План урока "Герасим и Муму" (5 класс, литература)
Оценка 5

План урока "Герасим и Муму" (5 класс, литература)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
19.02.2018
План урока "Герасим и Муму" (5 класс, литература)
Урок по требованиям ФГОС ООО для 5 класса по Программе по литературе для 5-9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной, отражает базовый уровень подготовки школьников в соответствии с основными положениями ФГОС нового поколения. Цель: повышение интереса к предмету, чтению художественной литературы, развитие навыков осознанного чтения, что обусловлено применением полученных учащимися знаний и умений, развитие и совершенствование навыков комплексного анализа текста.
Герасим и Муму.docx
Литература 5 класс  Тема урока. ГЕРАСИМ И МУМУ.   Цели урока:  Обучающая: научить обучающихся оперативной работе с текстом;  раскрыть другую сторону души Герасима, его умение заботиться о слабом существе,  способность протестовать против несправедливости.  Развивающая: продолжить работу по развитию навыков общения в парах, формированию  коммуникативной компетенции.  Воспитывающая: продолжить работу по воспитанию интереса учащихся к творчеству И.  С. Тургенева и его личности;                                                          Ход урока. 1) Оргмомент                      (слайд1) 2) Проверка домашнего задания. 1. В каком городе происходит действие рассказа «Муму»?­(Москва) 2. Что подарил Герасим Татьяне в день её отъезда из Москвы?(красный  хлопчатобумажный платок) 3.Как звали главного дворецкого барыни? (Гаврила) 4.Как звали мужа Татьяны? (Капитон) 5.Какова была должность Татьяны?(прачка)  б. Кем был муж Татьяны по своей должности? (башмачник) 7.На кого "смахивал" Герасим? (на богатыря) 8.В каком месте нашёл Герасим Муму?(на Крымском Броду 16­17 веках  Крымский брод  (тогда Москва­река в этом месте была мелководной). Неподалеку располагался Крымский  двор, где останавливались гонцы и купцы, приезжавшие в Москву из Крымского ханства.  Отсюда ­ название моста, а также площади и улицы Крымский вал. ) 9. .Как звали другого пса, сторожившего дом барыни? (Волчок) 10. Куда поскакал Степан, похитивший  Муму? (в Охотный ряд, улица в Моске, где в  старину торговали дичью) 11. 3а сколько. Рублей Степан продал Муму? (за польтинник0 12. Как назывались капли, которыми домашний лекарь лечил барыню?  (лавровишневыми каплями) 13. Как называлось помещение, в котором Герасим жил у барыни? (каморка) Комната загромождена коваными сундуками. 3. Игра « Кто быстрее угадает героя произведения». 1. Жил во флигеле.   2.  З.            У него жёлтые глазки , утиный нос.   4.  5 .         Начальствующее лицо.   6.           Главный дворецкий.  (Слайд 2) Крал у барыни чай, сахар и прочую бакалею. АНКЕТА ГЕРОЯ РАССКАЗА « МУМУ». 1 Двенадцать вершков роста.  Дворник.  Был исправным тягловым мужиком.  Работал за четверых.  Башмачник.  Горький пьяница.  Умеет говорить аккуратно.  Красноречив, но не умён.  Раньше жил в столице ( был в учении в Петербурге).  Белесоватые волосы.    Оловянные глазки.  1. 2. 3. 4. 5.           Похож на "чёрта".  б.         "Образованный" ,воспитывался у немца­хозяина.  7. 8. 9. 10. Мочальная душа.  11. Обдержался, обтерпелся, обмаслился, как коломенский горшок.  12. Легкомысленный характер.  13. Окончательно спился с кругу, был отправлен в дальнюю деревню вместе с женой. (Слайд 3) АНКЕТА ГЕРОЯ РАССКАЗА « МУМУ».  1. 2. з.           Сложен богатырём.  4. 5. б.          Усердно исполнял свои обязанности.  7. 8. Жил сначала в деревне 9 .          «Смахивал на гусака».  10.  Громадная фигура.  11. Одно из прозвищ «леший»  12. 1З.  Бьёт ­ не слышит.  14. Бочку перевёртывал, как детский барабан.  15.        АНКЕТА ГЕРОЯ РАССКАЗА« МУМУ».         Кто быстрее угадает героя произведения.  1.Любила прикинуться загнанной и сиротливой, страдающей.  2.Во всём следовала древним обычаям.  3.Вдова.  4.Уединённо доживала в одной из отдалённых улиц Москвы.  5.Дом у неё был с антресолями.  6.Причудливая старуха.  7 .Всегда гадала по утрам.  8.Вспышки веселья и радости заменялись мрачным и кислым расположением  духа. (Слайд 5) Нрава был строгого,  серьёзного, любил во всём порядок.  Рука – « Минина и Пожарского рука.»  Если обещает­сделает непременно. (Слайд 4) 2 Белокурая.  Двадцати восьми лет.  Маленькая.  Прачка. (искусная и учёная прачка)  Работает за двоих.  Когда­то слыла красавицей.  Нрава смирного  , запуганного.  С родинкой на левой щеке.  Безответная душа.   АНКЕТА ГЕРОЯ РАССКАЗА  « МУМУ ».  Кто быстрее угадает героя произведения.  1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Имела кроткое ( покорное) выражение лица.  11. Смиренница.  12. 13. Из родни у  неё был только дядя ­ старый ключник.  14. Ласки никакой не видала.  15.        Трепетала при одном имени барыни. (Слайд6) у неё тихий голос.  4. Изучение новой темы. Герасим и Муму. (Слайд 7) Вступительное слово учителя. А теперь послушайте стихотворение Вероники Аркадьевы Частиковой и подумайте что  хочет сказать нам автор ­Что ты хочешь? Ответь,­ жизнь спросила меня. Или что­то иметь, или что­то понять. Нет, я злато менять, Не желаю на медь Мне важнее понять, а не что­то Иметь Обойдусь без богатства, но судьба мне пошли Щедрый дар любоваться Всем богатством земли. Научи беспристрастью, От бесстрастья уволь И людское участье ощутить мне позволь Мне понять бы, постичь бы И в грозу и в тиши Красоту и величье человечьей души Не пройти бы мне мимо 3 Окон, ждущих меня, Не принять струйки дыма за сиянье огня. Мне бы у самых счастливых мудрость их перенять Вот, судьба, что пошли мне ­ уменье понять. Лишь такому богатству нет на свете цены. Дай мне дар докопаться до любой глубины ­как вы думаете о чем сегодня речь пойдет у нас? (0 познании человеческой  души) Сегодня на уроке мы продолжим анализировать рассказ Тургенева «Муму»,   разберемся в чувствах и переживаниях Герасима. ­ Чем была скрашена безрадостная жизнь Герасима после расставания с  Татьяной?  ­ Какую роль сыграла в его жизни Муму? Или Важно ли, что Герасим нашёл  собаку сразу после отъезда Татьяны? ( Новые радостные заботы разогнали мрачные  мысли, и Герасим «очень доволен был своей судьбой».) 5.Работа с текстом ­  Прочитайте и перескажите эпизод, как Герасим нашёл Муму(.стр.203) – Изменился ли с появлением Муму сам Герасим? Как он ухаживал за своей  питомицей? Работа с текстом. Найдите по учебнику и прочитаем стр.204 – Объясните смысл слов: «Ни одна мать так не ухаживала за своим ребенком,  как ухаживал Герасим за своей питомицей».  ­ Можно ли этот год жизни героя назвать счастливым? В чем заключалось  счастье героя? (С момента отъезда Татьяны и появления Муму никаких особых  событий не произошло. Герасим спокойно работал, заботился о беззащитном щенке,  испытывал радость от привязанности к нему Муму, чувствовал ответственность за  свою любимицу. Все это и составляло счастье Герасима: быть кому­то нужным и  заботиться о ком­то.) Умный, добрый душой Герасим попытался преодолеть свое одиночество. Ему так же, как и всем людям, хотелось быть счастливым, иметь семью. Но другие,   считавшие   его   ущербность   –   глухоту   и   немоту   –   преградой   для полноценной жизни, решили, что ему нельзя иметь семью. 4 Судьба   посылает   Герасиму   Муму.   Именно   маленькая   собачка   теперь составила     «семью»     героя.     Благодаря     Муму     Герасим     год     прожил счастливо. Но счастье Герасима и Муму длилось недолго.  ­Прочитайте и перескажите эпизода о пропаже Муму.(стр.210­211) – Почему барыня во что бы то ни стала решила убрать собаку? Чем она ей  помешала? (Непослушание) – Предпринимает ли Герасим какие­нибудь меры по спасению Муму? – Почему Герасим решает сам исполнить приказ барыни? ( Силы неравны, все  против него, он не сможет уберечь Муму от людей барыни. Выхода нет. Единственное, что он может сделать, – спасти собаку от жестокости и бесчувственных лакеев,  облегчить ее страдания, потому что понимает, что приказ барыни.) ­ Какой вопрос вам хочется задать  автору? А  почему герой не ушёл от  барыни с собакой?  (Несколько столетий крестьяне принадлежали господам и большинство людей  считало этот порядок естественным. Герасим топит любимую собаку, желая  показать, что он верный слуга и не выходит из барской воли. Из текста рассказа ясно, что желание вернуться в деревню созревает у Герасима внезапно под  влиянием картин природы, которые он увидел, когда выгреб против течения  далеко за пределы Москвы.) А что вы можете рассказать о крепостном праве? (рассказ ученик(Слайд 8) ­ А когда к нему пришло решение уйти от барыни и всех тех, кто его окружал? (Уход из жизни любимого существа послужил толчком к решительным, самостоятельным действиям  героя.) 6.Физминутка. 7. Работа в парах. Перед вами на столах карточки с текстом. Найдите в тексте ошибку и  исправьте её.      Степан принес блюдечко с молоком, поставил перед Муму, но Муму  даже не понюхала молока и все дрожала и озиралась по­прежнему. 5 ­ Ах, какая же ты! – промолвила барыня, подходя к ней, нагнулась и  хотела погладить её, а Муму(судорожно повернула голову и оскалила зубы) облизала ей  лицо и завиляла хвостом.(стр.208) Герасим посмотрел на него, указал на собаку, сделал знак рукою у своей шеи, как бы затягивая петлю, и с вопросительным лицом взглянул на дворецкого. ­ Да, да,­ возразил тот, кивая головой,­ да, непременно. Герасим опустил глаза, потом вдруг встряхнулся, опять указал на Муму, которая   все   время   стояла   возле   него,   невинно   помахивая   хвостом   и   с любопытством   поводя   ушами,   повторил   знак   удушения   над   своей   шеей   и (значительно   ударил   себя   в   грудь,   как   бы   оъявляя,   что   он   сам   берет   на   себя   уничтожить Муму)показал знак протеста, дав понять, что никогда этого не сделает.(стр 216) Обменяйтесь   листочками,   найдите   в   тексте   правильный   ответ   и оцените соседа. 8) Рефлексия: ­что я узнал сегодня на уроке ­что мне на уроке понравилось больше всего ­что я запомнил… ­ Какой Герасим вам нравится больше: в начале рассказа или в конце?  Почему?( выявление личностно­эмоционального отношения к герою) Вывод: Сегодня мы говорили о том, как одинокая и безрадостная жизнь Герасима в  доме барыни была скрашена счастливыми месяцами общения с настоящим  верным и чутким другом – собакой. Казалось, оттаяла душа немого богатыря,  и мы увидели его чутким, нежным и заботливым человеком. Но Тургенев дает  нам почувствовать, что счастье Герасима недолговечно. 9.Домашнее задание. Прав ли писатель, называя Герасима самым замечательным человеком среди дворни?  Или по выбору написать письмо барыне или Герасиму от ученика 21 века 6

План урока "Герасим и Муму" (5 класс, литература)

План урока "Герасим и Муму" (5 класс, литература)

План урока "Герасим и Муму" (5 класс, литература)

План урока "Герасим и Муму" (5 класс, литература)

План урока "Герасим и Муму" (5 класс, литература)

План урока "Герасим и Муму" (5 класс, литература)

План урока "Герасим и Муму" (5 класс, литература)

План урока "Герасим и Муму" (5 класс, литература)

План урока "Герасим и Муму" (5 класс, литература)

План урока "Герасим и Муму" (5 класс, литература)

План урока "Герасим и Муму" (5 класс, литература)

План урока "Герасим и Муму" (5 класс, литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2018