Планирование курса внеурочной деятельности
«Юный исследователь» в 5 классе
«Знатоки природы»
№ п/п |
Тема урока |
Дата |
Корректи ровка |
Раздел 1. «Природа вокруг нас»– 8 ч. |
|||
1. |
Общее знакомство с цветковыми растениями |
07.09 |
|
2. |
Органы цветкового растения. Л.р. «Устройство микроскопа и лупы». Л.р. Органы цветкового растения» |
14.09 |
|
3. |
Многообразие растений. Доказательство их родства |
21.09 |
|
4. |
Растительные сообщества. Основные этапы развития растительного мира. Своя игра «магический квадрат» |
28.09 |
|
5. |
Основные экологические факторы и их влияние на растения |
05.10 |
|
6. |
Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений |
12.10 |
|
7. |
Осень в мире растений. Экскурсия «Составление фенологического календаря» |
19.10 |
|
8. |
Истории овощей. Л.р. «Сухие и сочные плоды» |
26.10 |
|
Раздел 2. «Наш зелёный друг» - 5 ч. |
|||
9. |
Хвойные деревья и кустарники, растущие в наших лесах. Сосна – светолюбивое дерево. Л.р. Строение хвои и шишек хвойных. Л.р. Биоиндикация загрязнения воздуха по комплексу признаков сосны обыкновенной |
09.11 |
|
10. |
Береза – «добрая няня» ели. |
16.11 |
|
11. |
Лишайник – комплексный организм, включающий в себя два компонента – гриб и водоросль. |
23.11 |
|
12. |
Экскурсия. «Роль лишайников в жизни лесного сообщества». Проблема взаимоотношений компонентов лишайников. |
30.11 |
|
13. |
Травы и кустарники лесного сообщества. |
07.12 |
|
Раздел 3. «Лесная аптека» - 6 ч. |
|||
14. |
Лекарственные растения, их роль в жизни человека. Правила сбора и сушки лекарственных растений. Пр.р.1 «Изучение морфологических особенностей лекарственных растений». Работа с гербариями. |
14.12 |
|
15. |
Фиточай, приготовление, польза для здоровья. |
21.12 |
|
16. |
Подорожник. Всё о подорожнике. |
28.12 |
|
17. |
Торфяной мох – сфагнум, его применение. |
11.01 |
|
18. |
Лечебные свойства мать-и-мачехи. |
18.01 |
|
19. |
Валериана лекарственная. Пр.р. «Ознакомление с правилами сбора лекарственных растений». |
25.01 |
|
Раздел 4. «Остроглаз» - 3 ч. |
|||
20. |
Весенние явления в жизни растений. Весеннее сокодвижение у деревьев и кустарников – первый признак весны. Пр.р. Наблюдения за весенними явлениями в жизни растений» |
01.02 |
|
21. |
Цветение ветроопыляемых деревьев и кустарников. Цветение многолетних травянистых растений лиственного леса. |
08.02 |
|
22. |
Игра по станциям. Квест: «Какие травянистые растения на опушках и в населенных пунктах зацветают первыми» |
15.02 |
|
Раздел 5. «Маленькие тайны природы» - 6 ч. |
|||
23. |
Прыткая ящерица. Всегда ли ящерица, схваченная за хвост, отбрасывает его? |
22.02 |
|
24. |
И снова о жуках. Божья коровка. Почему яркую божью коровку птицы не клюют? |
01.03 |
|
25. |
«В траве сидел кузнечик…». Кузнечик – представитель отряда прямокрылых насекомых. |
15.03 |
|
26. |
Обыкновенная крапива. Почему крапива жжется? |
22.03 |
|
27. |
Заяц-русак и заяц-беляк. Почему новорожденных зайчат зайчиха покормит и на 3-4 суток оставляет одних? |
05.04 |
|
28. |
Игра «Самый, самый знающий биологию» |
12.04 |
|
Раздел 6. «Охрана природы» - 6 ч. |
|||
29. |
Понятие охраны природы. ООПТ. Какие они бывают? Заповедники, заказники. Памятники природы. Как попасть в заповедник. |
19.04 |
|
30. |
Что это за зверь – ООПТ? Когда люди начали охранять природу? |
26.04 |
|
31. |
ООПТ. Зачем они нужны? Как их организуют? |
03.05 |
|
32. |
Состояние охраны природы в Нижегородской области. Правила поведения в лесу. Почему нельзя шуметь в лесу, разжигать костры, особенно весной и в начале лета? |
10.05 |
|
33. |
Красная Книга России и Красная книга Нижегородской области. |
17.05 |
|
34. |
Экскурсия «Охраняемые растения и животные родного края» |
24.05 |
|
Планирование курса внеурочной деятельности
«Юный исследователь» в 6 классе
«Интересные и малоизвестные загадки растений»
№ п/п |
Тема урока |
Дата |
Корректи ровка |
Введение. Целебные травы – 6 ч. |
|||
1. |
Понятие о лекарственных растениях и их значение в медицине. Фармакогнозия – наука, изучающая лекарственные растения |
05.09 |
|
2. |
Классификация лекарственных растений. Ядовитые растения |
12.09 |
|
3. |
История траволечения. |
19.09 |
|
4. |
Заготовка лекарственных растений. Правила сбора лекарственных растений. Пр.р. Знакомство с гербарными экземплярами лекарственных растений |
26.09 |
|
5. |
Доставка, сушка и хранение лекарственных растений |
03.10 |
|
6. |
Правила приготовления лекарственных препаратов в домашних условиях. Подготовка сырья |
10.10 |
|
Раздел 1. Химия запахов – 6 ч. |
|||
7. |
Химический состав лекарственных растений |
17.10 |
|
8. |
Эфирные масла, их значение для растений, животных. человека. |
24.10 |
|
9. |
Эфирные масла. Пр.р. Нахождение эфирных масел в растениях |
07.11 |
|
10. |
Хвойные растения. Пр.р. Получение «лесной воды» из хвои сосны |
14.11 |
|
11. |
Цитрусовые. Пр.р. Получение эфирного масла из гесперидия апельсина методом отжимания |
21.11 |
|
12. |
Содержание биологически активных веществ в лекарственных препаратах. Астрологическая аптечка |
28.11 |
|
Раздел 2. Аромотерапия – 3 ч. |
|||
13. |
Аромотерапия. История развития аромотерапии |
05.12 |
|
14. |
Особенности аромотерапии, дополнительные аспекты лечения, меры предосторожности, восприятие запаха. Комплексное лечение. |
12.12 |
|
15. |
Что нужно, чтобы приготовить целебные средства в домашних условиях? Какие заболевания чем и как лечить? |
19.12 |
|
Раздел 3. Химический аспект биологических объектов – 3 ч. |
|||
16. |
Химия в мире растений. «Почему ягоды облепихи остаются мягкими на морозе»? «Почему в хвойных лесах легко дышится? «Почему запасы кислорода никогда не иссякают, хотя он постоянно потребляется живыми существами, промышленностью, транспортом». |
26.12 |
|
17. |
Химия в мире растений. «Почему, нарезая лук, мы так часто плачем?». «Почему традиционно фиолетовые цветы со-травы на южном Урале имеют белый цвет?». «Зачем в городах озеленяют улицы, в парках специально высаживают деревья». |
09.01 |
|
18. |
Химия в мире растений. «Почему крапива больно жжется?». «Почему свежий разрез яблока на воздухе буреет?». «Почему образуются блуждающие огоньки на болоте?» |
16.01 |
|
Раздел 4. Экологические факторы роста растений и микроклимат помещений – 3 ч. |
|||
19. |
Экология. Климатический фактор |
23.01 |
|
20. |
Перенесение растений из природной обстановки в искусственно созданные режимы. Акклиматизация растений. Пр.р. Определение условий для озеленения интерьеров |
30.01 |
|
21. |
Микроклимат современных общественных зданий. Пр.р. Составление карты температурного и светового режимов |
06.02 |
|
Раздел 5. Общие вопросы культуры растений в интерьере – 4 ч. |
|||
22. |
Питательный грунт и режим полива. Компоненты природной почвы. Пр.р. Подготовка компонентов почвосмесей |
13.02 |
|
23. |
Земельные смеси. Дерновая земля. Листовая земля. Хвойная земля. Перегной. Торф. Пр.р. Составление питательных смесей |
20.02 |
|
24. |
Выращивание растений без почвы на искусственных питательных средах. Заменители садовых земель – гравий, вермикулит, керамзит, мох, торф |
27.02 |
|
25. |
Специфика борьбы с вредителями и болезнями растений |
06.03 |
|
Раздел 6. Нетрадиционные способы выращивания растений – 9 ч. |
|||
26. |
Гидропоника. Среда обитания – вода. Преимущества гидропоники. Подводные растения. Укрепление корневой системы. Удобрения |
13.03 |
|
27. |
Пр.р. Перевод растения с традиционного выращивания на гидропонику. Экскурсия на тему: «Элементы гидропоники в аквариуме» |
20.03 |
|
28. |
«Цветочное окно». Понятие цветочного окна. Виды растений для декорирования флористических витрин |
03.04 |
|
29. |
Виртуальная экскурсия в оранжерею «Декоративно-лиственные растения» |
10.04 |
|
30. |
Комнатный сад на воде. Сочетание растений. Использование ветвистых корней |
17.04 |
|
31. |
Растения в нетипичных местах. Изменение места выращивания растений в зимних условиях. Переоборудование подвала, чердака, гаража для возделывания растений. |
24.04 |
|
32. |
Эпифиты на стволе. Растения экваториальных лесов. Эпифиты. Ствол как опора и субстрат. Способ крепления эпифитов к стволу |
08.05 |
|
33. |
Растения - символы. Водосбор – цветок эльфов. Символика цветка. |
15.05 |
|
34. |
Василек – сорняк и символ небес. Биологическое значение. Применение. Символ жизни |
22.05 |
|
Планирование курса внеурочной деятельности
«Юный исследователь» в 7 классе
«Физиология растений»
№ п/п |
Тема урока |
Дата |
Корректи ровка |
Раздел 1. Введение. Роль зеленых растений в жизни человека – 4 ч. |
|||
1. |
Введение. Роль зеленых растений в жизни человека |
06.09 |
|
2. |
Физиология растений и ее задачи |
13.09 |
|
3. |
Значение физиологии растений для биологии и сельского хозяйства |
20.09 |
|
4. |
Виртуальная экскурсия «Растения – ионизаторы воздуха» |
27.09 |
|
Раздел 2. Строение и химический состав растений – 5 ч. |
|||
5. |
Краткие сведения о макро- и микроскопическом строении растений. Пр.р. Микроскопическое строение листа камелии |
04.10 |
|
6. |
Химический состав растений. Пр.р. Обнаружение жира в семенах. Л.р. Цветные реакции на белки |
11.10 |
|
7. |
Запасные вещества клетки. Пр.р. Строение запасных крахмальных зерен картофеля, крахмальных зерен ячменя или пшеницы |
18.10 |
|
8. |
Пигменты, алкалоиды, дубильные вещества. Пр.р. Рассмотрение каменистых клеток рябины или груши |
25.10 |
|
9. |
Строение, изменение и рост клеточной оболочки. |
08.11 |
|
Раздел 3. Физиология клетки – 4 ч. |
|||
10. |
Цитоплазма и ее основные свойства (вязкость, движение). Пр.р. Наблюдение за движением цитоплазмы в клетках листа элодеи. |
15.11 |
|
11. |
Поступление воды в клетку. Пр.р. Наблюдение явлений плазмолиза и деплазмолиза. Пр.р. Потеря тургора под действием солевых растворов |
22.11 |
|
12. |
Микроскопическое строение клетки. Растительные ткани. Пр.р. Обнаружение лейкопластов и хромопластов |
29.11 |
|
13. |
Митоз. Пр.р. Наблюдение под микроскопом фаз митоза в корешках лука |
06.12 |
|
Раздел 4. Процессы автотрофного питания – 4 ч. |
|||
14. |
Фотосинтез как основной процесс питания зеленого растения, обуславливающий накопление органического вещества. Пр.р. Изучение необходимых условий для осуществления процесса фотосинтеза |
13.12 |
|
15. |
Хлоропласты, их строение. Хлорофилл и другие пигменты зеленого листа и их роль в процессе фотосинтеза. |
20.12 |
|
16. |
Лист как орган фотосинтеза, строение листа. Пр.р. Микроскопическое строение листа |
27.12 |
|
17. |
Космическая роль зеленых растений по К.А. Тимирязеву. Фотосинтез и урожай |
10.01 |
|
Раздел 5. Водный режим растений – 4 ч. |
|||
18. |
Значение воды в жизни растения. Поступление воды в клетку. Сосущая сила клеток. Пр.р. Значение устьиц в испарении воды листьями |
17.01 |
|
19. |
Формы воды в почве. «Плач» растений (гуттация) |
24.01 |
|
20. |
Процесс транспирации. Значение транспирации в жизни растений. Методы учета и измерения транспирации. Пр.р. Изучение методов учета транспирации. |
31.01 |
|
21. |
Водный дефицит у растений. Передвижение воды в растении. Пр.р. Значение кожицы и пробки в защите от испарения |
07.02 |
|
Раздел 6. Корневое питание растений – 3 ч. |
|||
22. |
Морфологическое строение корня. Поглощение корнем воды и минеральных солей. Пр.р. Опыт, показывающий наличие корневого давления |
14.02 |
|
23. |
Роль отдельных химических элементов в растении. Минеральные удобрения, их значение |
21.02 |
|
24. |
Правильная и неправильная подкормка комнатных растений |
28.02 |
|
Раздел 7. Поступление азота в растения и его превращения – 2 ч. |
|||
25. |
Формы азота, используемые растениями. Восстановление нитратов растениями. Роль аспарагина, глютамина и мочевины |
07.03 |
|
26. |
Насекомоядные растения. Усвоение органических форм азота. Усвоение молекулярного азота микроорганизмами. Клубеньковые бактерии. Пр.р. Изучение строения клеток с клубеньковыми бактериями под микроскопом |
14.03 |
|
Раздел 8. Процесс дыхания – 3 ч. |
|||
27. |
Методы изучения дыхания. Влияние внешних условий на дыхание. |
21.03 |
|
28. |
Роль дыхания в процессе прорастания семян. Л.р. Опыт, показывающий дыхание растений. Дыхание семян |
04.04 |
|
29. |
Типы брожения, их значение. Связь дыхания и брожения. Пр.р. Спиртовое брожение |
11.04 |
|
Раздел 9. Рост растений – 2 ч. |
|||
30. |
Внутренние условия роста растений. Роль нуклеиновых кислот в ростовых процессах. Гормоны роста. Гербициды. Пр.р. Влияние внешних условий на рост растений |
18.04 |
|
31. |
Движения у растений. Тропизмы. Токсины. Пр.р. Определение фототропизма и геотропизма у растений |
25.04 |
|
Раздел 10. Размножение и развитие растений – 3 ч. |
|||
32. |
Индивидуальное развитие растений. Этапы развития, продолжительность жизни. |
02.05 |
|
33. |
Фотопериодизм растений. Роль ростовых процессов в развитии. Роль гормонов в развитии растений |
16.05 |
|
34. |
Половое и бесполое размножение растений. Пр.р. Вегетативное размножение растений |
23.05 |
|
Планирование курса внеурочной деятельности
«Юный исследователь» в 8 классе
«Будь здоров»
№ п/п |
Тема урока |
Дата |
Корректи ровка |
Раздел 1. Потребность быть здоровым – 8 ч. |
|||
1. |
Сущность здоровья. Функции и показатели здоровья. Совершенство физическое, духовное, социальное |
07.09 |
|
2. |
Здоровье как ценность. Народные традиции и культура здорового образа жизни |
14.09 |
|
3. |
Наследственные болезни и наследственная предрасположенность к заболеваниям. Пр.р. Составление и анализ родословных |
21.09 |
|
4. |
Диагностика и лечение наследственных болезней. Предупреждение наследственных болезней. |
28.09 |
|
5. |
Болезни, зависящие от образа жизни и привычек. Пр.р. Анализ статистических данных по России, области и поселку (рождаемость, смертность, естественный прирост населения, причины смертности) |
05.10 |
|
6. |
Право на здоровье и обязанность ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Управление здоровьем. |
12.10 |
|
7. |
Физическая и духовная красота человека в русском искусстве |
19.10 |
|
8. |
Учащиеся школы о здоровье и здоровом образе жизни. Пр.р. Знакомство с методами социологических исследований (опрос, анкетирование). |
26.10 |
|
Раздел 2. Потребность знать свой организм – 6 ч. |
|||
9. |
Методы самодиагностики состояния здоровья |
09.11 |
|
10. |
Пр.р. Определение гармоничности физического развития по антропометрическим данным (измерение роста, измерение массы тела, измерение окружности грудной клетки). |
16.11 |
|
11. |
Пр.р. Определение гармоничности физического развития по антропометрическим данным (определение пропорциональности телосложения, весо-ростовой индекс). |
23.11 |
|
12. |
Пр.р. Определение гармоничности физического развития по соматическим данным (оценка гибкости позвоночника, определение плоскостопия, правильность осанки). |
30.11 |
|
13. |
Пр.р. Определение гармоничности физического развития по соматическим данным (проверка на равновесие, прыжок в длину с места, проверка координации движений). |
07.12 |
|
14. |
Прогнозирование состояния здоровья. Составление паспорта здоровья |
14.12 |
|
Раздел 3. Потребность заботиться о здоровье – 5 ч. |
|||
15. |
Знакомство с методиками оздоровления. Счастливое или ужасное завтра |
21.12 |
|
16. |
Творческая активность, здоровье и долголетие. Где взять калории радости |
28.12 |
|
17. |
Пр.р. Определение степени закаленности |
11.01 |
|
18. |
Хочешь быть здоровым – будь им. Как стать долгожителем? |
18.01 |
|
19. |
Родословное древо моей семьи |
25.01 |
|
Раздел 4. Потребность жить в благоприятной окружающей среде – 8ч. |
|||
20. |
Здоровье – основное право человека. Долгожители |
01.02 |
|
21. |
Факторы, влияющие на здоровье. Факторы риска. |
08.02 |
|
22. |
Человек среди людей. |
15.02 |
|
23. |
Культура общения и здоровье. Пр.р. Проба по Бутейко |
22.02 |
|
24. |
Стресс как реакция адаптации организма. Пр.р. Уровень здоровья, оценка состояния иммунитета |
01.03 |
|
25. |
Человек в окружающей среде. Биологические ритмы. Погода и самочувствие |
15.03 |
|
26. |
Природная среда как источник болезней. Инфекционные болезни: возбудители, пути передачи инфекции, профилактика. Эндемические неинфекционные заболевания |
22.03 |
|
27. |
Факторы окружающей среды, влияющие на здоровье. Среда жилого помещения. Поселок, в котором хорошо всем. |
05.04 |
|
Раздел 5. Потребность вести здоровый образ жизни – 7ч. |
|||
28. |
Образ жизни. Вредные привычки и зависимости |
12.04 |
|
29. |
Зачем люди курят? Привычка – вторая натура. |
19.04 |
|
30. |
Навыки личной гигиены, двигательная активность, полезные привычки в поддержании здоровья. Пр.р. Определение состояния дыхательной системы |
26.04 |
|
31. |
Культура питания, культура движения. Идеальный вес |
03.05 |
|
32. |
Как составить рацион питания. Пр.р. Определение состояния пищеварительной системы |
10.05 |
|
33. |
Семья и здоровье. Химическая зависимость. Социальные болезни |
17.05 |
|
34. |
Здоровые потребности. |
24.05 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.