План работы предметной недели письма и чтения
Оценка 4.6

План работы предметной недели письма и чтения

Оценка 4.6
Мероприятия
docx
русский язык +2
Взрослым
18.06.2019
План работы предметной недели письма и чтения
Основная цель предметной Недели – повышение интереса обучающихся к урокам письма и развития речи и чтения и развития речи, формирование познавательной активности, расширение кругозора, активизация полученных знаний. Задачи предметной Недели: - развитие речи и речевой культуры обучающихся; -повышение интереса учащихся к учебной деятельности; -помощь ученикам в осознании важности изучения письма и чтения; -создание творческой атмосферы взаимодействия учителя и обучающегося.
Неделя письма и чтения 2019.docx
В период с 5 февраля по 10 февраля 2018 года в школе была проведена  предметная Неделя письма и чтения. План мероприятий предметной Недели Основная цель предметной Недели – повышение интереса обучающихся  Дата  проведения 5­02.2018 6.02.2018 7.02.2018          Название мероприятия Участники Ответственные 1. Общешкольная линейка «Открытие  недели  письма и чтения». 2. Оформление выставки « Писатели­  юбиляры 2018 года» 5 – 9 кл.   5­9 кл.   Квачегина Т.И.  Библиотекарь  школы 1. Викторина «Знаток уроков чтения»  2. Конкурс иллюстраций по изученным  произведениям  «Мой любимый  литературный герой» 5 – 9 кл. Минина Л.М. 5 ­9 кл. Ким Н.А. 1.Открытый урок письма и развития речи в 5 классе 2.Открытый урок чтения и развития речи  в 7 классе   5 класс   7 класс Квачегина Т.И. Минина Л.М. 8.02.2018 1. Конкурс скороговорок. 2.Открытый урок чтения и развития речи  в 6 классе. 5 ­9 кл. Мещерякова С.Г. 6 кл. Квачегина Т.И. 1. Открытый урок письма и развития  речи в 9 классе 2.Конкурс по оформлению деловых  бумаг «Записка – это интересно и  важно!» 9 кл. Минина Л.М. 5 – 9 кл. Квачегина Т.И. 1.Литературная гостиная «Зимним  вечером» 2.Закрытие Недели. Подведение итогов,  награждение победителей, призёров. 5­ 9 кл.   Квачегина Т.И. Кл. руководители Учителя ­  предметники 9.02.2018 10.02.2018 к урокам письма и развития речи и чтения и развития речи, формирование  познавательной активности, расширение  кругозора, активизация полученных  знаний. Задачи предметной Недели: ­ развитие речи и речевой культуры обучающихся; ­повышение интереса учащихся к учебной деятельности; ­помощь ученикам в осознании важности изучения письма и чтения; ­создание творческой атмосферы взаимодействия учителя и обучающегося. В ходе проведения предметной Недели   все мероприятия  соответствовали возрастным и психофизическим особенностям   учащихся.  Предметная неделя предусматривала использование современных  образовательных технологий: игровой деятельности, ИКТ.  В ходе проведения Недели учителя проявили хорошие организаторские  способности. Разнообразные формы работы по предметам способствовали  повышению  интереса  учащихся к проводимым мероприятиям.   скороговорок, который был направлен на развитие  звуко произносительной  стороны речи.    Учитель – логопед Мещерякова С.Г.  организовала  конкурс  Библиотекарь школы Мясникова Н.П. оформила  выставку книг  писателей­ юбиляров 2018 года. Учитель Минина Л.М. провела викторину «Знаток уроков чтения» на  которой лучшие знания показали учащиеся 5, 7 класса.  Проведены открытые уроки  учителями – предметниками Мининой  Л.М., Квачегиной Т.И.по письму и чтению на разные темы:  « Нравственные уроки в повести В.Г. Короленко « В дурном обществе»; « Приставки», « Части речи», « Глагол», « Онегин, добрый мой приятель….».  Каждый открытый урок  был проведен на высоком методическом и  профессиональном уровне.   Заключительным мероприятием  Недели была литературная гостиная  «Зимним вечером», которую провела учитель Квачегина Т.И. Атмосфера и  организация  данного мероприятия способствовали эмоциональному  чтению и восприятию стихов русских и современных поэтов о зиме. На данном  мероприятии  были подведены итоги Недели и награждены лучшие знатоки  письма и чтения. Выводы: предметная  Неделя  имела практическую значимость и  способствовала  повышению интереса к изучению письма и чтения как средства общения в повседневной жизни, воспитывала уважение к родному  языку,  как явлению культуры.  Применение нетрадиционных форм обучения позволяет значительно  расширить поле деятельности учителя, отойти от строгих рамок.  Нетрадиционные формы работы позволяют разнообразить учебную  деятельность, способствуют повышению интеллектуальной активности  учащихся, повышают эффективность обучения. Игра и элементы  занимательности  помогают создать атмосферу непринужденности, увлекают  сотворчеством, разряжают напряженную обстановку.   Завуч                                                                   Л.М. Минина СПРАВКА  по итогам проведения предметной недели по русскому языку и  литературе в начальной школе в 2011­2012 учебном году. Цель проверки: проверить, как предметная неделя  влияет на развитие  интереса учащихся к изучаемому предмету, повышение  образовательного уровня, обучение детей самостоятельности и  творчеству, выявление способных детей по предмету. Срок проведения: 13­21 февраля 2012 года С 13 по 21 февраля в начальной школе прошла неделя по русскому  языку и литературе.  Все учителя начальной школы активно приняли участие в организации  и проведении недели, вовлекли в творческий процесс и учащихся. В  ходе недели были проведены следующие мероприятия: 1 день          Оформление уголков с занимательным материалом                                                           (лингвистические загадки, сочиняем  стихи, загадки, забавные                            истории) 2 день          Час занимательной грамматики. 3 день          1­2 классы ­ Викторины по русскому языку. 3­4 классы­ Олимпиады по русскому языку 4 день         «Сочинялки»  (рисунки, стихи, загадки­шутки). 5 день        Праздник «Путешествие в страну «Грамматику». 6 день        Подведение итогов. Награждение победителей и                                                            участников.                                                 Были подобраны задания развивающего характера, использованы  разнообразные формы работы и интересный иллюстративный  материал, что позволило поддерживать интерес у учащихся в течение  всего мероприятия. Начало предметной недели открылось оформлением уголков с  занимательным материалом. Учителями и детьми были подобраны  лингвистические загадки, сочинялись стихи, забавные истории.  Учащиеся с интересом         работали по подбору    материалов и их  оформлению.             «Час занимательной грамматики» был подготовлен и проведён  учителями по параллельным классам. Многие показали отличные знания и умения по предметам, проявили интерес к предложенным заданиям. Увлекательно и познавательно прошли викторины в 1­2 классах и  олимпиады в 3­4 классах. Эти мероприятия были тоже проведены по  параллелям, что внесло дух соревнования между классами. Разнообразным и красивым по оформлению был представлен материал  «Сочинялок». Это были и кроссворды, и загадки, и рисунки, и стихи  собственного сочинения. При подведении итогов были отмечены дучшие работы детей в этом направлении. Весело и интересно прошли в классах праздники «Путешествие в страну «Грамматику». Анализируя проведенную работу, можно сделать выводы: Применение нетрадиционных форм обучения позволяет значительно  расширить, разнообразить учебную деятельность, способствуют  повышению интеллектуальной активности учащихся, а следовательно и  эффективность обучения. Справку составила руководитель МО        Н.А.Корунец  налитическая справка о проведении недели русского языка Сроки проведения: 25 февраля – 2 марта 2013г Участники: учащиеся 5­11классов Организаторы:   члены МО учителей русского языка и литературы (Попова Т.Н., Ведышева В.В., Радевич Л.С., Верещагина И. К.) Цель проведения: воспитание у учащихся бережного отношения к родному слову;   развитие интереса к глубокому изучению русского языка, как на  уроках, так и во внеурочное время. Оборудование:   плакаты с высказываниями о русском языке,   стенгазеты,                            слова с табличками: Морфология, Синтаксис, Пунктуация,  Словообразование, Фонетика, Орфография, Графика;  ребусы;  карточки с заданиями заочной викторины;  грамматические билеты с ответами для интеллектуальной игры  для 5­6 классов;  медали «Знатоку русского языка» 5­11 классы;   буквы для коллажа;             заготовки для иллюстраций к литературным произведениям; Программа проведения Недели русского языка прилагается. План проведения Недели русского языка: «Мы любим русский язык и литературу» 1. Подготовительная работа: *объявление о проведении недели; * выпуск стенгазеты или бюллетеня о русском языке (задание для всех классов): * подготовить высказывания о русском языке, о литературе, о поэзии ; февраля 1) Проведение первого урока, посвященного русскому *изготовление поделок, рисунков к литературным произведениям, стихов собственного сочинения; * изготовление стенда «Прочти, это интересно!» (библиотекарь); *подготовка чтецов на конкурс « Стихотворения о дружбе» ; * подбор материала к беседам о русском языке на классных часах. 25 февраля. Открытие недели: 1) Вступление (рассказ о неделе). 2) Лингвистический парад: выступления учащихся с приветствием к русскому языку и литературе. 3) Выставка сочинений, иллюстраций к художественным произведениям, поделок. 4) Смотр – конкурс стенгазет о русском языке. 26 языку (по классам). Тематика докладов: а) «Богатство и величие русского языка»; б) «Словари – наши добрые помощники»; в) « Ты и твое имя»; г) « О вреде сквернословия». 2) Конкурс чтецов. 27 февраля. Олимпиады по русскому языку (5- 6), (7 – 8). 28 февраля.1) Игра – конкурс «Знатоки сказок» (5 -7 классы) 2 )Викторина «Я знаю и люблю произведения А.С. Пушкина (7 -8 -9 классы) 1 марта. Лингвистический КВН между 5 и 6 классами «Люби и знай русский язык». 2 марта. Брей-ринг (между командами 8 а и 8 б классами). Подведение итогов. Награждение победителей. Цель, поставленная учителями перед проведением предметной недели (с 25февраля по 02 марта 2013 ), очень актуальна: привитие интереса к родному языку, к искусству слова через внеклассную и урочную работу. Создание творческих работ (рисунков, сочинений, стихотворений), развитие уважительного отношения к слову, формирование навыков выразительного чтения, воспитание культуры слушателя и исполнителя - задачи, реализуемые в рамках недели. Активное участие в неделе приняли почти все учащиеся с 5- го по 9-й классы. Между обучающимися 7а и 7б классов Попова Т. Н. и Ведышева В. В. провели лингвистический КВН. Победила команда 7а класса, набравшая 60 баллов. Ученики 6а класса Груздева Дарья и Курчаев Никита провели занимательную викторину по сказкам для обучающихся 4а класса. В 6-Б классе был проведён устный журнал «Язык мой – друг мой». Ученики узнали много нового и интересного о русском языке. В 5-х, 6-х, 7-х и 9-х классах прошёл конкурс на самого грамотного. Учащиеся писали Анализ недели русского языка и литературы 6 классы- Дружина Е., диктанты повышенной сложности. Победителями конкурса стали следующие ученики: 5 классы – Краснощёкова С., Хавин Илья, Семёнова В.; Жеронкин А.;Бабенко Я.,Груздева Д., Лёвина А., Курчаев Н., Хмырова Д., Буров И. 7 классы – Масленникова Е., Кузнецова М., Кочкина О., Павловичев Н.; 9 классы – Коржукова А., Гариленко К., Пустовалов Д., Боброва И., Исакова И., Жданова Н., Есина А. Демёнова Ю. и Скорик А. ( 11 класс) в 8-Б классе провели «Час занимательной грамматики». Учащиеся отвечали на вопросы, разгадывали ребусы и шарады. В течение недели в школе была проведёна олимпиада по русскому языку среди учащихся 5-8 классов. Победителями олимпиады явились следующие ученики: 5 классы - Селинова В .; 6 классы – Груздева Д., Бабенко Я., Жеронкин А.; 7 классы – Масленникова Е., Павловичев Н, Кузнецова М., Саврасова я.; 8 классы - Щукина В., Гурьян Н., Лекарев А., Лахметкина Л. 9 классы – Гавриленко К., Жданова Н., Соболева В., Исакова И. К. провела В школьной библиотеке Верещагина И. видеовикторины по русским народным сказкам и по сказкам А.С.Пушкина. Победителями стали Хавин Илья и Краснощёкова Света(5- А класс), Буров Илья, Дружина Елена ( 6 классы). Заключительным стал конкурс на лучшего чтеца стихотворений о дружбе. Лучшими чтецами жюри признало Масленникову Елизавету(7-й класс) и Кочкину Олесю (7-й класс),Жеронкина Артёма ( 6 класс ). Всем победителям были вручены дипломы и Почётные грамоты. Проведённые мероприятия понравились и запомнились учащимся. Особенно (по проведённым анкетам) ученикам понравились лекции, которые прочитали семиклассницы о вреде сквернословия и о значении имён. Высокую оценку получили стихотворения собственного сочинения учащейся 7-а класса Масленниковой Елизаветы. Неделя русского языка и литературы имела массовый охват обучающихся, все мероприятия проведены по плану на соответствующем времени методическом уровне. Цель и задачи, поставленные перед проведением предметной недели, реализованы в достаточно полной мере. Попова Т. Н., руководитель ШМО учителей гуманитарного цикла, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории Содержание заданий по дням. Высказывания о русском языке. 1. Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых , естественных понятий. (В. Г. Белинский) 2. Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат. 3. Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца , так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово. ( Н. В. Гоголь) 4. Как материал словесности, язык славяно – русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими. (А. П. Сумароков) 7. Наш русский язык более всех новых, может быть, способен приблизиться к языкам классичес(А. С. Пушкин) 5. Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятелями, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то , конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашёл в нём великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатую и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков. 6. Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной лёгкости, с которой все выражается на нём – отвлечённые мысли, внутренние лирические чувствования… крик негодования, искрящаяся шалость и потрясающая страсть. 7. Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни… 8. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять – таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса… Берегите чистоту языка, как святыню! 9. Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры… Поэтому – то изучение и сбережение русского языка (М. В. Ломоносов) (К. Д. Ушинский) (И. С. Тургенев) (А. И. Герцен) И. В. Гёте А. М. Горький А. М. Горький является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью… Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч, выразителен, послушен, ловок и вместителен…. (А. И. Куприн) О литературе и поэзии А. С. Пушкин А. П. Сумароков 1. Новая литература затмевает старую; полезно время от времени оглянуться назад. Мы лучше всего сохраним в себе оригинальность, если не потеряем из виду своих предшественников. 2. Не нужно, чтоб всем над рифмами потеть, А правильно писать потребно всем уметь. 3. …Не тот поэт, кто рифмы плесть умеет И, перьями скрыпя, бумаги не жалеет; Хорошие стихи не так легко писать… 4. Наша литература – наша гордость, лучшее, что создано нами как нацией. В ней - вся наша философия, в ней запечатлены великие порывы духа; в этом дивном, сказочно быстро построенном храме по сей день ярко горят умы великой красы и силы, сердца святой чистоты – умы и сердца истинных художников. 5. Где и когда работали в одно и то же время такие несоединимые, столь чуждые один другому таланты, как Помяловский и Лесков, Слепцов и Достоевский, Гл. Успенский и Короленко, Щедрин и Тютчев? Продолжайте эти параллели, и вас поразит разность лиц, приемов творчества, линии мысли, богатство языка. 6. Стих, как монету, чекань – Строго, отчетливо, честно, Правилу следуй упорно; Чтобы словам было тесно, Мыслям – просторно. Н. А. Некрасов 7. Пушкин у нас – начало всех начал. А. М. Горький 8.Чтобы ни случилось с русской литературой, как бы пышно ни развивалась она, Белинский всегда будет её гордостью, её славой, её украшением… 9. (О поэзии) Это – круто налившийся свист, Это – щелканье сдавленных льдинок, Это – ночь, леденящая лист, Это – двух соловьев поединок. Б. Л. Пастернак 10. Быть поэтом – это значит то же, Н. А. Добролюбов «Словари – наши добрые помощники» Только люди обладают даром речи. С помощью слов люди общаются друг с другом. С помощью слова человек описывает природу, мир, самого себя. Владимир Даль, составитель знаменитого словаря, писал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Словом называют слово , беседу, разговор, речь, пароль, обещание, ругательство, букву, письменный знак, остроту, шутку». Народ издавна отметил разницу между словом и делом: «На словах и так и сяк, а на деле - никак», «Кто словом скор, тот в деле не спор», «От слова до дела не близко». Александр Трифонович Твардовский в стихотворении «Слово о словах» пишет об ответственности человека за свои слова: Да, есть слова, что жгут, как пламя, Что светят вдаль и вглубь – до дна. Но их подмена словесами Поэт мечтает о таком времени, Измене может быть равна. Чтоб ограничить трату слов, Чтоб разум их живой смыкал; Чтоб сердце кровью их питало; Чтоб не транжирить как попало… Если правды жизни не нарушить, Рубцевать себя по нежной коже, Кровью чувств ласкать чужие души. С. А. Есенин Беседа А великий Лев Николаевич Толстой когда – то писал: «Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти». Так сколько же слов в русском языке? Обратимся к словарям русского языка. В однотомном «Толковом словаре» С. И. Ожегова около 57 тысяч слов. В четырехтомном словаре под редакцией Д. Н. Ушакова более 85 тысяч слов. Этот словарь отразил все лучшее, что накопила русская лексикография за все своё существование. Почти вплоть до середины ХХ века этот словарь оставался незаменимым пособием для учителей, лингвистов и всех любителей русского языка. На смену этому словарю пришли два новых академических словаря: 17-томный (более 120 тысяч слов) и четырехтомный. Заглянув в словарь и найдя нужное слово, мы узнаем, что оно обозначает, как пишется, где находятся ударение, как оно изменяется. Анатоль Франс, известный французский писатель, сказал о словарях: «Словарь – это вселенная в алфавитном порядке… Все эти собранные слова – дело плоти, крови и души родины и человечества». Попытку собрать все слова русского языка предпринял Владимир Иванович Даль. В его «Толковом словаре живого великорусского языка» более 200 тысяч слов. Над своим словарём Даль работал 47 лет! По образованию Даль был хирургом. Он был также известным писателем (под псевдонимом Казак Луганский), имел способности к технике. Но главным трудом всей его жизни стало составление словаря. Это научный подвиг ученого. Когда Владимир Иванович готовил свой труд к печати, работать ему приходилось очень много, иногда до обмороков. В. Даль был одновременно и автором словаря, и редактором, и корректором. Ученый - языковед сумел раскрыть неисчерпаемое словарное богатство русского языка. Какие еще есть словари? «Орфографический словарь русского языка» под редакцией С. Г. Бархударова, С. И. Ожегова и А. Б. Шапиро (104 тысячи слов). «Словарь ударений» ( для работников радио и телевидения) под редакцией Д. Э. Розенталя. «Русское литературное произношение и ударение» под редакцией Р. И. Аванесова и С. И. Ожегова. «Фразеологический словарь русского языка» под редакцией А. И. Молоткова (4000 выражений). «Словарь синонимов русского языка» под редакцией З. Е. Александровой. «Словарь русских личных имен» под редакцией Н. А. Петровского. «Словарь иностранных слов» под редакцией И. В. Лехина, С. М. Локшиной, Ф. Н. Петрова и Л. С. Шаумяна (23 тысячи слов иноязычного происхождения). Есть и другие языковые словари. В жизни часто приходится обращаться к энциклопедиям, различным справочникам: «Энциклопедический словарь» (86 томов). «Большая энциклопедия» (20 томов). Задания для учащихся 1. Какие словари лежат перед вами? Кто их авторы? О чём можно 2. Каким словарём необходимо пользоваться, чтобы узнать значение узнать с помощью этих словарей? и происхождение словосочетаний: между двух огней; полететь вверх тормашками; пожинать лавры; хлопать глазами; одна нога здесь, другая там; зубы заговаривать; голова идет кругом. Объясните происхождение и значение фразеологизмов. Пользуйтесь «Фразеологическим словарем». словарю. объясните, как образовались данные слова; Пчела, игрушка, жалеть, молниеносный, времянка, инертность и др. Авеню, демилитаризация, аршин, кольраби, омшаник, светец, тральщик, ротационный. 3. Ответьте, в каких случаях вы обращаетесь к орфографическому 4. Пользуясь «Школьным словообразовательным словарем», 5. Что означают слова? Беседа «Ты и твоё имя» Обращайтесь к школьным словарям и справочникам постоянно. Помощь, которую они вам окажут, вы, несомненно, оцените, а школьная дружба со словарями сохранится у вас на всю жизнь. 1. Рассказ учителя. Имя человеку дается один раз. Оно становится своеобразным удостоверением личности человека, его личным именем. Все личные имена некогда были именами нарицательными. У русского народа и других народов в древности существовал обычай: при рождении ребенка присваивать ему в качестве имени названия различных предметов, явлений ,признаков. Отсюда такие древнерусские имена, как Добрыня, Дружина, Калина. До принятия христианства у русских были имена, которые называли человека по внутреннему или внешнему признаку (Большой, Рябой, Косой, Буян, Мал, Ждан, Молчан, Кудряш, Нелюб), отражали порядок появления новых членов семьи (Первой, Первуша, Второй, третьяк, Малюта, Меньшик, Поздей). Имена отражали социальное и экономическое положение (Холоп, Бобыль, Селянин, Гольтепа), место происхождения (Несвой, Инозем, Ненаш, Казанец, Серпуховитин), церковные отношения (Богомаз, Грех, Богомол, Игумен, Келарь). Иногда и клички (Олух, Болван, Беспортошник). Наши предки пользовались иносказательными именами (Баран, Волк, Лиса, Блоха, Ворона, Гнида, Оладья, Бандук, Дуб). В летописи ХV века сохранились имена: Баран Филиппов, Овца Владимиров, Паук Иванов. Были имена другого рода – княжеские, возникшие на общеславянской или русской почве: Ярослав, Владимир, Всеволод, Будимир и др. Некоторые славянские имена возникли позже: Бажен – желаемый, Тарас – беспокойный, Руфина – рыжая. Иногда в качестве имен брались нереальные, а желаемые признаки: Светозар (светлый, как заря) Владимир (владею миром) Доброслава (имеющая добрую славу) Всемила (всеми милая). Детям давались и древнегреческие, и римские имена: Калистрат (хороший воин), Севастиан (достойный поклонения), Наум (радость, утеха), Домна (хозяйка). Красивых женских имен сохранилось очень мало: Голуба, Несмеяна, Забава, Лебедь, Ждана, Досада, Любава, Борислава, Святослава). Смысловые значения некоторых имен забывались. А нарицательное имя превращалось в собственное. ИмяПрасковья осознается как имя только потому, что в быту уже едва ли кто вспоминает о его первоначальном значении – «пятница». Некоторые обрусевшие имена подверглись сокращению: Борислав – Борис (борющийся за славу), Вадимир – Вадим (наставляющий мир). В. А. Жуковский опоэтизировал имена Светлана (светлая), Людмила (людям милая). А.С. Пушкин использовал имя Чернова. Д. И. Фонвизин назвал своего героя из комедии «Недоросль» Митрофаном. В буквальном переводе с греческого языка это имя означает «являющий свою мать», т. е. похожий на свою мать. Имя положительной героини - Софья (греч.) – «мудрая». В популярной повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» главный персонаж – Эраст (греч.) – «прелестный, милый, возлюбленный». Главный герой «Шинели» назван Н. В. Гоголем Акакием Акакиевичем (греч.) – «не делающий зла, безропотный, кроткий». Он на самом деле кроткий, тихий безропотно переносящий все невзгоды. У А. Н.Островского в «Грозе главная героиня Катерина, что означает «гордая чистая». А в пьесе «Бесприданница» героиня – Лариса – «чайка». Она, действительно, как чайка, стремившаяся к свету, свободе. А вот имена из сказок: Елена и Василиса. Елена (от греч. helenos – «свет, факел»). Василиса (от греч. basileus - «царица, царственная»). Героини различны по своему характеру. Елена – мягкая, лиричная, «носит» постоянный эпитет «прекрасная». А Василиса – мужественная, находчивая, энергичная. Поэтому Василиса всегда «премудрая». Почему на Руси было распространено имя Иван? Потому, что это имя в полных святцах встречается 170 раз. (Святцы или месяцесловы в русской православной церкви - особые книги. В святцах на каждый день были записаны имена святых, которых в этот день чтит церковь. Священник родителям перед обрядом крещения предлагал на выбор несколько имен, которые значились в святцах.) Иногда священник шёл на уступки и давал другое имя, которое в святцах не значилось. Этим объясняется, что иногда имя, редко встречающееся в святцах, в жизни встречалось довольно часто. Таковы славянские имена Вера, Надежда, Любовь. Революция и имена Регистрацию новорожденных стали вести отделы актов гражданского состояния (загсы). Родители могли выбрать любое понравившееся имя или даже придумать свое. Родители иногда давали своим детям нелепые, странные имена. Известно около трёх тысяч новых и заимствованных имен, которые не имели распространения в последующие годы. Например, Береза, Сирень. Представлены чуть ли не все элементы химической таблицы Менделеева: Радий, Иридий, Рутений, Вольфрам, Рубин. В качестве личных имен и математические термины и технические названия: Медиана, Радиана, Алгебрина, Гипотенуза, Турбина. После революции были модны имена из других языков: Изольда, Артур, Элиза, Роберт, Эдуард, Эвелина. Пошли в ход имена древнегреческих и древнеримских богов: Венера, Диана. Очень много имен было образовано от революционных лозунгов: Ноябрина, Свобода, Нинель (если прочитать справа налево – получится Ленин), Вилена (Владимир Ильич Ленин – сокращенно Вилена), Нера (новая эра),Роблен (родился быть ленинцем). Уродливые имена: Цас (Центральный аптечный склад), Райтия (районная типография). Н. А. Петровский рассказывает в «Словаре русских личных имен» о странных именах, нередко звучащих диссонансом с русским отчеством и фамилией. Например, Гарри Семенович Попов, Диана Кривоногова, Роберт Овечкин, Рэд Алексеевич. Бывшего директора Сталинградского драмтеатра (50-е годы) звали Палладий Меринов. Трактор Иванович Конев был назван в честь выпуска в Сталинграде первого трактора. Что означают некоторые имена? Александр (от греч. alexo) – защищать, защитник. Алевтина (от греч. aleuo) – отражать. Анастасия(от греч. anastas) – воскресшая. Андрей (от греч/ andreios) – храбрый, мужественный. Анатолий (от греч. anatole) – восток, восточный. Афанасий (от греч. athanasia) – бессмертный Анна (от др. – евр. hanna, hen) – грациозная, миловидная. Валентин, Валентина (от латин. valens) – сильный (ая), здоровый (ая). Валерий, Валерия (римс. имя valerius) – крепкий (ая), бодрый (ая). Варвара (от греч. barbaros) – иноземка. Василий, Василиса (от греч. basileus) – царский, царственная. Виктор, Виктория (от греч. victor victoria) – победитель, победа. Виталий (от латин. vitalis) – жизненный, витаминный. Владимир (др. – рус. форма имени Володимьръ) владеющий миром. Галина (от греч. galena) – спокойная, безмятежная. Геннадий (от греч. gennadas) – благородный. Георгий (от греч. georgos) – земледелец. Герасим (от греч. gerasmios) – почтенный. Герман (от лат. germanus) – родной, единокровный. Григорий (от греч. gregoreo) – бодрствующий. Дарья (персидское Dareios) - сильная, побеждающая. Дмитрий (от греч. Demetrios) – принадлежащий Деметре, богине земледелия и плодородия. Евгений, Евгения (от греч. eugenes) – благородный, благородная. Екатерина (от греч. Katharios) – чистая. Елена (от греч. helenos) – светлая, солнечная, факел. Елизавета (др. евр.) – почитающая бога. Иван (Иоанн) (евр.) - благодать Божия. Игорь (др. рус.) – хранитель. Ирина (от греч. eirene) – мир, мирная. Кирилл (от греч. Kyrios) – повелитель, владыка. Константин (от лат. constans) – стойкий, постоянный. Максим (от лат. maxsimus) – величайший. Марина (от лат. mare) – море, морская. Наталия (от лат. natalis) – родная, природная. Олег, Ольга (др.- рус. Ольгъ, Ольга) – святой, святая. Петр (от греч. petra) – каменный. Раиса (от греч. radia) – легкая. Роман (от лат. Romanus) – римский, крепкий. Светлана (славянское имя) – светлая. София, Софья (от греч. sophia) – мудрая. Татьяна (от лат. tatiuas и греч. tatto) – учредительница, устроительница. Филипп (греч. личное имя Philippos)- любящий лошадей. Полная информация о значении имен в книге: Н. А. Петровский. Словарь русских личных имен. М.: Сов. Энциклопедия, 1980. II. Вопросы для викторины корне?(Анна, Алла и др.) Таня – Ваня.) 1. Кто больше назовет женских имен с удвоенной согласной в 2. Какие имена можно получить, заменив одну букву? (Например, 3. Какое женское имя состоит из 30 букв я? (Зоя.) 4. Назовите города, состоящие из двух мужских имен. 5. Образуйте имена из следующих сочетаний слов: 6. Вспомните названия растений (цветов, трав, деревьев), которые (Борисоглебск, Петропавловск. владеть миром (Владимир); владеть всем (Всеволод); любить мир (Любомир); свято славить (Святослав); милая людям (Людмила). созвучны женскими, а также мужскими именами. (Например, Анисья – анис (травянистое растение), Василий, Василиса – василек, Лилиана, Лилия – лилия, Роза, Розалия – роза, Маргарита – маргаритка, Агата – агатис, Снежана – подснежник и др.) 7. Старинная задача. У одного старика по имени Христофор, спросили, сколько ему лет. Он ответил, что ему сто лет и несколько месяцев, но Дней рождения у него всего 25. Почему? (Родился Христофор 29 февраля.) 8. Попробуйте, меняя последовательно по одной букве, превратить имя Лев в имя Тит. (Лев – лед - лад –лат – лит – Тит.) 1. Проведение олимпиад по русскому языку (5 – 9 кл.) Четвертый день 1. Назовите сказку. В некотором царстве, в некотором государстве жили – были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они – не ленились, целый день трудились, пашню пахали да хлеба засевали. 2. Жили были лиса да заяц. У лисицы была избенка ледяная, а (Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо – юдо».) зайчика лубяная: пришла весна – красна – у лисицы избушка растаяла, а у зайчика стоит по- старому. Игра – конкурс «Знатоки сказок» Итак, начинает сказка сказываться. Третий день 3. Негде, в тридевятом царстве, (Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух».) В тридевятом государстве, Жил – был славный царь Дадон, Смолоду был грозен он И соседям то и дело Наносил обиды смело. 4. За горами, за лесами, За широкими морями Против неба - на земле Жил старик в своем селе. 5. Эта вовсе не красива: (П. П. Ершов «Конек – горбунок».) (А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке».). Чай, в обхвате – то три вершка! И бледна – то, и тонка, А ножонка – то, ножонка! Тьфу ты! Словно у цыпленка. (Царь – девица П. П. Ершов «Конек – горбунок».) 6.Руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди – сзади горбы великие верблюжьи, весь лохматый от верху до низу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные. (Зверь лесной, чудо морское – С. Т. Аксаков «Аленький цветочек».) 7. Из – за картонного дерева появился маленький человечек, в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок. Он поклонился почтеннейшей публике и сказал: «Здравствуйте, меня зовут…» 8. Он носил яркую голубую шляпу, желтые, канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Он вообще любил яркие краски… 9. Приезжайте, доктор, (Пьеро – А. Н. Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино».) (Незнайка – Н. Н. Носов «Приключение Незнайки и его друзей».) В Африку скорей И спасите, доктор, Наших малышей! (Телеграмма от Гиппопотама – Доктору Айболиту – К. И. Чуковский. «Айболит».) 10 Травка зеленеет, солнышко блестит, а в наших королевских лесах распускаются весенние цветы. Посему всемилостивейше повелеваем доставить к Новому году во дворец полную корзину подснежников. Того, кто исполнит нашу высочайшую волю, мы наградим по – королевски. Мы дадим ему столько золота, сколько поместится в его корзине, пожалуем ему бархатную шубу на седой лисе и позволим участвовать в нашем новогоднем катании. (Королевский указ, который пишет Профессор под диктовку Королевы – С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев».) 11. В нашем городе строится замечательный дом. Высота его – десять этажей. Ширина – пятьдесят шагов. Длина – тоже. На стройке работают десять крокодилов, десять жирафов, десять обезьян и десять круглых отличников. (Корреспондент в газете, преувеличивая все в десять раз жителям города – Э. Н. Успенский «Крокодил Гена и его друзья».) 12. Я от бабушки ушел, Я от дедушки ушел, Я от зайца ушел, Я от волка ушел, И от тебя лиса, Нехитро уйти! (Колобок – Русская народная сказка «Колобок».) 13. Козлятушки, ребятушки! Отопритесь, отворитесь! А я, коза, в бору была, Ела траву шелковую, Пила воду студеную. (Коза – Русская народная сказка «Волк и коза».) 14. Птичка польку танцевала На лужайке в ранний час. Хвост налево, нос направо – Это полька Карабас. (Куклы театра Карабаса – А. Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино».) 15. Хоть полсвета обойдешь, Лучше дома не найдешь Хитрый зверь, страшный зверь, (Поросята– С. В. Михалков «Три поросенка».) Никакой на свете зверь, Не откроет эту дверь. 16. Испекла каравай – рыхлый да мягкий, изукрасила каравай разными узорами мудреными; по бокам города с дворцами, садами да башнями, сверху – птицы летучие, снизу – звери рыскучие. (Василиса Премудрая для царя – Русская народная сказка «Царевна – Лягушка».) 17. Наварила манной каши и размазала по тарелке: - Не обессудь, куманек, больше потчевать нечем! (Лиса – журавлю – Русская народная сказка «Лиса и журавль».) 18. Усадила в уголок, Рюмку полну наливали, Подносила пирожок, На подносе подавали, От зеленого вина Отрекалася она, Пирожок лишь разломила Да кусочек откусила. (Семь богатырей – царевну А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».) 19. Перед ним изба со светелкой, С кирпичною беленою трубою, С дубовыми, тесовыми воротами. (Изба жадной старухи – А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».) (Терем семи богатырей А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».) 20. В светлой горнице; кругом Под святыми стол дубовый, Лавки, крытые ковром, Печь с лежанкой изразцовой. 21. Остров на море лежит, Град на острове стоит С теремами и садами; С златоглавыми церквами, Ель растет перед дворцом, А под ней хрустальный дом. (Остров Буян, княжество Гвидона – А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане».) 22. Все бока его изрыты, Частоколы в ребра вбиты, На хвосте сыр – бор шумит, На спине село стоит; Мужички на губе пашут, Между глаз мальчишки пляшут… (Село на спине Рыбы – кита , Кита Китовича – П. П. Ершов «Конек – горбунок».) «Я знаю произведения А. С. Пушкина и люблю их» 1. Слово о Пушкине. Александр Сергеевич Пушкин – самый любимый писатель в нашей стране. Его книги знают, читают и перечитывают. А стихи заучивают наизусть. «Он входит в нашу жизнь в самом начале и уже не покидает нас до конца», - говорит А. Т. Твардовский. В детстве Пушкин проводил бессонные ночи в кабинете отца, «пожирал» книги и уже в одиннадцать лет был хорошо знаком с французской литературой. Несомненно, полезным для поэта оказались домашние литературные вечера, поэт с детства привыкал к литературным разговорам и спорам. Все это оказало большое влияние на одаренного и впечатлительного мальчика. А сказки! Рассказанные в детстве его старой няней, они оставили большой след в его сознании. В письме к брату в 1824 году он написал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Если начнет поэт рассказывать о подвигах богатыря Руслана, о его встрече с живой головой великана, о коварном трусливом Фарлафе, о приключениях могучего Гвидона и прекрасной царевне Лебедь, - невозможно оторваться от чтения. Но не только сказки, но и другие сочинения Пушкина так интересны, так увлекательны! Пушкин написал и о молодом юноше Дубровском, и честном офицере Гриневе , который дружил с грозным человеком – Пугачевым. Он рассказал нам о старине, о древних русских князьях, о жизни и людях нашей страны более трехсот лет назад… А сколько стихов у Пушкина! С изумительной поэтической силой и любовью рисует поэт картины родной природы! Мы видим русские деревни, величественное Черное море, южные степи и бурные реки Кавказа. С необычайной широтой и правдивостью освещает поэт все стороны и явления современной ему действительности. По словам Чернышевского, Пушкин способен «увлекаться и увлекать», привязываться к человеку «всеми силами души». Вот и становится понятным и всеобщий непрекращающийся интерес, и любовь к Пушкину, и благодарность ему русского народа. 1. Назовите художников, современников Пушкина, написавших его портреты. (В. А. Тропинин, О. А. Кипренский.) 2. О портрете какого художника Пушкин сказал: Викторина Оно гласит, что не увижу Себя, как в зеркале, я вижу, Но это зеркало мне льстит. Так Риму, Дрездену, Парижу Пристрастья важных аонид (муз). Известен впредь мой будет вид. (О. А. Кипренский.) 3. Назовите имя, отчество, фамилию няни Пушкина. (Арина Родионовна Яковлева.) 4. О какой «мамушке» пишет поэт в следующих строчках? Ах, умолчу ль о мамушке моей, О прелести таинственных ночей, Она духов молитвой уклоня, Когда в чепце, в старинном одеянье С усердием перекрестит меня… (О няне.) 5. Как называется сейчас город, где Пушкин учился в лицее? (Пушкин.) 6. Какой великий русский поэт слушал стихи Пушкина на лицейском экзамене? (Г. Р. Державин.) 7. Назовите поэта, подарившего Пушкину свой портрет со знаменательной надписью: «Победителю – ученику от побежденного учителя». (В. А. Жуковский) 8. Из каких сказок слова? а) Три девицы под окном Пряли поздно вечерком… («Сказка о царе Салтане…») Еще пуще старуха вздурилась… б) Вот неделя, другая проходит, («Сказка о рыбаке и рыбке…».) в) И молва трезвонить стала: Тужит бедный царь по ней. Дочка царская пропала! («Сказка о мертвой царевне…».) И соседям то и дело («Сказка о золотом петушке».) г) Смолоду был грозен он Наносил обиды смело… 9. С какими словами (бранными) обращается старуха к старику из «Сказки о рыбаке и рыбке» (Дурачина ты, простофиля!) 10. К кому обращается царевна со словами: «Жизнь моя! В чем, скажи, виновна я? Не губи меня, девица!» (К чернавке.) 11. Назовите произведения, вошедшие в сборник «Повести Белкина». («Выстрел!», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня – крестьянка».) 12. Когда Пушкин начал издавать журнал «Современник»? (1836 г.) 13. Кто из русских поэтов впоследствии был издателем этого журнала? (Н. А. Некрасов.) 14. Перечислите произведения, в которых главную героиню зовут Мария. («Дубровский», «Капитанская дочка», «Метель», «Мария Шонинг».) 15. Остров на море лежит, Град на острове стоит С златоглавыми церквами, С теремами и садами… Что это за остров? Град? Из какой сказки? (Остров Буян, княжество Гвидона из «Сказки о царе Салтане».) 16. Назовите преподавателя лицея, особенно любимого Пушкиным. (Профессор политических наук А. П. Куницын.) 17. Пушкин писал острые и меткие эпиграммы. На кого написана эта эпиграмма? Полу – милорд, полу – купец, Полу – мудрец, полу – невежда, Полу – подлец, но есть надежда, (На графа Воронцова.) Что будет полным наконец. 18. Какой великий русский поэт был выслан из Петербурга за стихотворение, посвященное гибели Пушкина? (М. Ю. Лермонтов) 19 Какое время года особенно любил Пушкин и почему? (Осень Это время года вдохновляло его.) 20. Сколько времени поэт писал «Евгения Онегина»? (7 лет, 4 месяца, 17 дней.) 21. Какое время года любила Татьяна Ларина? (Зиму.) 22. Назовите произведение Пушкина, где есть строки: Москва!.. как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось! (Роман «Евгений Онегин».) 23 В связи с чем и когда в повести «Капитанская дочка» упоминается Мыс Доброй Надежды? (Гринев вместо занятий «прилаживал мочальный хвост к Мысу Доброй Надежды».)

План работы предметной недели письма и чтения

План работы предметной недели письма и чтения

План работы предметной недели письма и чтения

План работы предметной недели письма и чтения

План работы предметной недели письма и чтения

План работы предметной недели письма и чтения

План работы предметной недели письма и чтения

План работы предметной недели письма и чтения

План работы предметной недели письма и чтения

План работы предметной недели письма и чтения

План работы предметной недели письма и чтения

План работы предметной недели письма и чтения

План работы предметной недели письма и чтения

План работы предметной недели письма и чтения

План работы предметной недели письма и чтения

План работы предметной недели письма и чтения

План работы предметной недели письма и чтения

План работы предметной недели письма и чтения

План работы предметной недели письма и чтения

План работы предметной недели письма и чтения

План работы предметной недели письма и чтения

План работы предметной недели письма и чтения

План работы предметной недели письма и чтения

План работы предметной недели письма и чтения

План работы предметной недели письма и чтения

План работы предметной недели письма и чтения

План работы предметной недели письма и чтения

План работы предметной недели письма и чтения

План работы предметной недели письма и чтения

План работы предметной недели письма и чтения

План работы предметной недели письма и чтения

План работы предметной недели письма и чтения

План работы предметной недели письма и чтения

План работы предметной недели письма и чтения

План работы предметной недели письма и чтения

План работы предметной недели письма и чтения

План работы предметной недели письма и чтения

План работы предметной недели письма и чтения

План работы предметной недели письма и чтения

План работы предметной недели письма и чтения

План работы предметной недели письма и чтения

План работы предметной недели письма и чтения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.06.2019