Урок предназначен для обучающихся 8 класса, может быть использован в любом УМК по химии. В ходе урока формируются понятия «реакции замещения», «ряд активности металлов»; продолжается развитие умений составлять уравнения химических реакций, определять их тип, а также практических умений постановки эксперимента; воспитывается у учащихся бережное отношение к лабораторному оборудованию и экологическую культуру.
Тема урока: Реакции замещения.
Задачи:
1. сформировать понятия «реакции замещения», «ряд активности металлов»;
2. продолжить развитие умений составлять уравнения химических реакций,
определять их тип, а также практических умений постановки эксперимента;
3. воспитывать у учащихся бережное отношение к лабораторному оборудованию и
экологическую культуру.
Мотивация и целеполагание:
Проведем опыт английского химика Г. Кавендиша. Для этого нальем в пробирку
раствор соляной кислоты и поместим туда несколько гранул цинка. Мы видим выделение
пузырьков газа. Соберем этот газ методом вытеснения воздуха, т.к. выделяющийся газ,
водород, легче воздуха. Когда соберется достаточное количество газа, поднесем пробирку
с газом водородом к пламени спиртовки, после чего раздастся взрыв, сопровождающийся
«лающим» звуком. Этот взрыв произошел изза смешения водорода с воздухом. Смесь 2
объёмов водорода и 1 объема кислорода называют «гремучим газом». Если собрать чистый
водород и поднести пробирку к горелке, то раздастся легкий хлопок, изза сгорания
чистого водорода. Откуда в реакции водород и какие ещё продукты образуются? На этот
вопрос мы ответим сегодня на уроке.
Изучение нового материала:
В результате этой реакции – между цинком и соляной кислотой – образуется соль
(хлорид цинка). Это можно доказать, если немного этого раствора поместить на
предметное стекло и выпарить. В результате вода испариться, а на стеле будут кристаллы
соли. Теперь составим уравнение этой реакции: в реакцию вступает цинк и соляная
кислота, в результате чего образуется соль – хлорид цинка и выделяется водород.
Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2↑
Проведем дугой эксперимент. Нальем в четыре пробирки раствора соляной
кислоты. В первую пробирку поместим кальций, во вторую – магний, в третью – цинк, в
четвертую – медь. Понаблюдаем за процессом, будет ли выделение водорода во всех
случаях, ведь в реакцию вступает металл и соляная кислота? Самое интенсивное
выделение водорода наблюдается в первой пробирке, где был металл кальций, во второй
пробирке – с металлом магнием – менее интенсивное, с цинком еще менее интенсивное, а с
медью реакция не протекает, т.к. выделение водорода и вовсе не наблюдается (см. рис.
104).
Поэтому, для прогнозирования протекания реакции между металлом и кислотой,
нужно использовать ряд активности металлов, или ряд напряжений металлов. Как видите,
в этом ряду есть и водород, который металлом не является. Металлы, которые стоят в
ряду напряжений металлов до водорода, способны вытеснять его из растворов кислот, те
металлы, которые стоят в этом ряду после водорода, этой способностью не обладают.
Самые активные металлы находятся вначале ряда, менее активные – в конце. Т.к. кальций
более активный, то выделение водорода в растворе кислоты шло интенсивнее, чем у магния
или цинка. Медь не вытесняет водород из раствора кислот, потому как этот металл стоит в
конце ряда. В этом вы сами убедились из предыдущего опыта.
Ряд активности металлов используют также для прогнозирования реакций между
металлом и раствором соли. Для этого нужно знать, что более активный металл вытесняет
из раствора соли менее активный. Проведем эксперимент: поместим в химический стакан сраствором сульфата меди (II) железный гвоздь. Через некоторое время на гвозде
появляется красный налет, а раствор соли изменяет свою окраску. Красный налет – это
выделившаяся медь, раствор изменил окраску, т.к. в результате реакции образовался
раствор сульфата железа (II) (см. рис. 105).
CuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu↓
Если цинк поместить в растворы сульфатов магния, цинка, меди и серебра, то из
всех этих растворов он вытеснит только медь в виде красного налёта и серебро в виде
серебристобелого налета. Магний более активный металл, чем цинк, т.к. в ряду
активности стоит левее цинка, поэтому реакция не прошла, как и реакция цинка с
раствором сульфата цинка (см. рис. 106).
Если поместить медь в раствор нитрата серебра, то через некоторое время на меди
появляется серебристобелый налет изза образовавшегося серебра. Как видим, реакция
протекает, т.к. медь стоит в ряду напряжений металлов левее серебра, т.е. является более
активным металлом, чем серебро (см. рис. 107).
Все рассмотренные реакции являются реакциями замещения. Теперь можно сделать
вывод, что реакции замещения – это реакции, в результате которых атомы простого
вещества замещают атомы одного из химических элементов в сложном веществе.
Обобщение и систематизация знаний:
1. Фронтальный опрос.
2. §32, упр. 1.
3. Лабораторный опыт «Взаимодействие металлов с растворами солей», «Замещение
меди в растворе сульфата меди (II)»
Закрепление и контроль знаний:
1. Закончите уравнения практически возможных реакций:
;→
а) Al + HCl
;→
б) Cu + H2SO4
;→
в) Zn + CuSO4
;→
г) Fe + H2SO4
;→
д) Ag + HCl
ж) Fe + AgNO3
.→
;↑
Ответы:
а) 2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2
б) Cu + H2SO4 ≠;
в) Zn + CuSO4 = ZnSO4 + Cu ;↓
;↑
г) Fe + H2SO4 = FeSO4 + H2
д) Ag + HCl ≠;
ж) Fe + 2AgNO3 = Fe(NO3)2 + 2Ag .↓
2. Газ, полученный действием цинка на соляную кислоту, пропускают над раскаленным
оксидом марганца (IV). Какие вещества образуются в результате описанных превращений?
Составьте уравнения реакций. К какому типу они относятся?
Ответ:1) Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2
(реакция замещения)
2) 2H2 + MnO2 = Mn + 2H2O (реакция замещения)
↑
3. Определите, какая масса соляной кислоты необходима для полного растворения магния
химическим количеством 0,5 моль. Какое количество вещества соли при этом образуется?
Рефлексия и подведение итогов:
1. Что нового о реакциях вы узнали на уроке?
2. Что вызвало у вас наибольший интерес? Почему?
Домашнее задание:
I уровень: §32, упр. 2, 3, 4;
II уровень: тоже + упр. 5.