Планеты Солнечной системы.Урок позволяет учащимся определять порядок расположения планет Солнечной системы, работать с ПК, создавать модель Солнечной системы.КСП по естествознанию
Раздел 4: Земля и космос (в контексте сквозной темы «Традиции и фольклор»)
Тема урока: Планеты Солнечной системы
Дата: Школа:
Класс: 2 ФИО учителя:
Количество присутствующих: отсутствующих:
Развитие
навыков: Описывать иллюстрации и находить в тексте учебника ответы на вопросы.•
Перечислять и определять порядок расположения планет Солнечной системы.•
Предполагать и обосновывать, какая из планет получает меньше и больше всего тепла и света.•
КСП по естествознанию
Раздел 4:
Тема урока:
Дата:
Класс: 2
Количество присутствующих:
Земля и космос (в контексте сквозной темы «Традиции и
фольклор»)
Планеты Солнечной системы
Школа:
ФИО учителя:
отсутствующих:
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):
2.4.2.1. Определять порядок расположения планет Солнечной системы.
2.1.2.1. Объяснять понятие «источник информации» и его важность для проведения исследований.
Развитие
навыков:
Описывать иллюстрации и находить в тексте учебника ответы на вопросы.
Перечислять и определять порядок расположения планет Солнечной системы.
Предполагать и обосновывать, какая из планет получает меньше и больше всего тепла и света.
Критерии успеха
(Предполагаемый
результат):
Все учащиеся смогут:
Определить тему и цель исследования на уроке
Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию
Вступать в учебный диалог
Называть порядок расположения планет Солнечной системы
Сравнивать размеры космических тел
Участвовать в игре «Планеты, стройся!»
Оценивать результаты своей работы на уроке
Большинство учащихся смогут:
Работать в группе: высказывать предположения по вопросам учебника, осуществлять
самопроверку гипотез
Самостоятельно моделировать Солнечную систему
Некоторые учащиеся смогут:
Осуществлять поиск существенной информации в дополнительных источниках.
Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных
задач.
Самостоятельно обрабатывать информацию и заносить результаты в Научный дневничок
Полиязычие:
Сәлеметсіз бе – Здравствуйте – Good aftenung, Күнжүйесі – Солнечная система – Solar system.
Основные термины и словосочетания:
Солнечная система, Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, орбита.
1
Языковая
цельИспользуемый язык для диалога/письма на уроке:
Вопросы для обсуждения:
Какая планета получает меньше всего тепла и света?
Какая планета быстрее других сделает полный оборот вокруг Солнца?
Почему планеты не сталкиваются?
Что такое орбита?
Привитие
ценностей
Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и
гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость;
образование в течение всей жизни.
Межпредметные
ИКТ – поиск информации в Интернете.
связи
Самопознание – обмениваться мнениями, слушать любого ученика в группе и учителя;
согласовывать свои действия в группе.
Навыки
использования ИКТ
Предварительные
знания
Этапы
урока
Пропедевтика – астрономия.
ИКТ просмотр видеоролика, презентация урока.
Знают понятие «космос», характеризуют астрономию, как науку о космосе; называют приборы,
инструменты и летательные аппараты для изучения космоса; дают характеристику отдельным
космическим телам.
Ход урока
Запланированная деятельность на уроке
Ресурсы
I. (К) Создание положительного эмоционального настроя.
Начало урока
Вместе с Солнышком встаем,
1 мин
Вместе с птичками поем.
С добрым утром, с новым днем!
Вот так дружно мы живем!
1 мин
II. Введение в тему
(К) – Ребята, скажите, какой раздел мы изучаем? (Земля и Космос)
Обратите внимание на картинку, переставьте буквы и прочитайте ключевое слово
урока.
1 мин
III.Актуализация знаний. Целеполагание
СОМСОК
(К) – Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (О космосе, космических телах)
Какие космические тела вы знаете? (Планеты, спутники, звезды, кометы, астероиды)
Тема нашего урока «Кто дружит с Солнышком?»
Как вы думаете, какие космические тела могут дружить с Солнышком? (Планеты)
Какие интересные сведения о Солнце и Луне вы узнали? Какую информацию
Слайд
Слайд
2использовали?
Давайте, сформулируем цель нашего урока, которую нужно достичь. (Знать планеты
Солнечной системы, определять порядок расположения планет Солнечной системы)
(К цели урока возвращаются на этапе рефлексии.)
Сегодня на уроке вам будут помогать маршрутные листы оценивания, в которых вы
будете наклеивать смайлики: веселые – справился с заданием, грустные – допустил
много ошибок.
3 мин
IV. Домашнее задание
(К) Игра «ДА – НЕТ» (можно сопровождать хлопками).
1. Солнце – ближайшая к нам звезда. (Да.)
2. На космическом корабле можно опуститься на поверхность Солнца. (Нет.)
3. Солнце – огненный шар. (Да.)
4. Солнечные лучи несут вред всему живому на Земле. (Нет.)
5. Луна – самое яркое небесное тело в ночном небе. (Да.)
6. Луна – планета, которая движется вокруг Солнца. (Нет. Луна – спутник.)
7. Кратеры – бывшие моря и океаны на поверхности Луны. (Нет. Углубления,
образованные от падения метеоритов.)
8. Земля больше Луны. (Да.)
9. Солнце и Луна – одинаковы по величине. (Нет)
Несколько учащихся зачитывают вопросы, которые они составили дома по предыдущей
теме урока, а остальные ребята отвечают на них.
(ФО) Ребята, оцените себя в листах оценивания. (Самооценивание)
Середина
урока
25 мин
V. Работа по теме урока
(К) – Отгадайте загадку:
Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост –
И поднимется до звезд. (Ракета)
Маршрутные
листы
оценивания
учащихся
Слайд
Правильно, это ракета. Сегодня мы совершим с вами путешествие в космос на ракете.
(К) Работа с электронным приложением. Слайд «Изучи».
– Давайте внимательно посмотрим на ночное звездное небо.
– Меняется ли звездное небо? Что изменилось? (На звездном небе есть светящиеся
кружочки, которые непрерывно меняют свое место на небе.)
– Что это за небесные тела? (Это планеты)
– Планеты – остывшие небесные тела, как же мы их видим? (Они светят не своим, а
отраженным солнечным светом.)
Ребята, давайте вспомним, что такое Солнце.
Электронное
приложение
слайд
«Изучи».
3Электронное
приложение
слайд
«Солнце».
Лучики со
словами:
тепло, свет,
радость,
красота,
жизнь, сила,
здоровье,
холод,
болезнь,
темнота,
горе.
Слайд «Солнце».
Игра «Что нам дарит Солнышко?»
Давайте вспомним, что Солнце дарит земле. (Выбирают подходящие лучики и
прикрепляют к Солнышку)
Что случилось бы, если бы вдруг исчезло солнце?
(ФО) Оцените себя. (Самооценивание)
Обратите внимание на слайд. Рассмотрите расположение планет вокруг Солнца.
Перечислите их. (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун)
В какой последовательности вы назвали планеты? (В порядке удаления их от Солнца)
Рассмотрите Солнечную систему и назовите самую большую планету, самую
маленькую, планетысоседи.
(Г) Проблемный вопрос
На какие группы можно разделить все планеты? (Большие планеты и маленькие
планеты)
На самом деле планеты делятся на 2 группы: планеты земной группы Меркурий, Уран,
Земля и Марс, и планетыгиганты – Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун.
У каждой из планет земной группы мало спутников или они отсутствуют, нет
системы колец. У них твёрдая поверхность. Эти планеты расположены достаточно
близко к Солнцу.
Все планетыгиганты не имеют твёрдых поверхностей, находятся очень далеко от
Солнца, имеют большие размеры и массы.
(Д, К) Исследование «Как движутся планеты?»
Проведите исследование, как движутся планеты и скажите, какая планета делает
оборот вокруг Солнца быстрее? Почему? (Меркурий, т.к. ближе находится к Солнцу)
Как вы думаете, какая планета получает меньше тепла и света? Почему? (Нептун, т.к.
самая дальняя планета от Солнца)
(К) Проблемный вопрос.
Предположите, почему планеты не сталкиваются. (Гипотезы детей.)
Откройте учебники стр.53 и прочитайте сообщение Всезнамуса.
– Вот мы и узнали, что вокруг Солнца вращаются планеты. У каждой свой
путь, называемый орбитой. Запомнить названия и очередность планет вам поможет
считалка:
На Луне жил звездочет,
Он планетам вел подсчет.
Меркурий – раз,
Венера – двас,
Три – Земля,
Четыре – Марс.
Пять – Юпитер,
Учебник
4Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
Восьмой – Нептун.
(А. Усачев)
(Г) Игра «Планеты, стройся!» слайд «Расставь планеты по местам»
Учитель зачитывает дополнительно названия планет на казахском языке.
(ФО) – Оцените себя. Самооценивание
(И) Работа в Научном дневничке.
Задание 1. Найди и обведи схему Солнечной системы.
Задание 3. Определите, в каком порядке планеты располагаются от Солнца. Обведите
правильный ответ.
(ФО) Взаимооценивание.
(К) Знакомство с информацией о Плутоне.
Комментарии педагога.
После открытия в 1930 г. американским астрономом К.У. Томбо планеты Плутон
(которую в 2006 году исключили из списка планет изза маленького размера) казалось,
что перепись планет Солнечной системы завершена.
Однако совсем недавно появилось сообщение о том, что американский астроном Роберт
Мак Миллан открыл новое космическое тело, которое может являтьсяновой планетой
Солнечной системы.
(Г) Создание модели.
Рассмотрите и сравните размеры планет. Создайте фруктовоовощную модель
Солнечной системы.
Электронное
приложение
слайд
«Расставь
планеты по
местам».
Научный
Дневничок
(ФО) Самооценивание
1 мин
Физминутка
Муляжи
фруктов и
овощей.
5Электронное
приложение
слайд
«Оцени»
Учебник
Тетрадь,
цветные
карандаши
Конец урока
VI. Обобщение
5 мин
(Г) Слайд «Оцени» описание планеты
Найдите к каждой планете свое описание.
(ФО) Самооценивание
1 мин
VII. Домашнее задание
Задание 7. Узнай из дополнительных источников, в честь каких богов планеты получили
свои названия. Подготовь сообщение.
2 мин
VIII. Итог урока. Рефлексия
(И, Ф) Рефлексивное оценивание «Звезды» заключается в оценке своей работы на
уроке.
– Ты выяснил, кто дружит с солнышком?
– Смог ли ты найти схему Солнечной системы, расставить планеты в порядке удаления
от Солнца и подписать их?
– Откуда берут тепло и свет все планеты?
– Назовите 8 планет Солнечной системы.
–Какая самая большая планета? (Юпитер.)
– Какая самая маленькая? (Плутон.)
– Как называется планета, которая окружена кольцами огромных размеров?(Сатурн.)
– Какая планета проходит самый большой путь вокруг Солнца? (Плутон.)
– Какая планета проходит самый маленький путь вокруг Солнца? (Меркурий.)
– Как называется красная планета? (Марс.)
– На какой планете есть жизнь? (Земля.)
– Сколько планет в Солнечной системе? (8)
– Добились вы поставленной цели на уроке?
– Чтото осталось непонятным?
– Над чем необходимо работать?
– Оцените свою работу на уроке, закрасьте звездочки. (Оценивание по количеству
смайликов)
Критерии
успеха
Если 56 веселых смайликов, то закрасьте все звездочки (3),
если 34 веселых смайлика, то закрашиваем две звездочки,
если два веселых смайлика, то одну звездочку.
Дифференциация
Оценивание
Здоровье и соблюдение ТБ
Введение детей в ситуацию успеха,
повышение самооценки у слабого.
Сильным предложить самостотельно найти
информацию в энциклопедиях, в сети
Интернет.
Учитель:
обеспечивает обратную связь и
поддержку каждому учащемуся;
задаёт вопросы по ходу урока;
Динамическая пауза.
Солнце глянуло в окошко
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку
6Использование открытых вопросов для
детей с выраженными умственными
способностями.
просматривает работы учащихся в
Научном дневнике (задания);
анализирует результаты ученической
рефлексии.
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире,
Наклониться – три, четыре.
И на месте поскакать
Раз, два, три, четыре, пять.
Рефлексия
Используйте данный раздел для рефлексии урока.
Были ли цели урока/ учебные цели
реалистичными?
Что учащиеся сегодня изучили?
Чему ученики научились сегодня?
Хорошо ли сработала запланированная
дифференциация?
Выдерживалось ли время обучения?
Общая оценка
Какие два момента урока были наиболее успешны?
1:
2:
Какие два момента улучшили урок?
1:
2:
Что я узнал (а) из урока о классе или отдельных учениках такого, что поможет мне подготовиться к
следующему уроку?
7