Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 6 класса составлена на основе:
1.Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г;
2.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
3.Основногй образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия № 24» для 5-9 классов на 2015-2020 учебный год;
4.Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), курсов внеурочной деятельности, утвержденного МБОУ «Гимназия № 24»
5.Предметной учебной программы по основам безопасности жизнедеятельности и авторской программы («Программа для общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности 5-9 классы.» Под общей редакцией А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова; М:. «Просвещение» 2014 г».)
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 6 класса составлена на основе:
1.Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273ФЗ от 29.12.2012г;
2.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
3.Основногй образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия № 24» для 59 классов на 20152020 учебный год;
4.Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), курсов внеурочной деятельности, утвержденного
МБОУ «Гимназия № 24»
5.Предметной учебной программы по основам безопасности жизнедеятельности и авторской программы («Программа для
общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности 59 классы.» Под общей редакцией А.Т. Смирнова, Б.О.
Хренникова; М:. «Просвещение» 2014 г».)
Общие цели учебного предмета
Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе строится так, чтобы были достигнуты следующие цели:
безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов
и ответственности власти;
антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям,
представляющим угрозу для жизни человека;
отрицательное отношение учащихся к приёму психоактивных веществ;
готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях
природного, техногенного и социального характера;
формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к
психоактивным веществам и асоциальному поведению.Согласно Федеральному базисному учебному плану данная рабочая программа предполагает обучение в объеме 35 часов, в неделю 1 час.
С учетом возрастных особенностей учащихся 6 класса выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, продуманы
возможные формы контроля, сформулированы ожидаемые результаты обучения.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается с 5 по 9 класс, что и предусмотрено в рабочей программе и учебниках под
редакцией А.Т. Смирнова. На его изучение в 6 классе выделяется 35 часов, из расчета 1 час в неделю.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Предметные результаты обучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности»:
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности,
общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера;
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от
опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного
вреда здоровью;
формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и
терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
умение оказать первую помощь пострадавшим;
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации,
получаемой из различных источников;
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально
складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Метапредметными результатами обучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» являются:
Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её
решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
Познавательные УУД:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности),
устанавливать причинно следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе
оказание первой помощи пострадавшим.
Коммуникативные УУД:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций.Личностные результаты:
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью
людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание
чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на
базе ориентировки в мире профессий и профессиональных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости
ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Содержание программы учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 6 класса
Раздел 1. Основы комплексной безопасности 25
Глава 1. Подготовка к активному отдыху на природе 6
Природа и человек. Общение с живой природой – естественная потребность человека для развития своих духовных и физических качеств.
Активный отдых на природе и необходимость подготовки к нему.
Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта. Определение своего местонахождения и направления движения
на местности.
Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту. Определение места для бивака. Разведение костра. Определение
необходимого снаряжения для похода.
Глава 2. Активный отдых на природе и безопасность 5Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе.
Обеспечение безопасности в пеших и горных походах. Порядок движения походных групп. Выбор линии движения в пешем путешествии.
Режим и порядок дня похода.
Преодоление водных препятствий.
Подготовка и проведение лыжных походов, одежда и обувь туристалыжника, подбор и подготовка лыж. Организация движения, организация
ночлегов Меры безопасности в лыжном походе.
Водные походы. Подготовка к водному путешествию. Возможные аварийные ситуации в водном походе. Обеспечение безопасности на воде.
Велосипедные походы, Особенности организации велосипедных походов. Обеспечение безопасности туристов в велосипедных походах.
Глава 3. Дальний (внутренний) и выездной туризм и меры безопасности 6
Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. Акклиматизация человека в различных
климатических условиях. Акклиматизация к холодному климату. Акклиматизация к жаркому климату. Акклиматизация в горной местности.
Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземным видам транспорта (автомобильным, железнодорожным).
Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха водным или воздушным видами транспорта.
Глава 4. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде 4
Автономное пребывание человека в природе. Добровольная и вынужденная автономия.
Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании. Сооружение временного укрытия из
подручных средств. Добывание огня, обеспечение водой и пищей. Подача сигналов бедствия.
Глава 5. Опасные ситуации в природных условиях 4
Опасные погодные условия и способы защиты от них.
Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях.
Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактика.
Раздел 5. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни 10
Глава 6. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи 4
Вопросы личной гигиены и оказание первой медицинской помощи в природных условиях. Походная аптечка. Лекарственные растения.
Оказание первой медицинской помощи при ссадинах и потертостях. Первая медицинская помощь при ушибах, вывихах, растяжениях
связок.
Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах и отморожении. Первая медицинская помощь при ожогах.
Оказание первой медицинской помощи при укусах ядовитых змей.
Первая медицинская помощь при укусах насекомых.
Раздел 4. Основы здорового образа жизни 6
Глава 7. Здоровье человека и факторы, на него влияющие 6Здоровый образ жизни и профилактика утомления. Компьютер и его влияние на здоровье. Влияние неблагоприятной окружающей
среды на здоровье человека. Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека.
Влияние наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека.
Профилактика употребления наркотиков и психоактивных веществ. Стадии развития наркомании. Правила четырех «НЕТ! »
наркотикам.
Тематический план в 6 классе
№ п/п
Тема раздела
Колво часов
(авторская
программа)
Колво часов
(рабочая
программа)
1
2
1
2
3
4
5
6
7
8
Основы безопасности личности, общества, государства.
Основы комплексной безопасности.
1.Подготовка к активному отдыху на природе
Природа и человек.
Ориентирование на местности.
Определение своего местонахождения и направления движения на местности.
Подготовка к выходу на природу.
Определение места для бивака и организация бивачных работ.
Определение необходимого снаряжения для похода.
Активный отдых на природе и безопасность
Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе.
Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности.
25
25
6
1
1
1
1
1
1
5
1
1
25
25
6
1
1
1
1
1
1
5
1
19
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
3
4
5
Подготовка и проведение лыжных походов.
Водные походы и обеспечение безопасности на воде.
Велосипедные походы и безопасность туристов.
Дальний ( внутренний) и выездной туризм и меры безопасности.
Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме.
Акклиматизация человека в различных климатических условиях
Акклиматизация человека в горной местности
Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта
Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха водным транспортом
Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха воздушным транспортом
Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде
Автономное существование человека в природе.
Добровольная автономия человека в природной среде.
Вынужденная автономия человека в природной среде.
Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании.
Опасные ситуации в природных условиях
Опасные погодные явления.
Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях.
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
124
25
Укусы насекомых и защита от них.
Клещевой энцефалит и его профилактика
6
26
27
28
29
7
30
31
32
33
34
35
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.
Первая помощь при неотложных состояниях.
Личная гигиена и оказание первой помощи в природных условиях.
Оказание первой помощи при травмах.
Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе, отморожении и ожоге.
Оказание первой помощи при укусах змей и насекомых.
Основы здорового образа жизни.
Здоровье человека и факторы, на него влияющие.
Здоровый образ жизни и профилактика утомления.
Компьютер и его влияние на здоровье.
Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека.
Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека.
Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека.
Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ.
Итого
1
1
10
4
4
1
1
1
1
6
6
1
1
1
1
1
1
35
1
1
10
4
4
1
1
1
1
6
6
1
1
1
1
1
1
35Общее количество часов: 35
Календарнотематическое планирование предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 6 классе
Раздел. Тема урока
Количество
Дата по плану
Дата факт.
часов
25 ч
25 ч
6 ч
1
1
1
1
1
1
5 ч
1
1
1
1
1
6 ч
1
1
1
1
1
№
1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Модуль1. Основы безопасности личности, общества и государства
Основы комплексной безопасности
Подготовка к активному отдыху на природе
Природа и человек
Ориентирование на местности
Определение своего места нахождения и направления движения на местности
Подготовка к выходу на природу
Определение места для бивака и проведение бивачных работ.
Определение необходимого снаряжения для похода
Активный отдых на природе и безопасность
Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе
Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности.
Подготовка и проведение лыжных походов
Водные походы и обеспечения безопасности на воде
Велосипедные походы и безопасность туристов
Дальний (внутренний) и выездной туризм и меры безопасности
12 Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном
туризме.
13 Акклиматизация человека в различных климатических условиях
14 Акклиматизация человека в горной местности
15 Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными
видами транспорта
16 Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха водным
транспортом17 Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха воздушным
транспортом
Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в
природной среде
18 Автономное пребывание человека в природной среде
19 Добровольная автономия человека в природной среде
20
Вынужденная автономия человека в природной среде
21 Обеспечение жизнедеятельности человека при автономном существовании
Опасные ситуации в природных условиях
22 Опасные погодные явления
23 Обеспечение безопасности при встречи с дикими животными в природных
условиях
24 Укусы насекомых и защита от них
25 Клещевой энцефалит и его профилактика
Модуль 2 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
2
26 Личная гигиена, и оказание первой помощи в природных условиях
27 Оказание первой помощи при травмах
28 Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе, отморожении и ожоге
29 Оказание первой помощи при укусах змей и насекомых.
3
30 О здоровом образе жизни и профилактика утомления
31 Компьютер и его влияние на здоровье.
Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека
32
Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека
33
34
Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека
35 Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ.
Основы здорового образа жизни
1
4 ч
1
1
1
1
4 ч
1
1
1
1
10 ч
4ч
1
1
1
1
6 ч
1
1
1
1
1
1