Предлагаемый материал может быть использован в качестве опорного плана при проведении урока химии в 8 классе. В ходе урока формируются понятия «водородные соединения», «оксиды»; развивается умение составлять формулы оксидов и водородных соединений, правильно называть эти соединения; рассмотрены свойства наиболее распространенных оксидов и водородных соединений.
Тема урока: Водородные соединения. Оксиды.
Задачи:
1. сформировать понятия «водородные соединения», «оксиды»;
2. развитие умений составлять формулы оксидов и водородных соединений, правильно
называть эти соединения;
3. рассмотреть свойства наиболее распространенных оксидов и водородных
соединений;
4. воспитывать самостоятельность у учащихся.
Мотивация и целеполагание:
Воздух состоит из азота и кислорода. Но в воздухе эти вещества не вступают в
химическую реакцию друг с другом, а в двигателе внутреннего сгорания образуют оксиды,
которые отравляют воздух и вызывают смог. Кроме того, оксиды и водородные
соединения играют и важную роль: вода, песок, нашатырный спирт, природный газ и др.
Изучение нового материала:
Само название «водородные соединения» говорит о том, что в состав данных
соединений входит водород. К таким соединениям относятся гидриды и летучие
водородные соединения. Давайте разберемся, в чем их отличие.
Гидриды – это бинарные соединения металлов I и II A групп с водородом.
Например: CaH2, NaH, BaH2, LiH. Все эти гидриды твердые, нелетучие, тугоплавкие
вещества с ионным типом связи.
Летучие водородные соединения – это бинарные соединения неметаллов с
водородом. Эти соединения могут быть как жидкостями (например, Н2О), так и газами
(как, например, HCl, NH3).
Рассмотрим свойства хлороводорода HCl. Это бесцветный газ, тяжелее воздуха,
хорошо растворим в воде. В 1 объёме воды растворяется 500 объёмов хлороводорода.
Хлороводород «дымит» на воздухе, т.е. он поглощает пары воды из воздуха, образуя при
этом туманное облако. Раствор хлороводорода в воде называют соляной кислотой. Это
бесцветная жидкость, «дымит» на воздухе, тяжелее воды. Соляная кислота содержится в
желудочном соке человека и некоторых животных.
Еще одни важным летучим водородным соединением является метан – СН4. Метан –
бесцветный газ, плохо растворим в воде, легче воздуха, не имеет запаха. Его еще называют
болотным газом, т.к. он образуется на дне болот и водоемов при разложении растительных
остатков без доступа кислорода. Кроме того, метан содержится в природном и попутном
нефтяном газе.
Известным и распространенным водородным соединением является аммиак – NH3.
Аммиак является бесцветным газом, имеет резкий запах, в 1 объёме воды растворяется 700
объёмов аммиака, он почти в 2 раза легче воздуха. Раствор аммиака в воде называют
нашатырным спиртом, который широко используют в медицине.
Сероводород – H2S – тоже известное летучее водородное соединение. Он является
бесцветным газом, имеет запах тухлых яиц, ядовит, в 1 объеме воды растворяется 3
объёма сероводорода, он тяжелее воздуха.
является кислород в степени окисления 2.
В названии оксидов сначала указывают слово оксид в именительном падеже (от лат.
названия кислорода – «оксигениум»), а затем название элемента в родительном падеже.
Оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух элементов, одним из которыхНапример: CaO – оксид кальция, K2O – оксид калия, Al2O3 – оксид алюминия. А если
элемент имеет несколько степеней окисления или переменную валентность, то после
названия оксида в скобках римскими цифрами указывают численное значение степени
окисления. Например: Fe2O3 – оксид железа (III) (читается: «оксид железа три»), CuO –
оксид меди (II) (читается: «оксид меди два»), CrO3 – оксид хрома (VI) (читается: «оксид
хрома шесть»).
По агрегатному состоянию оксиды делят на твердые: к ним относятся такие оксиды,
как Al2O3, SiO2, Fe2O3 и др., жидкие оксиды – это H2O, SO3, газообразными являются такие
оксиды, как СО2, NO2, SO2 и др.
Познакомимся с вами с наиболее важными оксидами.
Вода – Н2О – самое распространенное и самое необходимое вещество на планете.
Почти ¾ поверхности земного шара занято водой. Однако, это вода морей и океанов,
которая является солёной (см. рис. 53). Она непригодна для питься, для сельского
хозяйства, для промышленности. Кроме того, тело человека на 2/3 состоит из воды. Вода
составляет до 80% массы клетки и выполняет важные функции: защитную, транспортную и
др. У некоторых медуз вода занимает почти 99% от массы тела. Содержание воды в
огурцах и арбузах превышает 90%. Большинство реакций и процессов в различных
отраслях промышленности тоже протекают в растворах. Однако запасы пресной воды
малы, всего 3% от общего объёма, поэтому нужно беречь и экономить воду. Без воды
невозможно представить жизнь человека, который потребляет ее для бытовых нужд (см.
рис. 54).
В природе постоянно происходит круговорот воды. Под влиянием солнечного тепла
часть воды испаряется в атмосферу. При охлаждении воздуха образуются водяные
капельки, из которых состоят облака. Эти мелкие капельки сливаются в более крупные и
выпадают на землю в виде осадков: снега, дождя, града.
Еще одним известным оксидом является диоксид углерода, углекислый газ, или
оксид углерода (IV) – CO2. Это бесцветный газ, не имеет запаха, в 1,5 раза тяжелее воздуха.
В 1 объёме воды растворяется 1 объем углекислого газа. В воздухе содержится 0,03% (по
объему) диоксида углерода.
Большое количество углекислого газа вызывает удушье. Например, в «Собачьей
пещере» вблизи Неаполя, известной еще из древности, заходившие сюда собаки постоянно
погибали изза скопившегося газа, который стелется по дну пещеры слоем до полуметра.
Углекислый газ образуется при дыхании, сгорании топлива, тлении и гниении различных
организмов. Большое содержание углекислого газа в минеральной воде «Нарзан»,
находящейся в Кисловодске. Углекислый газ используют для получения газированных вод,
а твердый диоксид углерода, или «сухой лед» используют для хранения продуктов
питания, в частности мороженого (см. рис. 55, 56). Т.к. углекислый газ не поддерживает
горение, его используют для тушения пожаров (см. рис. 57). В медицине углекислый газ
используют для углекислотных ванн.
Негашеная известь, или СаО является белым, тугоплавким веществом, которое
энергично реагирует с водой, при этом образуется гашеная известь. Негашеная известь
применяется для получения вяжущих строительных материалов.
Основная часть литосферы – это оксид кремния (IV) – SiO2. Он входит в состав
минералов и горных пород. Этот оксид образует кварц, кварцевый песок, кремнезем,
горный хрусталь и др. соединения (см. рис. 58).
Еще одно соединение, которое является основой литосферы – это оксид алюминия –
Al2O3. Он также входит в состав минералов и горных пород. Этот оксид образует корунд,
рубин, сапфир, каолин и др. соединения (см. рис. 59).
Обобщение и систематизация знаний:1. Фронтальный опрос.
2. § 19, упр. 2, 5, 6.
Закрепление и контроль знаний:
1. Выберите формулы оксидов и дайте им названия: Na2CO3, CO2, KOH, MgO, Al2O3,
H2SO4, CuSO4, Na2O, NaCl, CaO, Ca(OH)2, SO3, H2SO3, CuCl2.
Ответ: CO2 – оксид углерода (IV), MgO – оксид магния, Al2O3 – оксид алюминия, Na2O –
оксид натрия, CaO – оксид кальция, SO3 – оксид серы (VI).
2. Закончите фразы:
Вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород в степени окисления 2,
называются _____________.
Названия оксидов образуется от слова _______ + названия химического элемента.
Если элемент имеет переменную степень окисления, то она указывается в _______ после
названия оксида.
Летучие водородные соединения – это соединения _______ с водородом.
Гидриды – это соединения ________ с водородом.
Ответы: оксидами, оксид, скобках, неметаллов, металлов.
Рефлексия и подведение итогов:
Какой была атмосфера на уроке?
А) деловой; б) дружеской; в) гнетущей; г) враждебной.
Домашнее задание:
I уровень: § 19, упр. 1, 3;
II уровень: тоже + упр. 4.