План занятия производственного обучения «Диагностирование кривошипно-шатунного механизма и механизма газораспределения»
Оценка 5
Документация
docx
труд
Взрослым
17.11.2018
План занятия производственного обучения
«Диагностирование кривошипно-шатунного механизма и механизма газораспределения»
УП.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей
по профессии СПО 23.01.03 Автомеханик
Цель занятия:
Обучение практическим приемам диагностирования кривошипно-шатунного механизма и механизма газораспределения.
Задачи занятия:
Обучающие:
Формирование и усвоение приемов, проведения диагностирования кривошипно-шатунного механизма и механизма газораспределения.
Формирование у студентов профессиональных навыков при выполнении диагностирования кривошипно-шатунного механизма и механизма газораспределения.
Развивающие:
Формирование у студентов умения оценивать свой уровень знаний и стремление его повышать, осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
Развитие навыков самостоятельной работы, внимания, координации движений, умения осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
Воспитательные:
Воспитание у студентов аккуратности, трудолюбия, бережного отношения к оборудованию и инструментам, работать в коллективе и команде.
Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, пробуждение эмоционального интереса к выполнению работ.
План УП (5).docx
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области
«Седельниковский агропромышленный техникум»
План занятия производственного обучения
«Диагностирование кривошипношатунного механизма и механизма
газораспределения»
УП.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей
по профессии СПО 23.01.03 Автомеханик
Составил: Баранов Владимир Ильич
мастер производственного обучения
1 Седельниково, Омской области, 2018
Министерство образования Омской области БПОУ
«Седельниковский агропромышленный техникум»
План занятия П/О
Группа 21 Профессия Автомеханик Мастер Баранов В.И.
УП.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей.
Тема: Техническое обслуживание и ремонт двигателя.
Тема занятия: Диагностирование кривошипношатунного механизма и механизма
газораспределения.
Тип занятия: Формирования и совершенствования трудовых умений и навыков.
Вид занятия: Комбинированное.
Время: 6 часов.
Цель занятия:
Обучение практическим приемам диагностирования кривошипношатунного
механизма и механизма газораспределения.
Задачи занятия:
Обучающие:
Формирование и усвоение приемов, проведения диагностирования кривошипно
шатунного механизма и механизма газораспределения.
Формирование у студентов профессиональных навыков при выполнении
диагностирования кривошипношатунного механизма и механизма газораспределения.
Развивающие:
Формирование у студентов умения оценивать свой уровень знаний и стремление его
повышать, осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач;
Развитие навыков самостоятельной работы, внимания, координации движений,
умения осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию
собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
Воспитательные:
Воспитание у студентов аккуратности, трудолюбия, бережного отношения к
оборудованию и инструментам, работать в коллективе и команде.
2 Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии,
пробуждение эмоционального интереса к выполнению работ.
Дидактические задачи:
Закрепить полученные знания, приемы, умения и навыки по выполнению
диагностирования кривошипношатунного механизма и механизма газораспределения.
В ходе занятия у студентов формируются
Профессиональные компетенции:
ПК 1.1. Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы.
ПК 1.2. Выполнять работы по различным видам технического обслуживания.
ПК 1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.
ПК 1.4. Оформлять отчетную документацию по техническому обслуживанию.
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль,
оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей
работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Иллюстративный материал учебные плакаты.
Монтажное оборудование, приспособления и инструменты
Учебные автомобили (ВАЗ, ГАЗ, КАМАЗ), двигатель для горячей регулировки,
стетоскоп, компрессорновакуумная установка КИ13907, КИ11140 с индикатором
часового типа, набор гаечных ключей, молоток, отвертка, набор щупов, керосин, ветошь.
Литература:
Полихов М.В. Техническое обслуживание автомобилей: учебник для студ. учреждений
сред. проф. образования / М.В. Полихов. М.: Издательский центр «Академия», 2018, 208
с.
Нерсесян В.И. Устройство автомобилей: Лабораторнопрактические работы: учебное
пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / В.И. Нерсесян. М. :
Издательский центр «Академия», 2018. – 272 с.
Ламака Ф.И. Лабораторнопрактические работы по устройству грузовых автомобилей :
учеб. пособие для нач. проф. образования /Ф.И. Ламака. — 8е изд., стер. — М. :
Издательский центр «Академия», 2013. — 224 с.
3 Кузнецов А.С. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: в 2 ч. – учебник для нач.
проф. образования / А.С. Кузнецов. М.: Издательский центр «Академия», 2012.
Кузнецов А.С. Слесарь по ремонту автомобилей (моторист): учеб. пособие для нач. проф.
образования / А.С. Кузнецов. – 8е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.
Виноградов В.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Основные и
вспомогательные технологические процессы: Лабораторный практикум: учеб. пособие для
студ. учреждений сред. проф. образования / В.М. Виноградов, О.В. Храмцова. – 3е изд.,
стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
Ход занятия
Организационная часть 5 мин.
I.
1. Контроль посещаемости и готовности к занятию.
2. Объяснение хода и последовательности проведения занятия.
3. Распределение по рабочим местам.
II. Мотивация 10 минут.
Диагностирование. При диагностировании кривошипношатунного (КШМ) и
газораспределительного (ГРМ) механизмов проверяют компрессию в цилиндрах,
место и характер шумов и стуков, техническое состояние двигателя по местам и
величине утечек воздуха при его подаче в цилиндры под определенным давлением,
упругость клапанных пружин и объем газов, прорывающихся в картер.
Компрессию двигателя (максимальное давление в цилиндре в конце такта сжатия)
определяют компрессометром при проворачивании коленчатого вала стартером,
вставив резиновый конусный наконечник компрессометра в отверстие для форсунки
или свечи зажигания (рис. 50а). Компрессограф снабжен самописцем для записи
давления по цилиндрам (рис. 50б, в). Для получения наиболее достоверных
результатов компрессию определяют на прогретом двигателе, демонтировав с него
все свечи зажигания или форсунки. Заданная частота вращения коленчатого вала
обеспечивается исправной заряженной аккумуляторной батареей.
Перед измерением компрессии в каждом цилиндре стрелку манометра необходимо
устанавливать в нулевое положение. Минимально допустимая компрессия для
дизелей около 2 МПа, для бензиновых и газовых двигателей она зависит от степени
сжатия и составляет 0,61,0 МПа. Разность показаний манометра в отдельных
цилиндрах не должна превышать 0,2 МПа для дизелей и 0,1 МПа для бензиновых и
газовых двигателей. Недостаточная компрессия в цилиндрах свидетельствует об
износе гильз, поршневых колец или негерметичности клапанов. Резкое снижение
компрессии (на 3040 %) указывает на поломку или залегание поршневых колец.
Наличие, место и характер стуков и шумов определяют с помощью стетоскопов и
виброакустической аппаратуры (рис. 51). По характеру стука или шума и месту его
возникновения определяют неисправности двигателя. Любые посторонние шумы и
стуки в двигателе при эксплуатации недопустимы. С помощью стетоскопа
определяют увеличение зазоров в шатунных и коренных подшипниках коленчатого
вала, между поршнем и цилиндром, клапанами и толкателями, клапанами и втулками
и др.
4 а б
Рис. 1. Стетоскопы для диагностики автомобиля: а – механический; б –
комбинированный электронный
Стуки поршней о цилиндр – глухие, щелкающие; они прослушиваются на
непрогретом двигателе при малой частоте вращения коленчатого вала или ее резком
уменьшении. Стуки в коренных подшипниках коленчатого вала – сильные, глухие,
низкого тона; они прослушиваются на прогретом двигателе при резком изменении
частоты вращения коленчатого вала, а также при отключении отдельных цилиндров.
Стуки в шатунных подшипниках более резкие, чем в коренных; появляются при
резком изменении частоты вращения коленчатого вала (при отключении данного
цилиндра стук исчезает или заметно уменьшается).
Стуки в сопряжении «поршневой палец – шатун» – звонкие, металлические;
прослушиваются при резком изменении частоты вращения коленчатого вала (при
отключении цилиндра исчезают). Стуки при заедании впускных клапанов – тихие,
ровные; прослушиваются в местах расположения втулок клапанов на холостом ходу.
Стуки в распределительных шестернях – частые, сливающиеся в общий шум,
свидетельствуют о большом износе или поломке зубьев шестерен. Стуки в
подшипниках распределительного вала – ровные, среднего тона; прослушиваются при
увеличении частоты вращения коленчатого вала. Стуки в сопряжении «боек
коромысла – торец стержня клапана» – резкие; прослушиваются во всех режимах
работы и свидетельствуют об увеличенном зазоре.
Утечки воздуха, подаваемого в цилиндры под давлением 0,4 МПа, определяются
специальными приборами. По утечкам воздуха можно определить чрезмерный износ,
потерю упругости, закоксовывание или поломку поршневых колец, износ поршневых
канавок, износ цилиндров, потери герметичности клапанов и прокладок головок
цилиндров. Для определения состояния поршневых колец устанавливают поршень на
начало такта сжатия и, подавая в цилиндр воздух, измеряют манометром его утечки
(падение давления).
Шкала прибора размечена на зоны: хорошее состояние двигателя,
удовлетворительное и требующее ремонта. Износ цилиндров определяется так же, но
5 при установке поршня вблизи ВМТ такта сжатия. Утечки воздуха более 15 %
указывают на сильный износ цилиндров. Утечки воздуха через клапаны определяют
на слух, а герметичность прокладки головки цилиндров – по появлению пузырьков
воздуха в горловине радиатора или на стыке (головки с блоком цилиндров),
смоченном мыльным раствором.
Состояние сопряжения «поршень – поршневые кольца – гильза цилиндра» можно
оценить по количеству газов, прорывающихся в картер. Этот параметр определяется
при помощи расходомеров (например КИ48871) после предварительного прогрева
двигателя. Измеряя количество газов, прорывающихся в картер, и сравнивая это
значение с нормативным, делают заключение о состоянии цилиндропоршневой
группы. Упругость клапанных пружин определяют специальными приборами (рис.2).
Рис. 2. Прибор для проверки упругости клапанных пружин
III. Вводный инструктаж 50 мин.
1. Сообщить тему программы и тему занятия, назвать ее учебное значение.
2. Объяснить новый материал:
Рассказать о значении техники проведения диагностирования кривошипношатунного
механизма и механизма газораспределения;
Разобрать инструкционные карты, обратив внимание на технические требования и
условия выполнения;
Опираясь на знания теоретических дисциплин, разобрать со студентами порядок
проведения диагностирования кривошипношатунного механизма и механизма
газораспределения;
Рассмотреть применяемые инструменты, оборудование, приспособления; разобрать
специфику проведения диагностирования кривошипношатунного механизма и
механизма газораспределения;
Показать приемы работы; предупредить о возможных ошибках при выполнении
работы. Обратить внимание на приемы самоконтроля;
Разобрать вопросы рациональной организации рабочего места;
Провести инструктаж по правилам техники безопасности, обратить внимание
студентов на опасные зоны, требующие особой собранности при работе;
Предложить 2 студентам провести рабочие приемы диагностирования кривошипно
шатунного механизма и механизма газораспределения; убедиться в понимании;
6 Сообщить студентам критерии оценок.
IV. Текущий инструктаж 4 часа 40 минут.
Самостоятельная работа студентов – целевые обходы рабочих мест студентов:
Первый обход: проверить содержание рабочих мест, их организацию;
Второй обход: обратить внимание на правильность выполнения диагностирования
кривошипношатунного механизма и механизма газораспределения, указать на
допущенные ошибки и разобрать причины, их вызывающие;
Третий обход: проверить правильность соблюдения последовательности
диагностирования кривошипношатунного механизма и механизма
газораспределения;
Четвертый обход: проверить правильность ведения самоконтроля; соблюдение
технических условий работы;
Пятый обход: провести приемку и оценку выполненных работ.
Заключительный инструктаж 15 минут.
V.
1. Подвести итоги занятия.
2. Указать на допущенные ошибки и разобрать причины, их вызывающие.
3. Сообщить и прокомментировать оценку обучающимся за работу.
4. Выдать домашнее задание, объяснив его важность для усовершенствования навыков
работы.
Рефлексия
Познакомился с __________________________
Во время занятия Я Нашел новое для себя _____________________
Выучил _________________________________
Запомнил __________________________________
Не знал _________________________________
Прежде Я Не понимал ______________________________
Не мог __________________________________
Знаю ____________________________________
Сейчас Я Умею ____________________________________
Понимаю ________________________________
7
План занятия производственного обучения «Диагностирование кривошипно-шатунного механизма и механизма газораспределения»
План занятия производственного обучения «Диагностирование кривошипно-шатунного механизма и механизма газораспределения»
План занятия производственного обучения «Диагностирование кривошипно-шатунного механизма и механизма газораспределения»
План занятия производственного обучения «Диагностирование кривошипно-шатунного механизма и механизма газораспределения»
План занятия производственного обучения «Диагностирование кривошипно-шатунного механизма и механизма газораспределения»
План занятия производственного обучения «Диагностирование кривошипно-шатунного механизма и механизма газораспределения»
План занятия производственного обучения «Диагностирование кривошипно-шатунного механизма и механизма газораспределения»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.