План самообразования по теме "Адаптация детей раннего возраста к ДОУ"
Оценка 5
Документация +1
doc
воспитательная работа
Детсад
20.05.2019
План самообразования по теме "Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада" содержит развернутый план мероприятий по содействию адаптации детей 1,5-2 лет в дошкольном учреждении, рекомендации по работе с родителями, список литературы по данной теме, которая может оказаться полезной для воспитателя группы раннего возраста.
план самообразования по адаптации раннего возраста к доу.doc
МБДОУ №10 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением деятельности по социальноличностному развитию детей»
План самообразования
на 201718 учебный год
тема:
Адаптация детей раннего возраста
в дошкольном образовательном учреждении
Шмитова
Виктория Викторовна
воспитатель группы «Грибок»
г. Кингисепп
2017 Актуальность
Адаптация – процесс развития приспособительных реакций организма в
ответ на новые для него условия. Это приспособление организма к новой
обстановке, а для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще
неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
Тема «Адаптация детей раннего возраста в детском образовательном
учреждении» является актуальной, так как проблема адаптации детей 23 года
жизни к условиям детского сада имеет большое значение. От того как проходит
привыкание ребенка к новому режиму, к незнакомым людям зависит его
физическое и психическое развитие, состояние здоровья, психологический
комфорт в детском саду и семье.
Анализ деятельности различных дошкольных учреждений в период
адаптации показал, что проблема адаптации детей раннего возраста насущна и
актуальна, т. к. воспитатели групп не всегда готовы оказывать вновь поступившим
детям квалифицированную помощь и психологопедагогическую поддержку, часть
из них испытывают трудности при построении взаимоотношений с родителями.
Кроме того, часть родителей относятся к периоду адаптации недостаточно
серьезно, как к чемуто само собой разумеющемуся или склонны приписывать все
плохой работе воспитателей.
Соответственно, одна из главных задач педагогов и психологов дошкольных
образовательных учреждений заключается в решении вопроса об адаптации детей
раннего возраста к детскому саду; в оказании помощи в построении
взаимоотношений между детьми, родителями и сотрудниками детского сада.
Важно построить отношения, которые создают ощущение комфорта, уверенности,
взаимоуважения, взаимопомощи, способности решать проблемы по мере их
возникновения.
Осуществляется это через систему психологического
сопровождения всех участников процесса, включающую в себя прогноз вероятной
степени адаптации ребенка, консультирование родителей и консультирование
педагогов. Правильное воспитание увеличивает способность детского организма
целесообразно реагировать на изменение окружения. Благоприятные бытовые
условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов
семьи и многое другое – все это не только полезно для здоровья, но и является
основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад.
От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское
учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее
развитие. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима
профессиональная помощь семье. На помощь семье должен прийти детский сад.
Детский сад должен стать «открытым» по всем вопросам развития и воспитания.
Цель
самообразования:
повышение уровня профессиональной
компетентности и педагогического мастерства, овладение методами и приёмами
содействия адаптации детей раннего возраста в ДОУ.
Задачи:
Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой
литературы, посещения курсов повышения квалификации, совместной работы со
специалистами ДОУ,
методических пособиях, а также через электроннообразовательные ресурсы;
поиска информации в периодических изданиях,
Создать эмоционально благоприятную атмосферу в группе;
Разработать перспективный план работы с детьми и родителями;
Организовать систематическую работу с детьми по развитию социально
коммуникативных и бытовых навыков;
Содействовать сплочению детского коллектива;
Провести мониторинговые исследования на начало и конец учебного года;
Провести консультации для педагогов на тему: «Методы и приемы
обеспечения психологического комфорта детей раннего возраста в
адаптационный период», «Оказание первой помощи детям раннего возраста»; Подготовить информационный материал и провести мастеркласс для
родителей по теме: «Как помочь ребенку преодолеть адаптационный стресс»;
Оформить стенд для родителей: «Школа мам и пап» в раздевальной
комнате.
Планируемые результаты:
1. Успешная адаптация всех детей группы в детском саду;
2. Повышение стрессоустойчивости детей, снижение заболеваемости;
3. Реализация индивидуального подхода к воспитанию детей;
4. Повышение заинтересованности и педагогической компетентности родителей;
5. Распространение педагогического опыта адаптации детей раннего возраста.
План реализации
Этапы
работы
Виды деятельности
Пушкина
Изучение научной и учебно
методической литературы по
теме самообразования
Поиск материалов в Интернете
й Обучение в ЛГУ им.А.С.
и
к
с
е
ч
и
т
е
р
о
е
т
о
н
н
о
и
ц
а
з
и
н
а
г
р
О
Взаимное посещение занятий
и мероприятий
Мониторинг:
Методическая учеба:
Обмен опытом с коллегами
Ежедневное отслеживание
показателей адаптации.
Анализ показателей
заболеваемости детей:
выявление часто болеющих
детей
Анкетирование родителей по
вопросам отношения ребенка к
детскому саду, организации
жизнедеятельности детей дома
Сроки
выполне
ния
в течение
года
в течение
года
в течение
года
в течение
года
август
ноябрь
2017
сентябрь
2017
сентябрь
2017
Предполагаемые
результаты
Формы
отчетности и
деятельности
Получение высшего
профессионального образования
Конспекты,
реферат по
адаптации детей
раннего
возраста.
Повышение уровня
осведомленности и
методической
грамотности в
вопросах адаптации
детей в ДОУ и
воспитания у них по
развитию социально
коммуникативных и
бытовых навыков.
Протоколы
посещений и
отзывы.
Анализ динамики
адаптации детей.
Выяснение влияния
адаптационного
стресса на здоровье
детей.
Постановка
проблем,
определяющих
направления работы
Аналитические
справки.
Сообщения по
результатам
диагностики на
родительских
собраниях и
педагогических
советах. Организация родительского
актива
сентябрь
2017
Активный
родительский
комитет группы.
Протокол род.
собрания.
План работы
род. комитета.
Анализ работы
по итогам года,
отчеты.
Эффективная и
результативная
адаптация детей в
ДОУ, комфортный
психологический
климат в группе.
Планирование режимных моментов,
соблюдение оптимального режима сна,
питания, деятельности.
Планирование работы по
практической реализации
полученных знаний
сентябрь
2017
Обеспечение режима дня.
в течение
года
Обеспечение условий
психологического комфорта
детей:
соблюдение режима,
правильная организация
режимных моментов
проведение ритуалов, игр,
развлечений и занятий
оформление в группе зон
уединения, релаксации,
творчества, игр
Разработка и реализация
проекта «Адаптация»
Коррекционная работа:
игры для развития
коммуникативных навыков
игры и упражнения для
релаксации, канализации
стрессовых реакций, снятия
агрессии
й
и
к
с
е
ч
и
т
к
а
р
П
в течение
года
сентябрь
2017
в течение
года
в течение
года
пальчиковая гимнастика
Обеспечение благоприятного
психологического климата в
группе
в течение
года
Достаточное
количество
возможностей
релаксации и
компенсации
адаптационного
стресса у детей,
профилактика
дезадаптации.
Планирование
режимных
моментов и
деятельности.
Картотека игр,
развлечений.
Проект по
адаптации
Успешная адаптация
всех детей группы в
ДОУ
План проекта.
Анализ итогов
проекта.
Развитие
коммуникативных
навыков детей
Повышение
стрессоустойчивост
и детей, снижение
заболеваемости.
Психологический
комфорт каждого
ребенка в детском
коллективе.
Картотека игр и
упражнений для
развития
коммуникативн
ых навыков,
релаксации,
канализации
стрессовых
реакций, снятия
агрессии.
Картотека игр,
на социально
личностное
развитие. Психопрофилактика и
психогигиена:
арома и музыкотерапия
контроль самочувствия
ребёнка и своевременная
коррекция
организация уголка
психологической разгрузки в
группе («уединение»)
Работа с родителями:
проведение родительских
собраний, консультаций,
мастерклассов, совместных с
родителями мероприятий
(акций, праздников)
оформление стенда для
родителей
Изготовление инвентаря,
пособий и дидактических
материалов для адаптационных
и развивающих игр.
Участие в методической
работе ДОУ:
выступления на семинарах,
педсоветах
работа в творческих группах
проведение занятий в рамках
дней методической учебы
в течение
года
в течение
года
1 раз в
квартал
в течение
года
в течение
года
Профилактика
дезадаптации детей
в ДОУ, обеспечение
психологического
благополучия детей
и возможности
психологической
разгрузки.
План
психопрофилакт
ических и
психогигиеничес
ких
мероприятий,
результаты
педагогического
наблюдения.
Планы
конспекты
консультаций.
Сценарии
праздников.
Отчеты и
фотоотчеты
Стенд «Школа
мам и пап» в
раздевалке.
Отзывы
родителей.
Инвентарь,
пособия и
дидактические
материалы.
Планы
конспекты
выступлений,
протоколы,
отзывы о
посещении
занятий.
Вовлечение
родителей в
образовательный
процесс и жизнь
группы
Повышение
заинтересованности
и педагогической
компетентности
родителей
Пополнение
методической
копилки и доп.
оснащение группы.
Совершенствование
системы
методической
работы, обмен
опытом с коллегами,
распространение
своего
педагогического
опыта. й
и
к
с
е
ч
и
т
и
л
а
н
а
о
н
ч
о
н
е
ц
О
Мониторинг:
Диагностика
психологического состояния,
социальнокоммуникативных и
бытовых навыков детей
Анкетирование родителей по
вопросам отношения ребенка к
детскому саду, организации
воспитания детей дома и в
ДОУ
Анализ показателей
заболеваемости детей
Оценка результативности и
эффективности работы по
адаптации детей в ДОУ.
Анализ результатов реализации
плана по самообразованию.
Оформление своего мини
сайта на педагогическом
портале nsportal.ru
апрель 2018
май
2017
май
2018
май
2018
июнь
2018
июнь
2018
Выяснение уровня
воспитанности
детей и педагогич.
компетентности
родителей.
Оценка
эффективности
работы по
здоровьесбережению
и повышению
стрессоустойчивост
и детей.
Выводы о
результативности и
эффективности
работы, построение
перспективных
планов на
следующий год.
Аналитические
справки.
Отчет о работе
по итогам года.
Сообщение на
педсовете.
Отчет по итогам
учебного года
Отчет по
результатам
самообразовани
я и метод. теме
Размещение материалов по теме
адаптации детей раннего возраста в
ДОУ на сайте.
Литература:
1.
2.
3.
4.
5.
Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и
адаптация детей раннего возраста / Ребенок в детском саду. – 2003. – № 5. –
с.49 – 53;
Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и
адаптация детей раннего возраста / Ребенок в детском саду. – 2003. – № 6 –
с.46 –51.
Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или как
научиться понимать своего ребенка. М.: АСТПРЕСС, 2007. – 417 с.
Варпаховская О. “Зеленая дверца”: первые шаги в общество/
Ребенок в детском саду. – 2005. – № 1. – с.30 – 35.
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: СОЮЗ,
2007. – 224 с. 6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
Давыдова О.И.,Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ:
Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 25 с.
Диагностика в детском саду. Под редакцией Ничипорюк Е.А.
Посевиной Г.Д. – Ростов – на – Дону, Феникс , 2004. – 275 с.
Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду :
взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи : пособие для
воспитателей / О. Г. Заводчикова. — М.: Просвещение, 2007. — 79 с.
Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого–педагогическая помощь
родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / Дошкольное
воспитание. – 2004. – № 7. – с.66 – 77.
Кирюхина, Н. В. Организация и содержание работы по
адаптации детей в ДОУ: практ. пособие / Н. В. Кирюхина. — М.: Айриспресс,
2006. — 112 с.
Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего
возраста / Дошкольное воспитание. – 2006. – № 1 – c.34 – 37.
Луговская А., Кравцова М.М., Шевнина О.В. Ребенок без
проблем! Решебник для родителей. – М.: Эксмо, 2008. – 352 с.
Монина Г.Б. Лютова Е.К. Проблемы маленького ребенка С
Петербург. – М.: Речь , 2002. – 238 с.
Обухова Л.Ф. Детская психология. – М.: Владос, 2007. – 530 с.
Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Е.Г. Раннее детство:
познавательное развитие – М.: Мозаика Синтез, 2004. – 415 с.
Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации /
Дошкольное воспитание. – 2003. – № 2. – С. 57
Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период
адаптации к дошкольному учреждению – М.: Книголюб, 2003. – 350 с.
Семенака С.И. Социальнопсихологическая адаптация ребенка
в обществе – М.: АРКТИ, 2006. – 275 с.
Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации / Дошкольное
воспитание. – 2006. – № 34. с. 46 – 51. 20.
21.
22.
23.
Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: «Академия»,
2007. – 336 с.
Урунтаева Г.А.Практикум по психологии дошкольника. М.:
«Академия», 2008. – 368 с.
Шипицина Л.М., Хилько А.А., Галлямова Ю.С. Комплексное
сопровождение детей дошкольного возраста – C Петербург, Речь, 2005. – 182
с.
Эльконин Д. Б. Детская психология. — М.: Издательский центр
«Академия», 2006. – 384 с.
Интернетресурсы:
1. www.nsportal.ru
2. www.maam.ru
3. www.doshkolnuk.com
4. www.prodetskiysad.blogspot.ru
План самообразования по теме "Адаптация детей раннего возраста к ДОУ"
План самообразования по теме "Адаптация детей раннего возраста к ДОУ"
План самообразования по теме "Адаптация детей раннего возраста к ДОУ"
План самообразования по теме "Адаптация детей раннего возраста к ДОУ"
План самообразования по теме "Адаптация детей раннего возраста к ДОУ"
План самообразования по теме "Адаптация детей раннего возраста к ДОУ"
План самообразования по теме "Адаптация детей раннего возраста к ДОУ"
План самообразования по теме "Адаптация детей раннего возраста к ДОУ"
План самообразования по теме "Адаптация детей раннего возраста к ДОУ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.