Планирование курса внеурочной деятельности "Юный исследователь" в 5-8 классах
Оценка 4.8

Планирование курса внеурочной деятельности "Юный исследователь" в 5-8 классах

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
биология
5 кл—8 кл
04.11.2023
Планирование курса внеурочной деятельности "Юный исследователь" в 5-8 классах
Программа курса внеурочной деятельности «Юный исследователь» 5-8 классов направлена на формирование ключевых компетенций в области биологии, экологии и биохимии, также она дает возможность охвата широкого комплекса общеобразовательных и общекультурных проблем. С помощью данного курса можно добиться интеграции содержания образования, формировать надпредметные знания и умения, развивать социальные навыки с учетом психофизических особенностей ребят.
Планирование по внеурочке.docx

Планирование курса внеурочной деятельности

«Юный исследователь» в 5 классе

«Знатоки природы»

 

п/п

Тема урока

Дата

Корректи

ровка

Раздел 1. «Природа вокруг нас»– 8 ч.

1.

Общее знакомство с цветковыми растениями

07.09

 

2.

Органы цветкового растения. Л.р. «Устройство микроскопа и лупы». Л.р. Органы цветкового растения»

14.09

 

3.

Многообразие растений. Доказательство их родства

21.09

 

4.

Растительные сообщества. Основные этапы развития растительного мира. Своя игра «магический квадрат»

28.09

 

5.

Основные экологические факторы и их влияние на растения

05.10

 

6.

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений

12.10

 

7.

Осень в мире растений. Экскурсия «Составление фенологического календаря»

19.10

 

8.

Истории овощей. Л.р. «Сухие и сочные плоды»

26.10

 

Раздел 2. «Наш зелёный друг» - 5 ч.

9.

Хвойные деревья и кустарники, растущие в наших лесах. Сосна – светолюбивое дерево. Л.р. Строение хвои и шишек хвойных. Л.р. Биоиндикация загрязнения воздуха по комплексу признаков сосны обыкновенной

09.11

 

10.

Береза – «добрая няня» ели.

16.11

 

11.

Лишайник – комплексный организм, включающий в себя два компонента – гриб и водоросль.

23.11

 

12.

Экскурсия. «Роль лишайников в жизни лесного сообщества». Проблема взаимоотношений компонентов лишайников.

30.11

 

13.

Травы и кустарники лесного сообщества.

07.12

 

Раздел 3. «Лесная аптека» - 6 ч.

14.

Лекарственные растения, их роль в жизни человека. Правила сбора и сушки лекарственных растений. Пр.р.1 «Изучение морфологических особенностей лекарственных растений». Работа с гербариями.

14.12

 

15.

Фиточай, приготовление, польза для здоровья.

21.12

 

16.

Подорожник. Всё о подорожнике.

28.12

 

17.

Торфяной мох – сфагнум, его применение.

11.01

 

18.

Лечебные свойства мать-и-мачехи.

18.01

 

19.

Валериана лекарственная. Пр.р. «Ознакомление с правилами сбора лекарственных растений».

25.01

 

Раздел 4. «Остроглаз» - 3 ч.

20.

Весенние явления в жизни растений. Весеннее сокодвижение у деревьев и кустарников – первый признак весны. Пр.р. Наблюдения за весенними явлениями в жизни растений»

01.02

 

21.

Цветение ветроопыляемых деревьев и кустарников. Цветение многолетних травянистых растений лиственного леса.

08.02

 

22.

Игра по станциям. Квест:  «Какие травянистые растения на опушках и в населенных пунктах зацветают первыми»

15.02

 

Раздел 5. «Маленькие тайны природы» - 6 ч.

23.

Прыткая ящерица. Всегда ли ящерица, схваченная за хвост, отбрасывает его?

22.02

 

24.

И снова о жуках. Божья коровка. Почему яркую божью коровку птицы не клюют?

01.03

 

25.

«В траве сидел кузнечик…». Кузнечик – представитель отряда прямокрылых насекомых.

15.03

 

26.

Обыкновенная крапива. Почему крапива жжется?

22.03

 

27.

Заяц-русак и заяц-беляк. Почему новорожденных зайчат зайчиха покормит и на 3-4 суток оставляет одних?

05.04

 

28.

Игра «Самый, самый знающий биологию»

12.04

 

Раздел 6. «Охрана природы» - 6 ч.

29.

Понятие охраны природы. ООПТ. Какие они  бывают? Заповедники, заказники. Памятники природы. Как попасть в заповедник.

19.04

 

30.

Что это за зверь – ООПТ? Когда люди начали охранять природу?

26.04

 

31.

ООПТ. Зачем они нужны? Как их организуют?

03.05

 

32.

Состояние охраны природы в Нижегородской области. Правила поведения в лесу. Почему нельзя шуметь в лесу, разжигать костры, особенно весной и в начале лета?

10.05

 

33.

Красная Книга России и Красная книга Нижегородской области.

17.05

 

34.

Экскурсия «Охраняемые растения и животные родного края»

24.05

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планирование курса внеурочной деятельности 

«Юный исследователь» в 6 классе

«Интересные и малоизвестные загадки растений»

 

п/п

Тема урока

Дата

Корректи

ровка

Введение. Целебные травы – 6 ч.

1.

Понятие о лекарственных растениях и их значение в медицине. Фармакогнозия – наука, изучающая лекарственные растения

05.09

 

2.

Классификация лекарственных растений. Ядовитые растения

12.09

 

3.

История траволечения.

19.09

 

4.

Заготовка лекарственных растений. Правила сбора лекарственных растений. Пр.р. Знакомство с гербарными экземплярами лекарственных растений

26.09

 

5.

Доставка, сушка и хранение лекарственных растений

03.10

 

6.

Правила приготовления лекарственных препаратов в домашних условиях. Подготовка сырья

10.10

 

Раздел 1. Химия запахов – 6 ч.

7.

Химический состав лекарственных растений

17.10

 

8.

Эфирные масла, их значение для растений, животных. человека.

24.10

 

9.

Эфирные масла. Пр.р. Нахождение эфирных масел в растениях

07.11

 

10.

Хвойные растения. Пр.р. Получение «лесной воды» из хвои сосны

14.11

 

11.

Цитрусовые. Пр.р. Получение эфирного масла из гесперидия апельсина методом отжимания

21.11

 

12.

Содержание биологически активных веществ в лекарственных препаратах. Астрологическая аптечка

28.11

 

Раздел 2. Аромотерапия – 3 ч.

13.

Аромотерапия. История развития аромотерапии

05.12

 

14.

Особенности аромотерапии, дополнительные аспекты лечения, меры предосторожности, восприятие запаха. Комплексное лечение.

12.12

 

15.

Что нужно, чтобы приготовить целебные средства в домашних условиях? Какие заболевания чем и как лечить?

19.12

 

Раздел 3. Химический аспект биологических объектов – 3 ч.

16.

Химия в мире растений. «Почему ягоды облепихи остаются мягкими на морозе»? «Почему в хвойных лесах легко дышится? «Почему запасы кислорода никогда не иссякают, хотя он постоянно потребляется живыми существами, промышленностью, транспортом».

26.12

 

17.

Химия в мире растений. «Почему, нарезая лук, мы так часто плачем?». «Почему традиционно фиолетовые цветы со-травы на южном Урале имеют белый цвет?». «Зачем в городах озеленяют улицы, в парках специально высаживают деревья».

09.01

 

18.

Химия в мире растений. «Почему крапива больно жжется?». «Почему свежий разрез яблока на воздухе буреет?». «Почему образуются блуждающие огоньки на болоте?»

16.01

 

Раздел 4. Экологические факторы роста растений и

микроклимат помещений – 3 ч.

19.

Экология. Климатический фактор

23.01

 

20.

Перенесение растений из природной обстановки в искусственно созданные режимы. Акклиматизация растений. Пр.р. Определение условий для озеленения интерьеров

30.01

 

21.

Микроклимат современных общественных зданий.

Пр.р. Составление карты температурного и светового режимов

06.02

 

Раздел 5. Общие вопросы культуры растений в интерьере – 4 ч.

22.

Питательный грунт и режим полива. Компоненты природной почвы. Пр.р. Подготовка компонентов почвосмесей

13.02

 

23.

Земельные смеси. Дерновая земля. Листовая земля. Хвойная земля. Перегной. Торф. Пр.р. Составление питательных смесей

20.02

 

24.

Выращивание растений без почвы на искусственных питательных средах. Заменители садовых земель – гравий, вермикулит, керамзит, мох, торф

27.02

 

25.

Специфика борьбы с вредителями и болезнями растений

06.03

 

Раздел 6. Нетрадиционные способы выращивания растений – 9 ч.

26.

Гидропоника. Среда обитания – вода. Преимущества гидропоники. Подводные растения. Укрепление корневой системы. Удобрения

13.03

 

27.

Пр.р. Перевод растения с традиционного выращивания на гидропонику. Экскурсия на тему: «Элементы гидропоники в аквариуме»

20.03

 

28.

«Цветочное окно». Понятие цветочного окна. Виды растений для декорирования флористических витрин

03.04

 

29.

Виртуальная экскурсия в оранжерею «Декоративно-лиственные растения»

10.04

 

30.

Комнатный сад на воде. Сочетание растений. Использование ветвистых корней

17.04

 

31.

Растения в нетипичных местах. Изменение места выращивания растений в зимних условиях. Переоборудование подвала, чердака, гаража для возделывания растений.

24.04

 

32.

Эпифиты на стволе. Растения экваториальных лесов. Эпифиты. Ствол как опора и субстрат. Способ крепления эпифитов к стволу

08.05

 

33.

Растения - символы. Водосбор – цветок эльфов. Символика цветка.

15.05

 

34.

Василек – сорняк и символ небес. Биологическое значение. Применение. Символ жизни

22.05

 

 

 

 

Планирование курса внеурочной деятельности

«Юный исследователь» в 7 классе

«Физиология растений»

 

п/п

Тема урока

Дата

Корректи

ровка

Раздел 1. Введение. Роль зеленых растений в жизни человека – 4 ч.

1.

Введение. Роль зеленых растений в жизни человека

06.09

 

2.

Физиология растений и ее задачи

13.09

 

3.

Значение физиологии растений для биологии и сельского хозяйства

20.09

 

4.

Виртуальная экскурсия «Растения – ионизаторы воздуха»

27.09

 

Раздел 2. Строение и химический состав растений – 5 ч.

5.

Краткие сведения о макро- и микроскопическом строении растений. Пр.р. Микроскопическое строение листа камелии

04.10

 

6.

Химический состав растений. Пр.р. Обнаружение жира в семенах. Л.р. Цветные реакции на белки

11.10

 

7.

Запасные вещества клетки. Пр.р. Строение запасных крахмальных зерен картофеля, крахмальных зерен ячменя или пшеницы

18.10

 

8.

Пигменты, алкалоиды, дубильные вещества. Пр.р. Рассмотрение каменистых клеток рябины или груши

25.10

 

9.

Строение, изменение и рост клеточной оболочки.

08.11

 

Раздел 3. Физиология клетки – 4 ч.

10.

Цитоплазма и ее основные свойства (вязкость, движение). Пр.р. Наблюдение за движением цитоплазмы в клетках листа элодеи.

15.11

 

11.

Поступление воды в клетку. Пр.р. Наблюдение явлений плазмолиза и деплазмолиза. Пр.р. Потеря тургора под действием солевых растворов

22.11

 

12.

Микроскопическое строение клетки. Растительные ткани. Пр.р. Обнаружение лейкопластов и хромопластов

29.11

 

13.

Митоз. Пр.р. Наблюдение под микроскопом фаз митоза в корешках лука

06.12

 

Раздел 4. Процессы автотрофного питания – 4 ч.

14.

Фотосинтез как основной процесс питания зеленого растения, обуславливающий накопление органического вещества. Пр.р. Изучение необходимых условий для осуществления процесса фотосинтеза

13.12

 

15.

Хлоропласты, их строение. Хлорофилл и другие пигменты зеленого листа и их роль в процессе фотосинтеза.

20.12

 

16.

Лист как орган фотосинтеза, строение листа. Пр.р. Микроскопическое строение листа

27.12

 

17.

Космическая роль зеленых растений по К.А. Тимирязеву. Фотосинтез и урожай

10.01

 

Раздел 5. Водный режим растений – 4 ч.

18.

Значение воды в жизни растения. Поступление воды в клетку. Сосущая сила клеток. Пр.р. Значение устьиц в испарении воды листьями

17.01

 

19.

Формы воды в почве. «Плач» растений (гуттация)

24.01

 

20.

Процесс транспирации. Значение транспирации в жизни растений. Методы учета и измерения транспирации. Пр.р. Изучение методов учета транспирации.

31.01

 

21.

Водный дефицит у растений. Передвижение воды в растении. Пр.р. Значение кожицы и пробки в защите от испарения

07.02

 

Раздел 6. Корневое питание растений – 3 ч.

22.

Морфологическое строение корня. Поглощение корнем воды и минеральных солей. Пр.р. Опыт, показывающий наличие корневого давления

14.02

 

23.

Роль отдельных химических элементов в растении. Минеральные удобрения, их значение

21.02

 

24.

Правильная и неправильная подкормка комнатных растений

28.02

 

Раздел 7. Поступление азота в растения и его превращения – 2 ч.

25.

Формы азота, используемые растениями. Восстановление нитратов растениями. Роль аспарагина, глютамина и мочевины

07.03

 

26.

Насекомоядные растения. Усвоение органических форм азота. Усвоение молекулярного азота микроорганизмами. Клубеньковые бактерии. Пр.р. Изучение строения клеток с клубеньковыми бактериями под микроскопом

14.03

 

Раздел 8. Процесс дыхания – 3 ч.

27.

Методы изучения дыхания. Влияние внешних условий на дыхание.

21.03

 

28.

Роль дыхания в процессе прорастания семян. Л.р. Опыт, показывающий дыхание растений. Дыхание семян

04.04

 

29.

Типы брожения, их значение. Связь дыхания и брожения. Пр.р. Спиртовое брожение

11.04

 

Раздел 9. Рост растений – 2 ч.

30.

Внутренние условия роста растений. Роль нуклеиновых кислот в ростовых процессах. Гормоны роста. Гербициды. Пр.р. Влияние внешних условий на рост растений

18.04

 

31.

Движения у растений. Тропизмы. Токсины. Пр.р. Определение фототропизма и геотропизма у растений

25.04

 

Раздел 10. Размножение и развитие растений – 3 ч.

32.

Индивидуальное развитие растений. Этапы развития, продолжительность жизни.

02.05

 

33.

Фотопериодизм растений. Роль ростовых процессов в развитии. Роль гормонов в развитии растений

16.05

 

34.

Половое и бесполое размножение растений. Пр.р. Вегетативное размножение растений

23.05

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планирование курса внеурочной деятельности 

«Юный исследователь» в 8 классе

«Будь здоров»

 

п/п

Тема урока

Дата

Корректи

ровка

Раздел 1. Потребность быть здоровым – 8 ч.

1.

Сущность здоровья. Функции и показатели здоровья. Совершенство физическое, духовное, социальное

07.09

 

2.

Здоровье как ценность. Народные традиции и культура здорового образа жизни

14.09

 

3.

Наследственные болезни и наследственная предрасположенность к заболеваниям. Пр.р. Составление и анализ родословных

21.09

 

4.

Диагностика и лечение наследственных болезней. Предупреждение наследственных болезней.

28.09

 

5.

Болезни, зависящие от образа жизни и привычек. Пр.р. Анализ статистических данных по России, области и поселку (рождаемость, смертность, естественный прирост населения, причины смертности)

05.10

 

6.

Право на здоровье и обязанность ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Управление здоровьем.

12.10

 

7.

Физическая и духовная красота человека в русском искусстве

19.10

 

8.

Учащиеся школы о здоровье и здоровом образе жизни. Пр.р. Знакомство с методами социологических исследований (опрос, анкетирование).

26.10

 

Раздел 2. Потребность знать свой организм – 6 ч.

9.

Методы самодиагностики состояния здоровья

09.11

 

10.

Пр.р. Определение гармоничности физического развития по антропометрическим данным (измерение роста, измерение массы тела, измерение окружности грудной клетки).

16.11

 

11.

Пр.р. Определение гармоничности физического развития по антропометрическим данным (определение пропорциональности телосложения, весо-ростовой индекс).

23.11

 

12.

Пр.р. Определение гармоничности физического развития по соматическим данным (оценка гибкости позвоночника, определение плоскостопия, правильность осанки).

30.11

 

13.

Пр.р. Определение гармоничности физического развития по соматическим данным (проверка на равновесие, прыжок в длину с места, проверка координации движений).

07.12

 

14.

Прогнозирование состояния здоровья. Составление паспорта здоровья

14.12

 

Раздел 3. Потребность заботиться о здоровье – 5 ч.

15.

Знакомство с методиками оздоровления. Счастливое или ужасное завтра

21.12

 

16.

Творческая активность, здоровье и долголетие. Где взять калории радости

28.12

 

17.

Пр.р. Определение степени закаленности

11.01

 

18.

Хочешь быть здоровым – будь им. Как стать долгожителем?

18.01

 

19.

Родословное древо моей семьи

25.01

 

Раздел 4. Потребность жить в благоприятной окружающей среде – 8ч.

20.

Здоровье – основное право человека. Долгожители

01.02

 

21.

Факторы, влияющие на здоровье. Факторы риска.

08.02

 

22.

Человек среди людей.

15.02

 

23.

Культура общения и здоровье. Пр.р. Проба по Бутейко

22.02

 

24.

Стресс как реакция адаптации организма. Пр.р. Уровень здоровья, оценка состояния иммунитета

01.03

 

25.

Человек в окружающей среде. Биологические ритмы. Погода и самочувствие

15.03

 

26.

Природная среда как источник болезней. Инфекционные болезни: возбудители, пути передачи инфекции, профилактика. Эндемические неинфекционные заболевания

22.03

 

27.

Факторы окружающей среды, влияющие на здоровье. Среда жилого помещения.  Поселок, в котором хорошо всем.

05.04

 

Раздел 5. Потребность вести здоровый образ жизни – 7ч.

28.

Образ жизни. Вредные привычки и зависимости

12.04

 

29.

Зачем люди курят? Привычка – вторая натура.

19.04

 

30.

Навыки личной гигиены, двигательная активность, полезные привычки в поддержании здоровья. Пр.р. Определение состояния дыхательной системы

26.04

 

31.

Культура питания, культура движения. Идеальный вес

03.05

 

32.

Как составить рацион питания. Пр.р. Определение состояния пищеварительной системы

10.05

 

33.

Семья и здоровье. Химическая зависимость. Социальные болезни

17.05

 

34.

Здоровые потребности.

24.05

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Планирование курса внеурочной деятельности «Юный исследователь» в 5 классе «Знатоки природы» № п/п

Планирование курса внеурочной деятельности «Юный исследователь» в 5 классе «Знатоки природы» № п/п

Игра по станциям. Квест: «Какие травянистые растения на опушках и в населенных пунктах зацветают первыми» 15

Игра по станциям. Квест: «Какие травянистые растения на опушках и в населенных пунктах зацветают первыми» 15

Планирование курса внеурочной деятельности «Юный исследователь» в 6 классе «Интересные и малоизвестные загадки растений» № п/п

Планирование курса внеурочной деятельности «Юный исследователь» в 6 классе «Интересные и малоизвестные загадки растений» № п/п

Химия в мире растений. «Почему крапива больно жжется?»

Химия в мире растений. «Почему крапива больно жжется?»

Планирование курса внеурочной деятельности «Юный исследователь» в 7 классе «Физиология растений» № п/п

Планирование курса внеурочной деятельности «Юный исследователь» в 7 классе «Физиология растений» № п/п

Процесс транспирации. Значение транспирации в жизни растений

Процесс транспирации. Значение транспирации в жизни растений

Планирование курса внеурочной деятельности «Юный исследователь» в 8 классе «Будь здоров» № п/п

Планирование курса внеурочной деятельности «Юный исследователь» в 8 классе «Будь здоров» № п/п

Хочешь быть здоровым – будь им

Хочешь быть здоровым – будь им
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2023