План урока: Крещение Руси и его значение. Практическая работа. Церковная организация на Руси. Общество Древней Руси
Оценка 4.6

План урока: Крещение Руси и его значение. Практическая работа. Церковная организация на Руси. Общество Древней Руси

Оценка 4.6
Лекции
docx
история
10 кл—11 кл +1
01.12.2017
План урока: Крещение Руси и его значение. Практическая работа. Церковная организация на Руси. Общество Древней Руси
Цели и задачи: 1. Познакомить студентов с правлением Великого киевского князя Владимира. 2. Дать представление о необходимости принятия христианства на Руси. 3. На основе знаний о мировых религиях дать представление о «плюсах» и «минусах» принятия христианства. 4. Дать представление студентам об устройстве церковной организации на Руси и о структуре общества Древней Руси. 5. Развивать у студентов умения отстаивать свое мнение, работать в коллективе, с лекционными материалами. 6. Воспитывать любознательность, умение работать с картой и литературой. Используемые технологии: Технологии уровневой дифференциации и индивидуализации обучения; групповая (адаптивная) технология; технология развивающего обучения (исследовательская), компьютерная технология, технология постановки задач, модульная технология. Оборудование: 1. Интерактивная доска; 2. Презентация, выполненная преподавателем; 3. Карточки с заданиями; 4. "Энциклопедия истории России 862-1917". Тип урока: Комбинированный.
крещение руси.docx
Тема:  Крещение Руси и его значение. Практическая работа. Церковная организация на Руси. Общество Древней Руси. Цели и задачи: 1. Познакомить   студентов   с   правлением   Великого   киевского   князя Владимира. 2. Дать   представление   о   необходимости   принятия   христианства   на Руси. 3. На основе знаний о мировых религиях дать представление о  «плюсах» и «минусах» принятия христианства. 4. Дать представление студентам об устройстве церковной организации на Руси и о структуре общества Древней Руси. 5. Развивать у студентов умения отстаивать свое мнение, работать в коллективе, с лекционными материалами. 6. Воспитывать   любознательность,   умение   работать   с   картой   и литературой. Используемые технологии: Технологии уровневой дифференциации и  индивидуализации обучения; групповая (адаптивная) технология; технология развивающего обучения (исследовательская), компьютерная технология, технология постановки задач, модульная технология. Оборудование: 1. Интерактивная доска; 2. Презентация, выполненная преподавателем; 3. Карточки с заданиями;           4. "Энциклопедия истории России 862­1917". Тип урока:           Комбинированный. Ход урока: Организационный момент. Проверка домашнего задания. I. II. ­ Какие события произошли на Руси в 962 г., в 964 г., в 967 г., в 970 г., 971 г., 972?     III. Изучение нового материала. 1. Первая усобица на Руси. В ходе урока используется:"Энциклопедия истории России 862­1917" После   гибели   Святослава   в   Киеве   власть   взял   юный   Ярополк, окруженный   отцовскими   воеводами.   Олег,   младше   его   на   год,   правил   на древлянской земле. Самый младший – Владимир, в Новгороде. После   смерти   отца   и   Олег   и   Владимир   оказались   самостоятельными правителями, которые опять хотели добиться самостоятельности от Киева. Ярополк   –   мягкий   и   кроткий   юноша,   зарекомендовал   себя   не могущественным и не решительным правителем. Через три года над Русью вновь нависла опасность.  По приказу Князя Олега, которому было всего лишь 13 лет, был убит сын Ярополкова воеводы. Через два года Ярополк организовал поход на древлянские земли.  Киевляне разгромили   древлян,  которые  укрылись   за  городскими  стенами.  На   мосту, через крепостной ров, произошла давка, в которой и погиб юный князь Олег. Древляне вновь были подчинены Киеву. Владимир, узнав о смерти брат, бежал к варягам. На его место Ярополк поставил   своего   наместника.   Русские   земли   опять   были   объединены.   Но Владимир не смерился с положением князя­изгоя. Через два года, он нанял варягов и выбил наместника Ярополка из Новгорода. Собрав большую рать, двинул   ее   на   Киев.   Он   вступил   в   тайные   переговоры   с   ближайшим окружением Ярополка. Почувствовав против себя заговор, он тайно бежал из города.   Бояре   убедили   его   пойти   на   переговоры   с   Владимиром.   Он согласился, вошел в шатер Владимира и был поднят на мечи двумя варягами. 2. Правление князя Владимира. В  980 году  Владимир стал единым правителем Руси. Празднуя свою победу, Владимир приказал поставить на холме около дворца, статую бога Перуна. Первые   годы   своего   правления   он   зарекомендовал   себя   ярым язычником.   Жестоко   наказал   соратников   Ярополка.   Его   жену   взял   себе   в жены. Опять покорил радимичей и вятичей.  Крепкой   рукой   держал   единство   Руси.   В   крупных   землях   посадил править своих сыновей. Вел постоянные войны, в т.ч. и на западном направлении. Территория со временем расширялась.  Для борьбы с печенегами разработал систему «сигнальных огней».  В 988 году, князь Владимир крестил Русь. Это была необходимость. Русь не могла и дальше оставаться языческой. Причины: ­ Оставаться в христианском  мире языческой окраиной означало изоляцию от окружающего мира; ­ Новая религия, с ее монотеизмом (единобожием) вполне соответствовала сущности нового единого государства во главе с монархом; ­ Христианство  цементировало   семью, ячейку  общества,  вводило  новую мораль,   требовало   гуманного   отношения   к   женщине,   матери,   к   детям, человеку вообще. Это был прогресс; ­  Помогало развитию науки, культуры, духовной жизни; ­   Расслоение   общества   требовало   новой   идеологии.   Язычество   с   его равенством   перед   силами   природы   не   могло   объяснить   и   оправдать происхождение и нарастание неравенства; ­   Христианство   могло   отпустить   грехи,   которых   у   Владимира   было   не мало. В 987 году Русь начала переговоры с Византией, в ходе которых была затронута   проблема   крещения.   Владимир   потребовал   себе   в   жены   Анну, сестру императора Василия  II. Это был бы выгодный династический брак. Византийцы,   нуждающиеся   в   русской   помощи   против   мятежников, согласились с требованиями Владимира. Антиправительственный мятеж был подавлен.   Опасность   миновала.   Греки   не   торопились   выполнять   свое обещание. Владимир собрал рать и в 988 году двинулся на центр византийских владений –  Херсонес.  Осада продолжалась несколько месяцев. Однажды в стан Владимира прилетела стрела, с прикрепленной к ней запиской. В ней говорилось, что необходимо перекрыть водопровод. Город сдался на милость победителей.   Владимир   послал   в   Константинополь   гонцов,   с   требованием прислать   к   нему   Анну.   В   Херсонесе   Владимир   принял   христианство. Священник Анастас ушел в Киев вместе с Владимиром и выполнял на Руси роль митрополита.  3. Историческое значение крещения Руси. С большим трудом христианство стало укореняться на Руси. Пройдет еще несколько веков, прежде чем христианство возьмет верх над язычеством, которое до конца так и не сдалось.  Возникло так называемое  двоеверие.  Христиане молились в церквях и продолжали справлять старые языческие праздники. Церкви   получали   земли,   на   которых   возделывали   собственное хозяйство. Образовывались монастыри – религиозные братства. При церквях и монастырях образовывались школы. 4. Личность Владимира.  Князь, рожденный от ключницы княгини Ольги Малуши, получил в народе прозвище   –   «Красное   Солнышко».   За   крещение   Руси   он  канонизирован церковью.       5.  Практическое занятие. Задание   №   1.   Используя   таблицу   описать,   как   после   принятия христианства,   на   Руси,   проходил   тот   или   иной   процесс.   Например: Смягчение  нравов – повысилась  роль  женщины, семьи. Христианство признавало единый брак. Церковь появилась по инициативе княжеской власти сравнительно поздно и  должна была приспосабливаться к тому уровню развития общества и к той  системе экономики, которые она нашла здесь в указанное время. Задание № 2. Ставится проблемное задание: охарактеризовать «плюсы» принятия христианства. Организуется работа в группах по сферам деятельности в средневековой церкви в стране: 1. Деятельность, связанная непосредственно с культом ­ литургическая  (культовая) деятельность: служба в церкви, исповедальная практика,  выполнение таинств и треб.  2.  Миссионерская деятельность: обращение в христианство, в частности  христианизация самого государства Руси и окрестных народов, входивших  или не входивших в его состав.  3. Культурно­идеологическая: распространение христианской культуры,  развитие иконописи, грамотности, повышение роли человека, его личностных  качеств. Принятие христианства содействовало развитию зодчества и  живописи в средневековых её формах, проникновению византийской  культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было  распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно  после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной  культуры. 4. Роль в социально­экономической жизни страны: как земельного  собственника, участника производственных отношений феодального  общества, использовавшего труд церковных крестьян и других групп  трудящихся. 5. Публично­правовая, сфера связана с широкой юрисдикцией церкви как  составной части государственной организации, внутреннее управление самой  церковной организацией ­ от митрополита, епископов и игуменов монастырей  до священников, дьяконов и рядовых, монахов. 6. Политическая деятельность церкви как внутри страны, так и в  международном плане. Деятели церкви принимали активное участие в жизни  своего города и княжества, выполняя политические поручения, которые им  давали светские власти; их обязанностью были встречи князей и настолование (интронизация) при их вокняжении, участие в крестоцеловании при  заключении договоров как государственном акте и т.д. Задание № 3. Используя таблицу перечислить культурные  последствия принятия христианства: (Например) Принятие христианства как государственной религии неизбежно влекло  ликвидацию языческих культов, пользовавшихся до того великокняжеским  патронатом. Духовенство осуждало языческие обряды и празднества (некоторые из них  сохранялись долгое время вследствие того, что некоторыми исследователями  квалифицируется как религиозный синкретизм или двоеверие. Разрушались  культовые сооружения — идолы, капища. Задание № 4. На стадии осмысления студентам предлагается   проанализировать полученные на уроке знания  и составить сводную таблицу: отрицательные (примеры) принятия  Положительные (примеры) принятия  на Руси христианства на Руси христианства           Работа на данном этапе  организована в парах.  На стадии промежуточной рефлексии студенты озвучивают записи.  Преподаватель организует устную беседу с группой. Как повлияло принятие христианства на: 1. Рост международного авторитета Руси. 2. Укрепление власти киевского князя, централизация государства. 3. Складывание единой древнерусской народности. 4. Объяснение новой религией социального расслоения. 5. Развитие культуры: архитектуры, письменности, живописи (фреска,  мозаика). 6. Смягчение нравов (исчезли кровная месть, жертвоприношения). Каждая группа работает со своей проблемой, заполняя сводную  таблицу. По окончании работы студенты переходят в другие группы. Новые  группы составляются так, чтобы в каждой оказались специалисты по разным  по сферам деятельности в средневековой церкви в стране: В процессе обмена результатами работы в предыдущей группе,  составляется общая презентационная схема рассказа по теме «сферы  деятельности в средневековой церкви в стране». № Количество индивидуальных группы ответов 1. Характеристика работы группы 2. 3. 4. 5. 6. IV.Обобщение изученного материала. Выставление оценок.                              V.Домашнее   задание.   В   качестве   домашнего   задания преподаватель   предлагает   подготовить   сообщения   об   особенностях мировых религий.

План урока: Крещение Руси и его значение. Практическая работа. Церковная организация на Руси. Общество Древней Руси

План урока: Крещение Руси и его значение. Практическая работа. Церковная организация на Руси. Общество Древней Руси

План урока: Крещение Руси и его значение. Практическая работа. Церковная организация на Руси. Общество Древней Руси

План урока: Крещение Руси и его значение. Практическая работа. Церковная организация на Руси. Общество Древней Руси

План урока: Крещение Руси и его значение. Практическая работа. Церковная организация на Руси. Общество Древней Руси

План урока: Крещение Руси и его значение. Практическая работа. Церковная организация на Руси. Общество Древней Руси

План урока: Крещение Руси и его значение. Практическая работа. Церковная организация на Руси. Общество Древней Руси

План урока: Крещение Руси и его значение. Практическая работа. Церковная организация на Руси. Общество Древней Руси

План урока: Крещение Руси и его значение. Практическая работа. Церковная организация на Руси. Общество Древней Руси

План урока: Крещение Руси и его значение. Практическая работа. Церковная организация на Руси. Общество Древней Руси

План урока: Крещение Руси и его значение. Практическая работа. Церковная организация на Руси. Общество Древней Руси

План урока: Крещение Руси и его значение. Практическая работа. Церковная организация на Руси. Общество Древней Руси
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.12.2017