Предлагаемый материал может быть использован в качестве опорного плана при проведении урока химии в 8 классе при изучении понятий "количество вещества", "моль", "молярная масса вещества". Материал может быть использован в любом УМК по химии. В ходе урока формируются знания о количестве вещества и единице его измерения, постоянной Авогадро; школьники учатся использовать полученные знания при расчетах; закрепляются понятия относительная атомная и молекулярная масса, умение вычислять значения этих величин.
Тема урока: Количество вещества. Моль. Молярная масса.
Задачи:
1. сформировать знания о количестве вещества и единице его измерения, постоянной
Авогадро;
2. научить использовать полученные знания при расчетах;
3.
закрепить понятия относительная атомная и молекулярная масса, умение вычислять
значения этих величин;
4. развивать логическое мышление;
5. воспитывать культуру общения.
Мотивация и целеполагание:
Как измерить вещество? В каких единицах? Подсчитать число молекул или атомов?
Но это сложно. Если необходима какаято порция вещества, то для твердых веществ
используют массу, а для жидкостей – объем. Следует различать массу и количество: 2 кг
яблок – это масса, а 2 яблока – это количество. В жизни мы часто используем
определенные порции, например: коробок спичек или мешок зерна, ведь никто из нас не
будет поштучно покупать спички или зерно. Поэтому, мы с вами и должны разобраться,
что такое количество вещества и как оно измеряется.
Изучение нового материала:
В химии для измерения количество вещества была выбрана единица, которая
объединила в себе число частиц и массу. Эта единица называется моль и обозначается
буквой n (эн). Чтобы измерить 1 моль любого вещества, нужно взять его столько грамм,
какова относительная атомная или относительная молекулярная масса вещества.
Давайте посмотрим на вещества количеством один моль: сравните, как отличается 1
моль воды, соли, кислоты и сахара. Почему? У этих веществ различная относительная
молекулярная масса.
Например, 1 моль воды имеет массу 18 г, т.к. относительная молекулярная масса
вода равна 18; 1 моль азота имеет массу 28 г, потому что относительная молекулярная
масса его равна 28; 1 моль меди равен 64 г, т.к. относительная молекулярная масса ее
равна 64.
А если нам нужно узнать, какую массу имеет вода количеством 2 моль, то мы 2
умножим на 18, т.е. 36 г; 0,5 моль азота имеет массу 14 г, т.к. 0,5 умножить на 28, будет 14.
Количество вещества не только связано с массой, но и с числом частиц. Установлено, что
1моль любого вещества содержит одинаковое число частиц. Это число равно 6,02 ∙ 1023.
Это число называется постоянной Авогадро, в честь итальянского ученого А. Авогадро и
обозначается оно NA.
Т.е. 1 моль воды имеет массу 18 г и содержит 6,02 ∙ 1023 частиц; 2 моль воды имеет
массу 36 г и содержит 12,04 ∙ 1023 частиц; 0,5 моль азота имеет массу 14 г и содержит 3,01 ∙
1023 частиц.
Очевидно, что для того чтобы узнать число частиц (N), которое содержится в
определенном количестве вещества, можно использовать формулу:
N = NA ∙ n
где n – количество вещества, т.е. число молей; N – число частиц.
Из этой формулы верны и следующие выражения:
NA = N/ n
n = N/ NAТеперь дадим определение понятия моль – это такое количество вещества, в
котором содержится 6,02 ∙ 1023 частиц этого вещества.
Используя новые формулы, решим задачи.
1.
Определите количество вещества кислорода, в котором содержится 18,06 ∙ 1023
молекул.
2. Определите число молекул хлора (Cl2) которое, содержится в порции этого газа
количеством вещества 0,1 моль.
Обобщение и систематизация знаний:
1. Фронтальный опрос.
2. § 16, упр. 1, 4.
Закрепление и контроль:
1. Вставьте вместо пропусков нужные слова.
Моль – это _____________________________________.
Обозначается количество вещества ______________.
Единица измерения количества вещества ______________.
Постоянная Авогадро ____________.
Ответы: моль – это такое количество вещества, в котором содержится 6,02 ∙ 1023 частиц
этого вещества, обозначается n, единица измерения – моль, 6,02 ∙ 1023 постоянная
Авогадро.
2. Заполните пропуски в таблице:
Вещество
N2
HCl
Na2CO3
H2
Количество вещества, моль
Число частиц
2,5
0,2
9,03 ∙ 1023
24,08 ∙ 1023
3. Ответы: 15,05 ∙ 1023; 1,5 моль; 1,204 ∙ 1023; 4 моль.
Рефлексия и подведение итогов:
Если вы хорошо усвоили материал урока, то на листочке поставьте улюбающийся
смайлик, если плохо, то поставьте унылого смайлика и подумайте, что нужно делать
лучше при подготовке к уроку и при выполнении домашнего задания.
Домашнее задание:
I уровень: §16, упр. 2;
II уровень: тоже + упр. 5.