд № 32) В сочельник до появления первой звезды на небе повсеместно крестьяне, особенно пожилые, соблюдали пост, воздерживаясь от пищи. Перед закатом солнца все домочадцы собирались   около   стола   в   красном   углу   и   совершали   молитву.   Хозяин   дома   зажигал восковую свечу и, закрепив ее на одном из лежащих на столе хлебов, отправлялся во двор за вязанкой соломы или сена, которым по возвращении застилал стол и лавку. (Слайд № 33) Солому покрывали чистой скатертью или полотенцем и под образами устанавливали сноп ржи как символ будущего урожая, кутью в горшке и взвар. Ребята, кто­нибудь из вас знает, что такое кутья и что такое взвар? Кутья (или сочиво) – это каша из зерен, ягод и меда. Взвар – это отвар из фруктов и ягод. (Новые слова учитель записывает на доске). После   этих   приготовлений   семья   вновь   совершала   молитву   и,   затушив   свечи,   в торжественном молчании приступала к трапезе. По окончании трапезы часть оставшейся кутьи дети разносили по домам бедняков, чтобы и они могли отпраздновать Рождество Христово.  С приходом Рождества наступают святки. А это значит, что начинается славление Христа, колядование, представления вертепного театра, молодежные вечерины.  Главный святочный обряд – славление Христа символизирует приход волхвов по случаю Рождества Христова. (Слайд № 34) Именно поэтому славильщики ходили по домам с   рождественской   звездой.   Как   вы   думаете   почему?   Потому,   что   она   символизирует вифлеемскую звезду, которая привела волхвов к месту рождения Спасителя.  Славление   приурочивалось   к   первому   дню   Рождества.   Славильщики   ходили   по дворам и пели песнопения из праздничных церковных служб: тропарь и кондак праздника и другие, а также многолетие хозяевам.  А когда в России появился кукольный вертепный театр (Слайд № 35), славление могло сопровождаться также вертепным представлением (Слайд № 36). Но чаще всего «вертепное действо» (Слайд № 37) происходило на святочных игрищах, посиделках или вечорках.  В   последующие   дни   при   обходе   дворов   пели   колядки   (Слайд   №   38).   Основное содержание колядок — пожелание здоровья и счастья хозяевам дома. А в некоторых местностях совершался обряд посевания. Дети обходили избы и разбрасывали зерна. Семена приносили в дом и «сеяли» (бросали) их в красный угол с пожеланиями   богатого   урожая.   И   приговаривали:   «Сею­вею,   посеваю,   с   Новым   годом поздравляю!» Христославцев и колядовщиков непременно надо было одарить. В качестве таких святочных подарков использовали фигурное печенье в виде коров, быков, овец и домашних 4птиц, называемых на севере «козулями». (Слайд № 39) Такое печенье любили готовить девушки, чтобы похвастаться какие они мастерицы. Также «козули» могли выставляться на окна для показа проходящим, с утра они красовались на столе, а вечером рассылались в подарок родным. Козули отдавались детям для игры, ими украшали ёлку (Слайд № 40). Козули в разных местах выпекали разные.  На Терском берегу Белого моря в  XII  в. наши предки лепили из теста фигурки быков, оленей, коров. Это были поморские козули. (Слайд № 41)  На Вологодчине пекли вологодских лепных «Коровушек». (Слайд № 42) На реках Мезени и Пинеге лепили накануне Рождества Мезенские витые козули. (Слайд № 43)  А на суровой Архангельской земле пекли расписные Архангельские  козули. (Слайд № 44) По мнению поморцев фигурки козуль несли за собой какой­то смысл: Олени и кони вещали   дому   богатство,   здоровье   каждому   от   мала   до   велика.   Тюленей,   птиц   дарили рыбакам, чтобы им сопутствовал богатый улов рыбы в летнюю путину, чтоб море было приветливо,   спокойное,   а   зверя   и   птицы   побольше   водилось.   Невестам   и   молодым девушкам дарили коней с заплетенной в тройную косичку гривой — как символ Веры, Надежды,   Любви».   Коровка   ­   покровительница   домашнего   очага.   Тетерка   и   утица   ­ дарились   с   пожеланиями   счастья.   Тетерка   с   птенцами   ­   знак   материнства.   Хозяюшки обязательно оставляли одну – две козули в доме до следующего года, чтобы Счастье не покинуло его. Берегли их на чистой салфеточке у божницы перед иконами. 4. Самостоятельная работа детей по декоративному украшению архангельской расписной козули.  Ребята, я приготовила для вас сюрприз – испекла фигурки архангельских козуль (Слайд № 45) и сегодня мы с вами будем их расписывать. Немного о них расскажу. В старину выпечкой таких пряников занималась вся семья. Мужчины изготовляли из полосок кровельного железа специальные контурные формы для вырезания пряников (Слайд № 46), женщины готовили тесто темно­коричневого цвета с добавлением патоки, жженого сахара и различных пряностей. (Слайд № 47). Украшали, расписывали пряники всей семьей — и взрослые   и   дети,   благодаря   чему   искусство   передавалось   в   семье   из   поколения   в поколение. Украшали козули при помощи палочек белковой рисовальной массой (яичным белком взбитым с сахаром, подкрашенным натуральными красителями, которыми являлись сок   ягод   клюквы,   черники,   облепихи,   голубики,   черной   смородины   и   др.,   позже   стали окрашивать и соком моркови). (Слайд № 48) (Учитель раздает детям пряники, деревянные палочки, ставит на середину стола блюдца с белковой массой и блюдца с ягодками. Показывает детям, как подкрашивать «краску»   для   пряников,   показывает   образцы   расписанных   пряников   и   картинки   с вариантами росписи пряников. Дети расписывают пряники). 5. Устный рассказ учителя с использованием персонажей сказки «Колобок» для знакомства детей с крестьянским бытом.  Расписали?   Молодцы!   А   пока   подсыхают   ваши   козули,   я   вот   еще   кое­что   вам расскажу.   Друзья,   а   вы   знаете,   что   не   только   народный   календарь   может   помочь   нам познакомиться   с   крестьянским   бытом?   С   крестьянским   бытом   нам   может   помочь познакомится сказка.  (Учитель достает их сундука игрушку Колобка). Ребята вы конечно узнали этого 5героя сказки. Это – …  Дети отвечают: Колобок.  А кто такой Колобок? Дети отвечают: Хлеб. Правильно.   Т.е.   Колобок   –   это   символ   хлеба.   Ребята,   а   все   ли   из   вас   могут догадаться, что и других героев сказки зайца, волка, медведя и лису можно рассматривать, как символы.   Как вы думаете, что они символизируют? (Они символизируют  времена года). Ребята, давайте порассуждаем. Мы начинаем учебный год осенью,  в сентябре, когда только­только собран урожай. Так вот Заяц  в сказке про Колобка символизирует Осень. Ведь он тоже меняет шубку, как деревья листву. А еще на Руси заяц считался символом плодородия за свою плодовитость.   Заяц нашему хлебу­колобку не угроза. Потому что крестьянские амбары осенью полны свежесобранного зерна. И Волк – воплощение Зимы Колобку не опасен. Волк у нас еще не съел Колобка почему? Потому что у нас в закромах у крестьянина еще очень и очень много хлеба. Еще квас, пиво из зерна делают, еще у нас зерном обсыпают на Рождество при колядовании, лепят всякие обрядовые печенья такие, как козули. А вот Медведь – символ весны. Ведь именно весной бурый хозяин леса просыпается от   сна,   как   и   природа.   Он   тоже   еще   не   опасен   для   Колобка.   Потому   что   амбары крестьянские еще не пусты. А вот Лиса­краса прекрасна, как солнечное лето. Но хлеба у крестьян уже нет. В муку при выпечке добавляют траву. Ждут, не дождутся нового урожая. Потому и съедает она Колобка. Вот такая взаимосвязь русской сказки с крестьянским бытом. Кстати,   разыгрывание     вместе   с   родителями,   и   младшими   сестренками   и братишками сказок, тоже при желании, может стать семейной традицией. 6. Итог занятия. Выводы. А теперь давайте подведем итог нашего занятия. Ребята! Скажите, а кто­нибудь из вас празднует в своей семье Рождество Христово?  (Дети отвечают: да, нет…) А как вы его празднуете?  (Дети   отвечают:   ходим   на   рождественскую   службу   в   храм,   украшаем рождественскую елку, родители дарят нам сладости, подарки, празднуем рождество за рождественским столом… )  А какие­нибудь другие праздники празднуете? А какие еще семейные традиции есть в Вашей семье? Как вы считаете, семейные традиции помогают тому, чтобы семья была крепкой, дружной? А если семья будет крепкой, как крепость, то она сохранит каждого из нас от всяких бед и напастей! А теперь домашнее задание. Нарисуйте, пожалуйста, рисунок какой­нибудь вашей семейной   традиции,   которая   уже   существует   в   вашей   семье   или   той,   о   которой   вы мечтаете, чтобы такая в вашей семье зародилась. Расписные   прянички   –   это   подарок   для   вас.   Вы   их   лучше   сразу   не   съедайте, принесите домой, покажите мамам и папам, бабушкам и дедушкам. Может быть, они тоже захотят вместе с вами на Рождество испечь козули и у вас в семье тоже может появиться такая замечательная традиция. А еще у меня есть сахарные козульки на палочке, такие тоже готовили в старину 6сами или покупали на ярмарке (Слайд № 49). Это вам тоже от меня  маленький подарочек, к Рождеству. А теперь мы говорим вам до свидания, спасибо за внимание и за активное участие в занятии! 7. Если останется время: А еще я хотела вам рассказать, что ёлочка не всегда была символом Рождества и украшением праздника. Впервые обычай встречать Новый год и Рождество с лесной красавицей ввел Петр I. Он привез это новшество из Германии. В России этот обычай прижился не сразу. И сначала он прижился в городе, и уж потом и в деревнях. А вообще, каких­либо указаний на Рождественскую ёлку (рождественское дерево) как   символ   празднования   Рождества   Христова   в   христианских   источниках   нет. Однако, я нашла вот такое интересное предание, с которым могу с вами поделиться: ««Святая   торжественная   ночь   спустилась   на   землю,   принеся   с   собою   великую радость   людям.   В   Вифлееме,   в   убогой   пещере,   родился   Спаситель   мира.   Внимая песнопению ангелов, пастухи славят и благодарят Бога; вслед за путеводной звездой волхвы   спешат   с   далекого   востока  на   поклонение   Божественному   Младенцу.   И  не только люди, но и деревья, осеняющие пещеру, и луговые цветы, пестреющие вокруг, ­ все по­своему принимают участие в великом торжестве. Радостно колышутся они, как   бы   поклоняясь   Божественному   Младенцу,   и   в   ликующем   шелесте   листвы,   в шепоте трав как бы слышится выражение благоговения к совершившемуся чуду. Всем хочется   видеть   родившегося   Спасителя:   деревья   и   кусты   простирают   свои   ветки, цветы   приподнимают   головки,   стараясь   заглянуть   внутрь   пещеры,   обратившейся теперь в священный храм. Счастливее других три дерева, стоящих у самого входа в пещеру: им хорошо видны ясли   и   покоящийся   в   них   Младенец,   окруженный   сонмом   ангелов.   Это   стройная пальма,   прекрасная   пахучая   маслина   и   скромная   зеленая   елка.   Все   радостней,   все оживленнее становится шелест их ветвей, и вдруг в нем явственно слышатся слова: —   Пойдем   и   мы   поклонимся   Божественному   Младенцу   и   поднесем   Ему   наши дары,­ говорила, обращаясь к маслине, пальма. — Возьмите и меня с собой! ­ робко промолвила скромная елка. —   Куда   тебе   с   нами!   ­   окинув   елку   презрительным   взглядом,   гордо   ответила пальма. — И какие дары можешь ты поднести Божественному Младенцу? ­ прибавила маслина. ­Что у тебя есть? Только колючие иглы да противная липкая смола! Промолчала бедная елка и смиренно отошла назад, не осмеливаясь войти в пещеру, сиявшую небесным светом. Но ангел слышал разговор деревьев, видел гордость пальмы и маслины и скромность елки, ему стало жаль ее, и, по своей ангельской доброте, он захотел помочь ей. 7Великолепная пальма склонилась над Младенцем и повергла перед Ним лучший лист своей роскошной кроны. — Пусть он навевает на Тебя прохладу в жаркий день, ­ сказала она, а маслина наклонила   свои   ветки.   С   них   закапало   душистое   масло,   и   вся   пещера   наполнилась благоуханьем. С грустью, но без зависти, смотрела на это елка. "Они правы, ­ думала она, ­ где мне с ними сравниться! Я такая бедная, ничтожная, достойная ли я приблизиться к Божественному Младенцу!" Но ангел сказал ей: —  В   своей   скромности   ты   унижаешь   себя,   милая   елка,   но   я   возвеличу   тебя   и разукрашу лучше твоих сестер! И ангел взглянул на небо. А   темное   небо   усеяно   было   сверкающими   звездами.   Ангел   сделал   знак,   и   одна звездочка за другой стали скатываться на землю, прямо на зеленые ветки елки, и скоро вся она засияла блестящими огоньками. И когда Божественный Младенец проснулся, то   не   благоухание   в   пещере,   не   роскошный   веер   пальмы   привлекли   Его   внимание,   а сияющая елка. На нее взглянул Он и улыбнулся ей и протянул к ней ручки. Возрадовалась   елка,   но   не   загордилась   и   своим   сиянием   старалась   осветить пристыженных, стоявших в тени маслину и пальму. За зло она платила добром. И ангел видел это и сказал: — Ты доброе деревце, милая елка, и за это ты будешь вознаграждена. Каждый год в   это   время   ты,   как   теперь,   будешь   красоваться   в   сиянии   множества   огней,   и маленькие  дети  будут,  глядя  на  тебя, радоваться  и  веселиться.  И  ты,  скромная, зеленая елка, сделаешься знамением веселого рождественского праздника». Вот   эта   красивая   легенда   и   является   родоначальницей     современной Рождественской Елочки. 8