Данный урок разработан по учебнику "ИСТОРИЯ» (авторы В.В. Артемов; Ю.Н. Лубченков.) для общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ НПО и СПО с учетом профиля профессионального образования. Цель урока: Показать особенности древнерусской культуры. Культура народа является частью его истории. В понятие культуры входит все, что создано умом, талантом, руками народа, что выражает его духовный облик, взгляд на мир.
Тема урока: «Культура Руси конца XIII—XVII веков»
Цель урока: Показать особенности древнерусской культуры
Задачи:
Образовательная:
Познакомить учеников с лучшими произведениями русской культуры и бытом народа в
XIII—XVII вв.
Обеспечить усвоение понятий (культура, материальная культура, духовная культура,
летопись, былины, мозаика, фреска, икона)
Развивающая:
Развитие яркой эмоциональной монологической речи;
Обогащение активного словаря терминами данной эпохи.
Воспитательная:
Воспитывать уважение к истории, культуре, показать её значение для современного
искусства.
Воспитывать чувство прекрасного.
Оборудование: тетради, учебник
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
Орг. момент
Приветствие, проверка посещаемости и готовности к уроку.
Мотивация
Культура народа является частью его истории. В понятие культуры входит все, что
создано умом, талантом, руками народа, что выражает его духовный облик, взгляд на мир.
Изложение нового материала
Русская культура 1415 вв.
Причина упадка – нашествие монголотатар.
Следствие:
гибель людей;
падение ремесла, исчезновение навыков изготовления;
на полвека прекратилось каменное строительство;
разрушены городские соборы;
сгорели литературные памятники
Устное народное творчество:
новые легенды: «Сказание о невидимом граде Китеже» (призыв к борьбе против
захватчиков);
складывается жанр поэтических исторических песен, «Песня о Щелкане Дудентьевиче»
(рассказывает о восстании в Твери в 1327 г.).
4. Летописание.
используется бумага, а также пергамент и береста;
вместо «устава» (квадратное письмо, очень точное) появляется «полуустав» (более
свободное и беглое письмо), с 15 в. появляется скоропись; центры летописания: Москва с 1325 г.
в 1408 г. составлен общерусский летописный свод (Троицкая летопись, погибшая в
московском пожаре в 1812 г.); свод – это сложный текст, в котором были соединены в
единое целое летописные записи, сделанные в разных политических центрах Руси.
Появление сводов позволяет утверждать, что русские земли стали в определенной мере
жить общей жизнью еще до их объединения в единое государство.
в 1479 г. создан Московский летописный свод (идея этих двух сводов: общерусское
единство, историческая роль Москвы в государственном объединении всех русских
земель);
появление хронографов (труды по Всемирной истории): в 1442 г. составлен первый
хронограф Пахомием Логофетом.
Исторические повести, героический эпос.
во вт. пол. 13 в. в Ростове была создана древнейшая редакция жития Михаила
Черниговского (Черниговский князь, убитый в Орде за отказ поклониться изваяниям
языческих богов);
исторические повести: «О битве на Калке»,
«Повесть о разорении Рязани Батыем» о Евпатии Коловрате,
«Житие Александра Невского» (создаются во Владимирском Рождественском монастыре);
подвигу Дмитрия Донского посвящены повести: «Сказание о Мамаевом побоище»,
Софоний Рязанец создал поэму «Задонщину» о победе русской дружины в Куликовской
битве.
составлены жизнеописания церковных деятелей Руси;
«Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина – первое в европейской
литературе описание Индии (путешествие Никитина было за 30 лет до открытия пути в
Индию Васко да Гамой).
Городская культура: сильно влияние христианства при языческих пережитках. Появились
еретики. Это свидетельствует о достаточно широком круге чтения еретиков, в который
входили не только тексты Писания, но и постановления церковных соборов. Стригольники:
в 1375 г. основатель ереси дьякон Карп был казнен с двумя товарищами по приговору
новгородского веча.
Архитектура:
возобновление каменного строительства в Новгороде и Пскове (церковь Федора
Стратилата на Ручье 14 в., церковь Спаса на Ильине улице 14 в. в Новгороде; церковь
Василия на Горке в Пскове 15 в.
Черты: обилие украшений на стенах, общая нарядность, праздничность.
строительство Московского кремля и его соборов: белокаменный при Дмитрии Донском,
красный при Иване III.
первые белокаменные постройки в Москве относятся к 1415 вв.: Успенский собор, собор
СаввиноСторожевского монастыря в Звенигороде, Троицкий собор ТроицеСергиева
монастыря, собор Андроникова монастыря в Москве продолжали традиции владимиро
суздальского белокаменного зодчества.Живопись:
в 14 в. в Новгороде и Москве работал замечательный художник Феофан Грек (Византия):
его фрески в церкви Спаса на Ильине, выполненные в 1378 г. в Новгороде, дошли до наших
дней; При работе, в отличие от других, художник не смотрел на образцы и, не прекращая
работы, беседовал с приходящими.
Андрей Рублев – 1415 вв., «Троица» хранится в Третьяковской галерее, фрески
Успенского собора во Владимире (здесь работал вместе с Даниилом Черным)
Русская культура 16 века.
1.Общая характеристика:
определяющее значение имела религия, 1551 г. Стоглавый собор, который провозглашал
образцы творчества. Иконопись Рублева была признана образцовой, в зодчестве за образец
брался Успенский собор Московского Кремля, в литературе – сочинения митрополита
Макария и его кружка.
в 16 в. завершается формирование великорусской народности;
в 16 в. появляются элементы светской культуры.
2. Общественнополитическая мысль:
создано сочинение «Сказание о великих князьях Владимирских»;
появляется тезис «Москва – третий Рим» (Пересветов, 16 в. о необходимости
самодержавной власти)
3. Летописание:
«Летописец начала царства» (первые годы правления Ивана Грозного)
«Книга Степенная царского родословия» портреты и описания правлений великих
русских князей и митрополитов в ней расположены по 17 степеням от Владимира 1 до
Ивана Грозного;
16 в. Никоновская летопись, написанная в Москве, другое ее название Лицевой свод
(содержит 16 тыс. миниатюрцветных иллюстраций);
исторические повести: «Казанское взятие», «О прихождении Стефана Батория на град
Псков» и др.
новые хронографы
«Домострой» автор Сильвестр, так считают.
4. Начало книгопечатания:
1564 г. Иван Федоров первая русская книга «Апостол» (ученик Христа) , но существуют
семь книг без точной даты издания – анонимы, изданные до 1564 г.
в 1574 г. Иван Федоров с Петром Мстиславцем во Львове выпустил первый русский
букварь – «Азбуку»,
за 16 в. 20 книг было напечатано.
5. Архитектура: шатровые храмы; нет столбов. Церковь Вознесения в селе Коломенском (в честь
рождения Ивана Грозного) Покровский собор в Москве ( в честь взятия Казани).
строительство пятиглавых монастырских храмов по образцу Успенского собора в
Москве. Успенский в ТроицеСергиевом монастыре, Смоленский собор Новодевичьего
монастыря, соборы в Туле, Вологде, Суздале, Дмитрове и др. городах.
строительство небольших каменных и деревянных посадских храмов (посвящались
одному святому и находились в какойлибо слободе, где жили ремесленники одной
специальности);
строительство каменных кремлей.
а) востока к Московскому Кремлю часть посада была обнесена кирпичной стеной,
названной Китайгородской («кита» связка жердей, используемых при строительстве
крепостей, другие – чтолибо от итальянского слова «город», либо от тюркского
«крепость»), эта стена защищала торг на Красной площади и близлежащие слободы;
б) Федор Конь строит белокаменные стены 9километрового Белого города (современное
Бульварное кольцо);
в) в Москве возвели Земляной вал о 15километровую деревянную крепость на валу
(современное Садовое кольцо);
г) каменные крепостисторожи в Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Туле, Коломне,
Смоленске, Новгороде, Пскове, Изборске, Печорах.
6. Живопись: Дионисий – фресковая роспись Рождественского собора Ферапонтова
монастыря под Вологдой, икона с изображение сцен из жизни московского митрополита
Алексея и др. (черты: яркость, праздничность, изысканность).
Русская культура 17 в.
Общая характеристика:
складывание всероссийского рынка;
появление светских элементов (процесс «обмирщения»).
влияние Запада (церковь сопротивляется, отсюда отдельные слободы для иностранцев).
2. Просвещение:
гос. школы, школа по подготовке служащих для центральных учреждений, для Печатного
двора, Аптекарского приказа и др.
массовый выпуск печатных пособий для обучения грамоте и арифметике; («Букварь»
Бурцева, «Грамматика» Смотрицкого и таблица умножения).
в 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заведение –Славяногреко
латинская академия» (во главе братья Лихуды, ученыегреки), где готовили священников и
чиновников;
процесс накопления знаний;
русские землепроходцы:
а) 1648 г. Дежнев открыл пролив между Азией и Сев. Америкой;б) 1649 г. Хабаров составил карту и изучил земли по Амуру, где были основаны русские
поселения;
в) конец 17 в. казак Атласов обследовал Камчатку и Курильские острова.
3. Литература:
«Новый летописец» излагал события от смерти Ивана Грозного до окончания Смутного
времени и доказывал права Романовых на престол;
исторические повести: «Временник дьяка Ивана Тимофеева», «Сказание Авраамия
Палицына», «Иное сказание» и др. (о Смутном времени).
сатирическая повесть: «Служба кабаку» «Повести о куре и лисе» и т.д.
любовная лирика;
«Синопсис» (обозрение) автор киевский монах Иннокентий Гизель о совместной истории
Украины и России;
4. Театр:
при дворе в Москве в 1672 г., актеры – немцы и только мужчины, пьесы на библейские и
на легендарноистор. сюжеты;
бродячий театр скоморохов и Петрушки.
5. Архитектура:
Черты: большая живописность;
асимметричны при сохранении цельности и единства;
многоцветие и декоративность;
наличники;
изразцы и украшения из резного камня и кирпича (каменное узорочье,
дивное узорочье).
Теремной дворец Алексея Михайловича в Кремле, палаты московских, псковских,
костромских бояр 17 века; храмы Ярославля, Новоиерусалимский монастырь, ансамбли в
Коровниках и Толчкове, церковь Николы в Хамовниках (у станции метро»Парк
культуры»), церковь Рождества Богородицы в Путинках (недалеко от Пушкинской
площади) и т.д.
стены уже не носили характер укреплений, их делали декоративными и всячески
украшали;
стиль нарышкинский (по фамилии главных заказчиков) или московское барокко: а) белый
и красный цвета;
б) этажность построек четкая;
в) в карнизах декоративные раковины;
расцвет деревянного зодчества: дворец Алексея Михайловича в селе Коломенское,
построенный Петровым и Михайловым;
6. Живопись: Симон Ушаков – парсуны (персоны), портретная живопись;
писали на досках яичными красками, в конце 17 в. появились первые парсуны,
написанные маслом на холсте.
Домашнее задание: учебник истории § 30.