Рабочая программа
к учебнику Петерсон Л.Г., Дорофеев Г.В. «Математика»,
части 1,2,3 6 класс, 2011 год.
Пояснительная записка.
Тематическое планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы по математике основного общего образования, федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2007-2008 учебный год, с учетом требований к оснащению общеобразовательного процесса, в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования, авторского тематического планирования учебного материала, базисного учебного плана 2012 года.
Цели и задачи обучения.
Изучение математики в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
- освоение овладеть системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- начать формирование представлений об идеях и методах математики, как универсального языка науки и техники, средство моделирования линий и процессов;
- продолжить воспитание культуры личности, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
В ходе преподавания математики в 6 классе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обратить внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
- работы с математическими моделями, приемами их построения и исследования;
- методами исследования реального мира, умения действовать в нестандартных ситуациях;
- решения разнообразных классов задач из различных разделов курса;
- исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использование различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой;
- проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
- поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использование информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Место предмета в базисном учебном плане.
Согласно федеральному базисному учебному плану, на изучение математики в 6-х классах отводится не менее 170 часов, из расчета 5 часов в неделю.
Тематическое планирование
учебного материала
(5 часов в неделю, всего 170 ч.)
1. Язык и логика (15 ч), из них контрольные работы 1 час.
Понятие отрицания. Противоречие. Отрицание общих высказываний. Способы выражения отрицания общих высказываний и высказываний о существовании в естественном языке.
Переменная. Выражения с переменными. Предложения с переменными. Переменная и кванторы. Отрицание утверждений с кванторами.
2. Числа и действия с ними (13 ч), из них контрольные работы 1 ч.
Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями. Задачи на движение по реке.
Среднее арифметическое.
3. Проценты (18ч), из них контрольные работы 1 ч.
Понятие о проценте. Задачи на проценты. Простой процентный рост. Сложный процентный рост.
4. Отношения и пропорции. Пропорциональные величины (26 ч), из них контрольные работы 2 ч.
Понятие отношения. Связь понятия отношения со сравнением «больше (меньше) в … раз». Отношения величин и чисел. Процентное отношение.
Масштаб. Понятие пропорции. Крайние и средние члены пропорции. Основное свойство пропорции. Нахождение неизвестного члена пропорции. Свойства и преобразование пропорции.
Зависимости между величинами. Прямая и обратная пропорциональность. Графики прямой и обратной пропорциональности.
Решение задач с помощью пропорций. Пропорциональное деление.
5. Рациональные числа (30 ч), из них контрольные работы 2 ч.
Отрицательные числа. Целые и рациональные числа. Совпадение понятий «натуральное число» и положительное целое число. Координатная прямая. Изображение чисел на координатной прямой.
Сравнение рациональных чисел. Модуль рационального числа. Геометрический смысл модуля. Арифметические действия с рациональными числами. Сложения и вычитание чисел и движения по координатной прямой. Алгебраическая сумма. О системах счисления.
6. Решение уравнений (22ч), из них контрольные работы 1 ч.
Раскрытие скобок. Коэффициент. Подобные слагаемые.
Уравнение как предложение с одной или несколькими переменными. Корень уравнений. Множество корней.
Основные методы решения уравнений; метод проб и ошибок, метод перебора, равносильные преобразованию.
Решение уравнений. Решение задач методом уравнения.
Координатная плоскость. Функциональная зависимость величин.
7. Логическое следование (6 ч).
Понятие логического следования. Отрицание следования. Обратное утверждение. Следование и равносильность. Следование и свойства предметов.
8. Геометрические фигуры на плоскости и в пространстве (32 ч), из них контрольные работы – 1 час.
Из истории геометрии. Рисунки и определения геометрических понятий. Неопределяемые понятия.
Свойства геометрических фигур. Классификация фигур по свойствам.
Геометрические инструменты. Построения циркулем и линейкой. Простейшие задачи на построение. Замечательные точки в треугольнике.
Геометрические тела и их изображение. Многогранники. Тела вращения.
Геометрические величины и их измерения.
Красота и симметрия. Преобразование плоскости.
Правильные многоугольники. Правильные многогранники.
9. Повторение (8 ч.), из них контрольные работы – 1 час.
Примерное распределении часов по пунктам учебника и темам
(170 ч при 5 ч в неделю)
№ урока |
Тема |
Количество уроков |
1. Язык и логика. |
15 |
|
1-2 |
Понятие отрицания. Ср №1. |
2 |
3-4 |
Отрицание общих высказываний. Ср №2. |
2 |
5 |
Отрицание высказываний о существовании. Ср №3. |
1 |
6-7 |
Переменная. Выражения с переменными. |
2 |
8-9 |
Предложения с переменными. Ср №4. |
2 |
10-11 |
Переменная и кванторы. |
2 |
12-13 |
Отрицание утверждений с кванторами. Ср №5. |
2 |
14 |
Задачи для самопроверки. |
1 |
15 |
Контрольная работа №1. |
1 |
2. Числа и действия с ними. |
13 |
|
16-20 |
Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями. Ср №6. |
5 |
21-23 |
Задачи на движение. Ср №7. |
3 |
24-26 |
Среднее арифметическое. Ср №8. |
3 |
27 |
Задачи для самопроверки. |
1 |
28 |
Контрольная работа №2. |
1 |
3. Проценты. |
18 |
|
29-30 |
Понятие о проценте. |
2 |
31-37 |
Задачи на проценты. Ср №9, ср №10. |
7 |
38 |
Задачи для самопроверки. |
1 |
39 |
Контрольная работа №3. |
1 |
40-42 |
Резерв |
3 |
43-44 |
Простой процентный рост. |
2 |
45-46 |
Сложный процентный рост. Ср №11. |
2 |
4. Отношения и пропорции пропорциональные величины. |
26 |
|
47-48 |
Понятие отношения. Ср №12. |
2 |
49-50 |
Масштаб. Ср №13. |
2 |
51-53 |
Понятие пропорции. Основное свойство пропорции. |
3 |
54-56 |
Свойства и преобразование пропорций. Ср №14. |
3 |
57 |
Задачи для самопроверки. |
1 |
58 |
Контрольная работа №4. |
1 |
59 |
Зависимости между величинами. |
1 |
60-61 |
Прямая и обратная пропорциональности. Ср №15. |
2 |
62-64 |
Графики прямой и обратной пропорциональности. Ср №16. |
3 |
65-67 |
Решение задач с помощью пропорций. Ср №17. |
3 |
68-70 |
Пропорциональное деление. Ср №18. |
3 |
71 |
Задачи для самопроверки. |
1 |
72 |
Контрольная работа №5. |
1 |
5. Рациональные числа. |
30 |
|
73-74 |
Положительные и отрицательные числа. Ср №19. |
2 |
75-77 |
Противоположные числа и модуль. Ср №20. |
3 |
78 |
Резерв |
1 |
79-81 |
Сравнение рациональных чисел. Ср №21. |
3 |
82-86 |
Сложение рациональных чисел. Ср №22. |
5 |
87 |
Задачи для самопроверки. |
1 |
88 |
Контрольная работа №6. |
1 |
89-92 |
Вычитание рациональных чисел. Ср №23. |
4 |
93-95 |
Умножение рациональных чисел. Ср №24. |
3 |
96-98 |
Деление рациональных чисел. Ср №25. |
3 |
99 |
Какие числа мы знаем. |
1 |
100 |
О системах счисления. |
1 |
101 |
Задачи для самопроверки. |
1 |
102 |
Контрольная работа №7. |
1 |
6. Решение уравнений. |
22 |
|
103-105 |
Раскрытие скобок. Ср №26. |
3 |
106 |
Коэффициент. |
1 |
107-108 |
Подобные слагаемые. Ср №27. |
2 |
109 |
Понятие уравнения. |
1 |
110-112 |
Решение уравнений. Ср №28. |
3 |
113-117 |
Решение задач методом уравнений. Ср №29. |
5 |
118-120 |
Координатная плоскость. |
3 |
121-122 |
Графики зависимостей величин. Ср №30. |
2 |
123 |
Задачи для самопроверки. |
1 |
124 |
Контрольная работа №8. |
1 |
7. Логическое следование. |
6 |
|
125 |
Понятие логического следования. |
1 |
126 |
Отрицание следования. |
1 |
127-128 |
Обратное утверждение. |
2 |
129 |
Следование и равносильность. |
1 |
130 |
Следование и свойства предметов. Ср №31. |
1 |
8. Геометрические фигуры на плоскости и в пространстве. |
32 |
|
131-132 |
Рисунки и определения геометрических понятий. |
2 |
133-134 |
Свойства геометрических фигур. |
2 |
135-140 |
Задачи на построение. Замечательные точки в треугольнике. Ср №26. |
6 |
141-142 |
Геометрические тела и их изображение. |
2 |
143-144 |
Многогранники. |
2 |
145-146 |
Тела вращения. Ср №33. |
2 |
147-149 |
Измерение величин. Длина, площадь, объем. Ср №34. |
3 |
150-152 |
Измерение углов. Транспортир. Ср №35. |
3 |
153 |
Задачи для самопроверки. |
1 |
154 |
Контрольные работа №9. |
1 |
155-156 |
Красота и симметрия. |
2 |
157-159 |
Преобразования плоскости. |
3 |
160-161 |
Правильные многоугольники. Ср №36. |
2 |
162 |
Правильные многогранники. |
1 |
9.Повторение |
8 |
|
163-166 |
Повторение |
4 |
167-168 |
Итоговая контрольная работа |
2 |
169 |
Итоговый урок |
1 |
170 |
Как мы рассуждаем. Доказательства в алгебре и геометрии |
1 |
Требование к уровню подготовки шестиклассников.
В результате изучения математики ученик должен:
Арифметика
Уметь:
- выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначными знаменательными числителем;
- переходить от одной формы записи чисел к другой, представляет десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты – в виде дроби и дробь – в виде процентов;
- выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные числа, находить значения числовых выражений;
- округлять целые и десятичные дроби, выполнять оценку числовых выражений;
- пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
- решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами.
Использовать приобретенные знаний и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- решения несложные практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора;
- устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
- интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанные с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Алгебра
Уметь :- переводить условия задачи на минимальный язык;
- использовать методы работы с математическими моделями;
- осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;
- изображать числа точками на координатной прямой;
- определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами.
Геометрия
Уметь:
- распознавать отрезок, луч, прямую, угол, виды углов, параллелепипед, куб, цилиндр, конус, пирамиду, шар.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- решение несложных геометрических задач, связанных с нахождением изученных геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Элементы логики.
Уметь
- использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для распознавания логически неверных утверждений, анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм таблиц.
Литература
1. «Школа 2000». Математика 5-6 класс. Методические материалы к учебникам Г.В.Дорофеева, Л.Г.Петерсон. // Составитель Л.Г.Петерсон. – М.: УМЦ «Школа 2000», 2003.
2. Методические материалы к новому учебнику для 6 класса. // «Математика в школе», 2000. № 7.
3. Петерсон Л.Г., Дорофеев Г.В. Математика. Ч.1,2,3, 6 класс. 2011г.
4. М. А. Кубышева «Сборник самостоятельных и контрольных работ» -
М.: «Школа 2000…», 2007.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.