Цель:
1. Обобщение и систематизация знаний по теме «Государственные реформы Петра I».
2. Закрепление учебного материала.
Задачи:
1. Развитие критического мышления и умения отстаивать собственную точку зрения.
2. Обучение технологии групповой работы, умение вести дебаты, технологии сотрудничества.
3. Воспитывать интерес к изучению истории своего государства.
Используемые технологии: «политические дебаты» и групповой технологией, технологией сотрудничества.
Создание групп (команд), распределение позиций и ролей.
Оказание помощи студентам в процессе подготовки к игре с использованием материалов электронного издания: «История России XVII-XIX вв»
петр 1.docx
Тема урока: " Государственные реформы Петра I"
Цель:
1. Обобщение и систематизация знаний по теме «Государственные
реформы Петра I».
2. Закрепление учебного материала.
Задачи:
1. Развитие критического мышления и умения отстаивать собственную
точку зрения.
2. Обучение технологии групповой работы, умение вести дебаты,
технологии сотрудничества.
3. Воспитывать интерес к изучению истории своего государства.
Используемые технологии: «политические дебаты» и групповой
технологией, технологией сотрудничества.
Создание групп (команд), распределение позиций и ролей.
Оказание помощи студентам в процессе подготовки к игре с использованием
материалов электронного издания: «История России
XVII
XIX
вв»
I.
Организационный момент.
Для проведения занятия в формате «Дебаты» необходимо сформировать
группы студентов, состоящих из 3х человек. Тема, выбранная для дискуссии,
должна быть спорной.
Обычно такому уроку предшествует определенная подготовка. Студенты
знакомятся с правилами игры и получают опережающее задание.
В нашей теме одна команда получает задание подготовить доказательства и
поддержки (факты, цитаты) по проблеме «Петр I является великим
реформатором». Вторая группа подбирает материал по проблеме «Петр I не
является великим реформатором».
Далее занятие происходит по следующему плану.
Команда утверждения (У)
Команда опровержения (О)
I раунд
Представление команд
Команда утверждения
формулирует тему, актуальность
определяет ключевые понятия
представляет материал: аргумент,
доказательство, поддержка (факты,
цитаты)
Команда опровержения
формулирует тезисы отрицания
определяет ключевые понятия
опровергает позиции утверждения:
доказательство, поддержка II раунд
Команда утверждения
опровержение аргументов оппонентов
Команда опровержения
восстановление и развитие собственной линии
приведение новых доказательств
III раунд
Команда опровержения
Команда утверждения
сравнительный анализ позиций сторон по ключевым вопросам и
объяснение того, почему приводимые командой аргументы более
убедительны
эффектное заключение
Между выступлениями раунд вопросов в следующем порядке:
О3
У1
У3
О1
О1
У2
У1
О2
II.
Ход урокаигры
Проведение дебатов.
Вводное слово преподавателя: Уважаемые студенты! Сегодня на уроке мы
подводим итог изученной темы: «Государственные реформы Петра I». Форма
урока – политические дебаты.
(Далее преподаватель очень коротко определяет цели и задачи студентам на
уроке. Студенты должны будут представить в письменном виде собственную
аргументированную точку зрения по теме дебатов. Работа сдается после игры.
В ходе игры студенты могут задавать вопросы).
У 1: Представление команды утверждения.
Актуальность.
Мы утверждаем, что «Петр I является Великим реформатором», т.к.: в современной России актуален опыт Петра I в проведении реформ во всех
сферах жизни общества;
мы завершаем изучение темы о деятельности Петра I и считаем необходимым
оценить личность Великого реформатора и его преобразования;
надеемся, что в будущей своей деятельности мы будем использовать
полученные знания.
Определение ключевых понятий.
Реформатор преобразователь; человек, занимавшийся изменениями,
переустройством чеголибо.
Великий превосходящий общий уровень, обычную меру, значение,
выдающийся.
(Толковый словарь С.И. Ожегова)
В наш кейс включены два аспекта:
I аспект – политический.
Аргумент 1. В результате административного, государственного
реформирования, проведенного Петром I, Россия получила более четкую
структуру государственного управления.
Доказательство: на смену громоздкой системы приказов пришли коллегии,
которые подчинялись Сенату.
Аргумент 2. Вместо Боярской Думы, не играющей существенной роли к
началу XVIII века был создан Правительствующий Сенат, обладающий
законодательной, административной и судебной властью.
Доказательство: Боярская Дума была многочисленной, практически не
созывалась и считается историками малоэффективным учреждением.
II аспект – экономический.
Аргумент 1. Самым примечательным явлением в экономике конца XVII
начала XVIII века стал значительный рост крупной мануфактурной
промышленности.
Доказательство: к 1725 году в России было 220 мануфактур (а в 1690 г.
только 21), т.е за 30 лет промышленность страны выросла в 11 раз. Выплавка
чугуна увеличилась в 5 раз, что позволило начать экспорт за границу.
Аргумент 2. При Петре I заметно шагнула вперед торговля (внутренняя и
внешняя).
Доказательство: экономическую деятельность Петр I основывал на политике
меркантилизма (стимулирование экспорта и ограничение импорта). В 1726
году экспорт составил 4,3 млн. руб., а импорт – 2,1 млн. руб. В 1724 году вышел Таможенный тариф (вводились низкие пошлины на экспорт и высокие
на импорт – 75% от стоимости).
Таким образом, мы утверждаем, что Петр I является великим реформатором.
Раунд вопросов
О3: 1. Не считаете ли вы, что петровские мануфактуры, использующие труд
подневольных людей, не являются прогрессивными капиталистическими
предприятиями?
2. Не считаете ли вы, что в результате административной реформы, сложилась
громоздкая, бюрократическая система управления страной?
О1: Представление команды отрицания.
Мы утверждаем, что «Петр I не является великим реформатором».
Мы принимаем определение ключевых понятий и актуальность,
предложенные оппонентами, но не согласны с их аргументами.
Мы считаем, что проведенные Петром I административные реформы привели
к увеличению различных должностных преступлений, в связи, с чем в 1722
году были созданы специальные инстанции (фискали, прокуратура) и введена
должность генералпрокурора, что на наш взгляд привело к очередному
увеличению количества чиновников и расходов на их содержание. Бремя
налогов пало на плечи народа. Все преобразования в стране, в т.ч. Северная
война, ухудшали экономическое положение населения, поскольку требовали
огромных материальных расходов. Вводились многочисленные налоги,
прямые и косвенные (изменения в податной системе, государство вводило
монополию на продажу некоторых товаров). Все это ухудшало положение
податного населения (крестьян, горожан, купцов и т.д.).
Исходя из этого, мы можем утверждать, что «Петр I не является великим
реформатором». Мы готовы подтвердить свою точку зрения.
I аспект – социальный.
Аргумент 1. Реформы Петра I привели к усилению крепостного права.
Доказательство 1. Указ Петра I 1721 года разрешал мануфактуристам
покупать к заводам деревни с крестьянами. Указ запрещал продавать
заводских крестьян отдельно от завода. Мануфактуры с использованием
принудительного труда были малопроизводительными.
Доказательство 2. Податная реформа закрепостила «гулящих» людей и
холопов.
Аргумент 2. На ухудшение своего положения народ ответил сопротивлением.
Доказательство. Астраханское восстание, восстание К. Булавина, банкирские
восстания. II аспект – культурный.
Аргумент 1. Стремление Петра I превратить в одночасье россиян в
европейцев проводилось насильственными методами.
Доказательство: бритье бород, введение одежды европейского образца.
Несогласным угрожали штрафами, ссылкой, каторгой, конфискацией
имущества.
Аргумент 2. Петровская «европеизация» положила начало глубочайшему
разрыву между образом жизни народа и привилегированных слоев.
Доказательство: много лет спустя это обернулось недоверием крестьянства к
любому человеку из «образованных», поскольку дворянин, одетый по
европейски, говорящий на иностранном языке, казался крестьянину
иноземцем.
Тем самым, Петр I не мог являться великим реформатором.
Раунд вопросов
У3: 1. Не кажется ли вам, что изменения в культуре не сводятся только к
бритью бород?
2. Как вы считаете, создание новых учебных заведений, учебников, музеев,
гражданского шрифта являются прогрессивными явлениями в культуре?
3. Как вы думаете, можно ли стать России великой империей без сильной
армии? Кто должен ее содержать?
У2 О2. Опровержение аргументов оппонентов и восстановление
собственных доказательств.
У3 О3. Проводят сравнительный анализ позиций сторон и делают эффектное
заключение.
III. Подведение итогов.
Вопросы из зала.
Голосование.
Определение лучших спикеров.
IV.
V.
Заключительная речь преподавателя.
Подведение итогов.
Тема урока: " Государственные реформы Петра I"
Тема урока: " Государственные реформы Петра I"
Тема урока: " Государственные реформы Петра I"
Тема урока: " Государственные реформы Петра I"
Тема урока: " Государственные реформы Петра I"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.