План-конспект занятия «Позитивная профилактика употребления ПАВ среди несовершеннолетних»
Оценка 5

План-конспект занятия «Позитивная профилактика употребления ПАВ среди несовершеннолетних»

Оценка 5
Работа в классе
docx
психологическая работа +1
10 кл—11 кл
29.07.2019
План-конспект занятия «Позитивная профилактика употребления ПАВ среди несовершеннолетних»
План-конспект занятия «Позитивная профилактика употребления ПАВ среди несовершеннолетних» У подростков развивается потребность во внимании к себе, к своим физическим особенностям, обостряется реакция на мнение референтной (значимой) группы, усиливается чувство собственного достоинства и максимализма. Поэтому в этот период особенно важно развитие определенных социально-психологических навыков, обсуждение с подростками тех проблем, с которыми они часто сталкиваются один на один, проблем общения, отношений с людьми, как взрослыми, так и ровесниками. К сожалению, система образования в современных условиях часто уходит от дела воспитания личности, передавая эту ответственность родителям, основным оставляя для себя процесс обучения – трансляцию определенной информации на уроках. Дети и подростки в результате оказываются в воспитательном вакууме, что толкает некоторых из них на путь ухода от непонятной и нестабильной реальности в иллюзорный мир посредством использования различных психоактивных веществ (ПАВ). Чтобы уберечь подростков от пагубного влияния ПАВ, необходимо проводить профилактическую работу. И главным в этой работе считаем проведение позитивной профилактики употребления ПАВ.
Ташкова М.Н. Позитивная профилактика употребления ПАВ среди несовершеннолетних.docx
План­конспект занятия «Позитивная профилактика употребления ПАВ среди несовершеннолетних» Авторы: Ташкова Марина Николаевна, Степанова Светлана Геннадьевна, педагоги­психологи БОУ «Центр образования и комплексного сопровождения детей» Минобразования Чувашии Тип занятия: Информационно­профилактическая работа. Целевая аудитория: 8­9 классы. Длительность занятия: 40 минут. Цель занятия: сформировать умение уверенного отказа. Задачи: 1. Обучить   самостоятельному   выбору   и   умению   поступать   в соответствие с собственным решением. Научить различным способам отказа. Сформировать навыки отстаивания своей позиции. 2. 3. Подростковый возраст, особенно младший подростковый возраст, является тем периодом, когда особенно остра необходимость в проведении мероприятий по предотвращению алкоголизма и других форм аддиктивного поведения, так как часто причинами начала употребления алкоголя и наркотических веществ являются   социально­психологические   сложности   подросткового   возраста, психологические проблемы процесса взросления.  В подростковом возрасте дети очень любознательны, в то же время они еще очень   доверчивы,   полны   ощущения   собственной   неуязвимости.   Из­за   этих особенностей   они   нередко   могут   попадать   в   опасные   для   жизни   ситуации. Поэтому встаёт необходимость предупреждения начала экспериментирования с токсическими веществами, вызывающими зависимость, обучения детей навыкам безопасного   поведения,   здоровья   и   навыкам   сохранения   жизни, психологического благополучия в разных ситуациях. У   подростков   развивается   потребность   во   внимании   к   себе,   к   своим физическим   особенностям,   обостряется   реакция   на   мнение   референтной (значимой)   группы,   усиливается   чувство   собственного   достоинства   и максимализма. Поэтому в этот период особенно важно развитие определенных социально­ психологических навыков, обсуждение с подростками тех проблем, с которыми они часто сталкиваются один на один, проблем общения, отношений с людьми, как взрослыми, так и ровесниками.  Также в этот период формируется система ценностей, переосмысливается и переоценивается уже накопленный опыт и вырабатывается основная жизненная позиция, отношение к людям, обществу, миру и к своему месту в нём. В связи с этим как никогда встаёт необходимость знания и принятия норм и   получения   информации   о правил   функционирования   коллектива, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, о конфликтных ситуациях и   их   разрешения.   Возникает   необходимость   выработки   навыков, путях   способствующих формированию установки на здоровый образ жизни. К сожалению, система образования в современных условиях часто уходит от   дела   воспитания   личности,   передавая   эту   ответственность   родителям, основным   оставляя   для   себя   процесс   обучения   –   трансляцию   определенной информации   на   уроках.   Дети   и   подростки   в   результате   оказываются   в воспитательном   вакууме,   что   толкает   некоторых   из   них   на   путь   ухода   от непонятной   и   нестабильной   реальности   в   иллюзорный   мир   посредством использования различных психоактивных веществ (ПАВ).  Часто в школах проводятся занятия, на которых учащимся рассказывают о вреде   курения,   алкоголя   и   наркотических   веществ.   Приводится   пугающая статистика.   Но   подростки,   как   правило,   не   доверяют   цифрам,   продолжая «экспериментировать» и набивать шишки на собственных ошибках, и редко кто примеряет чужой опыт на себя. Однако, употребление ПАВ очень быстро вовлекает ребят в зависимость, и часто остается пагубной привычкой на всю жизнь, что в дальнейшем негативно отражается на здоровье. Чтобы   уберечь   подростков   от   пагубного   влияния   ПАВ,   необходимо проводить   профилактическую   работу.   И   главным   в   этой   работе   считаем проведение позитивной профилактики употребления ПАВ. Это   та   форма   работы,   которая   позволяет   формировать   установки   на здоровый образ жизни через развитие личности. Так как, запугивая подростков, мы часто настраиваем их против себя: они перестают нам доверять, считая, что мы навязываем своё мнение и даём недостоверную информацию.  Поэтому для достижения  успеха в вопросах  профилактики   употребления ПАВ в работе  с подростками главный упор необходимо делать на развитие личностных качеств и   социальных   навыков   подростка,   обучать   его   новым   формам   поведения,   способную формировать   стрессоустойчивость,   воспитывать   личность, самостоятельно и ответственно строить свою жизнь.  С   одной   стороны,   на   занятиях   развиваются   недостающие   подросткам навыки,   обсуждаются   важные   проблемы   общения,   отношения   с   людьми, проблемы конфликтов и стрессов и пути выхода из них. С   другой   стороны,   в   ходе   занятий   вырабатывается   целый   комплекс навыков, необходимых для противодействия давлению сверстников, действию рекламы, с тем, чтобы подростки могли принимать решения о неупотреблении алкоголя и других ПАВ на основе объективной информации и умения правильно оценивать последствия своих действий самостоятельно. Важным   условием   проведения   данных   занятий   является   то,   что   они основаны   на   уважении   личности   человека,   его   прав,   на   доверительных отношениях   между   педагогом­психологом,   учителем   и   другим   значимым взрослым   и   учащимися.   При   этом   происходит   обучение   социально­ психологическим навыкам и навыкам здорового образа жизни. Что в силах любого значимого взрослого человека для подростка, так это организация   совместного   досуга,   который   позволяет   с   пользой   провести свободное   время,   узнать   друг   друга,   проявить   несовершеннолетнему   свои позитивные сильные качества, что отвлекает его от возможности употребления ПАВ.  Например, посещение экскурсий, выставок, участие в социально­значимой деятельности для населённого пункта, школы и дома, совместная разработка проектов, организация и участие в праздниках и викторинах. Главной целью занятий является ориентированность на сотрудничество со взрослыми и сверстниками, создание благоприятных условий для формирования нравственных ценностей, раскрытие перед подростком жизненной перспективы, помочь в принятии себя и своих возможностей, способностей и интересов. Пример проведения занятия с несовершеннолетними.  В одной сказочной стране три мальчика хотели быть волшебниками и стали учиться этому сложному делу. Они изучили много волшебных книг, выучили волшебные   слова   и   с   их   помощью   могли   перемещаться   из   города   в   город, наблюдая   жизнь   людей,   постигая   тайны   волшебного   мастерства   и   оказывая помощь нуждающимся. В   один   чудесный   летний   день   они   приземлились   в   очень   страшном задымленном   городе.   Их   встретили   маленькие   желтые   человечки   с   желтыми зубами и ногтями, с дурным запахом изо рта. К тому же они не выпускали изо рта дымящие трубки, то есть все курили. Люди в этом городе никогда не видели голубого неба и солнца, их закрывал густой   табачный   дым.   Эти   люди   рано   умирали   и   выглядели,   как   маленькие старички.   Через   две   минуты   пребывания   в   этом   городе   волшебники почувствовали, что  задыхаются.  От  дыма  появились  кашель, насморк,  слезы. Они   быстро   произнесли   волшебные   слова   и   улетели   из   города   с   твердым намерением узнать все о курении и табачном дыме. Упражнение «А что дальше». 1. Цель:   осознание   личной   цели   в   жизни   и   возможных   вариантов   её достижения. Психолог: Нарисуйте линию времени.  Представьте временную перспективу своей жизни в виде линии. Отметьте на линии времени рождение, детство и ваш сегодняшний возраст. Теперь отметьте на линии вашу цель в настоящий момент и   подпишите   способы   её   достижения,   обозначив   временные   промежутки. Ответьте на два вопроса: «Чего я хочу достичь в ближайшие два года и что для этого я могу сделать?» У каждого из вас есть 3­4 минуты, чтобы рассказать об этом своему соседу. Основная задача – составить программу ваших действий на ближайший период. Теперь   обсудим   ваши   перспективные   цели   и   ваши   шаги   на   пути   их достижения. Психолог   проводит   беседу   и   фиксирует   факторы,   препятствующие достижению цели. Учащиеся   называют   возможные   варианты,   а   психолог   фиксирует   их   на доске. Возможные варианты: ­ лень; ­ нехватка времени; ­ занятость; ­ усталость; ­ вредные привычки; ­   невозможность   отказать   человеку,   сказать   «Нет!»,   когда   тебе   что­то предлагают. Вывод:  человек   живёт   в   среде,   где   он   может   подчиняться   внешним факторам   или   искать   пути   разрешения   ситуации,   искать   выходы.   В   любом случае в жизни человек всегда делает выбор. Зачастую мы слишком быстро соглашаемся сделать то, о чем нас просят, боясь неодобрения или гнева окружающих, считая себя «хорошим», только если  уступили кому­нибудь, чтобы доставить удовольствие. –  Умей сказать «НЕТ!»: «Спасибо, что обратились ко мне, к сожалению, я не смогу сделать это». –  Сделайте перерыв и скажите: «Я подумаю об этом и завтра скажу тебе решение». Используйте перерыв эффективно:  а) выясни, как в подобной ситуации поступали другие (позвони друзьям); б) попроси помощи у уважаемого человека, в службе «Телефон доверия», у специалиста (психолога); в) составь план дальнейшего действия. г) собрав информацию, будь настойчив в своих желаниях. Говори прямо: «Нет, спасибо, я не хочу сигарету (вина, наркотик). Я хочу...». – Отказывай так, чтобы окружающие почувствовали вашу решительность и вашу веру в достижение успеха в любой ситуации. – Поощрите себя за одержанную победу! Упражнение «Марионетка». 2. Участники разбиваются на «тройки». Каждой «тройке» дается задание: два участника играют роль кукловодов – полностью управляют всеми движениями куклы­марионетки,  один   участник   играет  роль   куклы.  В  роли  куклы   должен побывать каждый. Для «тройки» расставляются два стула на расстоянии 1,5­3 метра.   Цель   кукловодов   –   перевести   куклу   с   одного   стула   на   другой. Одновременно могут работать несколько «троек». После завершения игры происходит обсуждение. Игравшим предлагается ответить на вопросы: 1.) Что Вы чувствовали, когда были в роли «куклы»? 2.) Понравилось ли Вам это чувство, комфортно ли Вам было? 3.) Хотелось ли что­либо сделать самому? Психолог: Теперь вы поняли, ребята, как психоактивные вещества могут управлять людьми, когда они находятся в страшной зависимости от него? Но ведь не всё так плохо. Ведь всегда при нас есть наш разум, наш здравый смысл, наши знания, которые не позволят нам впасть в эту пагубную зависимость. Для этого нам нужно научиться говорить своё решительное «Нет». Игра «Отказ». 3.   Участники делятся на подгруппы. Разыгрываются различные ситуации, в которых они должны найти как можно больше аргументов для решительного отказа. Ведущий предлагает использовать в каждой ситуации три стиля отказа: уверенный, агрессивный, неуверенный. Примерные ситуации: А) Одноклассник просит тебя дать ему телефон, чтобы позвонить. Б) Одноклассник просит оставить какие­то вещи у тебя дома. В) Одноклассник предлагает попробовать ПАВ «за компанию». Г)   Одноклассник   просит   отвезти   какую­то   вещь   незнакомому   тебе человеку. Психолог: Ну что ж, дорогие друзья, я думаю, мы достаточно вооружены на сегодняшний   день   и   информацией,   и   психологической   зарядкой   уважаемых специалистов,   и   взаимной   поддержкой   друг   друга.   Скажите,   Вы   готовы подставить другу свое плечо в беде? Проигрываются ситуации и обговариваются результаты. Рефлексия. 4. У меня в руках свеча. Представьте, что свеча – это наша жизнь, которая изо всех сил старается гореть ярко, чтобы нам было светло и тепло. Она призывает нас   жить   и   быть   настоящими   людьми,   в   которых   есть   искра   живого   огня   и которые не позволяют погасить её в себе.    Я  хочу передать вам свечу как символ яркой здоровой жизни. Пусть её огонь   зажжёт   в   наших   сердцах   стремление   жить,   творить,   приносить   людям пользу! Передавая её,  скажите  и вы друг другу пожелания. (Участники   передают   свечу   по   кругу,   говорят   пожелания.   Свеча возвращается психологу). Список литературы: 1.   Ананьева, Г. Родителям о наркотиках и наркомании / Г. Андреева, Т. Андреева, В.Ловчев. – Казань : 1999. – 342 с. 2.     Березин,   С.В.   Психология   ранней   наркомании   /   С.В.   Березин,   К.С. Лисецкий – Самара : 2000. – 407 с. 3.   Битенский, В.С. Наркомания у подростков / В.С. Битенский. – Киев : 1988. – 372 с. 4.   Игры : обучение, тренинг, досуг / Под.ред. В.В. Петрусинского – М. : 1994. – 105 с. 5.   Кривцова, С.В. Практическое руководство для школьного психолога / Е.А. Мухаматулина . – М. : 1997. – 248 с.  6.     Крыжановская,   Л.М.   Психология   семьи   :   проблемы   психолого­ педагогической реабилитации / Л.М. Крыжановская. – М. : 2005 – 156 с. 7.  Леванова, Е.А. Готовясь работать с подростками / Е.А. Леванова. – М. : 1993. – 105 с. 8.  Практическое руководство по проведению уроков профилактики среди подростков в 2­х частях. Часть 1. – СПб : 1996. – 87 с. 9.  Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. / А.Н. Леонтьев. – Т. 1. – M. : 1983. – 437 с. 10. Личко, А.Е. Подростковая наркомания / А.Е. Личко, В.С. Битенский. – М. : 1991. – 334 с. 11.   Маюров,   А.   Н.   Антинаркотическое   воспитание   школьников   /   А.Н. Маюров // Основы социальной педагогики / Под ред. В.А. Попова. – Владимир : 1995. – 470 с.

План-конспект занятия «Позитивная профилактика употребления ПАВ среди несовершеннолетних»

План-конспект занятия «Позитивная профилактика употребления ПАВ среди несовершеннолетних»

План-конспект занятия «Позитивная профилактика употребления ПАВ среди несовершеннолетних»

План-конспект занятия «Позитивная профилактика употребления ПАВ среди несовершеннолетних»

План-конспект занятия «Позитивная профилактика употребления ПАВ среди несовершеннолетних»

План-конспект занятия «Позитивная профилактика употребления ПАВ среди несовершеннолетних»

План-конспект занятия «Позитивная профилактика употребления ПАВ среди несовершеннолетних»

План-конспект занятия «Позитивная профилактика употребления ПАВ среди несовершеннолетних»

План-конспект занятия «Позитивная профилактика употребления ПАВ среди несовершеннолетних»

План-конспект занятия «Позитивная профилактика употребления ПАВ среди несовершеннолетних»

План-конспект занятия «Позитивная профилактика употребления ПАВ среди несовершеннолетних»

План-конспект занятия «Позитивная профилактика употребления ПАВ среди несовершеннолетних»

План-конспект занятия «Позитивная профилактика употребления ПАВ среди несовершеннолетних»

План-конспект занятия «Позитивная профилактика употребления ПАВ среди несовершеннолетних»

План-конспект занятия «Позитивная профилактика употребления ПАВ среди несовершеннолетних»

План-конспект занятия «Позитивная профилактика употребления ПАВ среди несовершеннолетних»

План-конспект занятия «Позитивная профилактика употребления ПАВ среди несовершеннолетних»

План-конспект занятия «Позитивная профилактика употребления ПАВ среди несовершеннолетних»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.07.2019