Планирование внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО
для учащихся с ОВЗ
Одной из приоритетных задач обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является создание условий для успешной социализации. Реализация данной задачи невозможна без использования системы внеурочных занятий.
Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения АООП НОО учащихся с ОВЗ. Внеурочная деятельность объединяет все, кроме учебной, виды деятельности учащихся, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Внеурочная деятельность способствует социальной интеграции учащихся путем организации и проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность учащихся разных категорий (с ОВЗ и без таковых). Виды совместной внеурочной деятельности подбираются с учетом возможностей и интересов как учащихся с ОВЗ, так и обычно развивающихся сверстников.
Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей учащихся с ОВЗ, организации их свободного времени.
Основными целями внеурочной деятельности являются
1. создание условий для достижения учащимся необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей,
2. создание условий для всестороннего развития и социализации каждого учащегося с ОВЗ,
3. создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время.
Основные задачи:
1. коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития учащихся с ОВЗ с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
2. развитие активности, самостоятельности и независимости в повседневной жизни;
3. развитие возможных избирательных способностей и интересов учащегося в разных видах деятельности;
4. формирование основ нравственного самосознания личности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя,
5. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
6. развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
7. расширение представлений учащегося о мире и о себе, его социального опыта;
8. формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
9. формирование умений, навыков социального общения людей;
10. расширение круга общения, выход учащегося за пределы семьи и Школы;
11. развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
12. укрепление доверия к другим людям;
13. развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.
Работа по вовлечению младших школьников во внеурочную деятельность осуществляется через организацию занятий в объединениях дополнительного образования, через организацию занятий учителями, педагогом-психологом, учителем-логопедом, социальным педагогом, старшей вожатой, библиотекарем в режиме группы продлённого дня.
Общешкольные дела включены в План воспитательной работы класса, являются компонентом внеурочной деятельности, реализуются через традиционные мероприятия. Подготовка к участию и участие в мероприятиях школы позволяют ребенку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития. Участие ребенка в делах Школы осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями.
Учебный план включает для каждого класса не более 10 часов внеурочной деятельности в неделю, позволяющей классному руководителю осуществлять воспитательную работу с детьми в различных направлениях:
- духовнонравственное
- социальное
- общеинтеллектуальное
- общекультурное
- спортивнооздоровительное
Внеурочная деятельность организуется в таких формах как индивидуальные и групповые занятия, экскурсии, кружки, секции, соревнования, общественно полезные практики и других.
Обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО, является коррекционно-развивающая область. Содержание коррекционно-развивающей области представлено коррекционно-развивающими занятиями:
- педагогическая коррекция
- логопедические занятия
- психо-коррекционые занятия (курсы «Развитие психомоторики и сенсорных процессов», «Групповая психологическая коррекция»)
В соответствии с учебным планом на педагогическую, логопедическую и психологическую коррекцию отводится по два часа в неделю. Еще одним обязательным для учащихся занятием является ритмика.
Далее детям и их родителям предлагается выбрать занятия, исходя из собственных интересов и склонностей.
Давайте остановимся на каждом направлении.
Духовно-нравственное направление развития личности осуществляется через участие в работе объединения дополнительного образования «Родничок».
Целью его работы является: формирование представлений и развитие духовно-нравственных ценностей; освоение первых социокультурных категорий: слово, образ, книга; развитие целостного восприятия, способности слышать слово, видеть образ, чувствовать окружающий мир.
Социальное направление реализуется через занятия клубного часа по программе «Мой мир», а также через деятельность отряда Юных инспекторов движения.
Программа «Мой мир» ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения нравственных норм и правил поведения, что обусловлено проблемами вхождения ребенка в социальную среду, усвоения социального опыта, что крайне актуально для учащихся с ОВЗ. Программа реализуется в течении 5 лет.
Деятельность отряда Юных инспекторов движения регламентируется программой дополнительного образования «Юный инспектор движения», которая рассчитана на 2 года. Программа базируется на системном подходе к решению проблемы профилактики дорожно-транспортного травматизма.
Общекультурное направление представлено клубным часом в режиме ГПД по программе «Этика: азбука добра», а также работой объединений дополнительного образования «Весёлые нотки», «Яркий мир».
Программа «Этика: азбука добра» рассчитана на 5 лет, ориентирована на работу с младшими школьниками и направлена на его социокультурную адаптацию. Целью программы является формирование основ этического и этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта.
Поддерживать у ребят творческую активность, прививать учащимся через искусство чувство прекрасного помогают занятия в кружках «Веселые нотки» и «Яркий мир». Программа каждого объединения рассчитана на 2 года.
Общеинтеллектуальное направление представлено клубной деятельностью по программам: «Информатика», «Речевое развитие», «Занимательная математика».
Повышение уровня речевого развития учащихся является одной из важнейших социально-педагогических проблем в работе с детьми с ОВЗ. На занятиях клубного часа по программе «Речевое развитие» ребята учатся воспринимать речь других людей и выражать собственные мысли и чувства в соответствии с речевой ситуацией. Программа рассчитана на 5 лет.
Курс «Занимательная математика», расширяет математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий. Программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников. Она рассчитана на 3 года.
В современном мире компьютер, телефон или планшет является неотъемлемой частью нашей жизни и жизни ребенка в том числе. Подрастая, он все больше ими интересуется. Ребенок получает огромный поток информации, но в силу своих особенностей не всегда может с ним справится. Поэтому мы предлагаем для изучения курс «Информатика». Важнейшей целью-ориентиром изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, в частности приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности.
Спортивно-оздоровительное направление организуется через клубный час по программе «Разговор о здоровье», а также занятия в объединениях дополнительного образования «Турист».
Программа «Разговор о здоровье» направлена на достижение общих целей воспитания младших школьников — формирование в процессе внеурочной деятельности мировоззренческо-ценностных ориентиров на здоровье, здоровый образ жизни и устойчивые модели поведения в социальной среде и реализуется в течении 5 лет.
Главная задача программы детского объединения «Юные туристы» - удовлетворить естественную потребность учащихся в непосредственном познание мира, своего края, показать, как он прекрасен, воспитывать активную любовь к нему. Программа рассчитана на 2 года обучения. Мы предлагаем ее для изучения начиная с 3 класса.
Кроме того, развитию личности обучающихся по всем пяти направлениям призваны способствовать еженедельные тематические классные часы и мероприятия, организуемые и проводимые классными руководителями и педагогическим коллективом школы, в том числе на базе учреждений культуры, спорта, детского клуба по мету жительства «Каравелла».
В данный момент проходит апробация системы мониторинга внеурочной деятельности.
Название курса, кружка, занятия |
Классы |
||||
1 доп |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Духовно-нравственное направление |
|||||
«Родничок» |
1 |
1 |
|
|
|
Социальное направление |
|||||
«Мой мир» |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
ЮИД |
|
|
|
1 |
1 |
Общекультурное направление |
|||||
«Этика: азбука добра» |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
«Весёлые нотки» |
|
1 |
1 |
|
|
«Яркий мир» |
|
|
|
1 |
1 |
Общеинтеллектуальное направление |
|||||
«Речевое развитие» |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
«Занимательная математика» |
1 |
1 |
1 |
|
|
«Информатика» |
|
|
|
1 |
1 |
Спортивно-оздоровительное направление |
|||||
«Разговор о здоровье» |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
«Турист» |
|
|
|
1 |
1 |
Коррекционно-развивающая область |
|||||
Педагогическая коррекция |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Логопедические занятия |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Психо-коррекционные занятия
(курс «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»,
курс «Групповая психологическая коррекция») |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
«Ритмика» |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.