План самообразования учителя русского языка и литературы
Оценка 4.7
Документация
docx
администрации
Взрослым
16.02.2018
В статье приводится полностью разработанный план самообразования по теме"Диалогическое обучение как средство формирования функциональной грамотности на уроках русского языка». В работе приводятся цели, задачи, ожидаемые результаты и формы, а также изучение педагогической литературы и литературы из области психологии. Представлены пути выхода.
План самообразования.docx
Программа самообразования
учитель русского языка и литературы Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться,
должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.
Дистервег А.
Общешкольная тема методической работы:
«Внедрение в практику новых подходов к образованию: компетентностного , системнодеятельностного, интерактивного
с целью построения адаптивной образовательной среды в условиях содержания образования».
Индивидуальная тема самообразования: «Диалогическое обучение как средство формирования функциональной
грамотности на уроках русского языка».
Работа начата: с января 2013 года, предполагается закончить в 2017 году.
Актуальность этой проблемы проистекает из феноменальной междисциплинарной и универсальной природы диалога.
Универсальность диалога состоит в том, что он является не только смысловым ядром культуры, но и ее логической
формой. Другим фактором, обуславливающим актуальность диалогового обучения, является все возрастающее
требование современного общества к уровню коммуникативной компетентности выпускника средней школы. Особую
актуальность это требование приобретает для учащихся общеобразовательных школ. Технология учебного диалога это
одна из главных технологий личностноориентированного образования. В последние годы образование направлено на
расширение использования коммуникаций и гуманизацию, поэтому диалогическая технология обучения является в
настоящее время чрезвычайно востребованной и актуальной. развиваются.
Диалог – это особая среда, в которой учащиеся чувствуют себя раскрепощено и комфортно. В дружественной,
принимающей атмосфере учащиеся обогащают друг друга новыми мыслями, раскрывают свой творческий потенциал,
личностно
Диалог на уроке – это особая коммуникативная атмосфера, которая помогает ученику развивать интеллектуальные
и эмоциональные свойства личности. Усвоение нового материала при этом происходит не только вследствие
запоминания,
затрагиваются личностные смыслы.
Использование диалогического обучения оптимизирует деятельность учителя и учащихся, повышает концентрацию
внимания учеников, их интерес к изучаемому предмету возрастает. Применение учителем диалогического обучения даёт
возможность осуществлять дифференцированный подход и эффективность подготовки учащихся к промежуточному
контролю, к ЕНТ, повышается уровень индивидуализации обучения.
но и потому что в ходе общения
Цель:
теоретически обосновать и практически подтвердить влияние диалогического обучения на формирование
функциональной грамотности на уроках русского языка.
Задачи:
* изучить методическую и научную литературу по вопросу;
* использовать компьютер и Интернет для самореализации;
* принять участие в работе сообщества учителей на портале «Сеть творческих учителей»;
* посетить мероприятия своих коллег и принять участие в обмене опытом;
* провести самоанализ и самооценку собственных мероприятий.
Ожидаемые результаты:
повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, мотивации к изучению предмета, разработка, апробирование и рецензирование в методических пособий, статей, учебных рабочих программ,
сценариев внеклассных мероприятий с применением диалогического обучения и формирования функциональной
грамотности,
разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, наглядностей, создание комплектов
педагогических разработок;
разработка и проведение открытых уроков, мастерклассов, обобщение опыта по исследуемой теме,
доклады, выступления на заседаниях МО, участие в конкурсах и конференциях с самообобщением опыта.
Источники самообразования:
СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научнопопулярная, публицистическая,
художественная), Интернет; медиаинформация на различных носителях, семинары, конференции, лектории,
мероприятия по обмену опытом, мастерклассы, курсы повышения квалификации.
Формы самообразования:
индивидуальная – через индивидуальный план,
групповая – через участие в деятельности школьного и районного методических объединений учителей, а также через
участие в жизни школы.
План реализации темы.
Основные вопросы, намечаемые для изучения.
Этапы проработки материала
20132014 г. На I этапе определяется теоретическая база исследования: формулируется гипотеза, задачи исследования; изучается и обобщается педагогический опыт по индивидуальному подходу в воспитании школьника; выделяются
основные концептуальные идеи, базовые понятия исследования; изучается и анализируется философская литература по
проблеме исследования; реализуется пробный этап эксперимента и осуществляется анализ его эффективности.
20142015 г. На II этапе отрабатываются и проверяются научнопедагогические технологии образовательного процесса,
способствующего индивидуальному подходу в воспитании школьника, уточняется гипотеза, проводится формирующий
эксперимент, анализируются его результаты.
20152016 г. На III этапе осуществляется работа по организации заключительного этапа эксперимента: проверяются
основные положения гипотезы исследования, конкретизируются социально педагогические условия индивидуального
подхода в воспитании школьника обобщаются результаты и оформляется текст работы.
2016 г.
1. Изучить педагогическую и методическую литературу:
1. Грамотность чтения учащихся. Учебное пособие. Астана, 2014 год
2. Заир – Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.:
Просвещение, 2004 – 175с.
3. Занкова Л.В. Обучение и развитие. – М.: Педагогика, 1990
4. Муравьев Е.М., Богоявленская А.Е. Методические рекомендации по уроку как основной форме обучения в
школе. – М., 1998.
5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М.
Академия, 2003 – 272с
6. Рамендик Д.М.Тренинг личностного роста. – М.: Форум, 2010.
7. Ричардсон Джон«Преврати свою группу в команду»/ Tools for Scools 9, №2 (ноябрьдекабрь) 2005 г. Интернет
ресурс: http://www.nsdc.org/members/tools 1105.pdf.
8. Сафир Дж. и Хейли М. «Схемы суммирования: структуры заданий для обеспечения объединения и поддержания нового обучения». Эктон, 1993.10.
9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1988.
10. Ситаров В.А. Дидактика. Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2004. 32.Скаткин М.Н. Педагогика. М.:
Просвещение, 2001. – С.1
11. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы.// Собр. Соч. – М., 1984г. – Т 2.
2. Поиск ежедневной информации в газетах, книгах, Интернете, при подготовке к уроку, родительскому собранию,
внеклассному мероприятию.
3. Посещение мероприятий своих коллег.
4. Участие в различных семинарах, мероприятиях по обмену опытом, выступления на школьных и районных семинарах.
5. Разработка открытых уроков, внеклассных мероприятий, родительских собраний.
6. Обучать детей вести исследовательскую работу, работать над проектами, принимать участие вместе с детьми в
конкурсах, марафонах.
1.Изучение психологопедагогической литературы.
№
Содержание деятельности
сроки
1
2
Совершенствовать знания современного
содержания образования учащихся. Изучение
нормативно правовых документов.
в течение
года
Выступление «Как работать на уроке со всем
классом и одновременно с каждым
Форма представления
результатов работы
Где, кем и когда
заслушивается отчет о
выполненной работе
Самоконтроль
Выступление
Заседание МО учеником?»(личностно ориентированный
подход в системе образования)
Изучение методического пособия Грамотность
чтения учащихся. Астана, 2014 год
Заир – Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие
критического мышления на уроке: Пособие
для учителя. – М.: Просвещение, 2004 – 175с.
Ричардсон Джон«Преврати свою группу в
команду»/ Tools for Scools 9, №2 (ноябрь
декабрь) 2005 г. Интернетресурс:
http://www.nsdc.org/members/tools 1105.pdf.
Изучение статьи Е.Г.Юдиной « Элементы
проектной деятельности на уроках русского
языка»
Использование педагогических технологий:
ИКТ,тесты, разноуровневоеобучение,
личностно ориентированное
обучение,учебный проект. здоровьесберегаю
щие технологии
Выступление
Заседание МО
Обмен опытом.
Заседание МО
Обмен опытом.
Заседание МО
Обмен опытом.
Заседание МО
в течение
года
Обмен опытом.
Заседание МО
Изучение печати: журналы «Среднее
образование», «Русский язык в школах и вузах
в течение
Самоконтроль
3
4
5
6
7
8 Казахстана», «Русский язык и литература»(все
для учителя)
года
9
Обзор в Интернете информации по русскому
языку, литературе, педагогике и психологии.
в течение
года
Самоконтроль
2.Разработка программнометодического обеспечения образовательного процесса.
№
Содержание деятельности
сроки
1
2
3
Разработка программ курсов по выбору по
русскому языку «практический синтаксис»,
литературе «Основы исследовательской
культуры».
Разработка поурочного планирования для 10
классов (ЕМН и ОГН)
Разработка содержания к/работ и диктантов
для текущего и итогового контроля, тестов.
Разработка уроков с использованием
диалогического обучения для формирования
функциональной грамотности.
Август
октябрь
В течение
года
В течение
года.
Форма представления
результатов работы
Где, кем и когда
заслушивается отчет о
выполненной работе
Рабочие программы
Руководитель МО
Директор школы
Самоконтроль
Поурочное
планирование
Материалы к/р и
диктантов.
Тесты.
Открытые уроки. 4
5
Разработка индивидуального плана «Работа с
одаренными детьми»,материала для работы с
одаренными детьми
Октябрь
Самоконтроль
Оформление материала «Ученыелингвисты»,
«Как избежать ошибок» в кабинет русского
языка.
В течение
года
Выставочный
материал.
Самоконтроль
4.Обобщение собственного опыта педагогической деятельности.
№
1
Обобщение собственного опыта
педагогической деятельности. Содержание
деятельности
Обобщение опыта
Урок презентация проекта «Повторение и
обобщение изученного о глаголе»
Урок по литературе «Планета Маленького
принца»».
сроки
Форма представления
апрель
декабрь
ноябрь
Открытый урокв
6классе
Открытый урок в 5
классе с
использованием ИКТ
Доклад
Где, кем, когда
заслушивается
Заседание МО Обобщение опыта преподавания темы «Состав
слова и словообразование»
2
3
Оформление портфолио
Портфолио учителя.
Посещение уроков коллег и участие в обмене
опытом.
В течение
года
4.Участие в системе школьной методической работы.
№
Содержание деятельности
сроки
Форма представления
Рейтинговая оценка
деятельности.
Рейтинговая оценка
деятельности.
Где, кем, когда
заслушивается
1
2
3
Участие в проведении заседаний МО,
педсоветов, семинаров.
Подготовка заданий для школьной
олимпиады по русскому языку и литературе.
Проведение.
В течение
года
ноябрь
Анализ по итогам
работы за учебный год
Рейтинговая оценка
деятельности.
Задания для
олимпиады.
Заседание МО
Работа с одарёнными детьми, участие в
научнопрактических конференциях,
В течение
года
Результаты участия
Заседание МО 4
5
6
7
конкурсах творческих работ, олимпиадах.
Участие в работе районных семинаров
учителей русского языка и литературы,
конкурсов.
В течение
года
Анализ по итогам
работы
завуч
Участие в неделе русского языка и
литературы, мордовского языка и литературы
март
Разработка
мероприятия.
Руководитель МО
Предметное мероприятие. Праздник
«Литературная гостиная «Отчий край»
Вести индивидуальную работу с сильными
учениками по индивидуальному плану и
дополнительную работу с отстающими.
Ежемесячно пополнять страничку школьного
сайта
В течение
года
В течение
года
Результаты
мониторинга ЗУН
Руководитель МО
завуч
Работая над темой самообразования с собственным опытом выступала: на районной встречепанораме «Педтворчество»,
заняла 1 место. На областной научнопрактической конференции, обобщен опыт, публикация в областном сборнике
материалов
План самообразования учителя русского языка и литературы
План самообразования учителя русского языка и литературы
План самообразования учителя русского языка и литературы
План самообразования учителя русского языка и литературы
План самообразования учителя русского языка и литературы
План самообразования учителя русского языка и литературы
План самообразования учителя русского языка и литературы
План самообразования учителя русского языка и литературы
План самообразования учителя русского языка и литературы
План самообразования учителя русского языка и литературы
План самообразования учителя русского языка и литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.