План урока по курсу истории России «Культура Руси конца XIII—XVII веков».

  • Работа в классе
  • Разработки уроков
  • docx
  • 11.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный урок разработан по учебнику "ИСТОРИЯ» (авторы В.В. Артемов; Ю.Н. Лубченков.) для общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ НПО и СПО с учетом профиля профессионального образования. Цель урока: Показать особенности древнерусской культуры. Культура народа является частью его истории. В понятие культуры входит все, что создано умом, талантом, руками народа, что выражает его духовный облик, взгляд на мир.
Иконка файла материала Культура Руси конца XIII—XVII веков.docx
Тема урока: «Культура Руси конца XIII—XVII веков» Цель урока: Показать особенности древнерусской культуры Задачи: Образовательная: ­ Познакомить учеников с лучшими произведениями русской культуры и бытом народа в XIII—XVII вв. ­ Обеспечить усвоение понятий (культура, материальная культура, духовная культура,  летопись, былины, мозаика, фреска, икона) Развивающая: ­ Развитие яркой эмоциональной монологической речи; ­ Обогащение активного словаря терминами данной эпохи. Воспитательная:  ­ Воспитывать уважение к истории, культуре, показать её значение для современного  искусства. Воспитывать чувство прекрасного. Оборудование: тетради, учебник  Тип урока: комбинированный Ход урока: Орг. момент  Приветствие, проверка посещаемости и готовности к уроку. Мотивация  Культура народа является частью его истории. В понятие культуры входит все, что создано умом, талантом, руками народа, что выражает его духовный облик, взгляд на мир. Изложение нового материала  Русская культура 14­15 вв. Причина упадка – нашествие монголо­татар. Следствие: ­ гибель людей; ­ падение ремесла, исчезновение навыков изготовления; ­ на полвека прекратилось каменное строительство; ­ разрушены городские соборы; ­ сгорели литературные памятники Устное народное творчество: ­ новые легенды: «Сказание о невидимом граде Китеже» (призыв к борьбе против  захватчиков); ­ складывается жанр поэтических исторических песен, «Песня о Щелкане Дудентьевиче»  (рассказывает о восстании в Твери в 1327 г.). 4. Летописание. ­ используется бумага, а также пергамент и береста; ­ вместо «устава» (квадратное письмо, очень точное) появляется «полуустав» (более  свободное и беглое письмо), с 15 в. появляется скоропись;­ центры летописания: Москва с 1325 г. ­ в 1408 г. составлен общерусский летописный свод (Троицкая летопись, погибшая в  московском пожаре в 1812 г.); свод – это сложный текст, в котором были соединены в  единое целое летописные записи, сделанные в разных политических центрах Руси.  Появление сводов позволяет утверждать, что русские земли стали в определенной мере  жить общей жизнью еще до их объединения в единое государство. ­ в 1479 г. создан Московский летописный свод (идея этих двух сводов: общерусское  единство, историческая роль Москвы в государственном объединении всех русских  земель); ­ появление хронографов (труды по Всемирной истории): в 1442 г. составлен первый  хронограф Пахомием Логофетом. Исторические повести, героический эпос. ­ во вт. пол. 13 в. в Ростове была создана древнейшая редакция жития Михаила  Черниговского (Черниговский князь, убитый в Орде за отказ поклониться изваяниям  языческих богов); ­ исторические повести: «О битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем» ­ о Евпатии Коловрате, «Житие Александра Невского» (создаются во Владимирском Рождественском монастыре); подвигу Дмитрия Донского посвящены повести: «Сказание о Мамаевом побоище»,  Софоний Рязанец создал поэму «Задонщину» о победе русской дружины в Куликовской  битве. ­ составлены жизнеописания церковных деятелей Руси; ­ «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина – первое в европейской  литературе описание Индии (путешествие Никитина было за 30 лет до открытия пути в  Индию Васко да Гамой). Городская культура: сильно влияние христианства при языческих пережитках. Появились  еретики. Это свидетельствует о достаточно широком круге чтения еретиков, в который  входили не только тексты Писания, но и постановления церковных соборов. Стригольники: в 1375 г. основатель ереси дьякон Карп был казнен с двумя товарищами по приговору  новгородского веча. Архитектура: ­ возобновление каменного строительства в Новгороде и Пскове (церковь Федора  Стратилата на Ручье 14 в., церковь Спаса на Ильине улице 14 в. в Новгороде; церковь  Василия на Горке в Пскове 15 в. Черты: обилие украшений на стенах, общая нарядность, праздничность. ­ строительство Московского кремля и его соборов: белокаменный при Дмитрии Донском,  красный при Иване III. ­ первые белокаменные постройки в Москве относятся к 14­15 вв.: Успенский собор, собор Саввино­Сторожевского монастыря в Звенигороде, Троицкий собор Троице­Сергиева  монастыря, собор Андроникова монастыря в Москве продолжали традиции владимиро­ суздальского белокаменного зодчества.Живопись: ­ в 14 в. в Новгороде и Москве работал замечательный художник Феофан Грек (Византия):  его фрески в церкви Спаса на Ильине, выполненные в 1378 г. в Новгороде, дошли до наших  дней; При работе, в отличие от других, художник не смотрел на образцы и, не прекращая  работы, беседовал с приходящими. ­ Андрей Рублев – 14­15 вв., «Троица» хранится в Третьяковской галерее, фрески  Успенского собора во Владимире (здесь работал вместе с Даниилом Черным) Русская культура 16 века. 1.Общая характеристика: ­ определяющее значение имела религия, 1551 г. Стоглавый собор, который провозглашал  образцы творчества. Иконопись Рублева была признана образцовой, в зодчестве за образец  брался Успенский собор Московского Кремля, в литературе – сочинения митрополита  Макария и его кружка. ­ в 16 в. завершается формирование великорусской народности; ­ в 16 в. появляются элементы светской культуры. 2. Общественно­политическая мысль: ­ создано сочинение «Сказание о великих князьях Владимирских»; ­ появляется тезис «Москва – третий Рим» (Пересветов, 16 в. о необходимости  самодержавной власти) 3. Летописание: ­ «Летописец начала царства» (первые годы правления Ивана Грозного) ­ «Книга Степенная царского родословия» ­ портреты и описания правлений великих  русских князей и митрополитов в ней расположены по 17 степеням от Владимира 1 до  Ивана Грозного; ­ 16 в. Никоновская летопись, написанная в Москве, другое ее название Лицевой свод  (содержит 16 тыс. миниатюр­цветных иллюстраций); ­ исторические повести: «Казанское взятие», «О прихождении Стефана Батория на град  Псков» и др. ­ новые хронографы ­ «Домострой» автор Сильвестр, так считают. 4. Начало книгопечатания: ­ 1564 г. Иван Федоров первая русская книга «Апостол» (ученик Христа) , но существуют  семь книг без точной даты издания – анонимы, изданные до 1564 г. ­ в 1574 г. Иван Федоров с Петром Мстиславцем во Львове выпустил первый русский  букварь – «Азбуку», ­ за 16 в. 20 книг было напечатано. 5. Архитектура:­ шатровые храмы; нет столбов. Церковь Вознесения в селе Коломенском (в честь  рождения Ивана Грозного) Покровский собор в Москве ( в честь взятия Казани). ­ строительство пятиглавых монастырских храмов по образцу Успенского собора в  Москве. Успенский в Троице­Сергиевом монастыре, Смоленский собор Новодевичьего  монастыря, соборы в Туле, Вологде, Суздале, Дмитрове и др. городах. ­ строительство небольших каменных и деревянных посадских храмов (посвящались  одному святому и находились в какой­либо слободе, где жили ремесленники одной  специальности); ­ строительство каменных кремлей. а) востока к Московскому Кремлю часть посада была обнесена кирпичной стеной,  названной Китайгородской («кита» ­ связка жердей, используемых при строительстве  крепостей, другие – что­либо от итальянского слова «город», либо от тюркского  «крепость»), эта стена защищала торг на Красной площади и близлежащие слободы; б) Федор Конь строит белокаменные стены 9­километрового Белого города (современное  Бульварное кольцо); в) в Москве возвели Земляной вал о­ 15­километровую деревянную крепость на валу  (современное Садовое кольцо); г) каменные крепости­сторожи в Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Туле, Коломне,  Смоленске, Новгороде, Пскове, Изборске, Печорах. 6. Живопись: Дионисий – фресковая роспись Рождественского собора Ферапонтова  монастыря под Вологдой, икона с изображение сцен из жизни московского митрополита  Алексея и др. (черты: яркость, праздничность, изысканность). Русская культура 17 в. Общая характеристика: ­ складывание всероссийского рынка; ­ появление светских элементов (процесс «обмирщения»). ­ влияние Запада (церковь сопротивляется, отсюда отдельные слободы для иностранцев). 2. Просвещение: ­ гос. школы, школа по подготовке служащих для центральных учреждений, для Печатного  двора, Аптекарского приказа и др. ­ массовый выпуск печатных пособий для обучения грамоте и арифметике; («Букварь»  Бурцева, «Грамматика» Смотрицкого и таблица умножения). ­ в 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заведение –Славяно­греко­ латинская академия» (во главе братья Лихуды, ученые­греки), где готовили священников и чиновников; ­ процесс накопления знаний; ­ русские землепроходцы: а) 1648 г. Дежнев открыл пролив между Азией и Сев. Америкой;б) 1649 г. Хабаров составил карту и изучил земли по Амуру, где были основаны русские  поселения; в) конец 17 в. казак Атласов обследовал Камчатку и Курильские острова. 3. Литература: ­ «Новый летописец» излагал события от смерти Ивана Грозного до окончания Смутного  времени и доказывал права Романовых на престол; ­ исторические повести: «Временник дьяка Ивана Тимофеева», «Сказание Авраамия  Палицына», «Иное сказание» и др. (о Смутном времени). ­ сатирическая повесть: «Служба кабаку» «Повести о куре и лисе» и т.д. ­ любовная лирика; ­ «Синопсис» (обозрение) автор киевский монах Иннокентий Гизель о совместной истории  Украины и России; 4. Театр: ­ при дворе в Москве в 1672 г., актеры – немцы и только мужчины, пьесы на библейские и  на легендарно­истор. сюжеты; ­ бродячий театр скоморохов и Петрушки. 5. Архитектура: Черты: большая живописность; асимметричны при сохранении цельности и единства; многоцветие и декоративность; наличники; изразцы и украшения из резного камня и кирпича (каменное узорочье, дивное узорочье). ­ Теремной дворец Алексея Михайловича в Кремле, палаты московских, псковских,  костромских бояр 17 века; храмы Ярославля, Новоиерусалимский монастырь, ансамбли в  Коровниках и Толчкове, церковь Николы в Хамовниках (у станции метро»Парк  культуры»), церковь Рождества Богородицы в Путинках (недалеко от Пушкинской  площади) и т.д. ­ стены уже не носили характер укреплений, их делали декоративными и всячески  украшали; ­ стиль нарышкинский (по фамилии главных заказчиков) или московское барокко: а) белый  и красный цвета; б) этажность построек четкая; в) в карнизах декоративные раковины; ­ расцвет деревянного зодчества: дворец Алексея Михайловича в селе Коломенское,  построенный Петровым и Михайловым; 6. Живопись:­ Симон Ушаков – парсуны (персоны), портретная живопись; ­ писали на досках яичными красками, в конце 17 в. появились первые парсуны,  написанные маслом на холсте. Домашнее задание: учебник истории § 30.

Посмотрите также