План урока на тему: "Свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации".
Оценка 4.9

План урока на тему: "Свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации".

Оценка 4.9
Разработки уроков +1
docx
химия
8 кл
10.05.2017
План урока на тему: "Свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации".
Материал урока предназначен для обучающихся 8 класса и может быть использован при изучении соответствующей темы в любом УМК по химии. В ходе урока обобщается и систематизируется известный учащимся материал о кислотах; формируются представления о свойствах кислот в свете теории электролитической диссоциации; совершенствуются умения вести записи уравнений химических реакций.
Свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации.docx
Тема: Свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Задачи: 1. обобщить и систематизировать известный учащимся материал о кислотах; 2. сформировать представления о свойствах кислот в свете теории электролитической диссоциации; 3. совершенствовать умения записи уравнений химических реакций; 4. развивать и совершенствовать такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение; 5. воспитывать у учащихся способность к адекватной самооценке. Мотивация и целеполагание: Она жжётся и кусается, Если к нам на руки проливается. Дырки в брюках оставляет И бумагу прожигает. Вот такая вот она – Эта наша …! Изучение нового материала:     Вспомните,   кислоты   –   это   электролиты,   при   диссоциации   которых   в   водных растворах   в   качестве   катионов   образуются   ионы   водорода.   Именно   наличие   ионов водорода обуславливает общие свойства всех кислот. Давайте рассмотрим свойства, характерные для всех кислот. Все растворы кислот     изменяют  окраску индикаторов. Изменение окраски индикаторов связано с наличием у кислот ионов водорода, образующихся при диссоциации кислот. HCl = H   + + Cl­                 HNO3 = H   + + NO3 ­ ­        HNO2 ⇆ H   + + NO2     Если   мы   в   раствор     кислоты   добавим   несколько   капель   лакмуса,   то   раствор окрасится   в   красный   цвет,   т.е.   в   кислотах   лакмус   изменяет   окраску   с   фиолетовой   на красную, если мы в раствор  кислоты добавим несколько капель метилового оранжевого, то раствор   кислоты   станет   тоже   красного  цвета,   т.е.  и   метиловый   оранжевый   в  кислотах изменяет свою окраску с оранжевой на красную. Фенолфталеин не изменяет свою окраску в присутствии кислот.     Кислоты реагируют с основаниями: как с растворимыми, так и с нерастворимыми. При этом образуется соль и вода. Этот тип реакций относится к реакциям обмена (см. рис. 137).  Кислота + основание = соль + вода     Например, если мы в пробирку с гидроксидом натрия добавим несколько капель фенолфталеина, то раствор щёлочи окрасится в малиновый цвет, а затем сюда же добавим раствор   соляной   кислоты,   то   малиновая   окраска   исчезает.   Окраска   исчезает,   т.к.   в результате   этой   реакции   образуется   соль   и   вода.   Образование   соли   можно   легко подтвердить: если мы  на предметное стекло капнем несколько капель раствора и выпарим, то на стекле появятся кристаллы соли. NaOH + HCl = NaCl + H2O ОН­ + Н+ = Н2О Аналогично   кислоты   реагируют   с   нерастворимыми   основаниями.   Получим, например,   нерастворимое   основание   –   гидроксид   железа   (III).   Для   этого,   в   раствор сульфата железа (III) добавим несколько капель гидроксида калия, при этом образуется осадок бурого цвета – это гидроксид железа (III). К этому нерастворимому основанию добавим соляной кислоты, осадок растворяется, т.к. образуется соль и вода. Если мы этот раствор соли поместим на предметное стекло и выпарим, то на стекле появятся кристаллы жёлтого цвета – это кристаллы соли хлорида железа (III). Fe2(SO4)3 + 6КOH = 2Fe(OH)3 Fe(OH)3 + 3HCl = FeCl3 + 3H2O  + 3↓ К2SO4 Кислоты также вступают в реакцию обмена с   оксидами металлов. В результате реакции образуется соль и вода.  Fe(OH)3 + 3H+ = Fe3+ + 3H2O Кислота + оксид металла = соль + вода Поместим в пробирку оксид металла – оксид меди (II), он чёрного цвета, нальём в эту же пробирку раствор серной кислоты и слегка нагреем содержимое пробирки. У нас протекает реакция, в результате которой образуется соль – сульфат меди  (II) и вода. Доказать, что в реакции образовалась соль можно так же, как и в предыдущих опытах, для этого следует несколько капель раствора поместить на предметное стекло и выпарить (см. рис. 138).  CuO + H2SO4 = CuSO4 + H2O CuO + 2H+ = Cu2+ + H2O Кислоты реагируют с металлами, эти реакции относятся к реакциям замещения, при этом образуется соль и выделяется водород (см. рис. 139). Кислота + металл = соль + водород Для того чтобы реакция  между  кислотой  и металлом прошла,  необходимы  следующие условия: 1. Металл должен находиться в ряду напряжений до водорода; 2. Должна получиться растворимая соль; 3. Нерастворимые кислоты не вступают в реакцию с металлами; 4. Концентрированный раствор серной и растворы азотной кислоты иначе реагируют с металлами. Для этого подтверждения поместим в четыре пробирки металлы: в первую пробирку – цинк,   во вторую – алюминий, в третью – свинец, четвёртую – медь. В первую и третью пробирку нальём раствора серной кислоты, во вторую и четвёртую – раствора соляной кислоты.   Понаблюдаем   за   изменениями.   В   первой   и   второй   пробирке   наблюдается выделение   водорода,   в   третьей   и   четвёртой   –   нет.     В   пробирке   со   свинцом   и   серной кислотой реакция  не пошла,  т.к. в результате образуется нерастворимая  соль,  которая покрывает   всю   поверхность   металла   защитной   плёнкой.   В   четвёртой   пробирке   также изменений нет, т.к. медь стоит в ряду напряжений металлов после водорода.  0↑ Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2↑ Zn0 + 2H+ = Zn2+ + H2 2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2↑ 0↑ 2Al0 + 6H+ = 2Al3+ + 3H2 Pb + H2SO4 ≠ Cu + HCl ≠ Реакция кислот с солями относится к реакциям обмена, при этом образуется новая кислота и новая соль. Эти реакции протекают в том случае, если образуется осадок или газ (см. рис. 140). Кислота + соль = новая кислота + новая соль Проведём опыт: для этого в первую пробирку нальём соляной кислоты и силиката натрия, во вторую – серной кислоты и карбоната калия, в третью – соляной кислоты и хлорида бария.   Посмотрим   за   изменениями:   в   первой   пробирке   мы   наблюдаем   образование студенистого осадка, во второй – выделение газа, а в третьей – изменений нет. В двух пробирках реакции прошли, т.к. выполнялись следующие условия: в первой – образование осадка, во второй – выделение газа. 2­ = CO2  + H↑ 2­ = H2SiO3↓ 2HCl + Na2SiO3 = 2NaCl + H2SiO3↓ 2H+ + SiO3 H2SO4 + K2CO3 = K2SO4 + CO2 2H+ + CO3 HCl + BaCl2 ≠ Запомните, что кислоты изменяют окраску индикаторов,   реагируют с основаниями, оксидами металлов, при определённых условиях реагируют с металлами и солями.       Обобщение и систематизация знаний:  + H↑ 2O 2O    1. Фронтальный опрос: ­ С какими веществами реагируют кислоты и какие вещества при этом получаются? ­ К какому типу относятся протекающие реакции? ­ Какие новые свойства кислот вы теперь знаете? ­   Общие   свойства   кислот   определяются   наличием   в   их   составе   ионов   водорода   или кислотного остатка? ­ Как вы думаете, имеют ли кислоты свойства, по которым они отличаются друг от друга? Если да, то почему?    2. Лабораторный опыт.     Закрепление и контроль знаний:    1. Закончите схемы возможных реакций. Укажите их тип.  …;→  …;→  …;→  …;→    а) H2SO4 + NaOH     б) NaCl + H2SO4      в) CuO + HCl     г) Cu + HCl     д) Fe(OH)3 + HNO3     е) Ca + HCl     ж) SO3 + H2SO4     з) CaCO3 + HCl     и) Na2SO4 + H2CO3   …;→  …;→  …;→  …→  …;→ Ответ:    а) H2SO4 + 2NaOH = Na2SO4 + 2H2O (реакция обмена)  (↑ реакция обмена)    б) 2NaCl + H2SO4 = Na2SO4 + 2HCl    в) CuO + 2HCl = CuCl2 + H2O (реакция обмена)    г) Cu + HCl ≠    д) Fe(OH)3 + 3HNO3 = Fe(NO3)3 + 3H2O (реакция обмена)    е) Ca + 2HCl = CaCl2 + H2  (реакция замещения) ↑ ж) SO3 + H2S ≠    з) CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + CO2    и) Na2SO4 + H2CO3 ≠  + ↑ H2O (реакция обмена)       2.   Запишите   уравнения   химических   реакций,   согласно   которым   можно   осуществить данные превращения:                         Na2SO4  S  H2SO4               Na2SO4 SO2  SO3  Na2SO4                                                               Na2SO4 Ответ: 1) S + O2 = SO2 2) 2SO2 + O2 = 2SO3 3) SO3 + H2O = H2SO4 4) H2SO4 + 2Na = Na2SO4 + H2↑ 5) H2SO4 + Na2O = Na2SO4 + H2O 6) H2SO4 + 2NaOH = Na2SO4 + 2H2O 7) H2SO4 + 2NaCl = Na2SO4 + 2HCl↑ Рефлексия и подведение итогов:      1. Какие  свойства  кислот  вызвали у вас  наибольшее  затруднение? Как вы  думаете, почему?    2. Какие задания вам выполнить не удалось? Почему?     3. Уходя, не забудьте поставить ваш кораблик к соответствующему острову в «Океане настроений». Домашнее задание:    I уровень: §39, упр. 4,6;    II уровень: тоже + упр. 5.

План урока на тему: "Свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации".

План урока на тему: "Свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации".

План урока на тему: "Свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации".

План урока на тему: "Свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации".

План урока на тему: "Свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации".

План урока на тему: "Свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации".

План урока на тему: "Свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации".

План урока на тему: "Свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2017