План урока по курсу истории России «Культура Руси конца XIII—XVII веков».
Оценка 4.9
Работа в классе +1
docx
история
Взрослым
11.03.2018
Данный урок разработан по учебнику "ИСТОРИЯ» (авторы В.В. Артемов; Ю.Н. Лубченков.) для общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ НПО и СПО с учетом профиля профессионального образования. Цель урока: Показать особенности древнерусской культуры. Культура народа является частью его истории. В понятие культуры входит все, что создано умом, талантом, руками народа, что выражает его духовный облик, взгляд на мир.
Культура Руси конца XIII—XVII веков.docx
Тема урока: «Культура Руси конца XIII—XVII веков»
Цель урока: Показать особенности древнерусской культуры
Задачи:
Образовательная:
Познакомить учеников с лучшими произведениями русской культуры и бытом народа в
XIII—XVII вв.
Обеспечить усвоение понятий (культура, материальная культура, духовная культура,
летопись, былины, мозаика, фреска, икона)
Развивающая:
Развитие яркой эмоциональной монологической речи;
Обогащение активного словаря терминами данной эпохи.
Воспитательная:
Воспитывать уважение к истории, культуре, показать её значение для современного
искусства.
Воспитывать чувство прекрасного.
Оборудование: тетради, учебник
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
Орг. момент
Приветствие, проверка посещаемости и готовности к уроку.
Мотивация
Культура народа является частью его истории. В понятие культуры входит все, что
создано умом, талантом, руками народа, что выражает его духовный облик, взгляд на мир.
Изложение нового материала
Русская культура 1415 вв.
Причина упадка – нашествие монголотатар.
Следствие:
гибель людей;
падение ремесла, исчезновение навыков изготовления;
на полвека прекратилось каменное строительство;
разрушены городские соборы;
сгорели литературные памятники
Устное народное творчество:
новые легенды: «Сказание о невидимом граде Китеже» (призыв к борьбе против
захватчиков);
складывается жанр поэтических исторических песен, «Песня о Щелкане Дудентьевиче»
(рассказывает о восстании в Твери в 1327 г.).
4. Летописание.
используется бумага, а также пергамент и береста;
вместо «устава» (квадратное письмо, очень точное) появляется «полуустав» (более
свободное и беглое письмо), с 15 в. появляется скоропись; центры летописания: Москва с 1325 г.
в 1408 г. составлен общерусский летописный свод (Троицкая летопись, погибшая в
московском пожаре в 1812 г.); свод – это сложный текст, в котором были соединены в
единое целое летописные записи, сделанные в разных политических центрах Руси.
Появление сводов позволяет утверждать, что русские земли стали в определенной мере
жить общей жизнью еще до их объединения в единое государство.
в 1479 г. создан Московский летописный свод (идея этих двух сводов: общерусское
единство, историческая роль Москвы в государственном объединении всех русских
земель);
появление хронографов (труды по Всемирной истории): в 1442 г. составлен первый
хронограф Пахомием Логофетом.
Исторические повести, героический эпос.
во вт. пол. 13 в. в Ростове была создана древнейшая редакция жития Михаила
Черниговского (Черниговский князь, убитый в Орде за отказ поклониться изваяниям
языческих богов);
исторические повести: «О битве на Калке»,
«Повесть о разорении Рязани Батыем» о Евпатии Коловрате,
«Житие Александра Невского» (создаются во Владимирском Рождественском монастыре);
подвигу Дмитрия Донского посвящены повести: «Сказание о Мамаевом побоище»,
Софоний Рязанец создал поэму «Задонщину» о победе русской дружины в Куликовской
битве.
составлены жизнеописания церковных деятелей Руси;
«Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина – первое в европейской
литературе описание Индии (путешествие Никитина было за 30 лет до открытия пути в
Индию Васко да Гамой).
Городская культура: сильно влияние христианства при языческих пережитках. Появились
еретики. Это свидетельствует о достаточно широком круге чтения еретиков, в который
входили не только тексты Писания, но и постановления церковных соборов. Стригольники:
в 1375 г. основатель ереси дьякон Карп был казнен с двумя товарищами по приговору
новгородского веча.
Архитектура:
возобновление каменного строительства в Новгороде и Пскове (церковь Федора
Стратилата на Ручье 14 в., церковь Спаса на Ильине улице 14 в. в Новгороде; церковь
Василия на Горке в Пскове 15 в.
Черты: обилие украшений на стенах, общая нарядность, праздничность.
строительство Московского кремля и его соборов: белокаменный при Дмитрии Донском,
красный при Иване III.
первые белокаменные постройки в Москве относятся к 1415 вв.: Успенский собор, собор
СаввиноСторожевского монастыря в Звенигороде, Троицкий собор ТроицеСергиева
монастыря, собор Андроникова монастыря в Москве продолжали традиции владимиро
суздальского белокаменного зодчества. Живопись:
в 14 в. в Новгороде и Москве работал замечательный художник Феофан Грек (Византия):
его фрески в церкви Спаса на Ильине, выполненные в 1378 г. в Новгороде, дошли до наших
дней; При работе, в отличие от других, художник не смотрел на образцы и, не прекращая
работы, беседовал с приходящими.
Андрей Рублев – 1415 вв., «Троица» хранится в Третьяковской галерее, фрески
Успенского собора во Владимире (здесь работал вместе с Даниилом Черным)
Русская культура 16 века.
1.Общая характеристика:
определяющее значение имела религия, 1551 г. Стоглавый собор, который провозглашал
образцы творчества. Иконопись Рублева была признана образцовой, в зодчестве за образец
брался Успенский собор Московского Кремля, в литературе – сочинения митрополита
Макария и его кружка.
в 16 в. завершается формирование великорусской народности;
в 16 в. появляются элементы светской культуры.
2. Общественнополитическая мысль:
создано сочинение «Сказание о великих князьях Владимирских»;
появляется тезис «Москва – третий Рим» (Пересветов, 16 в. о необходимости
самодержавной власти)
3. Летописание:
«Летописец начала царства» (первые годы правления Ивана Грозного)
«Книга Степенная царского родословия» портреты и описания правлений великих
русских князей и митрополитов в ней расположены по 17 степеням от Владимира 1 до
Ивана Грозного;
16 в. Никоновская летопись, написанная в Москве, другое ее название Лицевой свод
(содержит 16 тыс. миниатюрцветных иллюстраций);
исторические повести: «Казанское взятие», «О прихождении Стефана Батория на град
Псков» и др.
новые хронографы
«Домострой» автор Сильвестр, так считают.
4. Начало книгопечатания:
1564 г. Иван Федоров первая русская книга «Апостол» (ученик Христа) , но существуют
семь книг без точной даты издания – анонимы, изданные до 1564 г.
в 1574 г. Иван Федоров с Петром Мстиславцем во Львове выпустил первый русский
букварь – «Азбуку»,
за 16 в. 20 книг было напечатано.
5. Архитектура: шатровые храмы; нет столбов. Церковь Вознесения в селе Коломенском (в честь
рождения Ивана Грозного) Покровский собор в Москве ( в честь взятия Казани).
строительство пятиглавых монастырских храмов по образцу Успенского собора в
Москве. Успенский в ТроицеСергиевом монастыре, Смоленский собор Новодевичьего
монастыря, соборы в Туле, Вологде, Суздале, Дмитрове и др. городах.
строительство небольших каменных и деревянных посадских храмов (посвящались
одному святому и находились в какойлибо слободе, где жили ремесленники одной
специальности);
строительство каменных кремлей.
а) востока к Московскому Кремлю часть посада была обнесена кирпичной стеной,
названной Китайгородской («кита» связка жердей, используемых при строительстве
крепостей, другие – чтолибо от итальянского слова «город», либо от тюркского
«крепость»), эта стена защищала торг на Красной площади и близлежащие слободы;
б) Федор Конь строит белокаменные стены 9километрового Белого города (современное
Бульварное кольцо);
в) в Москве возвели Земляной вал о 15километровую деревянную крепость на валу
(современное Садовое кольцо);
г) каменные крепостисторожи в Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Туле, Коломне,
Смоленске, Новгороде, Пскове, Изборске, Печорах.
6. Живопись: Дионисий – фресковая роспись Рождественского собора Ферапонтова
монастыря под Вологдой, икона с изображение сцен из жизни московского митрополита
Алексея и др. (черты: яркость, праздничность, изысканность).
Русская культура 17 в.
Общая характеристика:
складывание всероссийского рынка;
появление светских элементов (процесс «обмирщения»).
влияние Запада (церковь сопротивляется, отсюда отдельные слободы для иностранцев).
2. Просвещение:
гос. школы, школа по подготовке служащих для центральных учреждений, для Печатного
двора, Аптекарского приказа и др.
массовый выпуск печатных пособий для обучения грамоте и арифметике; («Букварь»
Бурцева, «Грамматика» Смотрицкого и таблица умножения).
в 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заведение –Славяногреко
латинская академия» (во главе братья Лихуды, ученыегреки), где готовили священников и
чиновников;
процесс накопления знаний;
русские землепроходцы:
а) 1648 г. Дежнев открыл пролив между Азией и Сев. Америкой; б) 1649 г. Хабаров составил карту и изучил земли по Амуру, где были основаны русские
поселения;
в) конец 17 в. казак Атласов обследовал Камчатку и Курильские острова.
3. Литература:
«Новый летописец» излагал события от смерти Ивана Грозного до окончания Смутного
времени и доказывал права Романовых на престол;
исторические повести: «Временник дьяка Ивана Тимофеева», «Сказание Авраамия
Палицына», «Иное сказание» и др. (о Смутном времени).
сатирическая повесть: «Служба кабаку» «Повести о куре и лисе» и т.д.
любовная лирика;
«Синопсис» (обозрение) автор киевский монах Иннокентий Гизель о совместной истории
Украины и России;
4. Театр:
при дворе в Москве в 1672 г., актеры – немцы и только мужчины, пьесы на библейские и
на легендарноистор. сюжеты;
бродячий театр скоморохов и Петрушки.
5. Архитектура:
Черты: большая живописность;
асимметричны при сохранении цельности и единства;
многоцветие и декоративность;
наличники;
изразцы и украшения из резного камня и кирпича (каменное узорочье,
дивное узорочье).
Теремной дворец Алексея Михайловича в Кремле, палаты московских, псковских,
костромских бояр 17 века; храмы Ярославля, Новоиерусалимский монастырь, ансамбли в
Коровниках и Толчкове, церковь Николы в Хамовниках (у станции метро»Парк
культуры»), церковь Рождества Богородицы в Путинках (недалеко от Пушкинской
площади) и т.д.
стены уже не носили характер укреплений, их делали декоративными и всячески
украшали;
стиль нарышкинский (по фамилии главных заказчиков) или московское барокко: а) белый
и красный цвета;
б) этажность построек четкая;
в) в карнизах декоративные раковины;
расцвет деревянного зодчества: дворец Алексея Михайловича в селе Коломенское,
построенный Петровым и Михайловым;
6. Живопись: Симон Ушаков – парсуны (персоны), портретная живопись;
писали на досках яичными красками, в конце 17 в. появились первые парсуны,
написанные маслом на холсте.
Домашнее задание: учебник истории § 30.
План урока по курсу истории России «Культура Руси конца XIII—XVII веков».
План урока по курсу истории России «Культура Руси конца XIII—XVII веков».
План урока по курсу истории России «Культура Руси конца XIII—XVII веков».
План урока по курсу истории России «Культура Руси конца XIII—XVII веков».
План урока по курсу истории России «Культура Руси конца XIII—XVII веков».
План урока по курсу истории России «Культура Руси конца XIII—XVII веков».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.