План-сценарий открытого занятия на тему «Семейный бюджет» (курс «Семьеведение»)
Оценка 4.6

План-сценарий открытого занятия на тему «Семейный бюджет» (курс «Семьеведение»)

Оценка 4.6
Разработки уроков +1
docx
библиотека
5 кл—6 кл
06.11.2018
План-сценарий  открытого занятия на тему «Семейный бюджет» (курс «Семьеведение»)
План-сценарий открытого занятия на тему «Семейный бюджет» (курс «Семьеведение») Цель занятия: подготовка обучающихся к овладению элементарными практическими навыками по планированию семейного бюджета, воспитание гражданской компетенции в области экономических знаний. Задачи: 1) сформировать представления о семейном бюджете; 2) развить умение применять знания в различных жизненных ситуациях; 3) воспитывать у подростков заботливое отношение к членам семьи. Форма проведения: деловая игра.
Открытый урок на тему Семейный бюджет.docx
План­сценарий  открытого занятия на тему «Семейный бюджет» (курс «Семьеведение») Цель   занятия: подготовка   обучающихся   к   овладению   элементарными практическими навыками по планированию семейного бюджета, воспитание гражданской компетенции в области экономических знаний. Задачи:  1) сформировать  представления о семейном бюджете;  2) развить умение применять знания в различных жизненных ситуациях; 3) воспитывать у подростков заботливое отношение к членам семьи. Форма проведения: деловая игра. Участники: 2 команды по 5 учащихся 6 класса. Команда экспертов: родители (3­4 человека). Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, экран. Раздаточный   материал:  карточки   с   описанием   игровых   ситуаций, игровые денежные купюры.  Ход занятия. 1. Семьи бывают разными, большими и маленькими по своему составу. У Подготовка к игре. (7 мин.) каждого члена семьи есть свои обязанности.  и т. д.)  Что делает мама? (Работает, стирает, убирает, готовит обед Чем   занимается   папа?   (Работает,   занимается   ремонтом квартиры и т. д.) Как   помогаете   маме   и   папе   вы?   (Дети   моют   посуду, помогают готовить обед, убирают за собой игрушки, вещи и т. д.)    Что делает бабушка? (Вяжет носки, печет пироги и т. д.) Что делает дедушка? (Ответы детей.)  Получается, что все заняты полезным делом, чтобы в доме было уютно, красиво, чисто. Тогда и вам приятно находиться в таком доме (квартире), и гостей   можно   пригласить.   Но,   согласитесь,   для   того,   чтобы   приготовить вкусный обед, нужно купить… (продукты). Для того, чтобы постирать белье, нужно иметь… (порошок, мыло), а для того, чтобы посуда после мытья не оставалась жирной, нужно приобрести… (чистящее средство). То   есть   необходимо   сделать   много   покупок,   а   товар,   как   известно, бесплатно не отдается. Он продается и имеет определенную стоимость. Без чего же нельзя обойтись при покупке товара? (Без денег.) Верно, тогда расскажите, пожалуйста, как в вашей семье появляются деньги. (Папа и мама работают.) Да, за то, что люди работают, им платят зарплату, ибо каждый труд должен оплачиваться. Кем   же   работают   ваши   родители?   (Ответы   детей.)   Ребята,   ваши бабушка   и   дедушка,   когда   были   молодыми,   тоже   работали,   а   теперь   они состарились, и государство за их труд выплачивает им деньги. Каждый месяц почтальон приносит бабушкам и дедушкам… (пенсию). Правильно, а если у кого­то в семье есть старший брат или сестра, и они учатся   после   окончания   школы   в   техникуме   или   институте,   то   им   тоже выплачивают каждый месяц деньги. Эти деньги называются новым для вас словом — стипендия. Теперь мы с вами знаем, как в вашей семье появляются деньги. Сегодня   занятие   мне   хочется   предложить   вам   подумать   над   такими словами немецкого писателя Бертольда Авербаха. (Слайд) Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость,  а умело расходовать – искусство. Как вы считаете, о чем эти слова? (об экономии денег) О чем мы сегодня с вами тогда будем говорить? (о деньгах, и о том, какую роль они играют в бюджете семьи)  Какая тема сегодняшнего занятия? (Бюджет семьи) А чему бы вы хотели научиться, или что узнать на этом занятии? (как правильно планировать, увеличить доход, разумно удовлетворять потребности и т.п.). Мы   складываем   наши   деньги   во   в   такие   кошельки.   В   переводе   на старофранцузский bougette «сумка, кошелёк». Итак,   если   сложить   все   вместе   —   зарплату   папы,   зарплату   мамы, пенсию бабушки и дедушки, стипендию брата и сестры, то получается доход, составляющий семейный бюджет. Бюджет семьи – это финансовый план семьи, составляющий  доходы и расходы семьи за определенный период времени (месяц, год).  (слайд) А   теперь   поговорим   о   том,   что   же   такое   «доходы»   и   «расходы». (слайд)  За деньги можно купить много полезных и нужных вещей, продуктов, потратить их на какие­то другие цели. Поэтому важно правильно и экономно, разумно использовать деньги. Они нелегко зарабатываются. 2. 2.1. Решение проблемных ситуаций. Ребята,   вы   разделены   на   2   группы.   В   каждой   команде   по   5 человек.     Я   предлагаю   вам,   придумать   название   вашей   команде,   а   также определить состав вашей семьи, выбрать главу семьи.  (Участники называют название команд и представляют друг друга).  (3 мин) Внимание!   Сейчас   мы   вам   будем   предлагать   решить   несколько жизненных   задач,   касающихся   темы   семейного   бюджета.  После   каждого задания,  эксперты  (а   это   у   нас,   как   вы   видите,   опытные   родители   с многолетним   стажем   семейной   жизни   и   значит   практическим   жизненным опытом создания, экономии и расхода семейного бюджета) озвучат: какая из команд   получит   денежный   бонус.  За   правильный   ответ   500   у.е.,   за недостаточно аргументированный ответ 100 у.е. 2.2.  Ситуация №1. Каждая группа получит задание, в котором будет приведена одна из жизненных ситуаций (Приложение 1). В карточке указан состав семьи, ее доход за один месяц, временной промежуток (на который рассчитывается бюджет семьи) и необходимые покупки, которые необходимо сделать   этой   семье.   Ваша   задача:   рассчитать   бюджет   семьи,   рационально используя доходы, сделать вывод по своим расчетам. (10 мин) 2.3. Ситуация   №2   «Варианты   семейного   бюджета».  Обеим командам раздаются 3 варианта семейного бюджета (Приложение 2). Задача команд,   выбрать   один   из   вариантов   семейного   бюджета   и   объяснить   свой выбор. (10 мин) Молодцы ребята! Мы видим, что у вас отлично получается составлять семейный бюджет. А сейчас мы переходим к 3 заданию. Задание №3 « Блиц опрос». (5 мин) 2.4. Обеим командам будут предложены различные ситуации. Ваша задача, решить проблему и озвучить ее. Мы даем вам 1 минуту на обсуждение каждой проблемы. Для своего ответа, поднимайте руку. За каждый правильный ответ вы получаете 1000 руб. А. Проблема. Мама и папа планируют расходы на месяц, а ребенок­подросток требует купить дорогой телефон. Решение: Постепенно откладывать деньги на эту покупку  Б. Проблема. Два   подростка   живут   в   одной   комнате   общежития   и   распределяют определенную   сумму   на   неделю.   Что   они   должны   учесть   для   своего проживания? Решение:   Необходимо   учесть   деньги   на   питание,   учебные принадлежности, проезд. Второстепенные расходы – развлечения, покупка предметов не первой  необходимости. В. Проблема.  В семье из 3 человек появилась большая сумма денег (лотерея,  наследство). Как правильно ей распорядиться? Решение: Часть денег отложить в банк, часть потратить на неотложные  нужды. 3. Итоги игры. (7 мин)  Ребята, вы сегодня отлично потрудились! Сейчас, наши эксперты будут подводить итоги нашей игры. Ну а пока, я задам вам вопрос.  Как вы   думаете,   семья   может   сократить   свои   расходы?  Участники поднимают руки и делают предположения.  Ответы: 1. 2. 3. 4. Экономить электроэнергию Утеплить окна, экономить тепловую энергию Экономить воду Отказаться   от   поездок   на   машине   на   работу   и   такси,   а пользоваться общественным транспортом 5. 6. 7. 8. 9. Консервировать и заготавливать продукты Отказаться от вредных привычек Производить мелкий ремонт в квартире Не покупать ненужные вещи. Экономить   на   покупке   сладостей   (торты,   пирожное,   шоколад, конфеты) Итак,   давайте   подведём   итог   нашей   игры.    Вспомним,   что   такое семейный   бюджет?   ­   Из   чего   складывается   семейный   бюджет?  (дети отвечают на вопросы) Вывод:  для того чтобы правильно вести домашнее хозяйство, нужен план доходов и расходов – семейный бюджет. Чтобы расходы не превышали доходы. А теперь слово предоставляется нашим экспертам. (Эксперты говорят о своих впечатлениях, награждают команды грамотами).   Ребята, в заключении нашей игры, я предлагаю посчитать денежные бонусы   команде   победителей,  и   на   вашу   сумму   выбрать   призы   для   вашей семьи. Вы должны уложиться в свой бюджет, с учетом того, что вам сегодня советовали наши опытные эксперты. У команды победителя денежный приз должен составлять не более 6000 рублей.  Для   команды   победителя   на   экране   появляется   список   товаров   с ценником. Ребята обсудив между собой выбирают себе призы. (3мин) Призы Телевизор с интернетом 700 р. Мобильный телефон 300 р. Кухонный гарнитур 1000 р. День красоты для мамы 700 р. Ужин в ресторане 800 р. Экскурсионный тур по Золотому Кольцу России 2000 р Ноутбук 1000 р. Месячный запас еды 3000 р.  Спасибо всем участникам за игру! До новых встреч! Карточки с проблемными ситуациями для команд Приложение №1 Задание первой группе. Состав семьи Отец ­ сторож в школе Мать ­ помощник воспитателя в детском саду. Бабушка ­ пенсионер Сын ­ дошкольник Сын ­ ученик 5 класса Дочь ­ ученица ­ 10 класса Доход за месяц 3800 р. 7000 р. 6200 р. Детское пособие 250  рублей на ребенка Необходимые покупки:                                                     (итого 17 250  рублей )  школьный костюм для старшего сына (2000 р)  ранец для старшего сына (1000 р)  школьные принадлежности (300 р)  туфли для дочери (500 р)  куртка для младшего сына (1000 р)  подарок ко дню рождения для отца (2500 р)  лекарство для бабушки (2000 р)  продукты (5000 р)  поход в кино на 5 человек (1000 р)  игрушка для сына (500 р)  поход в парикмахерскую для мамы (1000 р)  коммунальные платежи (3000 р)  питание в школе на 2 детей (2000 р)  платежи за телевидение и интернет (1000 р) Временной промежуток: летний период Задание второй группы. Состав семьи Отец ­ учитель Мать ­ медсестра Дочь ­ ученица первого  Доход за месяц 12000 р. 11000 р. Детское пособие 250 рублей на  класса ребенка Сын ­ дошкольник Необходимые покупки:                                      (итого 23 250 рублей)  пуховик для дочери (3000 р)  сапоги для дочери (1500 р)  куртка для сына (1500 р)  шапка для матери (1000 р)  костюм для отца (3000)  продукты (5000)  коммунальные платежи (4000 р)  Поход в зоопарк всей семьей (1000 р)  Покупка новых штор (2000 р)  Покупка лекарства для сына (1000 р)  Платеж за телевидение и интернет (1000 р)  Вызов мастера для ремонта стиральной машины (1000 р) Временной промежуток: осенний период. Приложение №2 Варианты семейного бюджета Вариант 1. Доходы семьи: Заработная плата папы­40 тысяч. Заработная плата мамы – 15 тысяч. Пенсия дедушки – 20 тысяч. Итого: денежные доходы семьи составляют 75 тысяч рублей. Расходы семьи    : Расходы на питание – 20500 тысяч. Оплата коммунальных услуг – 5 000 рублей. Питание детей в школе  2000  рублей на двоих. Оплата музыкальной школы и спортивной секции – 3500 в месяц. Обслуживание автомобиля – 5000 рублей. Приобретение санаторной путевки для дедушки – 20000 рублей. Приобретение одежды  ­ 10000 рублей. Непредвиденные расходы – 9000 рублей.  Вариант 2. Доходы семьи: Заработная плата папы­40 тысяч. Заработная плата мамы – 15 тысяч. Пенсия дедушки – 20 тысяч. Итого: денежные доходы семьи составляют 75 тысяч рублей. Расходы семьи    : Расходы на питание – 21500 рублей. Оплата коммунальных услуг – 5000 рублей. Питание детей в школе 2000 рублей на двоих. Оплата музыкальной школы и спортивной секции – 3500 в месяц. Обслуживание автомобиля – 5000 рублей. Приобретение одежды – 10000 рублей. Приобретение лекарств для дедушки – 5000 рублей. Приобретение канцелярских товаров и школьных принадлежностей   – 3000 рублей. Покупка нового холодильника – 20000 рублей . Вариант 3. Доходы семьи: Заработная плата папы­40 тысяч. Заработная плата мамы – 15 тысяч. Пенсия дедушки – 20 тысяч. Итого: денежные доходы семьи составляют 75 тысяч рублей. Расходы семьи    : Расходы на питание – 30000 рублей. Оплата коммунальных услуг – 5000 рублей. Питание детей в школе 1000 рублей на двоих (чай с булочкой). Оплата музыкальной школы и спортивной секции – 3500 в месяц. Обслуживание автомобиля – 5000 рублей. Приобретение одежды – 15000 рублей. Приобретение лекарств для дедушки – 5000 рублей. Приобретение канцелярских товаров и школьных принадлежностей   – 3000 рублей. Карманные деньги детям – 1000 рублей в месяц на двоих. Совместный досуг семьи (поход в кино, в пиццерию или детское кафе) – 4000  в месяц. Накопления на отпуск – 29500 рублей.

План-сценарий открытого занятия на тему «Семейный бюджет» (курс «Семьеведение»)

План-сценарий  открытого занятия на тему «Семейный бюджет» (курс «Семьеведение»)

План-сценарий открытого занятия на тему «Семейный бюджет» (курс «Семьеведение»)

План-сценарий  открытого занятия на тему «Семейный бюджет» (курс «Семьеведение»)

План-сценарий открытого занятия на тему «Семейный бюджет» (курс «Семьеведение»)

План-сценарий  открытого занятия на тему «Семейный бюджет» (курс «Семьеведение»)

План-сценарий открытого занятия на тему «Семейный бюджет» (курс «Семьеведение»)

План-сценарий  открытого занятия на тему «Семейный бюджет» (курс «Семьеведение»)

План-сценарий открытого занятия на тему «Семейный бюджет» (курс «Семьеведение»)

План-сценарий  открытого занятия на тему «Семейный бюджет» (курс «Семьеведение»)

План-сценарий открытого занятия на тему «Семейный бюджет» (курс «Семьеведение»)

План-сценарий  открытого занятия на тему «Семейный бюджет» (курс «Семьеведение»)

План-сценарий открытого занятия на тему «Семейный бюджет» (курс «Семьеведение»)

План-сценарий  открытого занятия на тему «Семейный бюджет» (курс «Семьеведение»)

План-сценарий открытого занятия на тему «Семейный бюджет» (курс «Семьеведение»)

План-сценарий  открытого занятия на тему «Семейный бюджет» (курс «Семьеведение»)

План-сценарий открытого занятия на тему «Семейный бюджет» (курс «Семьеведение»)

План-сценарий  открытого занятия на тему «Семейный бюджет» (курс «Семьеведение»)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2018