План проведения урока биологии в 6 классе на тему Зоны корня. Для проведения урока необходимо подготовить микроскопы и микропрепараты для учащихся , компьютер с проектором для демонстрации фильма "Внешнее строение корня", плакат "Зоны корня", гербарий для просмотра учащимися. на уроке чередуются различные виды деятельности.
урок зоны корня.docx
Ресурсы:
учебник по
биологии,
рисунки,
компьютер,
видеофильм
План урока «Биологии»
Тема: «Зоны корны»
Класс: 6
Цель: познакомить учащихся со строением различных зон корня, их
местоположением, значением и функцией каждой зоны.
Задачи:
1. Изучить особенности строения и функции корня.
2. Раскрыть свойства зоны корня.
3. Продолжить формировать умение работать с микроскопами и
микропрепаратами, сравнивать, анализировать, обобщать, работать с
рисунками как источниками информации.
Ход урока:
1. Проверка домашнего задания.
2. Изучение новой темы.
На доске написаны слова: якорь, насос, вода.
Ребята, как вы думаете, к какому органу растения подходят эти
слова? Почему?
Давайте сформулируем тему нашего урока.
Сейчас мы посмотрим фрагмент фильма, а потом вы мне скажете,
какие же функции выполняет корень.
Фрагмент фильма «Внешнее строение корня» (сюжет с начала по 20
сек.). На 20й секунде нажимаем кнопку «Пауза».
Запись в тетради.
Функции корня.
1)укрепление в почве растения;
2)обеспечение водой и минеральными веществами;
3)накопление питательных веществ.
Теперь мы узнаем зоны корня.
Корневая система почти любого покрытосеменного растения состоит
из множества корней. Каждый отдельно взятый корень растет своей
верхушкой, или кончиком (будем считать это нижней частью корня).
Благодаря этому корень может продвигаться в почве в глубь или в стороны.
Это дает возможность всасывать воду и минеральные вещества там, где корни
их еще не всасывали. Таким образом, чем дальше участок корня от своего
кончика (и соответственно ближе к стеблю), тем он старее. В этих местах
корни не растут в длину, здесь они в основном только проводят вещества в
обе стороны (вверх и вниз).
Если растущую часть корня разрезать вдоль (как бы симметрично
разрезать на левую и правую части), то, начиная от кончика и вверх, можно
увидеть четыре зоны корня: деления, роста, всасывания, проведения.
Понятно, что в зоне деления клетки делятся, в зоне роста — растут, в зоне
всасывания — поглощают воду и растворенные в ней вещества, в зоне
проведения — проводят воду и вещества по направлению к стеблю. То есть благодаря этим зонам корень выполняет одну из своих основных функций —
обеспечивает растение водой и минеральными веществами.
Зона деления прикрыта так называемым корневым чехликом. Он
прикрывает самый кончик корня и защищает зону деления от повреждений.
Клетки корневого чехлика выделяют слизь.
Корень обладает так называемым положительным геотропизмом. Это
означает, что он растет вниз, к центру Земли. И именно клетки корневого
чехлика
способность.
Клетки корневого чехлика быстро слущиваются и заменяются новыми.
отвечают
эту
за
Под корневым чехликом и чуть выше его находится зона деления.
Она состоит из клеток образовательной ткани, которые постоянно делятся.
Клетки в этой зоне мелкие с тонкими стенками.
Более верхние клетки зоны деления перестают делится и начинают
расти, в основном за счет вытягивания вдоль корня. Таким образом, они уже
входят (или формируют) зону роста корня. Зону роста также нередко
называют зоной растяжения.
Вместе, корневой чехлик и зоны деления и растяжения составляют
всего несколько миллиметров. Выше находится зона всасывания, состоящая
из корневых волосков. Именно в этом месте корень поглощает воду с
растворенными в ней минеральными веществами.
Обычно каждый корневой волосок имеет длину не более 1
сантиметра и очень тонкий. Он представляет собой боковой вырост клетки
кожицы корня (это покровная ткань). То есть один волосок — это одна
клетка, причем даже не целая клетка, а ее часть. При этом корневые волоски
можно увидеть у проростков многих растений невооруженным глазом. Все
вместе они похожи на пушок. Под микроскопом можно увидеть, что корневой
волосок является живой клеткой. В нем есть цитоплазма, ядро, лейкопласты,
вакуоль, митохондрии и различные включения.
Корневые волоски живут не долго, у каждого вида поразному. Но в
среднем гдето 15 дней. Выше по корню находятся более старые волоски, и
они отмирают, а снизу, сразу за зоной роста, начинают образовываться новые
волоски. Таким образом, кончик корня (чехлик, зоны деления, роста,
всасывания) постоянно смещается, проникая вглубь почвы.
Выше зоны всасывания (и даже немного заходя внутрь нее в
центральной части корня) находитсязона проведения. В центральной оси
этой зоны находятся сосуды, по которым водный раствор поднимается вверх
по направлению к стеблю. Сосуды относятся к проводящей ткани.
От корневых волосков до сосудов вода и минеральные вещества
передвигаются по клеткам паренхимы (это основная ткань). Это
передвижение осуществляется за счет так называемой сосущей силы, которую
вызывает разность тургорного и осмотического давления.
В зоне проведения есть не только сосуды, но и ситовидные трубки.
По ним в корень из побега поступают органические вещества. Они нужны
корню для питания (от этого зависит его рост и развитие).
Запись в тетради.
Рисунок с подписями. В течение жизни у растения формируется много корней. Они
образуют корневую систему.
Посмотрите на гербарные материалы и скажите, чем различаются
корневые системы?
Давайте посмотрим фрагмент фильма и проверим наши
предположения.
Фрагмент фильма «Внешнее строение корня» (с 01 мин. 21 сек. по 03
мин. 46 сек.). Вновь включаем кнопку «Просмотр». Смотрим видеофрагмент
до его логического конца и вновь нажимаем кнопку «Пауза».
Запись в тетради.
Зоны корня
Строение корня
Функции корня
3.Рефлексия. 4. Домашнее задание.
План урока «Зоны корны» (6 класс, биология)
План урока «Зоны корны» (6 класс, биология)
План урока «Зоны корны» (6 класс, биология)
План урока «Зоны корны» (6 класс, биология)
План урока «Зоны корны» (6 класс, биология)
План урока «Зоны корны» (6 класс, биология)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.