ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ КУРАТОРОВ ПРИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ В ВУЗЕ И РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
Оценка 4.9

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ КУРАТОРОВ ПРИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ В ВУЗЕ И РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
психологическая работа +1
Взрослым
17.05.2018
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ КУРАТОРОВ ПРИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ В ВУЗЕ И РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
Адаптацию принято рассматривать как приспособление человека к меняющимся условиям существования, она представляет собой переходной момент жизнедеятельности человека. Существует несколько основных переходов в жизнедеятельности человека одним из которых, является адаптация, происходящая после окончания школы и относящая ко времени поступления в высшие учебные заведения.Адаптацию принято рассматривать как приспособление человека к меняющимся условиям существования, она представляет собой переходной момент жизнедеятельности человека. Существует несколько основных переходов в жизнедеятельности человека одним из которых, является адаптация, происходящая после окончания школы и относящая ко времени поступления в высшие учебные заведения.
статья вторая 2.docx
Власенко Н. С. магистр педагогических наук, педагог­психолог  Целиноградский район п Косшы Косшынская средняя школа №2 ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ КУРАТОРОВ ПРИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ В ВУЗЕ И РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. Адаптацию   принято   рассматривать   как   приспособление   человека   к меняющимся условиям существования, она представляет собой переходной момент   жизнедеятельности   человека.   Существует   несколько   основных переходов   в   жизнедеятельности   человека   одним   из   которых,   является адаптация, происходящая после окончания школы и относящая ко времени поступления   в   высшие   учебные   заведения.   Наиболее   острые   периоды адаптации   происходящие   в   жизнедеятельности   человека   до   20   лет   можно рассмотреть в таблице 1. Таблица 1.­ Основные периоды адаптации детства и юношества. № 1 2 3 4 5 период адаптация к ДОУ адаптация при поступлении в первый класс адаптация при переходе в среднее звено адаптация при переходе в старшее звено адаптация при поступлении в ВУЗ возраст 2­3 года 7 лет первый класс пятый класс11 лет девятый класс14­15 лет выпускники   школ  16­17 лет Можно   с   уверенностью   назвать   данные   периоды   в   жизни   ребенка, подростка острыми, а иногда даже опасными периодами жизни при которых происходит смена деятельности, повышается нагрузка как психологическая так и физическая, повышается уровень ответственности, появляются новые знакомства необходимые для полноценного общения. Любой из адаптационных периодов – является сложным и серьёзным испытанием   для   детей   и   подростков.   Стрессовые   реакции,   которым подвергается   организм   человека,   в   данном   случае   подростка,   надолго нарушают эмоциональное состояние. Трудности адаптационного периода на различных   уровнях   неоднократно   изучались   многими   исследователями, основными   из   которых   являлись   теоретические   положения   теорий   и концепций,   раскрывающих   природу   и   закономерности   адаптации   (Селье   Г. 1960; Анохин П.К. 1968; Аксарина Н.М. 1977; Алексеева Е.Е. 2004, Белкина Л.В. 2004; Исаев Д.Н. 2004)[1]. Вопросами   адаптации   личности   на   различных   этапах   обучения неоднократно занимались физиологи, философы, педагоги и психологи, о чем свидетельствует большое количество исследований по данной проблеме. Так, например,  в философии известны труды Н.А. Батурина, М.А. Беребина, Г.И. Царегородцева,   в   биологии,   физиологии   и   экологии   ­   П.К.   Анохина,   Э.С. Бауэра, В.И. Вернадского, А.А. Виру, Н.И. Гусева, И.В. Давыдовского, Ч. Дарвина, К.М. Завадского, Е.А. Зуба, В.П. Казначеева, В.П. Кузьмина, Ф.С. Меерсона,   Н.П.   Наумова,   Л.А.   Орбели,   И.П.   Павлова,   В.В.   Сахарова,   Г. Селье, К.А. Тимирязева, И.И. Шмальгаузена и др. О   трудностях   адаптационного   периода   говорили   и   отечественные,   и зарубежные   исследователи:   Аксарина   Н.  М.,  Тонкова  –  Ямпольская   Р.   В., Шмидт – Кольмер Е. и др[2]. Сложность адаптационного периода первокурсников значится в том, что еще идет становление характера, и усилены акцентуации личности, которые могут   отрицательно   влиять   на   адаптационный   период.   В   основном воспитательной   работой   напрямую   с   первокурсниками   занимается воспитательный отдел ВУЗа и кураторы закрепленные за группой. У каждого куратора   существует   планирование   и   сопровождение   студентов­ первокурсников   в   адаптационный   период   в   течении   первого   семестра.   У каждого   студента   адаптационный   период   длиться   по   разному   и   занимает различное количество времени, и что бы помочь кураторам и студентам в период адаптации, в высших учебных заведениях функционируют кабинеты психологической   разгрузки.   Рассмотрим   работу   университета   им   Абая Мырзахметова   ставшего   практической   базой   для   исследования   влияния акцентуации характера в адаптационный период студентов­первокурсников. Практическая   значимость   исследования   определяется   тем,   что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы позволяют изучать адаптационный потенциал первокурсников, планировать процесс социальной адаптации и использовать полученные данные с целью коррекции поведения и улучшению   направленности   работы   кураторов   для   оказания   помощи первокурсникам во время адаптации. Адаптационная   работа   ВУЗа   строится   по   данной   схеме:   первое   ­ составляется   годовой   воспитательный   план   ВУЗа   где   отмечены   основные направления работы, одним из которых является адаптация первокурсников, а вторым   пунктом   касающимся   организационной   работы   по   адаптации проректором   по   ОВР   проводятся   обучающие   семинары   для   кураторов, позволяющие полноценно работать и знать тонкости адаптационного периода первокурсников;   второе   –   составляются   план   работы   деканатов;   третьем пунктом   идет   ­   план   работы   кураторов   с   группами   первых   курсов.   За организацию   студентов­ первокурсников ЭФ, ИЭФ, ГПФ и ЮФ, и формирование студенческого актива в учебных группах назначаются ответственными кураторы первых курсов и преподаватели кафедры Социально­педагогических дисциплин. Планируются и   проводятся   организация   и   проведение   бесед   «О   правилах   поведения   в университете,   соблюдении   договорных   обязательств,   об   отношении   к учебному   процессу,   о   сохранности   материально­   технической   базы университета». Кураторами планируется проведение тестирования в учебных социально­психологической     адаптации группах   по   выявлению   неформальных   лидеров,   индивидуальных способностей, способствующих внутреннему сплочению коллектива. Так же проводится цикл мероприятий под названием: «Наш общий дом – КУАМ» с целью   приобщения   к   академическому   духу   вуза,   формированию   чувства вузовской   солидарности   и   корпоративности.   Большая   работа   проходит   по составлению   списков   студентов   1   курса   по   медицинским   показателям; планируется   так   же   проведение   круглых   столов,   конференций,   дискуссий, дебатов на темы:  1.«О вреде курения, насывая, наркотиков, алкоголя» 2.«Особенности организма человека» Проведение лектория на тему  3.«Правильное питание и профилактика неинфекционных заболеваний», 4.«Сохранение   женского   здоровья.   Методы   контрацепции»   для студентов 1­ых курсов (Центр ФЗОЖ, ОФ «Байер Каз»).; Кураторами проводятся еженедельные кураторские часы на различные темы касающиеся жизнедеятельности студентов в ВУЗе, охватывая основные направления   воспитательной   работы   ВУЗа   являющимися   вспомогательным звеном   при   адаптационном   периоде,   это   такие   направления   как: 1.Организационная работа, 2.Патриотическое воспитание Блок «Единая Отчизна ­ единая судьба», 3.Нравственное воспитание Блок «Гуманист», 4.Художественно­эстетическое   воспитание   Блок   «Развитие   творческих способностей»,  5.Физическое воспитание Блок «Здоровый образ жизни», 6.Политическое Воспитание Блок «Политолог»,  7.Эколого­валеологическое воспитание Блок «Экоарт»,  8.Правовое воспитание «Закон и мы»,  9.Трудовое воспитание Блок «Трудовой десант»,  10.Работа с родителями Блок «Семья»,  11.Профориентационная работа[3]. Эффективность выполнения плана работы ВУЗа по адаптации, зависит также от профессионального мастерства куратора для полноценного участия всех   служб   ВУЗа   в   адаптационный   период   первокурсника   к   обучению   в высшем   учебном   заведении.   Кураторы   еженедельно   собираются   на кураторский сбор, каждая среда в 16.00, и по решению и утверждению совета назначают   тематику   кураторских   часов   куда   входит   следующая   работа рассмотренная в таблице 2: Таблица 2.­ Рекомендуемое планирование кураторских часов на первый семестр работы со студентами­первокурсниками. тема 1    и   Права студентов (определяются   Уставом   КУАМ   (2000   г.)   а так же Правилами внутреннего распорядка в обязанности   первая сентября   неделя Университете, законами   РК   «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном   образовании»,   Типовыми правилами   о   высшем   учебном   заведении). Путеводитель студента КУАМ (см. прил. 1). Рассматриваются   обязанности   старосты, объясняется заполнение журнала посещения занятий, и ведение учета справок по болезни и т.п.    последовательность Знакомство   с   организацией   учебного процесса,   рассматривается   учебный   план специальности,   и взаимосвязь   разных   предметов,   РК1, РК2(рубежные контроли), сессии, назначения на   стипендию   и   пр.   психологические проблемы студентов­ первокурсников   к   учебе   в   ВУЗе   (провести диагностику   адаптированности   студентов, пригласить   психолога   кафедры   СПД   для обработки   анкет,   консультирования   по результатам анкетирования);  адаптации     занятиям, Беседа   о   рациональном   распределении времени.   Организация   СРС   (посещение консультаций, работа с книгой, УП, УМК и конспектом,   подготовка   к   практическим   и лабораторным     пользование библиотекой,   читальным   и   компьютерным залом) Знакомство студентов с внеурочной работой ВУЗа   и   вовлечение   в   жизнедеятельность КУАМ Беседа   о   первых   неделях   проведенных   в ВУЗе.   Написание   эссе   «Мои   первые впечатления   о   ВУЗе»   с   приглашением психологов кафедры СПД рекомендации по результатам диагностирования консультации   с   приглашением   психологов кафедры   СПД   «Формула   успеха   учебной деятельности студента» консультации с     сентябрь сентябрь сентябрь сентябрь октябрь приглашением октябрь тема 2 тема 3 тема 4 тема 5 тема 6 тема 7 преподавателей   кафедры   Юриспруденция правовая   грамотность   студента   в   вузе. Студенты и закон: «Вопросы и ответы»  [составлено автором] Далее   планировать   темы   кураторских   часов   по   необходимости,   по проблемным вопросам, а так же включить ознакомительные беседы по датам государственных праздников и досуговых мероприятий. При   реализации   плана   кураторами   были   выявлены   трудности   в   приспособление адаптации   студентов   по   следующим   уровням: первокурсников к новой системе обучения; привыкание к изменению учебного режима (переход от школьного режима к режиму обучения в высшем учебном заведении); вступление в новый учебный коллектив. В процессе адаптации студентов­первокурсников к обучению в ВУЗе были выявлены следующие трудности: 1. Обостряются переживания, связанные с уходом из школьного коллектива и началом учебы в ВУЗе; 2.   Расхождение   мотивационной   готовности   по   окончанию   школы   и первоначальный выбор профессии к выбранной профессии; 3. Неспособность осуществить психологическую саморегуляцию (отсутствие навыков   выполнения   самостоятельной   работы;   неумение   конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, каталогами); 4. Поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; 5. Страх публичных выступлений перед своими однокурсниками и вузовскими преподавателями; 6.   Социально­экономические   проблемы   у   иногородних   студентов: обеспечение   себя   жильем   и   финансовыми   средствами,   незнание   города, отсутствие эмоциональной поддержки родных и близких[4]. Для   успешного   решения   проблем   студентов   необходимо   внедрять формы   взаимодействия   студентов,   преподавателей   и   кураторов   ВУЗа, которые   эффективно   влияют   на   успешную   адаптацию   первокурсников   на разных уровнях адаптации. Одним из уровней является ­ образовательный – адаптация к учебной деятельности, улучшение навыков при выполнении самостоятельной работы студента (СРС); развитие сноровки и мастерства слушать и конспектировать объемные тексты лекций, развивать умение работать с первоисточниками, со словарями, каталогами, учебными комплексами и учебными пособиями; Второй   уровень   –   психологический   уровень   на   котором   происходит развитие мотивации к обучению, формирование и утверждение самооценки, уверенности в себе; Третьим   уровнем   считается   –   межличностное   взаимодействие   – обеспечение   процессов   эффективного   межличностного   взаимодействия, установление  контактов между студентами, активности в общении, которое может   носить   любую   форму   (непосредственную   и   опосредствованную, пролонгированную и сиюминутную, в связи с деятельностной ориентацией на какую­либо   цель   или   в   логике   фатического   общения,   эмоционально насыщенную или в этом плане нейтральную и т. д.), но при этом приводит к изменению их поведения, конечно все зависит от характера взаимоотношений сложившихся   внутри   студенческого   коллектива,   либо   это   сотрудничество, либо соперничество. Для контроля и правильного развития взаимоотношений, куратору   необходимо   постоянно   контролировать   процесс   протекания освоения   новых   особенностей   обучения   у   студентов.   Что   является необходимым   условием   для   успешной   деятельности   студента   в   ВУЗе.   На протяжении  первого  учебного семестра  происходит  вступление  студента – первокурсника   в   студенческий   коллектив,   при   этом   у   него   формируются навыки   и   умения   правильной   организации   умственной   деятельности, наступает   осознанность   и   привязанность   к   выбранной   профессии, вырабатывается   удобный   и   рациональный   режим   учебы,   отдыха   и   быта, формируются и развиваются профессиональное качества личности.  1. Авдиенко  Г.Ю. Влияние  мероприятий   психологической  помощи студентам   в   начальный   период   обучения   на   успешность   адаптации   к образовательной среде вуза // Вестник психотерапии. ­ 2007. ­ № 24. ­ С. 8­14. Тимерьянова   Л.   Н.   Основные   направления   работы   педагога­ психолога   в   период   адаптации   ребёнка.   ­   г.Уфа:   издательство   Института развития образования Республики Башкортостан, 2014.­С.2. 2. 3. План воспитательной работы КУАМ на 2015­2016 учебный год. – Кокшетау: РИО КУАМ, 2015. ­12с. 4. Лепешев Д.В., Кораблина Т.Н. Проблемы социальной адаптации студентов   первого   курса   в   условиях   кредитной   технологии   обучения. Монография. – Омск: Изд­во ОмГА, 2014.­132с.

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ КУРАТОРОВ ПРИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ В ВУЗЕ И РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ КУРАТОРОВ ПРИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ В ВУЗЕ И РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ КУРАТОРОВ ПРИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ В ВУЗЕ И РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ КУРАТОРОВ ПРИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ В ВУЗЕ И РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ КУРАТОРОВ ПРИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ В ВУЗЕ И РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ КУРАТОРОВ ПРИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ В ВУЗЕ И РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ КУРАТОРОВ ПРИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ В ВУЗЕ И РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ КУРАТОРОВ ПРИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ В ВУЗЕ И РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ КУРАТОРОВ ПРИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ В ВУЗЕ И РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ КУРАТОРОВ ПРИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ В ВУЗЕ И РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ КУРАТОРОВ ПРИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ В ВУЗЕ И РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ КУРАТОРОВ ПРИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ В ВУЗЕ И РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.05.2018