Планирование воспитательной работы в классе: советы и рекомендации
Оценка 4.7
Документация +3
doc
воспитательная работа +2
Взрослым
09.03.2019
По В. Вороному – автору учебных пособий, освещающих планирование, - классному руководителю необходимо иметь специфические знания и умения. Требования к деятельности такого преподавателя определяются целями и мерами воспитания в современной школе.
Одной из обязанностей классного руководителя является формирование плана воспитательной работы. Правильно составленный план позволит организовать воспитательную деятельность, создать оптимальные условия для развития как коллектива в целом, так и обучающихся.
О том, какова структура этого документа, основные этапы формирования и каковы требования к его содержанию, и рассказывается в данной публикации.
вр.doc
План воспитательной работы классного руководителя. Планирование
воспитательной работы в классе
Одной из обязанностей классного руководителя является формирование плана
воспитательной работы. Какова структура документа, основные этапы формирования и
требования к его содержанию?
Обязанности классного руководителя
По В. Вороному – автору учебных пособий, освещающих планирование,
классному руководителю необходимо иметь специфические знания и умения. Требования к
деятельности такого преподавателя определяются целями и мерами воспитания в
современной школе.
Обязанности классного руководителя можно отнести к трем группам:
воспитательные, организационноадминистративные и координирующие.
Воспитательные функции выражаются в педагогическом руководстве развитием
и формированием как классного коллектива в общем, так и индивидуальности каждого
отдельного ученика. Организационноадминистративные обязанности включают в себя
руководство коллективом как организационной единицей в составе образовательного
учреждения, ведение личных дел учеников, составление отчетности и других необходимых
бумаг, ведение документации. Координационная функция классного руководителя
заключается в обеспечении взаимодействия между учащимися, преподавателями
предметниками и другими представителями педагогического состава образовательного
учреждения, родителями или законными представителями учеников.
Планирование воспитательной работы в классе относится к категории
организационноадминистративных обязанностей. Реализация же составленного плана на
практике уже входит в воспитательные функции педагогического работника (с элементами
координирующих в моментах, где планируется взаимодействие с участниками
образовательного процесса).
Основные виды планов работы с учащимися
Планирование имеет исключительное значение в работе не только руководителя
классного коллектива, но и образовательного учреждения в целом. Педагоги, как правило, в процессе профессиональной деятельности занимаются составлением двух видов планов:
календарного и перспективного. Выделяют также смешанный перспективно
календарный план.
Перспективный план воспитательной работы классного руководителя
формируется на длительный период, то есть на учебный год или полугодие. Календарное
планирование отражает перечень работ на меньший временной отрезок: день, неделю,
месяц, четверть. Такой вид плана воспитательной работы классного руководителя
является более обширным, включает в себя конкретные действия, а не общие направления
деятельности. Перспективнокалендарный план отличается одновременно и широким
временным охватом и конкретикой.
Отдельно составляется общешкольный план воспитательной работы. Классному
руководителю при разработке документа для класса рекомендуется придерживаться
общего плана.
В плане воспитательной работы указываются ориентиры деятельности, содержание
и сроки выполнения воспитательных работ, ориентиры работы классного руководителя.
Документ обеспечивает систематическую, целенаправленную организацию работы
педагогов в образовательном учреждении. Кроме того, планирование деятельности в
классе, реализация воспитательного плана и последующий анализ способствуют
профессиональному развитию учителя.
Планирование работы с классом
Приступая к планированию работы в классе, руководителю необходимо должным
образом подготовиться к составлению документа. Так, следует:
1. Ознакомиться с нормативноправовыми актами, законодательством,
определяющим задачи общеобразовательных учреждений на современном
о классном
этапе.
К таковым относятся положение
руководстве, Конституция РФ, Закон об образовании, Конвенция прав
ребенка, устав образовательного учреждения.
2. Изучить специальную (методическую) литературу, в которой содержится
информация о планировании различных видов воспитательной работы. 3. Просмотреть общешкольный план воспитательной работы. Классному
руководителю следует обратить внимание на мероприятия, в которых
ученики должны принять участие.
4. Собрать и проанализировать предложения по планированию работы на
учебный год со стороны учителейпредметников, актива класса, других
учащихся и родителей.
5. Изучить опыт других классных руководителей в образовательном
учреждении, прислушаться к рекомендациям коллег и руководства.
6. Провести анализ работы за прошедший учебный год (если таковая с классом
проводилась и сохранилась документация).
На этом предварительная подготовка к планированию заканчивается. Далее
руководителю коллектива необходимо приступать непосредственно к разработке и
оформлению плана воспитательной работы. Осуществлять действия необходимо шаг за
шагом – только в таком случае преподавателю удастся разработать оптимальный и
обоснованный с научной точки зрения план воспитательной работы.
Основные этапы формирования плана
План воспитательной работы классного руководителя должен быть тщательно
продуман и обоснован. Разработка документа включает в себя такие пункты:
1. Анализ прошлогоднего плана работы. Необходимо определить, что было
сделано, каковы результаты деятельности, над чем следует продолжить
работу в текущем учебном году.
2. Характеристика классного коллектива. Следует провести социальный
мониторинг, составить характеристику по таким параметрам, как общий
уровень знаний, умений и навыков, сплоченность коллектива, актив класса.
Не лишней будет и психологическая характеристика коллектива.
3. Определение задач на учебный год, направлений, форм и методов работы,
сроков.
К последнему пункту необходимы расширенные пояснения. К задачам
воспитательной работы, например, могут относиться формирование дружного коллектива,
ориентация учащихся на успехи в учебной деятельности, воспитание хороших манер,
формирование жизненной позиции, развитие гражданственности и патриотизма и так далее. Что касается форм и методов работы с классом, то тут можно выделить:
проведение классных часов;
индивидуальное общение;
открытые уроки;
экскурсии;
подготовка и участие в классных и общешкольных мероприятиях;
творческие мастерские;
проведение спортивных мероприятий;
встречи с интересными личностями;
игры.
К направлениям деятельности, которые необходимо также отразить в плане
воспитательной работы классного руководителя, относятся:
нравственное и этическое воспитание;
учебный процесс;
трудовое обучение;
физическое воспитание;
воспитание патриота и гражданина;
работа с «трудными» учениками;
работа с родителями;
формирование ЗОЖ обучающихся;
профориентация. Цели и задачи воспитательной работы
Образование призвано создать условия для становления ответственного,
высоконравственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина. Основные
направления планирования воспитательной работы классному руководителю заключаются
в патриотическом воспитании учащихся, формировании у подрастающего поколения
навыков ЗОЖ, создании благоприятных условий для формирования ученического
самоуправления, социализации учеников в обществе, профориентации, а также
профилактике правонарушений и преступлений.
В процессе формирования целей воспитательной работы
классному
руководителю следует учесть необходимость:
обеспечения должного интеллектуального развития учеников;
гражданского и патриотического воспитания (приобщение молодого
поколения к традициям и истории малой родины, государства, семьи и
школы);
культурнонравственного развития (повышение уровня культуры и
реализация творческого потенциала);
эстетического развития;
социальной адаптации учеников (формирование системы ценностей,
предотвращение и помощь в решении социальных проблем, в том числе в
семье);
организации ученического самоуправления (включение учащихся в работу
класса в качестве организационной единицы в составе школы);
профессиональной ориентации учащихся (проведение профориентационной
работы с учащимися и родителями);
совместной деятельности с родителями и общественными организациями.
Основные направления и содержание работы с учащимися
Для классного руководителя план воспитательной работы является ориентиром и
позволяет не упустить ни одного важного момента. После формирования списка задач
необходимо спланировать мероприятия, проведение которых позволит достичь
поставленных целей.
Так, сначала нужно отразить в плане общешкольные мероприятия, в которых
ученики должны принять участие. Это могут быть организация и проведение Дня знаний и
Последнего звонка, отчетного концерта, концерта ко Дню учителя, Дней здоровья и так
далее. Затем необходимо продумать мероприятия, приуроченные к праздникам,
определенным периодам учебного года. Например, как нельзя кстати к началу учебного
года будут беседа «Учись учиться» и проведение организационных классных часов, перед
зимними каникулами следует провести беседу о технике безопасности в холодное время
года и на льду, а беседу «Уважение к женщине» лучше приурочить к Восьмому марта. После составления списка обязательных мероприятий необходимо дополнить
примерный план воспитательной работы классного руководителя видами деятельности,
направленными на достижение целей (интеллектуальное развитие, патриотическое
воспитание, социальная адаптация, профориентация, работа с родителями и далее по
списку). Например, равномерно следует распределить в течение года такие мероприятия:
беседы о вреде курения и употребления алкоголя, наркотической
зависимости, ранней половой жизни, предохранения от ЗППП и
нежелательной беременности;
туристические походы, пикники, участие в спортивных соревнованиях,
тренировочные эвакуации;
участие в субботниках, генеральная уборка класса;
уроки мужества, беседы о патриотизме, толерантности;
беседы о культуре поведения, организация помощи пенсионерам и
ветеранам, выпуск школьных стенгазет;
контроль посещаемости (ежедневно);
учебная работа: работа с личными делами, проверка дневников,
формирование актива класса, участие класса в олимпиадах, внеучебной
деятельности и так далее.
Взаимодействие классного руководителя с родителями
Работа руководителя коллектива с родительским комитетом, опекунами и
родителями учеников заключается в организации и проведении родительских собраний:
общешкольных и тематических в классе (организационные вопросы в начале учебного года,
анкетирование, подведение итогов четвертей, организационное собрание касательно
окончания учебного года). Также необходима организация родительского комитета, привлечение родителей к
школьным мероприятиям. Отдельно (в случае необходимости) классный руководитель
проводит встречи с родителями, в том числе с родителями «трудных» детей,
организовывает общение с предметниками.
Индивидуальная работа с отдельными категориями учащихся
Работа с «трудными» учениками включает в себя выяснение состава семьи,
личностных особенностей учеников, обновление данных о «трудных» учащихся.
Необходимо следить за динамикой успеваемости, посещаемости, прогулов, занятостью
ребенка во внеурочное время, проводить профилактические беседы, по необходимости
оказывать помощь ученику, контролировать поведение.
Требования к содержанию плана
Существует ряд требований к плану воспитательной работы, которые включают в
себя:
целенаправленность плана;
реальность;
применение различных форм работы;
творческий подход классного руководителя;
систематичность;
учет возрастных особенностей и интересов учащихся.
Правильно составленный план позволит организовать воспитательную
деятельность, создать оптимальные условия для развития как коллектива в целом, так и
учащихся.
Планирование воспитательной работы в классе: советы и рекомендации
Планирование воспитательной работы в классе: советы и рекомендации
Планирование воспитательной работы в классе: советы и рекомендации
Планирование воспитательной работы в классе: советы и рекомендации
Планирование воспитательной работы в классе: советы и рекомендации
Планирование воспитательной работы в классе: советы и рекомендации
Планирование воспитательной работы в классе: советы и рекомендации
Планирование воспитательной работы в классе: советы и рекомендации
Планирование воспитательной работы в классе: советы и рекомендации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.