Рабочая программа по информатике в 10 классе составлена на основе примерной программы по информатике (базовый уровень). Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).
Каждая тема рабочей программы предусматривает определенное количество часов теоретического материала и выполнение практических работах, с учетом обязательных работ Примерной программы курса «Информатика» среднего общего образования на базовом уровне.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4 имени В. Бурова
Рассмотрено Согласовано Утверждаю:
На ШМО учителей Дата Директор школы:
математики Подпись Н.В. Ямщикова__________
Протокол №__________ Приказ № ______________
От ___________2016 г. От _____________2016 г.
Рабочая учебная программа
по информатике и ИКТ
10 класса средней общеобразовательной школы
Срок реализации программы – 1 год
Разработана на основе авторской программы Семакин И.Г. с учетом
примерной программы по информатике и информационным технологиям
(базовый уровень).
Программу составила: Забелина Мария Владимировна
г. Бежецк
2016 2017 уч. г.Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике в 10 классе составлена на основе
примерной программы по информатике (базовый уровень). Программа
рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).
Каждая тема рабочей программы предусматривает определенное
количество часов теоретического материала и выполнение практических
работах, с учетом обязательных работ Примерной программы курса
«Информатика» среднего общего образования на базовом уровне.
Для достижения прочных навыков работы на компьютере учащиеся
согласно календарнотематического планирования выполняют практические
При изучении предмета
работы с использованием компьютера.
«Информатика» предполагается проведение практических работ,
направленных на отработку отдельных технологических приемов, а также
практикума – интегрированных практических работ (проектов),
ориентированных на получение целостного содержательного результата. При
выполнении работ практикума предполагается использование материала и
заданий из других предметных областей. Объемные практические работы
рассчитаны на несколько учебных часов. Практические работы включают
не требующий использования средств
подготовительный этап,
информационных и коммуникационных технологий, а также включают
проектную деятельность.
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе
на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики
роль
в формирование современной научной картины мира,
2информационных процессов в обществе, биологических и технических
системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать
информационные модели реальных объектов и процессов, используя
при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) в
том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей путем освоения и использования методов информатики и
средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и
правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в
индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе
проектной деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
Тема 1. Введение. Структура информатики
ПРЕДМЕТА
Учащиеся должны знать:
в чем состоят цели и задачи изучения курса в 1011 классах;
из каких частей состоит предметная область информатики.
•
•
Тема 2. Информация. Представление информации
Учащиеся должны знать:
•
•
три философские концепции информации;
понятие информации в частных науках: нейрофизиологии,
генетике, кибернетике, теории информации;
что такое язык представления информации; какие бывают языки;
понятия «кодирование» и «декодирование» информации;
•
примеры технических систем кодирования информации, таких
как азбука Морзе, телеграфный код Бодо;
•
понятия «шифрование», «дешифрование».
3Тема 3. Измерение информации
Учащиеся должны знать:
•
сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению
информации;
•
•
определение бита с алфавитной точки зрения;
связь между размером алфавита и информационным весом
символа (в приближении равновероятности символов);
•
связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб,
Мб, Гб;
•
сущность содержательного (вероятностного) подхода к из
мерению информации;
•
определение бита с позиции содержания сообщения.
Окончание таблицы
Учащиеся должны уметь:
•
решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с
алфавитной точки зрения (в приближении равной вероятности появления
символов в тексте);
•
решать несложные задачи на измерение информации, за
используя содержательный подход (в
ключенной в сообщении,
равновероятном приближении);
выполнять пересчет количества информации в разные единицы.
•
Тема 4. Представление чисел в компьютере
Учащиеся должны знать:
•
•
•
•
принципы представления данных в памяти компьютера;
представление целых чисел;
диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком;
принципы представления вещественных чисел.
Учащиеся должны уметь:
•
получать внутреннее представление целых чисел в памяти
компьютера;
определять по внутреннему коду значение числа.
•
Тема 5. Представление текста, изображения и звука в компьютере
Учащиеся должны знать:
•
способы кодирования текста в компьютере;
4•
•
•
способы представления изображения; цветовые модели;
в чем различие растровой и векторной графики;
способы дискретного (цифрового) представления звука.
Учащиеся должны уметь:
•
вычислять размер цветовой палитры по значению битовой
глубины цвета;
•
вычислять объем цифровой звукозаписи по частоте дис
кретизации, глубине кодирования и времени записи.
Тема 6. Хранение и передача информации
Учащиеся должны знать:
•
•
историю развития носителей информации;
современные (цифровые, компьютерные) типы носителей
информации и их основные характеристики;
•
модель К. Шеннона передачи информации по техническим
каналам связи;
основные характеристики каналов связи: скорость передачи,
пропускную способность; понятие «шум» и способы защиты от шума.
Учащиеся должны уметь:
сопоставлять различные цифровые
носители по их техническим свойствам;
рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при
известной скорости передачи.
Тема 7. Обработка информации и алгоритмы
Учащиеся должны знать:
•
•
•
основные типы задач обработки информации;
понятие исполнителя обработки информации;
понятие алгоритма обработки информации.
Учащиеся должны уметь:
•
по описанию системы команд учебного исполнителя составлять
алгоритмы управления его работой.
Тема 8. Автоматическая обработка информации
Учащиеся должны знать:
•
•
что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов;
определение и свойства алгоритма управления алгоритмической
машиной;
5•
устройство и систему команд алгоритмической машины Поста.
Учащиеся должны уметь:
•
составлять алгоритмы решения несложных задач для управления
машиной Поста.
Тема 9. Информационные процессы в компьютере
Учащиеся должны знать:
этапы истории развития ЭВМ;
что такое фоннеймановская архитектура ЭВМ;
для чего используются периферийные процессоры (контроллеры);
•
•
•
архитектуру персонального компьютера;
•
Тема 10.
программирование
Алгоритмы,
принципы архитектуры суперкомпьютеров.
структуры алгоритмов,
структурное
Учащиеся должны знать:
•
•
•
этапы решения задачи на компьютере;
что такое исполнитель алгоритмов, система команд исполнителя;
какими возможностями обладает компьютер как исполнитель
алгоритмов;
систему команд компьютера; классификацию структур алгоритмов;
•
принципы структурного программирования.
Учащиеся должны уметь:
•
описывать алгоритмы на языке блоксхем и на учебном ал
горитмическом языке;
•
выполнять трассировку алгоритма с использованием трас
сировочных таблиц.
Тема 11. Программирование линейных алгоритмов
Учащиеся должны знать:
•
•
•
•
•
систему типов данных в Паскале;
операторы ввода и вывода;
правила записи арифметических выражений на Паскале;
оператор присваивания;
структуру программы на Паскале.
Учащиеся должны уметь:
•
составлять программы линейных вычислительных алгоритмов на
6Паскале.
Тема 12. Логические величины и выражения, программирование
ветвлений
Учащиеся должны знать:
•
логический тип данных, логические величины, логические
операции;
правила записи и вычисления логических выражений;
•
•
условный оператор If;
оператор выбора Select case.
Учащиеся должны уметь:
•
программировать ветвящиеся алгоритмы с использованием
условного оператора и оператора ветвления.
Тема 13. Программирование циклов
Учащиеся должны знать:
•
различие между циклом с предусловием и циклом с пост
условием;
различие между циклом с заданным числом повторений и итерационным
циклом;
•
•
•
операторы цикла While и RepeatUntil;
оператор цикла с параметром For;
порядок выполнения вложенных циклов.
Учащиеся должны уметь:
•
программировать на Паскале циклические алгоритмы с
предусловием,
итерационные циклы;
с постусловием,
с параметром;
программировать
программировать вложенные циклы.
•
Тема 14. Подпрограммы
Учащиеся должны знать:
понятия вспомогательного алгоритма и подпрограммы;
правила описания и использования подпрограммфункций;
правила описания и использования подпрограммпроцедур.
•
•
•
Учащиеся должны уметь:
выделять подзадачи и описывать
вспомогательные алгоритмы;
описывать функции и процедуры на Паскале; записывать в программах
7обращения к функциям и процедурам.
Тема 15. Работа с массивами
Учащиеся должны знать:
•
•
•
правила описания массивов на Паскале;
правила организации ввода и вывода значений массива;
правила программной обработки массивов.
Учащиеся должны уметь:
•
составлять типовые программы обработки массивов, такие как
заполнение массива, поиск и подсчет элементов, нахождение максимального и
минимального значений, сортировка массива и др.
Тема 16. Работа с символьной информацией
Учащиеся должны знать: правила описания символьных величин и
символьных строк;
основные функции и процедуры Паскаля для работы с символьной
информацией.
Учащиеся должны уметь: решать типовые задачи на обработку
символьных величин и строк символов.
Учебно методический комплекс:
1. Методическое пособие входит в состав УМК «Информатика» для 1011
классов, базовый уровень, автор: Семакин И. Г. и др. Бином. Лаборатория
знаний. 2016.
2. Учебник «Информатика и ИКТ». Базовый уровень. Москва. Бином.
Лаборатория знаний, 2012. И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина
3. Методическое пособие входит в состав УМК «Информатика» для 1011
классов, базовый уровень, автор: Семакин И. Г. и др. М.С. Цветкова, И.Ю.
Хлобыстова. 2012.
8Содержание учебного курса (35 часов)
Информация (9 часов)
Основные подходы к определению «информация». Структура информатики.
Измерение информации. Вероятностный подход к измерению количества
информации. Алфавитный подход к измерению количества информации.
Информация.
Представление текста, изображения и звука в компьютере
Представление информации. Двоичное кодирование.
Практические работы: Вычисление количества информации с помощью
калькулятора. Применение различных способов кодирования информации.
Кодирование и декодирование сообщений по предложенным правилам.
Информационные процессы (10 часов)
Хранение и передача информации. Информация. Информационные процессы
Обработка информации и алгоритмы. Автоматическая обработка информа
ции. Информационные процессы в практической деятельности..
Практические работы: «Составление таблицы – основные информационные
процессы». «Обработка информации различного вида». «Информационные
процессы в текстовом и графическом редакторе».
Программирование (15 часов)
Алгоритмы,
структуры алгоритмов,
структурное программирование.
Программирование линейных алгоритмов. Логические величины и выражения,
программирование ветвлений. Программирование циклов. Подпрограммы.
Работа с массивами
Практические работы:
Составление программ линейного вида.
Составление программ со структурой ветвление. Работа с массивами.
Резервный урок (1 час)
9Календарнотематическое планирование (35 часов)
№
п/п
Тема урока
Всего
часов
Теория Практика
Практическая
работа
Дата
По
По
плану
факту
1
2
3
4
5
Информация
Структура
информатики
Измерение
информации.
Вероятностный
подход к
измерению
количества
информации.
Измерение
информации.
Алфавитный
подход к
измерению
количества
информации.
Информация.
Представление
информации
Представление
чисел в
компьютере
9
1
1
3,5
5,5
1
«Вычисление
количества
информации с
0,5
0,5
помощь
калькулятора»
«Вычисление
количества
информации с
1
0,5
0,5
помощь
2
2
1
1
1
1
калькулятора»
«Применение
различных
способов
кодирования
информации»
«Кодирование
и
декодирование
сообщений по
предложенным
10Представление
текста,
изображения и
звука в
компьютере
Контрольное
тестирование
Информацион
ные процессы
Информация.
Информационн
ые процессы
Хранение и
передача
информации
6
7
8
9
Обработка
10
информации и
алгоритмы
Автоматическа
я обработка
информации
Информационн
ые процессы в
практической
деятельности
11
13
14
Контрольное
1
1
10
1
2
1
3
2
1
правилам»
«Кодирование
текстовой
0,5
0,5
информации в
компьютере»
1
6
1
1
1
1
1
1
4
1
2
1
«Составление
таблицы –
основные
информационн
ые процессы»
«Обработка
информации
различного
вида»
«Информацио
нные процессы
в текстовом и
графическом
редакторе»
116
1
1
1
1
1
1
тестирование
Программиро
вание
Алгоритмы,
структуры
алгоритмов,
структурное
программирова
ние
Программирова
ние линейных
алгоритмов
Логические
величины и
выражения,
программирова
ние ветвлений
Программирова
15
16
17
18
ние циклов
Подпрограммы
19
20
21
22
Работа с
массивами
Итоговая
контрольная
работа
Резерв
учебного
15
1
2
3
3
2
3
1
1
9
1
2
2
1
2
1
«Составление
программ
линейного
вида»
«Составление
программ вида
ветвление»
«Составление
циклических
программ»
«Использовани
е
подпрограмм»
«Работа с
массивами»
12времени
13