Важным компонентом профессиональной дельности педагога-психолога в образовательном учреждении является оформление различного рода документации. Документация должна сопровождать каждое направление деятельности практического психолога. Комплект (пакет) документации практического психолога подразделяется на следующие типы: законодательно-правовые акты и нормативные документы; специальная документация; организационно-методическая документация.
Планирование в значительной мере предопределяет результаты и эффективность работы педагога-психолога. Целенаправленное четкое планирование помогает избежать многих ошибок. Обоснованный план позволяет наметить общие перспективы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса и определить конкретные пути решения поставленных психолого-педагогических задач.
Методическое пособие
по планированию работы педагогапсихолога
В основу всей документации заложены следующие принципы.
Документация педагогапсихолога должна:
основываться на имеющихся основных нормативных документах Министерства
Принципы
образования РФ;
охватывать все виды работ педагогапсихолога и строиться в соответствии с основными
направлениями его деятельности;
отражать в целом структуру деятельности образовательного учреждения;
быть ориентированной на учет отдельных единиц деятельности и возможность оценки
всего объема работ за отчетные периоды в соответствии с бытующими в практике службы
практической психологии образования «стандартами» отчетности;
отражать определенную периодичность деятельности психолога, удобную для
отчетности в принятые для учреждений образования сроки;
ориентироваться на деятельность психолога как координатора службы сопровождения,
наиболее приближенного к ребенку и семье;
обладать определенной унификацией как для деятельности психолога с «условно
нормативными» детьми разного возраста, так и для возможности работы с детьми с
различными отклонениями в развитии;
быть негромоздкой и по возможности занимать минимальное время на ведение.
Виды документации, обеспечивающей и
регламентирующей деятельность педагога – психолога
Важным компонентом профессиональной дельности педагогапсихолога в
образовательном учреждении является оформление различного рода документации.
Документация должна сопровождать каждое направление деятельности практического
психолога. Комплект (пакет) документации практического психолога подразделяется
на следующие типы: законодательноправовые акты и нормативные документы;
специальная документация; организационнометодическая документация.
Законодательноправовые акты и нормативные документы
Это тип документации, представляющий собой совокупность документов,
определяющих стандарты и нормативы профессиональной деятельности психолога в системе
образования. Данная документация является нормативной базой профессиональной
деятельности педагогапсихолога и подлежит своевременной замене при обновлении
социальноюридических норм образования в Российской Федерации.
В перечень нормативной документации педагоговпсихологов входят:
Международные:
Конвенция ООН о правах ребенка.
Федеральные:
Закон РФ «Об образовании»;
Конституция РФ;
Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года;
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24.07. 1998г. № 124 Ф3
(изменения и дополнения от 20.07.2000г.)
Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних»;
Письмо Государственного комитета СССР по народному образованию от 27.04.89 года
№ 16 «О введении должности психолога в учреждении народного образования»; Решение коллегии МО РФ № 7/1 от 29.03.95 «О состоянии и перспективах развития
службы практической психологии образования в РФ»;
Постановление правительства РФ от 31.07. 1998 г. № 867 «Об утверждении типового
положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого
педагогической и медикосоциальной помощи»;
Письмо МО РФ от 22.01.98 № 205807 ин/204 «Об учителях логопедах и педагогах
психологах образовательных учреждений»;
Приказ № 636 от 22.10.99.г. «Об утверждении Положения о службе практической
психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» с
приложением;
Письмо МО РФ № 70/2316 от 07.04.1999 г. «О практике проведения диагностики
развития ребенка в системе дошкольного образования»;
Письмо МО РФ №297/1910 и Профсоюза работников народного образования и науки
РФ № 117 от 15.08.2000 г. «О некоторых вопросах применения положения о порядке
аттестации педагогических и руководящих работников государственных и
муниципальных образовательных учреждений», приложение к приказу МО РФ от
26.06.2000 г. № 1908 «Положение о порядке аттестации педагогических и
руководящих работников государственных и муниципальных образовательных
учреждений»;
Материалы заседания Коллегии Министерства образования РФ от 8.02.2000 г. №
27/6026 «О мероприятиях по развитию службы практической психологии в системе
МО РФ в 20002001 г.г.».
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/9016
«О психологомедикопедагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного
учреждения»;
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.06.03 № 2851513/16.
Методические рекомендации по психологопедагогическому сопровождению
обучающихся в учебновоспитательном процессе в условиях модернизации
образования;
Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования от 17.02.2004
№ 145136/13 «Об использовании программ индивидуального адаптивного развития
при подготовке детей к школе»;
Приказ МО РФ от 01.03.2004 г. № 945 «О режиме рабочего времени и времени отдыха
работников образовательных учреждений»;
Письмо Министерства образования РФ, Департамент общего и дошкольного
образования от 21.05.2004 № 1451140/13 «Об обеспечении успешной адаптации
ребенка при переходе со ступени начального общего образования – на основную»;
Этический кодекс педагогапсихолога службы практической психологии образования
России (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, май
2003г., г. Москва);
Распорядительнонормативные документы (административные распоряжения,
инструкции, приказы, законодательные акты и распоряжения субъектов РФ, и пр.).
Региональные:
Закон «О защите прав ребенка в Новосибирской области»;
Положение о службе практической психологи образования Новосибирской области;
Положение о Центре службы практической психологии образования Новосибирской
области;
Статус практического психолога образования Новосибирской области;
Требования к оформлению кабинета педагогапсихолога; Рекомендуемые формы ведения документации педагогомпсихологом в
образовательном учреждении.
Рекомендуемый комплект рабочей документации, обеспечивающей деятельность
педагогапсихолога в системе психологопедагогического сопровождения детей
Рекомендуем педагогампсихологам, работающим в образовательных учреждениях
различного типа и вида и образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в
психологопедагогической и медикосоциальной помощи, использовать при оформлении
документации предложенные ниже формы:
1.
1.
2.
3.
4.
5.
5.
6.
7.
8.
9.
План работы педагогапсихолога на учебный год.
План работы на месяц.
Циклограмма работы (виды деятельности и нагрузка по дням недели).
Журналы учета видов работы.
Диагностика.
Консультирование.
Развивающая и коррекционная работа (индивидуальная).
Развивающая и коррекционная работа.
Просветительская работа.
Организационнометодическая работа.
Аналитический отчет о проделанной работе.
Заключения по результатам проведенного психодиагностического исследования.
Индивидуальная психологопедагогическая карта ребенка.
Программа работы педагогапсихолога с группой.
Сводные таблицы по скринингу.
Материалы в виде итоговых заключений по видам работ.
Журнал регистрации индивидуальных консультаций в ситуации анонимного
обращения.
10.
11.
Примерная схема психологопедагогической характеристики.
Ориентировочная форма договора с родителями о разрешении на работу с детьми.
Планирование в значительной мере предопределяет результаты и эффективность
работы педагогапсихолога. Целенаправленное четкое планирование помогает избежать
многих ошибок. Обоснованный план позволяет наметить общие перспективы психолого
педагогического сопровождения учебновоспитательного процесса и определить конкретные
пути решения поставленных психологопедагогических задач.
Как показывает практика, к плану нередко относятся лишь как к административному
требованию, а процесс планирования ограничивается рамками составления и написания плана.
При таком подходе план, несомненно, носит формальный характер и не может быть
ориентиром в деятельности. Эффективность достигаемых результатов и успех любой
деятельности во многом зависят от того, насколько грамотно эта деятельность планируется.
Предназначение плана − упорядочить психологопедагогическую деятельность,
обеспечить планомерность, управляемость и систематичность процесса психолого
педагогического сопровождения, а также преемственность результатов. В самом общем
представлении план это документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности,
определяющий её порядок, объём, временные границы. План выполняет следующие функции:
направляющую, определяющую;
прогнозирующую;
координирующую, организаторскую, т.е. показывает, какими средствами деятельность
организуется и кто является её субъектом и объектом; а также указывает на порядок
деятельности, её взаимосвязь с другими видами, определяет ее место, время,
исполнителей;
контрольную: контроль реализации поставленных целей;
репродуктивную (воспроизводящую), т.е. через любой промежуток времени можно
восстановить содержание и объем выполненной работы.
При грамотной организации планирования план становится не формальной бумагой, а
документом, доказывающим системный подход к организации психологопедагогического
сопровождения образовательного процесса. Поэтому, прежде всего, необходимо относиться к
плану как к своему рабочему документу, который нужен, чтобы действовать не хаотично, а в
соответствии со своим замыслом, целями, возможностями и требованиями к психолого
педагогическому сопровождению образовательного процесса в ОУ.
План должен соответствовать ряду требований.
1. План является целенаправленным, то есть планируемое содержание, и формы работы
предусматривают реализацию конкретных целей и задач.
2. План является комплексным, предполагающим разнообразие содержания и форм работы.
3. План является конкретным и целесообразным, учитывающим особенности ученического и
педагогического коллектива.
4. План является реальным для выполнения.
Этапы планирования работы педагогапсихолога:
1. Составление проекта плана (его контуров).
2. Коллективное планирование. Апробация, корректировка, проверка замыслов, сбор
предложений, идей учащихся, родителей, педагогов, администрации. Поскольку педагог
психолог входит в состав психологосоциальнопедагогической службы ОУ, является членом
школьного ПМПк, ШВР ОУ, необходимо обсудить планируемые мероприятия с социальным
педагогом, заместителем директора по воспитательной работе, председателем ПМПк,
согласовать план работы с заместителем директора, курирующим работу ПСПслужбы ОУ.
При планировании работы необходимо учесть такие мероприятия, как заседания
педагогических советов, МО классных руководителей, заседания предметных кафедр,
родительские и ученические собрания и другие.
3. Внесение корректив в проект плана с учетом результатов коллективного планирования.
4. Окончательное оформление плана работы.
Педагогпсихолог осуществляет планирование своей деятельности на основе
перспективного плана работы образовательного учреждения, с учетом приоритетных
направлений, исходя из запроса администрации своего учреждения, должностных
обязанностей и объема нагрузки.
Таким образом, при планировании работы по психологопедагогическому
сопровождению образовательного процесса необходимо учитывать:
материалы, советы и рекомендации в психологопедагогической и методической
литературе по психологопедагогическому сопровождению образовательного процесса
в ОУ;
воспитательные и педагогические задачи образовательного учреждения;
предложения администрации школы, педагогов, учащихся, родителей;
результаты работы за предшествующий период и выводы, полученные в ходе анализа
этой работы;
модель деятельности.
Под моделью деятельности педагогапсихолога в ОУ понимается последовательность
организационных форм работы педагогапсихолога (с педагогами, родителями и учащимися),
обеспечивающая психологопедагогическое сопровождение обучения и воспитания ребенка в
ОУ и координацию усилий всех участников образовательного процесса.Принято выделять следующие функции педагогапсихолога: информационную,
профилактическую, диагностическую, просветительскую, коррекционную.
Эти функции могут поразному сочетаться в рамках тех или иных моделей
деятельности педагогапсихолога в образовательном учреждении. Сочетая в своей работе
различные виды деятельности, психолог фактически ставит перед собой различные цели и
занимает различные позиции по отношению к происходящему. Сложились различные модели
деятельности психолога. Модель определяется не только и не столько квалификацией
психолога (в рамках одной модели возможны разные уровни квалификации специалиста),
сколько его профессиональной позицией, с одной стороны, запросом и позицией
администрации — с другой.
В настоящее время осуществляется пять основных моделей работы педагогапсихолога
в ОУ:
I модель: педагог психолог работает на «территории» своего кабинета и ведет
консультации. Позиция психолога — это позиция «стороннего» специалиста, отстаивающего
права и интересы ребенка, основная функция — консультативная.
II модель: позиция педагога психолога — «фасилитатор» («тот, кто облегчает»)
взаимодействия других участников образовательного процесса. К предыдущему
функционалу добавляется: проведение диагностики учащихся различного возраста по
запросам администрации образовательного учреждения, посещение занятий по просьбе
педагогов с целью выработки рекомендаций по работе с конкретными детьми. Основные
функции педагогапсихолога — диагностическая и консультативная.
Важным направлением работы психолога в рамках данных моделей является
диспетчерская деятельность. Психолог должен хорошо представлять себе, к какому
специалисту необходимо переадресовать ребенка с данным типом проблемы и где такой
специалист имеется.
III модель: позиция педагога психолога — «активное включение», основные функции
— диагностическая, коррекционная и профилактическая. Включает в себя как обязательный
компонент проведение обучающих семинаров и тренингов. При высокой квалификации
педагог психолог на групповых занятиях с детьми формирует у них соответствующие их
возрасту социальные умения, рассматривает проблемы, дает им средства, позволяющие
успешно справляться с проблемами. Ставит задачи изменения стереотипов поведения,
способов и форм организации коммуникации педагога с детьми на эффективные и
конструктивные.
IV модель: позиция педагога психолога — «ведущий». Модель включает работу с
педагогическими установками и позицией педагогических сотрудников и администрации ОУ
в целях обеспечения комплексного сопровождения образовательного процесса. Функции
психолога — диагностическая, коррекционная, профилактическая и просветительская.
Модель включает в себя работу психолога с содержанием и способами профессиональной
деятельности педагога. Его целью становится влияние на профессиональное сознание в
направлении формирования целостной педагогической позиции (цели, ценности, задачи,
содержание и способы его реализации в конкретных технологиях), а также психологического
сопровождения образовательных процессов. При высокой степени квалификации психолог,
работающий в рамках этой модели, становится проводником идей трансформации всех
отношений, идеи уважения чести и достоинства каждого, развитие личности каждого.
V модель: позиция педагога психолога — «исследователь». Объектом исследования
психолога является образовательный процесс, организуемый в соответствии с целями и
задачами развития ребенка, вклада всех участников образовательного процесса в создание
условий для его развития. Функции психолога — диагностическая, профилактическая,
организационнопросветительская. Различные типы практикоориентированных исследований.
Объектом исследования является целостный учебновоспитательный процесс.В соответствии с приоритетными задачами в области образования, выделяются
следующие основные направления психологопедагогического сопровождения:
1. Сохранение и укрепление психологического здоровья.
2. Формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни.
3. Выявление и поддержка одаренных детей.
4. Выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями.
5. Мониторинг возможностей и способностей обучающихся.
Формы психологического сопровождения образовательного процесса остаются
традиционными для психолога образовательного учреждения и включают:
Профилактику – предупреждение возникновения явлений дезадаптации
обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям
по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей.
Диагностику индивидуальная и групповая (скрининг) выявление наиболее важных
особенностей деятельности, поведения и психического состояния детей, влияющих на
процесс обучения и воспитания. Составление индивидуального образовательного маршрута
комплексная работа специалистов образовательного учреждения и родителей по составлению
прогноза развития ребенка с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, а также
организация условий для реализации индивидуального маршрута развития.
Консультирование (индивидуальное и групповое) оказание помощи и создание
условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному
усмотрению, обучатся новому поведению.
Развивающую работу (индивидуальная и групповая) формирование потребности в
новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.
Коррекционную работу (индивидуальная и групповая) организацию работы, прежде
всего, с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии,
выявленные в процессе диагностики.
Просвещение и образование (психологическое) детей и взрослых формирование
потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного
развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения
обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном
предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
Виды и структура планов
Формы планов могут быть разнообразны: текстовыми, графическими, в виде плана
сетки. Главное, они должны помогать в работе, быть реальными, удобными в пользовании и
отражать перспективы и развитие системы психологопедагогического сопровождения
образовательного процесса в ОУ.
В годовом плане работы педагогапсихолога необходимо:
четко сформулировать цели (желаемый результат);
задачи (конкретно проверяемый результат);
технологии решения поставленных задач (как будут решаться поставленные задачи);
содержание мероприятий;
сроки выполнения;
определить категорию участников.
План педагогапсихолога обсуждается, согласуется с заместителем директора,
курирующим работу педагогапсихолога, утверждается и заверяется руководителем ОУ.
Перспективный план может строиться как по направлениям деятельности педагога
психолога, так и быть тематическим. Тогда в строке направление деятельности указываем,например, «Работа в рамках ШВР», «Работа в рамках Центра профориентации» и т.д.
Ниже приведены различные формы годового плана работы.
Годовой (перспективный) плансетка педагогапсихолога ОУ (форма 1)
Сентябрь
2.096.09
9.0913.09
16.0920.09
23.0927.09
Напра
вление
деятел
ьности
я
а
к
с
е
ч
и
т
с
о
н
г
а
и
д
о
х
и
с
П
а
н
т
о
о
и
б
а
ц
р
к
е
р
р
о
К
а
щ
е
о
ю
к
а
с
в
е
и
ч
в
и
з
г
а
о
р
л
о
х
и
с
П
о
н
е
и
а
н
т
о
а
б
в
а
о
р
р
и
я
т
ь
л
у
с
н
о
к
я
а
к
с
е
ч
и
г
о
л
о
х
и
с
П
е
и
я
н
а
е
н
щ
т
р
е
е
в
п
с
о
с
к
р
Э
п
и
а
к
и
т
к
а
л
и
ф
о
р
п
ь
т
с
о
н
ь
л
е
т
я
е
д
о
н
н
о
и
ц
а
з
и
н
а
г
р
О
я
а
к
с
е
ч
и
д
о
т
е
м
а
т
о
б
а
р
Годовой (перспективный) план график
работы педагогапсихолога на 20152016 учебный год
(форма 2)
Сентябрь1 неделя
2.097.09
2 неделя
9.0914.09
3 неделя
16.0921.09
4 неделя
23.0928.09
1неделя
30.094.10
2 неделя
7.1011.10
Октябрь
3 неделя
14.10.18.10
4 неделя
21.1025.10
5 неделя
28.1031.10/1.11
Годовой (перспективный) план работы педагогапсихолога ОУ
№
Содержание деятельности
(мероприятие)
(форма 3)
Категория
участников
Сроки
проведения
Ответственные
Психологическая диагностика
Психологическая просвещение и профилактика
Коррекционная / развивающая деятельность
Консультирование
Экспертная
участие в психологомедикопедагогических консилиумах, комиссиях, административных
совещаниях по принятию какихлибо решений, требующих психологического разъяснения
ситуации,
посещение и анализ уроков занятий
Организационнометодическая работа
анализ и планирование деятельности;
учеба на курсах повышения квалификации;
анализ научной, методической литературы для подбора диагностического инструментария,
разработки развивающих и коррекционных программ;
участие в работе методических семинаров, научнопрактических конференций;
супервизорство;
участие в работе методических объединений;
оформление кабинета.
Годовой (перспективный) план работы педагогапсихолога ОУ (форма 4)
№ п/п
Напра
вление
Название работы
Срок проведения
Категория
Форма отчета
Психологическое сопровождение внедрения ФГОС
1. Психодиагностическая работа
2. Коррекционно–развивающая работа3. Психологическое консультирование
4. Психологическое просвещение психологическая профилактика
Работа в рамках ШВР
1. Психодиагностическая работа
2. Коррекционно–развивающая работа
3. Психологическое консультирование
4. Психологическое просвещение психологическая профилактика
Примерный годовой план работы педагогапсихолога в ДО
№ п/п
Содержание деятельности
(мероприятие)
Сроки
Ответственные
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Направление: Диагностическая работа
Диагностическая работа по запросу:
администрации, родителей педагогов,
обучающихся.
В течение учебного
года
Педагогпсихолог
Плугина О. Л.
Диагностика педагогов: Самочувствие,
активность, настроение (САН)
Методика исследования профессионального
самосознания педагога (А.В.Савчук, С.К.Гасанов)
Диагностика «Индивидуальный стиль
педагогической деятельности»
Анкетирование на выявление ведущих качеств
личности педагога
Диагностика Психологический климат в
педагогическом коллективе
Диагностика «Уровень профессионального
выгорания педагога»
Диагностика «Уровень воспитанности
объединений 1 года обучения»
Сентябрь
Декабрь
Ноябрь
Ноябрь
Сентябрь
Март
Октябрь и Апрель
Диагностика «Уровень воспитанности
выпускников объединений»
Диагностика «Определение степени социальной
адаптации обучающихся 1 года»
Апрель
Октябрь
Педагогпсихолог
Плугина О. Л.
Педагогпсихолог
Плугина О. Л.
Педагогпсихолог
Плугина О. Л.
Педагогпсихолог
Плугина О. Л.
Педагогпсихолог
Плугина О. Л.
Педагогпсихолог
Плугина О. Л.
Педагогпсихолог
Плугина О. Л.
Педагогпсихолог
Плугина О. Л.
Педагогпсихолог
Плугина О. Л.
Профориентационная диагностика одаренных
детей «Оценка своих навыков и способностей»
По запросу в
течение учебного
Педагогпсихолог
Плугина О. Л.12.
13.
14.
15.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Диагностика одаренных обучающихся на изучение
профессиональных интересов
Диагностика обучающихся на выявление
потенциальной творческой одаренности
Создание электронного банка диагностик для
детей с ОВЗ
Диагностика уровня удовлетворенности
родителей содержанием и формами
взаимодействия с учреждением
года
По запросу в
течение учебного
года
По запросу в
течение учебного
года
Апрель Май
Апрель
Направление: Коррекционноразвивающая работа
Педагогпсихолог
Плугина О. Л.
Педагогпсихолог
Плугина О. Л.
Педагогпсихолог
Плугина О. Л.
Педагогпсихолог
Плугина О. Л.
Педагогпсихолог
Плугина О. Л.
Тренинги, направленные на поддержание
благоприятного психологического климата в
педагогическом коллективе.
Тренинги направленные на повышение
профессиональной компетентности педагогов и их
личностного роста.
Тренинги направленные на совершенствование
форм и методов работы с родителями.
Тренинги направленные на совершенствование
технологий педагогического взаимодействия с
обучающимися.
Тренинговые и релаксационные занятия на снятие
внутренней напряженности с обучающимися
Тренинги по оптимизации детскородительских
отношений
Социальнопсихологический тренинг на
активизацию процесса профессионального
самоопределения одаренных обучающихся.
Тренинг на активизацию внутренних ресурсов и
профилактики эмоционального выгорания
педагогов
Тренинги для одаренных и талантливых
обучающихся.
Коррекция поведенческих, психологических и
адаптационных проблем
Один раз в месяц
По запросу в
течение учебного
года
В течение учебного
года
Педагогпсихолог
Плугина О. Л.
Педагогпсихолог
Плугина О. Л.
2 раза в год, по
мере формирования
группы детей
В течение учебного
года
Педагогпсихолог
Плугина О. Л.
Педагогпсихолог
Плугина О. Л.
2 раза в год, по
мере формирования
группы детей
По запросу в
течение учебного
года
Педагогпсихолог
Плугина О. Л.
Педагогпсихолог
Плугина О. Л.
Направление: Консультирование1.
2.
3.
1.
2.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Консультативная работа по результатам
диагностик.
Групповые консультации для педагогов по работе
с одаренными детьми и молодежью
Групповые консультации для родителей по
вопросам воспитания талантливых и одаренных
детей.
В течение учебного
года
В течение учебного
года
В течение учебного
года
Педагогпсихолог
Плугина О. Л.
Педагогпсихолог
Плугина О. Л.
Педагогпсихолог
Плугина О. Л.
Направление: Просветительская работа
Оформление информационного стенда для
родителей и педагогов.
Один раз в месяц в
течение года
Педагогпсихолог
Плугина О. Л.
Разработка информационных брошюр для
родителей и педагогов.
В течение учебного
года
Педагогпсихолог
Плугина О. Л.
Направление: Сопровождение детей с ОВЗ
Создание банка диагностических методик для
определения уровня развития ребенка
Разработка индивидуальных диагностических
бланков для определения развития детей
инвалидов и детей с ОВЗ
Входящая диагностика детей на определение
уровня развития.
Итоговая диагностика детей по результатам
посещения занятий
Организация социальнопсихологических
тренингов для родителей
Организация групповых консультаций для
педагогов по вопросам развития детей, решение
возникающих трудностей.
Сентябрь
СентябрьОктябрь
Педагогпсихолог
Плугина О. Л.
Педагогпсихолог
Плугина О. Л.
Октябрь
Апрель
4 раза в месяц в
течение года
1 раз в пол года
Педагогпсихолог
Плугина О. Л.
Педагогпсихолог
Плугина О. Л.
Педагогпсихолог
Плугина О. Л.
Педагогпсихолог
Плугина О. Л.
На основе перспективного годового плана работы готовится план работы на месяц
(четверть).
педагогапсихолога __________________________
План работы
№ Название мероприятия
на сентябрь (форма 5)
Дата
Форма
проведения
проведения
Категория
участников
Форма
отчетности
Диагностическая работа
В диагностической и коррекционноразвивающей деятельности педагогом –
психологом учреждения дополнительного образования используются групповые,
подгрупповые и индивидуальные формы работы с детьми.
Выбор индивидуальной или групповой формы коррекционной работы определяется
особенностями психического развития ребёнка, возрастом, спецификой исследуемых
проблем.Педагогпсихолог в процессе реализации коррекционноразвивающих программ
применяет методы, соответствующие уровню его квалификации. Психологические
коррекционноразвивающие программы представляют собой психологическую составляющую
комплексной работы с детьми всех специалистов, включённых в процесс сопровождения.
Диагностический инструментарий педагогапсихолога УДО
Знание возрастных особенностей детей, запрос для диагностики, учёт диагностической
гипотезы, опора на имеющиеся данные о ребёнке определяют выбор психологом
необходимого диагностического инструментария. С изменением гипотезы (в зависимости от
результатов выполнения диагностических процедур) меняется дальнейший выбор методик и
тестов. Педагогпсихолог должен владеть достаточным диагностическим арсеналом, чтобы
иметь возможность гибко изменять ход обследования, минимизировать количество
используемых диагностических методик.
Ведущим для задач группового обследования является метод наблюдения. Он
позволяет педагогупсихологу увидеть выделяющихся, в том числе и по отдельным
показателям, детей, сформулировать диагностическую гипотезу для последующей
углубленной оценки особенностей их развития.
№
п/п
1.
Для углубленной диагностики применимы следующие методики:
Направления и параметры диагностического
исследования
Оценка параметров интеллектуальной
деятельности, а также высших психических
функций
Диагностический инструментарий
Методика опосредованного
запоминания по А.Н.Леонтьеву
(для детей 79 летнего возраста),
методика Пиктограмма,
корректурные пробы,
тест ТулузПьерона
Предметная классификация,
исключение предметов, исключение
понятий,
сравнение понятий,
ассоциативный (словесный)
эксперимент, выделение
существенных признаков;
Прогрессивные матрицы
Дж. Равена, Интеллектуальный тест
Кеттелла,
методика В.М.Когана;
Цветовой тест Люшера,
цветовой Тест отношений,
Тест Руки, тест «Запомни и
воспроизведи рисунок» Немова,
тест «Выбери нужное лицо»
(Тэммл, Дорки, Амен),
проективные рисуночные тесты
Тест групповой сплоченности
Сишора, тест оценки
коммуникативных умений,
опросник Спилбергера,
тест Филлипса, НПН Немчина
Тест Люшера, ЦТО, тест Кучера,
опросник БассаДарки,
2.
Оценка уровня понятийного мышления
3.
Выявление уровня интеллектуального
развития
4.
Личностноориентированные методики
5.
Определение степени социальной адаптации
6.
Диагностика детей с девиантным поведением7.
8.
Диагностика профессиональной
направленности
Изучение психологического климата в
коллективе УДО
«Незаконченные предложения»,
ПДО Личко
Тест Холланда, Карта интересов,
ДДО, КОС, анкета «Ориентация»,
психогеометрический тест
«Изучение психологического
климата в коллективе» Лутошкина,
ЦТО, УСК, опросник Шмишека,
MBI К. Маслях (уровень
профессионального угасания).
Длительность углубленного обследования обычно занимает от 1 часа до 1 часа 30
минут в зависимости от темпа деятельности ребёнка, возраста, других условий.
Профилактическая работа
Профилактическая работа — малоразработанный вид деятельности практического
психолога, хотя важность ее признается всеми учеными и практиками, имеющими отношение
к психологической службе образования.
Задачи психологической профилактики
Наиболее содержательно проблема психопрофилактики представлена в американской
литературе.
В психопрофилактике выделяют три уровня.
I уровень — так называемая первичная профилактика. Психолог работает с детьми,
имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие и учебные расстройства и
осуществляет заботу о психическом здоровье и психических ресурсах практически всех
детей. На этом уровне в центре внимания психолога находятся все учащиеся школы, как
"нормальные", так и с проблемами (т. е. 10 из 10 учащихся).
Многие авторы отмечают, что именно школы являются оптимальными системами для
профилактики психического здоровья, и рассматривают школьных психологов в качестве
основных специалистов, проводящих в жизнь такую первичную профилактику.
II уровень — вторичная профилактика. Она направлена на так называемую "группу риска",
т. е. на тех детей, у которых проблемы уже начались. Вторичная профилактика подразумевает
раннее выявление у детей трудностей в учении и поведении. Основная ее задача —
преодолеть эти трудности до того, как дети станут социально или эмоционально
неуправляемыми. Здесь психолог работает уже не со всеми детьми, а примерно с 3 из 10.
Вторичная профилактика включает консультацию с родителями и учителями, обучение их
стратегии для преодоления различного рода трудностей и т. д.
III уровень — третичная профилактика. Внимание психолога концентрируется на детях с
ярко выраженными учебными или поведенческими проблемами, его основная задача —
коррекция или преодоление серьезных психологических трудностей и проблем. Психолог
работает с отдельными учащимися (примерно с 1 из 10), направленными к нему для
специального изучения
От I к III уровню действия психолога становятся менее активны относительно планирования и
обеспечения службы. Заботой большинства американских школьных психологов является
обеспечение II и III уровней, причем львиную долю времени занимает III уровень. Иными
словами, большинство усилий школьных психологов направлено на работу с учащимися,
которые уже испытывают трудности. Основная масса школьников остается без внимания
психологов, если не считать прохождения ими традиционного систематического
тестирования.
Ряд научных школ и обществ психологов США считают целесообразным рассматриватьпсихологическую службу в школах как службу профилактики психического здоровья. Они
доказывают, что школа имеет доступ к большому количеству детей в течение длительного
времени и, таким образом, у школьных психологов и педагогов существуют значительные
возможности влиять на социальное и эмоциональное развитие детей. Основная трудность в
реализации этого требования заключается в том, что психологи и педагоги испытывают
значительные сложности в разработке профилактических программ.
Мы также считаем, что смысл психопрофилактической деятельности в том, чтобы
поддержать и укрепить психическое и психологическое здоровье детей и школьников.
Исходя из представлений о сущности психологической службы образования, можно дать
следующее определение психопрофилактической работы.
Психопрофилактика — это специальный вид деятельности детского психолога,
направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на
всех этапах дошкольного и школьного детства.
Психологическая профилактика предполагает:
ответственность за соблюдение в детском образовательном учреждении (детский сад,
интернат, детский дом, школа, Лицей, колледж, профессиональное училище и пр.)
психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и
формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе;
2) своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к
определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии,
в его поведении и отношениях;
3) предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на следующую
возрастную ступень.
Итак, мы говорим о психологической профилактике в тех случаях, когда психолог на основе
своих знаний и опыта проводит работу по предупреждению возможного неблагополучия в
психическом и личностном развитии детей, по созданию психологических условий,
максимально благоприятных для этого развития.
Психопрофилактическая работа может проводиться как с отдельными детьми или группами
детей, классами, возрастными параллелями, так и с воспитателями, учителями, родителями,
другими взрослыми, которые оказывают влияние на мироощущение и развитие ребенка.
Основная сложность этой работы заключается в том, что психолог сталкивается, как правило,
с непониманием педагогическим коллективом (и родителями) важности психопрофилактики.
Почему это происходит? Вероятно потому, что в детском саду, школе столько явных проблем
и с отдельными детьми, и с целыми коллективами, что взрослые не хотят думать о
трудностях, которые еще только могут возникнуть. "То ли возникнут, то ли не возникнут, —
думают воспитатели, учителя и родители, — нам бы с имеющимися трудностями справиться".
Психолог не должен идти на поводу подобных рассуждений. Психологическая служба не
сможет развиваться и приносить ощутимую пользу народному образованию, основываясь
только на решении сиюминутных проблем. Она должна прогнозировать возможность
появления этих проблем и проводить работу в направлении их предупреждения. Иными
словами, психолог начинает психопрофилактическую деятельность тогда, когда еще нет
сложностей в работе с ребенком, классом и пр., но он предупреждает эти сложности как
возможные.
Консультативная деятельность
Консультативная деятельность – это оказание помощи обучающимся, их родителям
(законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам
образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения психологического
консультирования.Особенностью консультативной работы психолога в начальной школе является то, что
непосредственным “получателем” психологической помощи (клиентом) является не её
окончательный адресат – ребёнок, а обратившийся за консультацией взрослый (родитель,
педагог). Таким образом, психолог оказывает подчас лишь косвенное воздействие на ребёнка.
Он только даёт советы; реализовывать их – задача клиента.
Консультирование включает в себя следующие частные виды работ:
1. Выработку и точную формулировку психологопедагогических рекомендаций, точную
формулировку психологопедагогических рекомендаций, вытекающих из результатов
проведённого психодиагностического обследования, причем соответствующие
рекомендации должны предлагаться и взрослым и детям в форме, понятной и
доступной для практической реализации.
2. Ведение бесед с теми, кто нуждается в консультативной помощи. Эти беседы
завершаются получением детьми и взрослыми людьми необходимых им психолого
педагогических советов.
3. Работа с учителями и родителями, выполняемая в рамках психологического всеобуча
и системы повышения квалификации. Консультативная работа психолога школы
проводится последующим направлениям:
консультирование и просвещение педагогов;
консультирование и просвещение родителей;
консультирование школьников.
В свою очередь, консультирование может проходить в форме собственно консультирования
по вопросам обучения и психического развития ребёнка, а так же в форме просветительской
работы со всеми участниками педагогического процесса в школе.
Несмотря на такую специфику консультативной работы школьного психолога с детьми
младшего школьного возраста, их родителями и педагогами, это направление является
принципиально важным в практической деятельности школьного психолога.
Эффективность всей его работы в значительной мере определяется тем, насколько ему
удалось наладить конструктивное сотрудничество с педагогами, родителями и
администрацией школы в решении задач обучения и воспитания школьников.
В своей консультативной практике школьный психолог может реализовать принципы
консультирования самых различных психологических направлений (диагностический,
экзистенциальный, гуманистический, бихевиоральный и другие подходы). Однако в работе с
детьми, личность и в целом психика которых находятся ещё на этапе своего становления,
учёт возрастных особенностей является непременным условием консультативной работы
психолога в школе.
В целом задача возрастнопсихологического консультирования составляет контроль за
ходом психического развития ребёнка на основе представлений о нормативном
содержании и возрастной периодизации этого процесса. Указанная общая задача на
сегодняшний день включает следующие конкретные составляющие:
1. Ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, в
возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребёнка;
2. Своевременное первичное выявление детей с различными отклонениями и
нарушениями психического развития и направление их в психологомедико
педагогические консультации;
3. Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным
соматическим или нервнопсихическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и
психопрофилактике (совместно с детскими патопсихологами и врачами);
4. Составление (совместно с педагогическими психологами или педагогами)
рекомендаций по психологопедагогической коррекции трудностей в школьном
обучении для учителей, родителей и других лиц;5. Составление (совместно со специалистами по семейной психотерапии) рекомендаций
по воспитанию детей в семье;
6. Коррекционная работа индивидуально или (и) специальных группах при консультации
с детьми и родителями;
7. Психологическое просвещение населения с помощью лекционной и других форм
работы”.
Консультирование педагогов
В консультативной работе с педагогами можно выделять ряд принципов, на которых основано
сотрудничество школьного психолога
с педагогическим коллективом в решении проблем и профессиональных задач самого
педагога:
1. Равноправное взаимодействие психолога и педагога;
2. Формирование у педагога установки на самостоятельное решение проблем, т.е. снятие
установки на “готовый рецепт”;
3. Ппринятие участниками консультирования ответственности за совместные решения;
4. Распределение профессиональных функций между педагогами и психологами.
В организации психологического консультирования педагогов можно выделить три
направления:
1. Консультирование педагогов по вопросам разработки и реализации психологически
адекватных программ обучения и воспитания.
2. Консультирование педагогов по поводу проблем обучения, поведения и
межличностного взаимодействия конкретных учащихся. Это наиболее
распространённая форма консультативной работы школьного психолога, помогающая
решать школьные проблемы в тесном сотрудничестве психолога, педагогов и
администрации школы и помогающая создать наиболее благоприятные условия для
развития личности ребёнка и его обучения. Консультирование в этом направлении
может быть организованно, с одной стороны, по запросу педагога, с другой – по
инициативе психолога, который может предложить учителю ознакомиться с той или
иной информацией о ребёнке и задуматься над проблемой оказания помощи или
поддержки. Организация по запросу учителя наиболее эффективна, а форме
индивидуальных консультаций.
3. консультирование в ситуациях разрешения межличностных и межгрупповых
конфликтов в различных системах отношений: учитель – учитель, учитель – ученик,
учитель – родители и др. в рамках такой социальнопосреднической работы психолог
организует ситуацию обсуждения конфликта сначала оппонентом отдельно, затем –
совместно. Психолог помогает ' снять эмоциональное напряжение у участников
конфликта, перевести обсуждение в конструктивное русло и затем помогает
оппонентам найти приемлемые способы решения противоречивой ситуации.
Консультирование родителей
Психологопедагогическое консультирование родителей, как и в ситуации пробной работы с
педагогами, может быть организованно, с одной стороны, по запросу родителя в связи с
оказания консультативнометодической помощи в организации эффективного детско
родительского взаимодействия; с другой – инициативе психолога. Одной из функций
консультативной работы с родителями является информирование родителей о школьной
проблемах ребёнка. Так же целью консультирования может стать необходимость
психологической поддержки родителей в случае обнаружения серьёзных психологических
проблем ребёнка либо в связи с серьёзными эмоциональными переживаниями и событиями в
семье.
Основные этапы индивидуальной консультативной работы1. Работа с конкретным индивидуальным случаем – довольно трудоёмкий процесс,
требующий определённой организации. Таким образом, для квалифицированного решения
проблемы необходимо собрать и проанализировать информацию по следующим разделам.
Информация об истории развития ребёнка и состояние его здоровья (беседа с родителями по
поводу истории развития ребёнка может происходить в форме полу стандартизированного
интервью).
2. Сведения об особенностях социальной обстановки, в которой растёт ребёнок, и характере
его общения и взаимоотношений со значимыми лицами (семья, коллектив сверстников в
классе и др.) Для получения этой информации дополнительно к выше приведённым
методикам целесообразно использовать Опросник АСВ ЭйдемиллераЮстицкого, методику
Рене жиля, “Два дома”, пробы на совместную деятельность, рисунок семьи и другие.
3. Особенности поведения и деятельность ребёнка в различных ситуациях. Для изучения
особенностей поведения и деятельности ребёнка в ситуации обследования целесообразно
применять схему наблюдения.
4. Дифференцированная характеристика развития познавательной и эмоционально
личностной сфер ребёнка. Методические средства и приёмы, используемые для получения
такого рода информации весьма разнообразны. Их выбор зависит от специфики проблемы,
возраста ребёнка др. Главное – это должен быть комплекс методик, системно определяющий
психологический статус ребёнка.
Общая характеристика беседы с родителями в процессе консультирования
В процессе консультирования психолог контактирует с родителями (хотя это может быть и
учитель) несколько раз: в ходе бесед по установлению истории развития ребёнка, в ходе
обследования ребёнка и родителя на предмет специфики их взаимоотношений, в ходе беседы
по результатам обследования, на коррекционных занятиях (родительские группы, тренинг
родительской уверенности).
Каждая встреча психолога с лицами, обратившимися с запросом, имеет своей главной целью
достижение возможно более глубокого, разностороннего и объективного понимания проблем
ребёнка, его личности в целом.
Предпосылками успешного результата консультирования являются следующие действия
психолога, а процессе проведения бесед во время первых встреч:
умение психолога создать доверительные, откровенные отношения с родителями (или
другими обратившимися за помощью лицами), умение проявить эмпатию, показать
свое отношение к родителям как к людям, искренне заинтересованным в устранении
трудностей ребёнка;
обсуждение целей и задач консультирования, то есть введение клиента а ситуацию
предстоящего консультирования, ориентация в общей схеме консультативной работы;
формирование у клиента установки на совместный и разносторонний анализ проблем
ребёнка;
предупреждение клиента о возможных трудностях, осложнениях и препятствиях в
процессе поиска форм психологической помощи, а затем и в ходе её реализации;
снятие установки на ожидание немедленных результатов.
Беседа, проводимая психологом по итогам изучения случая, преследует несколько целей:
подробное обсуждение общего состояния психического развития ребёнка, а так же
характера, степени и причин выявленных трудностей, условновариативного прогноза
его дальнейшего развития;
совместную разработку системы конкретных мер помощи или специальной
коррекционной программы;
обсуждение проблем родителей, связанных с ребёнком, их отношения к его
трудностям;
планирование последующих встреч или разъяснение необходимости консультаций у
специалистов другого профиля (в случае необходимости).
В зависимости от особенностей конкретного случая заключительная беседа консультанта с
родителями может строиться поразному, однако чаще всего в ней выделяются 4 основных
этапа. При этом желательно вести беседу одновременно с обоими родителями, так как это
помогает получить более объективную и разностороннюю картину жизни ребёнка и, кроме
того, позволяет им почувствовать общую ответственность за судьбу ребёнка.
В начале беседы нужно побудить у родителей к свободному и откровенному обсуждению
проблем ребёнка, актуализации наиболее волнующих их вопросов. Необходимо также
коснуться их представлений о причинах трудностей ребёнка и средствах их разрешения,
помощи, выяснить их мнение о том, какие цели можно ставить перед ребёнком, на какое
будущее его ориентировать. На втором этапе беседы предполагается сообщение и
разъяснение психологом результатов психологического обследования, а также их совместное
обсуждение. Конкретные данные и иллюстрации из материалов обследования,
демонстрируется психологом, обычно помогают родителям составить более верное
представление о характере и степени трудностей ребёнка. Необходимо стремиться к
выработке у родителей реалистического представления о трудностях ребёнка. После того (на
третьем этапе) обсуждается специальная программа действий и конкретные формы
реализации предложенных рекомендаций. Наконец, в заключение беседы обсуждается то, как
изменилось отношение родителей к проблемам ребёнка, планируются последующие встречи.
В процессе беседы важно проявить теплоту, внимание, уважение. Критерием оценки
эффективности беседы служит то, могут ли родители достаточно уверенно действовать на
основе тех сведений и рекомендаций, которые они получили от консультанта.
Беседу родителям рекомендуется проводить в форме свободного либо
полустандартизированного вида, выбор управляемого или неуправляемого вариантов и т.д.
Целесообразно проводить максимально подробное обсуждение конкретных результатов,
полученных в ходе обследования ребёнка, часто это придаёт большую убедительность вывода
консультанта; родителям полезно иметь на руках психологическое заключение, написанное
ясным, понятным языком, или, по крайней мере, самим записать со слов психолога выводы и
рекомендации, так как это помогает им в дальнейшем обдумывать результаты консультации,
искать конкретные меры помощи, исходя из зафиксированных выводов, проверять их
правильность в ходе анализа дальнейшего развития ребёнка.
Одним из принципов работы возрастного психолога консультанта является принцип
отстаивания интересов ребёнка. Однако представления об этих интересах и о том, как
отстаивать, существенно различаются у разных консультантов психологов. Эти различия
отражаются в методах и предмете их работы.
Если исходить из устоявшегося в практике семейного консультирования а оно на
сегодняшний день наиболее развито – деления всех случаев обращения в консультацию на
собственно семейные проблемы и проблемы родительскодетских отношений, то в области
родительскодетских отношений существуют три направления, три способа работы:
повышение социальнопсихологической компетенции родителей, обучение навыкам
общения, разрешения конфликтных ситуаций, улучшение стиля родительского
поведения, общей воспитательной осведомлённости и т.п.;
работа с семьёй как целым с точки зрения как диагностики внутрисемейной ситуации,
так и коррекции и терапии;
работа преимущественно с ребёнком.
Было бы наивно полагать, что какоето из этих трёх направлений работы не реализует
принципа соблюдения интересов ребёнка. И возрастной психолог консультант работает
отнюдь не только в третьем модусе. Однако одним из организационных принципов его работы
является отказ от консультирования родителей без обследования ребёнка. Таким образом,процедура консультирования родительскодетских отношений в возрастнопсихологической
консультации всегда включает в себя достаточно подробное психодиагностическое
обследование ребёнка, а не только его межличностных отношений и тем более не только этих
отношений глазами родителей. В ряде случаев бывает необходимым провести и
психологическое обследование родителей.
Коррекционноразвивающая работа
Цель данного направления работы – создание условий для коррекционноразвивающей
поддержки всем нуждающимся учащимся через оказание услуг или направление к
соответствующим специалистам.
В рамках данного направления педагогпсихолог на основании собственных наблюдений, а
также наблюдений классных руководителей, педагоговпредметников, педагога социального,
родителей, а также на основании результатов диагностических мероприятий выделяет
группы детей, нуждающихся в коррекционной поддержке.
Педагогпсихолог мотивирует учащихся и их родителей на посещение коррекционных
мероприятий. Включение учащихся в коррекционные группы возможно только с разрешения
родителей или лиц, их замещающих.
Педагогпсихолог располагает сведениями об учреждениях, организациях и специалистах,
оказывающих специальные медицинские, психологические, психотерапевтические услуги.
Направляет учащихся на консультации или в коррекционные группы, работающие в
региональных центрах, в том числе социальнопедагогических, центрах внешкольной работы,
центрах коррекционноразвивающего обучения и реабилитации и т. д. Поддерживает связь с
ведущими коррекционных групп, собирает информацию о происходящих изменениях (ведет
учет, базу данных).
На основании рекомендаций, полученных от ведущих групп, формулирует систему мер для
педагогов и классных руководителей с целью поддержки результатов коррекционной работы с
учеником. При отсутствии возможности оказания ребенку психологической коррекционно
развивающей помощи в условиях центра коррекционноразвивающего обучения и
реабилитации (ЦКРОиР) (например, в силу территориальной удаленности) специалисты
данного центра составляют совместно с педагогомпсихологом школы развернутую
коррекционноразвивающую программу, оказывают методическую помощь.
Коррекционноразвивающая работа педагогапсихолога в школе ориентирована на
коррекцию межличностных отношений в классах, содействие преодолению кризисных
периодов в жизни учащихся (например: переход в среднюю школу, в профильные классы,
вступление в подростковый возраст, подготовка к сдаче экзаменов и т. п.) через систему
больших психологических игр, малых тренингов с коллективами классов.
Значимым направлением развивающей работы педагогапсихолога является помощь
старшеклассникам в определении их жизненных планов, в прояснении временной
перспективы, в профессиональном и личностном самоопределении..
Просветительская деятельность
Психологическое просвещение направлено на приобщение взрослых и детей к
психологическим знаниям. Просветительская деятельность психолога может осуществляться
в разной форме (лекции, беседы, семинары, выставки, подбор литературы и др.). Основной
смысл просветительской работы — знакомство с современным состоянием психологической
науки, основными закономерностями и условиями психического развития человека.
Просветительская деятельность психолога направлена на формирование представления о
практической значимости психологического знания и психологической помощи
формирующемуся человеку, а также на построение педагогического процесса с учетом
возрастных и индивидуальнопсихологических особенностей учащихся.