ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ КУРАТОРОВ ПРИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ В ВУЗЕ И РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
психологическая работа +1
Взрослым
17.05.2018
Адаптацию принято рассматривать как приспособление человека к меняющимся условиям существования, она представляет собой переходной момент жизнедеятельности человека. Существует несколько основных переходов в жизнедеятельности человека одним из которых, является адаптация, происходящая после окончания школы и относящая ко времени поступления в высшие учебные заведения.Адаптацию принято рассматривать как приспособление человека к меняющимся условиям существования, она представляет собой переходной момент жизнедеятельности человека. Существует несколько основных переходов в жизнедеятельности человека одним из которых, является адаптация, происходящая после окончания школы и относящая ко времени поступления в высшие учебные заведения.
статья вторая 2.docx
Власенко Н. С. магистр педагогических наук, педагогпсихолог
Целиноградский район п Косшы Косшынская средняя школа №2
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ КУРАТОРОВ ПРИ АДАПТАЦИИ
ПЕРВОКУРСНИКОВ В ВУЗЕ И РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ФОРМЫ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
Адаптацию принято рассматривать как приспособление человека к
меняющимся условиям существования, она представляет собой переходной
момент жизнедеятельности человека. Существует несколько основных
переходов в жизнедеятельности человека одним из которых, является
адаптация, происходящая после окончания школы и относящая ко времени
поступления в высшие учебные заведения. Наиболее острые периоды
адаптации происходящие в жизнедеятельности человека до 20 лет можно
рассмотреть в таблице 1.
Таблица 1. Основные периоды адаптации детства и юношества.
№
1
2
3
4
5
период
адаптация к ДОУ
адаптация при поступлении в первый класс
адаптация при переходе в среднее звено
адаптация при переходе в старшее звено
адаптация при поступлении в ВУЗ
возраст
23 года
7 лет первый класс
пятый класс11 лет
девятый класс1415 лет
выпускники школ 1617
лет
Можно с уверенностью назвать данные периоды в жизни ребенка,
подростка острыми, а иногда даже опасными периодами жизни при которых
происходит смена деятельности, повышается нагрузка как психологическая
так и физическая, повышается уровень ответственности, появляются новые
знакомства необходимые для полноценного общения.
Любой из адаптационных периодов – является сложным и серьёзным
испытанием для детей и подростков. Стрессовые реакции, которым
подвергается организм человека, в данном случае подростка, надолго
нарушают эмоциональное состояние. Трудности адаптационного периода на
различных уровнях неоднократно изучались многими исследователями,
основными из которых являлись теоретические положения теорий и
концепций, раскрывающих природу и закономерности адаптации (Селье Г.
1960; Анохин П.К. 1968; Аксарина Н.М. 1977; Алексеева Е.Е. 2004, Белкина
Л.В. 2004; Исаев Д.Н. 2004)[1].
Вопросами адаптации личности на различных этапах обучения
неоднократно занимались физиологи, философы, педагоги и психологи, о чем
свидетельствует большое количество исследований по данной проблеме. Так,
например, в философии известны труды Н.А. Батурина, М.А. Беребина, Г.И. Царегородцева, в биологии, физиологии и экологии П.К. Анохина, Э.С.
Бауэра, В.И. Вернадского, А.А. Виру, Н.И. Гусева, И.В. Давыдовского, Ч.
Дарвина, К.М. Завадского, Е.А. Зуба, В.П. Казначеева, В.П. Кузьмина, Ф.С.
Меерсона, Н.П. Наумова, Л.А. Орбели, И.П. Павлова, В.В. Сахарова, Г.
Селье, К.А. Тимирязева, И.И. Шмальгаузена и др.
О трудностях адаптационного периода говорили и отечественные, и
зарубежные исследователи: Аксарина Н. М., Тонкова – Ямпольская Р. В.,
Шмидт – Кольмер Е. и др[2].
Сложность адаптационного периода первокурсников значится в том, что
еще идет становление характера, и усилены акцентуации личности, которые
могут отрицательно влиять на адаптационный период. В основном
воспитательной работой напрямую с первокурсниками занимается
воспитательный отдел ВУЗа и кураторы закрепленные за группой. У каждого
куратора существует планирование и сопровождение студентов
первокурсников в адаптационный период в течении первого семестра. У
каждого студента адаптационный период длиться по разному и занимает
различное количество времени, и что бы помочь кураторам и студентам в
период адаптации, в высших учебных заведениях функционируют кабинеты
психологической разгрузки. Рассмотрим работу университета им Абая
Мырзахметова ставшего практической базой для исследования влияния
акцентуации характера в адаптационный период студентовпервокурсников.
Практическая значимость исследования определяется тем, что
содержащиеся в нем теоретические положения и выводы позволяют изучать
адаптационный потенциал первокурсников, планировать процесс социальной
адаптации и использовать полученные данные с целью коррекции поведения и
улучшению направленности работы кураторов для оказания помощи
первокурсникам во время адаптации.
Адаптационная работа ВУЗа строится по данной схеме: первое
составляется годовой воспитательный план ВУЗа где отмечены основные
направления работы, одним из которых является адаптация первокурсников, а
вторым пунктом касающимся организационной работы по адаптации
проректором по ОВР проводятся обучающие семинары для кураторов,
позволяющие полноценно работать и знать тонкости адаптационного периода
первокурсников; второе – составляются план работы деканатов; третьем
пунктом идет план работы кураторов с группами первых курсов. За
организацию
студентов
первокурсников ЭФ, ИЭФ, ГПФ и ЮФ, и формирование студенческого актива
в учебных группах назначаются ответственными кураторы первых курсов и
преподаватели кафедры Социальнопедагогических дисциплин. Планируются
и проводятся организация и проведение бесед «О правилах поведения в
университете, соблюдении договорных обязательств, об отношении к
учебному процессу, о сохранности материально технической базы
университета». Кураторами планируется проведение тестирования в учебных
социальнопсихологической
адаптации группах по выявлению неформальных лидеров,
индивидуальных
способностей, способствующих внутреннему сплочению коллектива. Так же
проводится цикл мероприятий под названием: «Наш общий дом – КУАМ» с
целью приобщения к академическому духу вуза, формированию чувства
вузовской солидарности и корпоративности. Большая работа проходит по
составлению списков студентов 1 курса по медицинским показателям;
планируется так же проведение круглых столов, конференций, дискуссий,
дебатов на темы:
1.«О вреде курения, насывая, наркотиков, алкоголя»
2.«Особенности организма человека»
Проведение лектория на тему
3.«Правильное питание и профилактика неинфекционных заболеваний»,
4.«Сохранение женского здоровья. Методы контрацепции» для
студентов 1ых курсов (Центр ФЗОЖ, ОФ «Байер Каз»).;
Кураторами проводятся еженедельные кураторские часы на различные
темы касающиеся жизнедеятельности студентов в ВУЗе, охватывая основные
направления воспитательной работы ВУЗа являющимися вспомогательным
звеном при адаптационном периоде, это такие направления как:
1.Организационная работа,
2.Патриотическое воспитание Блок «Единая Отчизна единая судьба»,
3.Нравственное воспитание Блок «Гуманист»,
4.Художественноэстетическое воспитание Блок «Развитие творческих
способностей»,
5.Физическое воспитание Блок «Здоровый образ жизни»,
6.Политическое Воспитание Блок «Политолог»,
7.Экологовалеологическое воспитание Блок «Экоарт»,
8.Правовое воспитание «Закон и мы»,
9.Трудовое воспитание Блок «Трудовой десант»,
10.Работа с родителями Блок «Семья»,
11.Профориентационная работа[3].
Эффективность выполнения плана работы ВУЗа по адаптации, зависит
также от профессионального мастерства куратора для полноценного участия
всех служб ВУЗа в адаптационный период первокурсника к обучению в
высшем учебном заведении. Кураторы еженедельно собираются на
кураторский сбор, каждая среда в 16.00, и по решению и утверждению совета
назначают тематику кураторских часов куда входит следующая работа
рассмотренная в таблице 2:
Таблица 2. Рекомендуемое планирование кураторских часов на первый
семестр работы со студентамипервокурсниками.
тема 1
и
Права
студентов
(определяются Уставом КУАМ (2000 г.) а
так же Правилами внутреннего распорядка в
обязанности
первая
сентября
неделя Университете,
законами РК «Об
образовании», «О высшем и послевузовском
профессиональном образовании», Типовыми
правилами о высшем учебном заведении).
Путеводитель студента КУАМ (см. прил. 1).
Рассматриваются обязанности старосты,
объясняется заполнение журнала посещения
занятий, и ведение учета справок по болезни
и т.п.
последовательность
Знакомство с организацией учебного
процесса, рассматривается учебный план
специальности,
и
взаимосвязь разных предметов,
РК1,
РК2(рубежные контроли), сессии, назначения
на стипендию и пр. психологические
проблемы
студентов
первокурсников к учебе в ВУЗе (провести
диагностику адаптированности студентов,
пригласить психолога кафедры СПД для
обработки анкет, консультирования по
результатам анкетирования);
адаптации
занятиям,
Беседа о рациональном распределении
времени. Организация СРС (посещение
консультаций, работа с книгой, УП, УМК и
конспектом, подготовка к практическим и
лабораторным
пользование
библиотекой, читальным и компьютерным
залом)
Знакомство студентов с внеурочной работой
ВУЗа и вовлечение в жизнедеятельность
КУАМ
Беседа о первых неделях проведенных в
ВУЗе.
Написание эссе «Мои первые
впечатления о ВУЗе» с приглашением
психологов кафедры СПД рекомендации по
результатам диагностирования
консультации с приглашением психологов
кафедры СПД «Формула успеха учебной
деятельности студента»
консультации
с
сентябрь
сентябрь
сентябрь
сентябрь
октябрь
приглашением октябрь
тема 2
тема 3
тема 4
тема 5
тема 6
тема 7 преподавателей кафедры Юриспруденция
правовая грамотность студента в вузе.
Студенты и закон: «Вопросы и ответы»
[составлено автором]
Далее планировать темы кураторских часов по необходимости, по
проблемным вопросам, а так же включить ознакомительные беседы по датам
государственных праздников и досуговых мероприятий.
При реализации плана кураторами были выявлены трудности в
приспособление
адаптации студентов по следующим уровням:
первокурсников к новой системе обучения; привыкание к изменению учебного
режима (переход от школьного режима к режиму обучения в высшем учебном
заведении); вступление в новый учебный коллектив.
В процессе адаптации студентовпервокурсников к обучению в ВУЗе
были выявлены следующие трудности:
1. Обостряются переживания, связанные с уходом из школьного коллектива и
началом учебы в ВУЗе;
2. Расхождение мотивационной готовности по окончанию школы и
первоначальный выбор профессии к выбранной профессии;
3. Неспособность осуществить психологическую саморегуляцию (отсутствие
навыков выполнения самостоятельной работы; неумение конспектировать,
работать с первоисточниками, словарями, каталогами);
4. Поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;
5. Страх публичных выступлений перед своими однокурсниками и вузовскими
преподавателями;
6.
Социальноэкономические проблемы у иногородних студентов:
обеспечение себя жильем и финансовыми средствами, незнание города,
отсутствие эмоциональной поддержки родных и близких[4].
Для успешного решения проблем студентов необходимо внедрять
формы взаимодействия студентов, преподавателей и кураторов ВУЗа,
которые эффективно влияют на успешную адаптацию первокурсников на
разных уровнях адаптации.
Одним из уровней является образовательный – адаптация к учебной
деятельности, улучшение навыков при выполнении самостоятельной работы
студента (СРС); развитие сноровки и мастерства слушать и конспектировать
объемные тексты лекций, развивать умение работать с первоисточниками, со
словарями, каталогами, учебными комплексами и учебными пособиями;
Второй уровень – психологический уровень на котором происходит
развитие мотивации к обучению, формирование и утверждение самооценки,
уверенности в себе;
Третьим уровнем считается – межличностное взаимодействие –
обеспечение процессов эффективного межличностного взаимодействия,
установление контактов между студентами, активности в общении, которое может носить любую форму (непосредственную и опосредствованную,
пролонгированную и сиюминутную, в связи с деятельностной ориентацией на
какуюлибо цель или в логике фатического общения, эмоционально
насыщенную или в этом плане нейтральную и т. д.), но при этом приводит к
изменению их поведения, конечно все зависит от характера взаимоотношений
сложившихся внутри студенческого коллектива, либо это сотрудничество,
либо соперничество. Для контроля и правильного развития взаимоотношений,
куратору необходимо постоянно контролировать процесс протекания
освоения новых особенностей обучения у студентов. Что является
необходимым условием для успешной деятельности студента в ВУЗе. На
протяжении первого учебного семестра происходит вступление студента –
первокурсника в студенческий коллектив, при этом у него формируются
навыки и умения правильной организации умственной деятельности,
наступает осознанность и привязанность к выбранной профессии,
вырабатывается удобный и рациональный режим учебы, отдыха и быта,
формируются и развиваются профессиональное качества личности.
1.
Авдиенко Г.Ю. Влияние мероприятий психологической помощи
студентам в начальный период обучения на успешность адаптации к
образовательной среде вуза // Вестник психотерапии. 2007. № 24. С. 814.
Тимерьянова Л. Н. Основные направления работы педагога
психолога в период адаптации ребёнка. г.Уфа: издательство Института
развития образования Республики Башкортостан, 2014.С.2.
2.
3.
План воспитательной работы КУАМ на 20152016 учебный год. –
Кокшетау: РИО КУАМ, 2015. 12с.
4.
Лепешев Д.В., Кораблина Т.Н. Проблемы социальной адаптации
студентов первого курса в условиях кредитной технологии обучения.
Монография. – Омск: Издво ОмГА, 2014.132с.
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ КУРАТОРОВ ПРИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ В ВУЗЕ И РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ КУРАТОРОВ ПРИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ В ВУЗЕ И РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ КУРАТОРОВ ПРИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ В ВУЗЕ И РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ КУРАТОРОВ ПРИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ В ВУЗЕ И РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ КУРАТОРОВ ПРИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ В ВУЗЕ И РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ КУРАТОРОВ ПРИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ В ВУЗЕ И РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.