Содержание, объем, время и способы ииспользования знаний из других предметов можно определить только на основе планирования. Для этого необходимо тщательное изучение рекоменндаций, данных учебными программами в разделах «Межпредметные связи» по каждой учебной теме курса, а также изучение учебных планов и материала учебников смежных предметов.
ПЛАНИРОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ.
Содержание, объем, время и способы ииспользования знаний из других
предметов можно определить только на основе планирования. Для этого
необходимо тщательное изучение рекоменндаций, данных учебными
программами в разделах «Межпредметные связи» по каждой учебной теме
курса, а также изучение учебных планов и материала учебников смежных
предметов.
В практике обучения сложились четыре основных способа
планирования межпредметных связей сетевое, курсовое, тематическое и
поурочное.
Сетевое планирование. Оно осущетвляется завуем или
председателем методиеской или предметной комиссии по определенному
циклу, группе предметов. Сетевое планирование имеет форму графика или
планакарты, которые выявляют основные связи разных учебных тем смежных
курсов, показывают узловые темы с наибольшим числом связей с другими
предметами. Сетевой график представляет собой модель учебного процесса,
которая ограждает содержание и объем учебной деятельности учащихся в
определенные отрезки времени и с учетом межпредметных связей.
Учебные недели
На рисунке указаны последовательность тем разлиных курсов и наличие
связей в иих содержании. Двойным кружком обознаенны узловые темы,
имеющие наибольшее число связей с другими предметами (математика,
физика, химия).
Такая модель наглядно показывает логику построения смежных
учебнных предметов, их взаимосвязи, наиболее важные, узловые темы,
временные связи в изучении зависящих друг от друга вопросов и т.п. Модель в
виде сетевого графика является важнным средством управления учебным
процессом. На ее основе руководители школы могут внести коррективы в
расписание, проконтролировать своевременность прохождения особо важных
учебных тем. Посещение уроков по узловым темам, связывающим знанияучащихся по ннескольким предметам, дает возможность руководителю школы
увидеть предшествующую работу других учителей, усвоение учащимися
нужных понятий, зарание спланировать и сократить общее количество
посещений уроков.
Дополнением к сетевому графику служит планкарта, в которой
отражается не только последовательность изучения учебных тем, но и
комплекс развиваемых понятий в смежных предметах.
Сетевое планирование дает общую канву межпредметных связей в
цикле учебных предметов, но недостаточно организует активную
познавательную деятельность учащихся. Необходимо планирование методов и
форм организации обучения при осуществлении межпредметных связей.
Этому способствуют другие способы планирования.
Курсовое планирование. Планиравание межпредметных связей
внутри учебного курса может осуществляться учителем или методистом. При
этом могут существовать разные подходы к анализу межпредметных связей. В
своей работе мы опирались на тематический подход,
на
последовательнный анализ межпредметных связей от одной учебной темы к
другой.
т.е.
Межпредметные связи рекоменндуется использовать в сочетании с
вннутрипредметными связями. Наличие курсового плана позволяет учителю
заранее изучить необходимое для каждой последующей учебной темы
содержание смежных курсов, вовремя дать учащимся домашние задания на
повторение опорнных знаний из других предметов. При использовании
курсового плана возможно заранее спланировать консультации и посещения
уроков учителей других предметов, подобрать необходимую методическую
литературу по межпредметным связям в каждой учебной теме.
В нешей практике использовался и проблемный подход к курсовому
планированию межпредметных связей. При этом выделялась общая для всего
курса учебная проблема мировоззренческого характера. Она позволяла
систематизировать знания из разных предметов под углом зрения
определенной идеи, которая объединяла все учебные темы курса.
Разновидностью проблемного подхода является планирование в курсе
межпредметных связей с целью развития ведущих научных понятий. В
качестве примера приведем планирование в курсе математики в целях
развития ведущих математических понятий. При таком планнировании
учитель ориентируется на установление главнным образом понятийных
межпредметных связей. Это важно для развития математиеского мышления.
Но такая работа должна иметь вспомогательный характер. Нельзя упускать из
виду все многообразие межпредметных связей в процессе обучения, которые
лишь в совокупности обеспечивают формирование целостной системывзглядов на мир и мировоззрения школьников. Поэтому важно сочетать и
разные подходы к планированию межпредметных связей при изучении
учебного курса.
На основе курсового планирования необходимо провести тематическое
планирование межпредметных связей, особенно в узловых учебных целях.
Тематическое планирование. В тематическом плане должна быть
отражена логическая структура учебного материала уроков, опорные знания
из других курсов и перспективные связи. Составляя тематический план,
учитель наглядно видит, для чего, с какой познавательной целью на
отдельнных уроках необходимо использовать те или иные задания из других
курсов: в одних случаях создается опора для введения новых понятий, в
других объясняются причинноследственные связи в изучаемых явлениях, в
третьих конкретизируются общие идеи или доказываются выводы, новые
теоретическиие положения и т.п. В зависимости от позннавательных целей
использования межпредметных связей отбираются методы и приемы их
осуществления, формулируются вопросы и задания для учащихся.
Общая схема тематического планирования межпредметных связей
может быть представлена в форме таблицы.
Тема «...................» Класс «................»
Темы и
даты
уроков
Основные
предметные
понятия и
умения
Связь с другими
предметами
Смеж
ные
понят
ия
Умения
Факт
ы
Методы
Наглядны
е пособия
Задания
по
и
приемы
обучен
ия
предмету
и
межпредм
етные
Данная форма может быть изменена учителем в зависимости от
конкретных условий установления межпредметных связей в обучении. Такое
планирование создавало у учителя общее представление о том, какие знания ииз каких предметов необходимо учащимся повторить к каждому уроку, какие
понятия и знания из других предметов следует привлечь к раскрытию
основных понятий учебной темы и какие мировоззренческие идеи будут
развиваться на основе межпредметных связей. Знания из разных предметов
помогали поднять обобщение учебного материала темы на мировоззренческий
уровень.
Такое планирование учитывает многообразие видов межпредметных
связей и позволяет выделить основные направления активизации
познавательной деятельнности учащихся в процессе изучения учебной темы. В
целях эффективной организации учебнопознавательной деятельности
учеников по осуществлению межпредметных связей полезно спланировать их
систему на каждом уроке учебной темы.
Поурочное планирование.
Конкретизация использования
межпредметнных связей в процессе обучения достигается с помощью
поурочного планирования. Поурочный планразработка показывает, когда, на
каком этапе урока и как, какими способами включаются знания из других
курсов в изучение нового или закрепление учебного материала. Особенно
необходима тщательная разработка обобщающего урока с межпредметными
связями. Выделение таких уроков производится на основе тематического
планирования.
Положительные стороны данной разработки это формулировка цели и
задач урока с учетом межпредметных связей; формулировка конкретных
вопросов к учащимся, требующих воспроизведения и применнения знаний по
физике; определение понятий; наличие мировоззреческого вывода,
обобщающего факты и законы математики и физики; включение в домашнее
задание вопросов межпредметного содержания.
Составляя поурочнные планы, учителю важно знать, что уччащиеся уже
освоили из необходимых опорных знаний на уроках по другим предметам,
согласовать с учителями смежных предметов постановку вопросов и заданий,
чтобы избежать дублирования и достигнуть развития общих идей и понятий,
их углубление и обогащения. Этому помогает взаимопосещение уроков и
изучение составляемых коллегами планов реализации межпредметных связей.
Планы могут быть обсуждены на методических комиссиях по циклам
предметов, согласованы с завучем школы. Обсуждение планов позволяет
предупредить ошибки в использовании знаний из других предметов, устранить
нетоности в формулировке вопросов, в трактовке понятий смежных курсов,
определить единые подходы в объяснении сущности изучаемых процессов и
явлений, избрать наиболее рациональные методы обучения.
Таким образом, планирование составляет необходимое и существенное звено
подготовки учителя к эффективному осуществлению межпредметных связей
и является одним из средств их реализации в практике обучения школьников.