Данный материал план коучинг-занятия на тему "Обучение талантливых и одаренных учащихся". Просвещение педагогов по проблеме одаренных детей. Формирование психолого-педагогической готовности учителя к работе с одаренными детьми.
Углубить знания об одаренности, классификациях видов одаренности, характерных особенностях одаренных детей.
Обозначить задачи по работе с данной категорией учащихся в нашей школе.
ПЛАН КОУЧИНГЗАНЯТИЯ
«Обучение одаренных и талантливых учеников»
№ Тема занятия
«Выявление и сопровождение одаренных и талантливых
1
Общие цели
2
Ожидаемые
результаты
3
Ключевые идеи
4
Материалы
оборудование
и
учеников».
Просвещение педагогов по проблеме одаренных детей. Формирование
психологопедагогической готовности учителя к работе с одаренными
детьми.
Углубить знания об одаренности, классификациях видов одаренности,
характерных особенностях одаренных детей.
Обозначить задачи по работе с данной категорией учащихся в нашей
школе.
Учителя будут принимать во внимание результаты исследований,
касающихся талантливых и одаренных учащихся, и размышлять над
определением понятий талантливых и одаренных учащихся. Учителя
будут использовать новые подходы для постановки задач перед
талантливыми и одаренными учащимися, которые опираются на
принципы инклюзивной практики.
Поиск талантливых и одаренных учеников на основе инклюзивного
подхода, предполагающего установление потребностей учеников.
Понятия "одарённость", "одарённый ребёнок".
Структура детской одаренности.
Специфика детской одаренности.
Классификации детской одарённости.
Психофизиологическая основа одаренности.
Проблемы одаренных детей.
Флипчарты, маркеры, стикеры, раздаточный материал, видеоролик.
Этапы занятия
Приветствие,
деление
группам
по
Время
оценку
5 мин
Постановка
проблемы
8 мин
Ход занятия
Действия преподавателя и действия участников коучинга
Приветствие участников коучинга
Деление на группы по методу «Мозаика». (Рассаживаются в
группы по сложившейся картинке)
Упражнение «Ладошки» (рисуют ладошки свои, пишут на
каждом пальце 5 своих самых лучших качеств, свое имя, затем
передают соседу, и тот на открытой ладони пишет те
положительные качества, которые видит в этом человеке.
Можно по желанию зачитать одно. Были ли названы качества,
которым вы удивились? Согласны ли вы с таким мнением?
Модуль который мы сегодня рассмотрим «Одаренные и
талантливые дети».
Просмотр видео. «Вундеркинд» и задает вопрос: «Как вы
думаете, о ком пойдет речь на нашем занятии? А что именно вы
бы хотели сегодня узнать по данной теме?», работая в группах.
1Задание №1.
7 мин
Задание №2.
10 мин
Вопросы для дискуссии:
Каждый ребенок талантлив и одарен по своему! И наша задача,
как учителей разглядеть, поддержать, подтолкнуть и помочь
раскрыть наших детей! А какие они у нас? Что я как учитель
могу сделать, чтобы развить одаренность в детях? Что поможет
мне раскрыть таких детей? Какую методику преподавания я
могу использовать? Каждый из участников коучинга задавал
себе ни раз эти вопросы!
Что вы знаете о выявлении талантливых и одаренных
учеником?
Заполнение таблицы «ЗХУ»
«Лесенка». Расположите по степени возрастания слова:
задатки, способности, одаренность, талант, гениальность и
расставьте проценты таких детей в наших классах.
(Располагают данные им таблички в порядке возрастания)
Подвести итог первой части поможет следующее задание:
«Мифы и Реальность об одаренных и талантливых детях».
Слушателям предлагаются мифы об одаренных детях, в
группах необходимо опровергнуть миф и рассказать о реальной
обстановке, касающейся одаренных и талантливых детей.
Мифы и реальность об одаренных учениках
1 Одаренные ученики надменные, горды своими
способностями и другие люди их мало волнуют.
2 Одаренные ученики способны во всем и им следует об этом
напомнить в том случае, если они не смогут действовать на
высоком уровне.
3 Одаренные ученики не нуждаются в специальных
программах, так как они смогут выполнить сложные задачи
несмотря ни на что.
4 Развитие одаренных учеников происходит неравномерно
(умственные способности, способность к обучению,
социальное/эмоциональное развитие).
5 Одаренные ученики работают хорошо в случайно
распределенных группах, при этом работа выполняется
безошибочно.
6 Одаренные ученики любят работать индивидуально и
мотивированы завершить задание.
7 Одаренные ученики это хорошие ученики, у которых
редко бывают проблемы с поведением.
8 Одаренные ученики почти всегда хорошо учатся и очень
часто имеют достижения вне школы.
Задание 4.
10 мин
Психологи выделяют 6 разрушителей таланта
Неумение
время
1.
Очень часто мы слышим: он талантливый, но очень ленивый,
поэтому попусту тратит драгоценное время: дни, месяцы, годы.
Однако к детям, это выражение не может иметь никакого
ценить
2к
Привязка
материальным
отношения, задача родителей, в данной ситуации, разобраться:
что кроется за, так называемой, детской ленью и создать
условия для того, чтобы самое ценное время для развития
способностей не прошло даром. Талант не должен погибнуть в
пустом времяпрепровождении: перед телевизором или за
компьютерными играми, об этом и должны позаботиться
родители.
2.
ценностям
Как часто, мы слышим из уст родителей: «В будущем твои
увлечения не дадут возможности заработать «на кусок хлеба»,
поэтому не стоит тратить на эти глупости время». Однако –
это большое заблуждение взрослых, ребёнок никогда не сможет
раскрыть свой талант, если материальные ценности будут
стоять на первом месте. И тут должна проявиться мудрость
родителей, дабы, дать возможность развиваться способностям
ребёнка без привязки к материальным благам.
3. Школа и талант – понятия не совместимые
Третий враг таланта – это современная школа. Большую часть
времени в школе посвящают развитию логики и рационального
мышления, тогда как чувства, без которых таланта не
существует, остаются за пределами школьной программы. В
таких ситуациях рекомендацией для родителей может стать,
своевременное выявление таланта ребёнка и перевод его в
специализированную школу, там, где способности будут
развивать.
специализированные
художественные школы, спортивные интернаты и тому
подобное.
Это могут быть
в
своих
Неуверенность
4.
силах
«У меня ничего не выйдет, лучше и не браться» так часто
думает большинство детей, сталкиваясь на пути с трудностями.
В данной ситуации уверенность родителей в способностях
ребенка должна передаться и ему самому. Этого можно
достичь, создавая условия, в которых способности ребёнка
максимально проявятся, каждый успех должен закрепляться
похвалой и оценкой со стороны взрослых. Это и станет тем
фундаментом веры,
который поможет бороться с
неуверенностью в своих силах.
«Звёздная
5.
болезнь»
Обратной стороной неуверенности, может стать, так
называемая, «звёздная болезнь». Она возникает на фоне
постоянного восхваления достоинств ребёнка и приводит к
тому, что он перестаёт относиться к себе критично. А так как
талант – это способности помноженные на усердие, а ребёнок,
который уверен, что он уже – гениален, не чувствует
необходимости работать над собой, то будущее такого гения
весьма прозаично. Поэтому родители должны быть крайне
осторожны в своих высказываниях, дабы, не развить у своего
чада «звёздную болезнь».
6.
привычки
Пагубные
3Данный бич таланта касается уже взрослых дарований, которые
однажды почувствовав вкус славы, становятся зависимыми от
этого наркотика. И когда эта неверная птицасчастья вылетает
в открытое окно, не каждый может справиться с
разочарованием, вот тогда и наступает момент истины, и
многие гении ищут утешение в вине и наркотиках.
Таким образом, талант – дело тонкое и чтобы одаренные дети
превращались в гениальных взрослых, природный дар
необходимо, как алмаз, сначала добыть среди тысячи камней, а
затем отдать опытному ювелиру на огранку, дабы, он превратил
его в сказочный бриллиант..
(Каждая группа обсуждает данную им ситуацию и составляет
рекомендации учителям для работы)
Составление постера «Одаренный и талантливый ученик».
1)Каждая группа создает модель одаренного ученика с
характеристиками и его потребностями.2) Что мы можем
предложить одаренным детям в организациях дополнительного
образования?
3) Защита постера,обоснование своей точки зрения
Выступление групп. Дискуссия.
Предоставляется учителям писок сайтов, где можно найти
большое количество различных тестов и методик по выявлению
детской одаренности:
http://cptd.ippk.arkhedu.ru
http://www.effecton.ru/762.html
http://intellektsystem.ru/articles_1_71.html
http://klepikova.ucoz.ru/publ/diagnostika_odarennosti/1105
http://www.приреченскаяшкола.рф/index.php/shkolnyjolimp
http://www.liga1199.ru/
http://www.pms.ru/
http://edu.tatar.ru/buinsk/licint/sch
Прием «Рюкзак».
Отправляясь в путь по выявлению и поддержке одаренных
детей, что возьмете с собой?
Закончить
Сухомлинского:
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если
тронуть их умелой рукой – они красиво зазвучат».
замечательными словами В.А.
занятие
Задание №4.
10 мин
Рефлексия
5 мин
4Список использованной литературы:
1. АОО "Назарбаев Интеллектуальные школы". Руководство для учителя (второй уровень),
2012.
2. АОО "Назарбаев Интеллектуальные школы». Программа курсов повышения квалификации
педагогических работников Республики Казахстан,2012.
3. Рыбина О. С. Образовательный коучинг для личной эффективности и профессиональной
компетентности студентов// Актуальные вопросы современной педагогики: материалы
междунар. заоч. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). / Под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. — Уфа:
Лето, 2011.
5