Тема урока: " Государственные реформы Петра I"
Оценка 4.7

Тема урока: " Государственные реформы Петра I"

Оценка 4.7
Разработки курсов
docx
история
10 кл—11 кл +1
01.12.2017
Тема урока: " Государственные реформы Петра I"
Цель: 1. Обобщение и систематизация знаний по теме «Государственные реформы Петра I». 2. Закрепление учебного материала. Задачи: 1. Развитие критического мышления и умения отстаивать собственную точку зрения. 2. Обучение технологии групповой работы, умение вести дебаты, технологии сотрудничества. 3. Воспитывать интерес к изучению истории своего государства. Используемые технологии: «политические дебаты» и групповой технологией, технологией сотрудничества. Создание групп (команд), распределение позиций и ролей. Оказание помощи студентам в процессе подготовки к игре с использованием материалов электронного издания: «История России XVII-XIX вв»
петр 1.docx
Тема урока: " Государственные реформы Петра I" Цель: 1. Обобщение и систематизация знаний по теме «Государственные  реформы Петра I». 2. Закрепление учебного материала. Задачи: 1. Развитие критического мышления и умения отстаивать собственную  точку зрения. 2. Обучение технологии групповой работы, умение вести дебаты,  технологии сотрудничества. 3. Воспитывать интерес к изучению истории своего государства.  Используемые технологии: «политические дебаты» и групповой  технологией, технологией сотрудничества. Создание групп (команд), распределение позиций и ролей. Оказание помощи студентам в процессе подготовки к игре с использованием  материалов электронного издания: «История России   XVII    ­  XIX       вв» I. Организационный момент. Для проведения занятия в формате «Дебаты» необходимо сформировать  группы студентов, состоящих из 3­х человек. Тема, выбранная для дискуссии, должна быть спорной. Обычно такому уроку предшествует определенная подготовка. Студенты  знакомятся с правилами игры и получают опережающее задание. В нашей теме одна команда получает задание подготовить доказательства и  поддержки (факты, цитаты) по проблеме «Петр I является великим  реформатором». Вторая группа подбирает материал по проблеме «Петр I не  является великим реформатором». Далее занятие происходит по следующему плану. Команда утверждения (У) Команда опровержения (О) I раунд Представление команд Команда утверждения формулирует тему, актуальность определяет ключевые понятия  представляет материал: аргумент, доказательство, поддержка (факты,  цитаты) Команда опровержения формулирует тезисы отрицания определяет ключевые понятия опровергает позиции утверждения:  доказательство, поддержка II раунд Команда утверждения опровержение аргументов оппонентов Команда опровержения восстановление и развитие собственной линии приведение новых доказательств III раунд Команда опровержения Команда утверждения сравнительный анализ позиций сторон по ключевым вопросам и  объяснение того, почему приводимые командой аргументы более  убедительны эффектное заключение Между выступлениями раунд вопросов в следующем порядке: О3         У1 У3               О1 О1            У2  У1             О2 II. Ход урока­игры Проведение дебатов. Вводное слово преподавателя: Уважаемые студенты! Сегодня на уроке мы  подводим итог изученной темы: «Государственные реформы Петра I». Форма  урока – политические дебаты. (Далее преподаватель очень коротко определяет цели и задачи студентам на  уроке. Студенты должны будут представить в письменном виде собственную  аргументированную точку зрения по теме дебатов. Работа сдается после игры. В ходе игры студенты могут задавать вопросы). У 1: Представление команды утверждения. ­ Актуальность. Мы утверждаем, что «Петр I является Великим реформатором», т.к.: в современной России актуален опыт Петра I в проведении реформ во всех  сферах жизни общества; мы завершаем изучение темы о деятельности Петра I и считаем необходимым  оценить личность Великого реформатора и его преобразования; надеемся, что в будущей своей деятельности мы будем использовать  полученные знания. ­ Определение ключевых понятий. Реформатор ­ преобразователь; человек, занимавшийся изменениями,  переустройством чего­либо. Великий ­ превосходящий общий уровень, обычную меру, значение,  выдающийся.  (Толковый словарь С.И. Ожегова) В наш кейс включены два аспекта: I аспект – политический. Аргумент 1. В результате административного, государственного  реформирования, проведенного Петром I, Россия получила более четкую  структуру государственного управления. Доказательство: на смену громоздкой системы приказов пришли коллегии,  которые подчинялись Сенату. Аргумент 2. Вместо Боярской Думы, не играющей существенной роли к  началу XVIII века был создан Правительствующий Сенат, обладающий  законодательной, административной и судебной властью. Доказательство: Боярская Дума была многочисленной, практически не  созывалась и считается историками малоэффективным учреждением. II аспект – экономический. Аргумент 1. Самым примечательным явлением в экономике конца XVII­ начала XVIII века стал значительный рост крупной мануфактурной  промышленности. Доказательство: к 1725 году в России было 220 мануфактур (а в 1690 г.  только 21), т.е за 30 лет промышленность страны выросла в 11 раз. Выплавка  чугуна увеличилась в 5 раз, что позволило начать экспорт за границу. Аргумент 2. При Петре I заметно шагнула вперед торговля (внутренняя и  внешняя). Доказательство: экономическую деятельность Петр I основывал на политике  меркантилизма (стимулирование экспорта и ограничение импорта). В 1726  году экспорт составил 4,3 млн. руб., а импорт – 2,1 млн. руб. В 1724 году вышел Таможенный тариф (вводились низкие пошлины на экспорт и высокие  на импорт – 75% от стоимости). Таким образом, мы утверждаем, что Петр I является великим реформатором. Раунд вопросов О3: 1. Не считаете ли вы, что петровские мануфактуры, использующие труд  подневольных людей, не являются прогрессивными капиталистическими  предприятиями?  2. Не считаете ли вы, что в результате административной реформы, сложилась громоздкая, бюрократическая система управления страной? О1: Представление команды отрицания. Мы утверждаем, что «Петр I не является великим реформатором». Мы принимаем определение ключевых понятий и актуальность,  предложенные оппонентами, но не согласны с их аргументами. Мы считаем, что проведенные Петром I административные реформы привели  к увеличению различных должностных преступлений, в связи, с чем в 1722  году были созданы специальные инстанции (фискали, прокуратура) и введена  должность генерал­прокурора, что на наш взгляд привело к очередному  увеличению количества чиновников и расходов на их содержание. Бремя  налогов пало на плечи народа. Все преобразования в стране, в т.ч. Северная  война, ухудшали экономическое положение населения, поскольку требовали  огромных материальных расходов. Вводились многочисленные налоги,  прямые и косвенные (изменения в податной системе, государство вводило  монополию на продажу некоторых товаров). Все это ухудшало положение  податного населения (крестьян, горожан, купцов и т.д.). Исходя из этого, мы можем утверждать, что «Петр I не является великим  реформатором». Мы готовы подтвердить свою точку зрения. I аспект – социальный. Аргумент 1. Реформы Петра I привели к усилению крепостного права. Доказательство 1. Указ Петра I 1721 года разрешал мануфактуристам  покупать к заводам деревни с крестьянами. Указ запрещал продавать  заводских крестьян отдельно от завода. Мануфактуры с использованием  принудительного труда были малопроизводительными. Доказательство 2. Податная реформа закрепостила «гулящих» людей и  холопов. Аргумент 2. На ухудшение своего положения народ ответил сопротивлением. Доказательство. Астраханское восстание, восстание К. Булавина, банкирские  восстания. II аспект – культурный. Аргумент 1. Стремление Петра I превратить в одночасье россиян в  европейцев проводилось насильственными методами. Доказательство: бритье бород, введение одежды европейского образца.  Несогласным угрожали штрафами, ссылкой, каторгой, конфискацией  имущества. Аргумент 2. Петровская «европеизация» положила начало глубочайшему  разрыву между образом жизни народа и привилегированных слоев. Доказательство: много лет спустя это обернулось недоверием крестьянства к  любому человеку из «образованных», поскольку дворянин, одетый по  европейски, говорящий на иностранном языке, казался крестьянину  иноземцем. Тем самым, Петр I не мог являться великим реформатором. Раунд вопросов У3: 1. Не кажется ли вам, что изменения в культуре не сводятся только к  бритью бород?   2. Как вы считаете, создание новых учебных заведений, учебников, музеев,  гражданского шрифта являются прогрессивными явлениями в культуре? 3. Как вы думаете, можно ли стать России великой империей без сильной  армии? Кто должен ее содержать? У2 ­ О2. Опровержение аргументов оппонентов и восстановление  собственных доказательств. У3 ­ О3. Проводят сравнительный анализ позиций сторон и делают эффектное заключение. III. Подведение итогов. Вопросы из зала.  Голосование. Определение лучших спикеров. IV. V. Заключительная речь преподавателя. Подведение итогов.

Тема урока: " Государственные реформы Петра I"

Тема урока: " Государственные реформы Петра I"

Тема урока: " Государственные реформы Петра I"

Тема урока: " Государственные реформы Петра I"

Тема урока: " Государственные реформы Петра I"

Тема урока: " Государственные реформы Петра I"

Тема урока: " Государственные реформы Петра I"

Тема урока: " Государственные реформы Петра I"

Тема урока: " Государственные реформы Петра I"

Тема урока: " Государственные реформы Петра I"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.12.2017