Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Голышмановская средняя общеобразовательная школа №4»
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель МС Заместитель Руководитель МАОУ
_____/ __________ руководителя по УР «ГСОШ № 4»
Протокол № _____ от ______ / ___________ _____/ ____________
«____» _________ 2019 год «____» ___________2019г. Приказ № _______ от
«___» _______2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По ХИМИИ
9 класс
Уровень общего образования - базовый
Курочкиной Елены Юрьевны
учителя химии
Срок реализации 2019 -2020 учебный год
Количество по учебному плану: 9 класс - в год 68 часов;
Рабочую программу составила________ Курочкина Елена Юрьевна
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Химия» 9 класс.
Выпускник научится:
· характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода;
· распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород;
· характеризовать физические и химические свойства воды;
· проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;
· характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;
· раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;
· объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева;
· объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
· характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;
· составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;
· раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»;
· характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;
· определять вид химической связи в неорганических соединениях;
· изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей;
Выпускник получит возможность научиться:
· выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;
· использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;
· использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
· объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;
· критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;
· осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;
· создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
· понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.
2. Содержание учебного предмета «Химия».
Для реализации регионального проекта «Кадры для региона», направленного на раннюю профилизацию и профориентацию школьников с учетом востребованных на региональном рынке труда производств и профессий в 5-9 классах в учебных предметах «Биология», «Химия», «Информатика», «Физика», «География» предусмотрены уроки на производстве (с привлечением ресурса производственных предприятий) или виртуальные экскурсии.
Отличие нового формата работы в том, что обучающиеся пройдут на производственные предприятия для изучения конкретной темы одного или нескольких занятий по одному или, в большинстве случаев, сразу по нескольким предметам. Благодаря этому ученики не только получат необходимые знания и навыки, но увидят их практическое применение в условиях реального производства. Более того, в дальнейшем, при непосредственном участии педагога, они смогут взяться за работу над учебным проектом по решению востребованных задач конкретной отрасли, что будет способствовать росту их учебной мотивации и профессионального самоопределения.
Тема 1: Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева (8 ч)
Характеристика элемента по его положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и окисления-восстановления. Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Химическая организация живой и неживой природы. Химический состав ядра, мантии и земной коры. Химические элементы в клетках живых организмов. Макро- и микроэлементы. Обобщение сведений о химических реакциях. Классификация химических реакций по различным признакам: «число и состав реагирующих и образующихся веществ», «тепловой эффект», «направление», «изменение степеней окисления элементов, образующих реагирующие вещества», «фаза», «использование катализатора». Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Катализаторы и катализ. Ингибиторы. Антиоксиданты.
Тема 2. Металлы (20 ч)
Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей, а также в свете их положения в электрохимическом ряду напряжений металлов. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Металлы в природе. Общие способы их получения.
Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.
Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы.
Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты, фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.
Алюминий.
Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.
Железо.
Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe+2 и Fe+3 .
Важнейшие соли железа. Значение железа и его соединений для природы и народного хозяйства.
Практическая работа №1 «Осуществление цепочки
химических превращений»
Практическая работа №2. « Получение и свойства соединений металлов.»
Практическая работа №3 « Решение экспериментальных задач на
распознавание и получение соединений металлов
Тема 3. Неметаллы (28 ч)
Общая характеристика неметаллов: положение в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность (ЭО) как мера «неметалличности», ряд ЭО. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл» и «неметалл».
Водород.Положение водорода в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.
Вода.
Строение молекулы. Водородная химическая связь. Физические свойства воды. Аномалии свойств воды. Гидрофильные и гидрофобные вещества. Химические свойства воды. Круговорот воды в природе. Водоочистка. Аэрация воды. Бытовые фильтры. Минеральные воды. Дистиллированная вода, ее получение и применение.
Общая характеристика галогенов.
Строение атомов. Простые вещества и основные соединения галогенов, их свойства.
Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и йоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.
Сера.
Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Производство серной кислоты.
Азот.
Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV).
Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.
Фосфор.
Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота, фосфаты. Фосфорные удобрения.
Углерод.
Строение атома, аллотропия, свойства модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека.
Кремний.
Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.
Практическая работа №4 « Решение экспериментальных
задач по теме «Подгруппа галогенов».»
Практическая работа №5 « Решение экспериментальных задач по
теме«Подгруппа кислорода».»
Практическая работа №6 « Решение экспериментальных задач по теме
«Подгруппа углерода».»
Тема 4. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. (12 ч)
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Физический смысл порядкового номера элемента, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов.
Значение периодического закона. Виды химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ. Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; наличие
границы раздела фаз; тепловой эффект; изменение степеней окисления атомов; использование катализатора; направление протекания). Скорость химических реакций и факторы, влияющие на нее. Обратимость химических реакций и способы смещения химического равновесия.
Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды и гидроксиды (основания, кислоты, амфотерные гидроксиды), соли. Их состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации.
3.Тематическое планирование с указание количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№п/п |
Тема и тип урока |
Кол-во часов |
1 |
Характеристика химического элемента на основании его положения в Периодической системе Д. И. Менделеева |
1 |
2 |
Амфотерные оксиды и гидроксиды |
1 |
3 |
Периодический закон и Периодическая система Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома |
1 |
4 |
Химическая организация живой и неживой природы |
1 |
5 |
Понятие о скорости химической реакции Классификация химических реакций по различным основаниям |
1 |
6 |
Катализаторы |
3 |
7 |
Металлы. Сплавы |
1 |
8 |
Положение элементов-металлов в Периодической системе Д. И. Менделеева и собенности строения их атомов. |
1 |
9 |
Физические свойства металлов. |
1 |
10 |
Химические свойства металлов |
1 |
11 |
Металлы в природе. Общие способы их получения |
1 |
12 |
Решение расчетных задач с понятием массовая доля выхода продукта |
1 |
13 |
Понятие о коррозии металлов |
1 |
14 |
Щелочные металлы: общая характеристика |
1 |
15 |
Соединения щелочных металлов |
1 |
16 |
Щелочноземельные металлы: общая характеристика |
1 |
17 |
Соединения щелочноземельных металлов |
1 |
18 |
Алюминий – переходный элемент. Физические и химические свойства алюминия. Получение и применение алюминия |
1 |
19 |
Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. |
1 |
20 |
Железо – элемент VIIIгруппы побочной подгруппы. Физические и химические свойства железа. Нахождение в природе. |
1 |
21 |
Соединения железа +2,+3 их качественное определение. Генетические ряды Fe +2 и Fe +3. |
5 |
22 |
Общая характеристика неметаллов |
1 |
23 |
Общие химические свойства неметаллов. Неметаллы в природе и способы их получения |
1 |
24 |
Водород |
1 |
25 |
Вода |
1 |
26 |
Галогены: общая характеристика |
1 |
27 |
Соединения галогенов |
1 |
28 |
Получение галогенов |
2 |
29 |
Кислород |
1 |
30 |
Сера, ее физические и химические свойства |
1 |
31 |
Соединения серы. Серная кислота как электролит и ее соли |
1 |
32 |
Серная кислота как окислитель. Получение и применение серной кислоты |
2 |
33 |
Азот и его свойства |
1 |
34 |
Аммиак и его соединения. |
1 |
35 |
Соли аммония Оксиды азота |
1 |
36 |
Азотная кислота как электролит, её применение |
1 |
37 |
Азотная кислота как окислитель, её получение |
1 |
38 |
Фосфор. Соединения фосфора. Понятие о фосфорных удобрениях |
1 |
39 |
Углерод |
1 |
40 |
Оксиды углерода |
1 |
41 |
Угольная кислота и её соли. Жесткость воды и способы её устранения |
2 |
42 |
Кремний |
1 |
43 |
Соединения кремния |
1 |
44 |
Силикатная промышленность |
3 |
45 |
Периодический закон и Периодическая система Д. И. Менделеева в свете теории строения атома |
1 |
46 |
Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение Периодического закона Виды химических связей и типы кристаллических решеток. |
1 |
47 |
Классификация химических реакций по различным признакам. |
1 |
48 |
Скорость химических реакций |
1 |
49 |
Диссоциация электролитов в водных растворах. Ионные уравнения |
1 |
50 |
Окислительно – восстановительные реакции |
1 |
51 |
Классификация неорганических веществ |
1 |
52 |
Свойства неорганических веществ Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла |
2 |
53 |
Повторение изученного материала. Решение задач. |
3 |
|
Итого |
68с |
Приложение
Календарно – тематическое планирование
№п/п |
Тема и тип урока |
Кол-во часов |
Дата |
Домашнее задание |
Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. (8 ч.) |
||||
1. |
Характеристика химического элемента на основании его положения в Периодической системе Д. И. Менделеева |
1 |
|
П: 1 стр.3 Упр.1-3 |
2. |
Амфотерные оксиды и гидроксиды |
1 |
|
П:2 стр. 10 Упр. 2-4 |
3. |
Периодический закон и Периодическая система Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома |
1 |
|
П: 3 стр. 13 Упр.4,6,8 |
4. |
Химическая организация живой и неживой природы В.Э. Водоочистные г. Ишима |
1 |
|
П:4 стр.24 Упр. 3,4,6 |
5. |
Понятие о скорости химической реакции Классификация химических реакций по различным основаниям |
1 |
|
П:5 стр. 30 Упр.4,7,8 |
6. |
Катализаторы |
1 |
|
П:6 стр.39 Упр. 3,4,5 |
7. |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Введение» |
1 |
|
Работа по карточкам |
8. |
Контрольная работа№1 по теме «Введение» |
1 |
|
Повторить формулы |
Тема 2. Металлы (20 ч.) |
||||
9. |
Анализ кон.раб. Металлы.Сплавы
|
1 |
|
П:7 стр.46 Упр.1,5,6 П:10 стр.62 Упр.2,4 |
10 |
Положение элементов-металлов в Периодической системе Д. И. Менделеева и собенности строения их атомов. |
1 |
|
П:8 стр.52 Упр.2,3 |
11 |
Физические свойства металлов. |
1 |
|
П:9 стр.56 Упр.1-4 |
12. |
Химические свойства металлов |
1 |
|
П:11 стр.69 Упр.2,5,7 |
13. |
Металлы в природе. Общие способы их получения |
1 |
|
П:12 стр.74 Упр.5,6 |
14. |
Решение расчетных задач с понятием массовая доля выхода продукта |
1 |
|
Работа по карточкам |
15. |
Понятие о коррозии металлов |
1 |
|
П:13 стр.81 Упр.5,6 |
16. |
Щелочные металлы: общая характеристика |
1 |
|
П:14 стр.86 Упр.1,2 |
17. |
Соединения щелочных металлов |
1 |
|
П:14 стр.86 Упр.3,5 |
18. |
Щелочноземельные металлы: общая характеристика |
1 |
|
П:15 стр.96 Упр.1,4 |
19. |
Соединения щелочноземельных металлов |
1 |
|
П:15 стр. 96 Упр.4,5 |
20. |
Алюминий – переходный элемент. Физические и химические свойства алюминия. Получение и применение алюминия |
1 |
|
П:16 стр.107 Упр.5,7 |
21. |
Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. |
1 |
|
П:16 стр.107 Упр.6,8 |
22. |
Железо – элемент VIIIгруппы побочной подгруппы. Физические и химические свойства железа. Нахождение в природе. В.Э. Металлургический завод г. Тюмень |
1 |
|
П:17 стр.116 Упр.1,2 |
23. |
Соединения железа +2,+3 их качественное определение. Генетические ряды Fe +2 и Fe +3. |
1 |
|
П:17 стр.116 Упр.4,6 |
24. |
Практическая работа №1 Осуществление цепочки химических превращений |
1 |
|
Работа по карточкам |
25. |
Практическая работа №2 Получение и свойства соединений металлов |
1 |
|
Работа по карточкам |
26. |
Практическая работа №3 Решение экспериментальных задач на распознавание и получение соединений металлов |
1 |
|
Работа по карточкам |
27. |
Обобщение знаний по теме «Металлы» |
1 |
|
Работа по карточкам |
28. |
Контрольная работа №2 по теме «Металлы» |
1 |
|
Повторить формулы |
Тема 3. Неметаллы (28 ч.) |
||||
29. |
Анализ кон.раб. Общая характеристика неметаллов В.Э. ПАО «Сибур Холдинг» г. Тобольск |
1 |
|
П:18 стр.129 Упр.2,3,4 |
30. |
Общие химические свойства неметаллов. Неметаллы в природе и способы их получения |
1 |
|
П:18 стр. 129 Упр.5,6 |
31. |
Водород |
1 |
|
П:19 стр. 136 Упр. 3,4,5 |
32. |
Вода |
1 |
|
П:20,21 стр.143 Упр.1-5 |
33. |
Галогены: общая характеристика |
1 |
|
П:22 стр. 159 Упр.1,5,6 |
34. |
Соединения галогенов |
1 |
|
П:23 стр.167 Упр.3,4 |
35. |
Получение галогенов |
1 |
|
П:24 стр.173 Упр.1,2 |
36. |
Практическая работа №4 Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа галогенов» |
1 |
|
Работа по карточкам |
37. |
Кислород |
1 |
|
П:25 стр. 180 Упр.1,2,8 |
38. |
Сера, ее физичекие и химические свойства |
1 |
|
П:26 стр.188 Упр.1,3 |
39. |
Соединения серы. Серная кислота как электролит и ее соли |
1 |
|
П:27 стр.195 Упр.2,5 |
40. |
Серная кислота как окислитель. Получение и применение серной кислоты |
1 |
|
П:27 стр. 195 Упр. 6,7,8 |
41. |
Практическая работа №5 Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода» |
1 |
|
Работа по карточкам |
42. |
Азот и его свойства |
1 |
|
П:28 стр. 204 Упр.2,3,4 |
43. |
Аммиак и его соединения. |
1 |
|
П:29 стр.210 Упр.7,8 |
44. |
Соли аммония Оксиды азота |
1 |
|
П:30 стр.216 Упр.1,4,5 |
45. |
Азотная кислота как электролит, её применение |
1 |
|
П:31 стр.220 Упр.2,6 |
46. |
Азотная кислота как окислитель, её получение |
1 |
|
П:31 стр.220 Упр. 4,7 |
47. |
Фосфор. Соединения фосфора. Понятие о фосфорных удобрениях |
1 |
|
П:32 стр.225 2,5,6 |
48. |
Углерод |
1 |
|
П:33 стр.232 Упр.5,6,8 |
49. |
Оксиды углерода |
1 |
|
П:34 стр.242 Упр.1,3,5 |
50. |
Угольная кислота и её соли. Жесткость воды и способы её устранения |
1 |
|
П:34 стр.242 Упр.6,7 |
51 |
Практическая работа №6 Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа углерода |
1 |
|
Работа по карточкам |
52. |
Кремний |
1 |
|
П:35 стр.249 Упр. 1,3 |
53. |
Соединения кремния |
1 |
|
П:35 стр.249 Упр. 2,4 |
54. |
Силикатная промышленность |
1 |
|
Сообщения |
55. |
Обобщение по теме «Неметаллы» |
1 |
|
Работа по карточкам |
56. |
Контрольная работа №3 по теме «Неметаллы» |
1 |
|
Повторить формулы |
Тема 4. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. (12 ч.) |
||||
57. |
Анализ кон.раб. Периодический закон и Периодическая система Д. И. Менделеева в свете теории строения атома |
1 |
|
П:36 стр.267 |
58. |
Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение Периодического закона Виды химических связей и типы кристаллических решеток. |
1 |
|
П:37 стр. 272 |
59. |
Классификация химических реакций по различным признакам. |
1 |
|
П:38 стр.279 |
60. |
Скорость химических реакций |
1 |
|
П:38 стр.279 |
61. |
Диссоциация электролитов в водных растворах. Ионные уравнения |
1 |
|
П:39 стр.284 |
62. |
Окислительно – восстановительные реакции |
1 |
|
П:40 стр.289 |
63. |
Классификация неорганических веществ |
1 |
|
П:41 стр.296 |
64. |
Свойства неорганических веществ Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла |
1 |
|
П:42 стр.305 |
65. |
Итоговая контрольная работа за курс 9 класса |
1 |
|
Повторить формулы |
66. |
Анализ кон. Раб. Решение ГИА |
1 |
|
Работа по карточкам |
67 - 68 |
Повторение изученного материала. Решение задач. |
2 |
|
Работа по карточкам |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.