Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков
Оценка 4.8

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Оценка 4.8
Карточки-задания +5
doc
дефектология +1
Все классы
25.04.2018
Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков
Для произнесения шипящих звуков требуются сложные и тонкие движения языка, губ, нижней челюсти и наличие воздушной струи, достаточно сильной и направленной по середине языка. Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения: Упражнение «Наказать непослушный язык» Цель упражнения. Вырабатывать умение расслаблять мышцы языка. Выполнение упражнения. Чтобы язык был широким и спокойным, надо немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до 5-10. Методические указания. 1. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким, края его должны касаться уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. При этом следует следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Это можно легко проконтролировать: надо поднести ватку ко рту, и она при правильном выполнении упражнения будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке целенаправленной воздушной струи. Упражнение «Сделать язык широким» Цель упражнения. Выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном состоянии. Выполнение упражнения. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить передний широкий край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет от одного до 5- 10. Методические указания. 1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3. Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться углов рта. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Упражнение «Кто дальше загонит мяч» Цель упражнения. Выработать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. Выполнение упражнения. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола. Методические указания. 1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2. Нельзя надувать щеки. 3. Следить, чтобы ребенок произносил звук ф, а не х, т.е., чтобы струя воздуха была узкая, а не рассеянная. Упражнение «Вкусное варенье» Цель упражнения. Выработать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме «чашечки», которое принимает язык при произнесении звука ш. Выполнение упражнения. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Методические указания. 1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх, она должна быть неподвижной. 2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются уголков рта. 3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык будет распластанным, так шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу. Упражнение «Фокус» Цель упражнения. Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму «ковшика» и направлять воздушную струю посередине языка. Выполнение упражнения. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. Методические указания. 1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. 2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе. Если это не получается, можно слегка их придержать. 3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Упражнение «Присоси конфетку» Цель упражнения. Укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх. Выполнение упражнения. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски и попросить ребенка приклеить кусочек конфетки к небу за верхними зубами. Методические указания. 1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть должна быть неподвижной. 2. Рот открывать на 1,5 – 2 см, не больше. 3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставит чистый указательный палец сбоку между коренными зубами. 4. Выполнять упражнение надо медленно, постепенно ускоряя темп. Упражнение «Грибок» Цель упражнения. Укрепить мышцы языка, укреплять подъязычную связку (уздечку). Выполнение упражнения. Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к небу и. не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения рот надо стараться открывать все шире и дольше удерживать язык в верхнем положении. Методические указания. 1. Когда открывается рот, губы должны быть неподвижны. 2. Открывать и закрывать рот, удерживая язык в верхнем положении под счет от 3- 10. Упражнение «Маляр» Цель упражнения. Учить ребенка поднимать язык вверх. Выполнение упражнения. Улыбнуться, открыть рот, и погладить кончиком языка твердое небо, делая движение языком вперед-назад. Методические указания. 1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. 2. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов и не высовывался изо рта.Материал будет полезен как родителю так и ребенку
Инд. зан по звук шипящие Ш,Щ,Ч,Р,Л.doc
Занятие №1                            Звук Ш 1. Повторение общих упражнений ( повторять ежедневно, перед зеркалом) ­ «Заборчик» ­ зубы сомкнуты, губы в широкой улыбке, «Трубочка» ­ губы вытянуты  вперёд. Чередование этих движений 20 раз. ­ Широко открыть рот, считая про себя до 10. Спокойно закрыть. Повторить 10 раз. ­ Язык вверх, за зубы, вниз. Рот широко открыт. 10 раз. 2. Базовое упражнение «Пошипеть» 3. Автоматизация звука Ш ­ в слогах:  ша­ша­ша           ша­шо­ша          ша­ша­шо шо­шо­шо          шо­ша­шо          шо­шо­ша ­ в словах: шаль                   ушанка                шёлк                 петушок шахта                  мышата               шёпот               пушок шаг                      большая              шорох               мешок шайба                  лошадка              шёл                   большой ­ в словосочетаниях: шапка в шоколаде                большой пушок шашка шалуна                     шапка ­ ушанка шайба малыша                    большой мешок ­ в предложениях: Вот каша. Даша ест кашу. Малыш шагает в школу. Наташа пишет. Я ношу шубу и шапку – ушанку. У Маши малышки тёплая шапка. 4. Наизусть. Шапка и шубка – вот и весь Мишутка. 5. Запомнить. Звук ­ мы слышим, произносим Букву ­ видим, пишем. Занятие №2                       Звук Ш 1. Повторение общих упражнений ( повторять ежедневно, перед зеркалом) ­ «Заборчик» ­ зубы сомкнуты, губы в широкой улыбке, «Трубочка» ­ губы вытянуты  вперёд. Чередование этих движений 20 раз. ­ Широко открыть рот, считая про себя до 10. Спокойно закрыть. Повторить 10 раз. ­ Язык вверх, за зубы, вниз. Рот широко открыт. 10 раз. 2. Базовое упражнение «Пошипеть» 3. Автоматизация звука Ш ­ в слогах:  ше­ше­ше           ше­ши­ше          ши­ши­ше ши­ши­ши          ши­ше­ши          ше­ше­ши ­ в словах: шик                    шея                     вешалка             хорошо шина                  шелуха               ошибка              порошок шип                    шелковица        ушиб                  душок шинель              шалфей              ушки                  кошелёк ­ в словосочетаниях: шипение кошки шляпа и калоши машинные шины швея шьёт на машине ­ в предложениях: Надели Паше галоши и гамаши. В кошёлке шёлк. Пишу шутки для Дашутки и Мишутки. Шаги шакала бесшумны.  4. Наизусть. Побежала мышка – мать, Стала кошку в няньки звать. ­ Заходи к нам, тётя кошка, Нашу детку покачать. Занятие № 3                            Звук Ш 1. Повторение общих упражнений ( повторять ежедневно, перед зеркалом) ­ «Заборчик» ­ зубы сомкнуты, губы в широкой улыбке, «Трубочка» ­ губы вытянуты  вперёд. Чередование этих движений 20 раз. ­ Широко открыть рот, считая про себя до 10. Спокойно закрыть. Повторить 10 раз. ­ Язык вверх, за зубы, вниз. Рот широко открыт. 10 раз. 2.Базовое упражнение «Пошипеть» 3. Автоматизация звука Ш ­ в слогах:  шка­шка­шка           шка­шко­шка          шко­шко­шка шко­шко­шко          шко­шка­шко          шка­шка­шко ­ в словах: мошка               дедушка            школа            шишки пушка               ромашка            школьник           шашки шишка              картошка            пешком            камушки шашка               игрушка            шкурка            подушка ­ в словосочетаниях: Дедушка в шинели                        Широкие штаны Школьник ушибся                         На вешалке шаль Подушка на подушке                    Школьные шорты Большая шишка                             Паша ушибся ­ в предложениях: Мои книжки в шкафу. У бабушки в шкатулке много катушек. Мышка убегает от кошки. Ванюшка любит лепёшки и ватрушки.       4. Наизусть:       Мишка                                                   Лягушка                          Уронили мишку на пол,                          Вот лягушка на дорожке. оторвали мишке лапу.                                  У неё озябли ножки. Всё равно его не брошу,                               Значит, ей нужны потому что он хороший.                              Тёплые  штаны. (А. Барто)                                                                            (С. Маршак)   Звук Ш общих упражнений ( повторять ежедневно, перед зеркалом) ­ «Заборчик» ­ зубы сомкнуты, губы в широкой улыбке, «Трубочка» ­ губы вытянуты  вперёд. Чередование этих движений 20 раз. ­ Широко открыть рот, считая про себя до 10. Спокойно закрыть. Повторить 10 раз. ­ Язык вверх, за зубы, вниз. Рот широко открыт. 10 раз. 2. Базовое упражнение «Пошипеть» 3. Автоматизация звука Ш ­ в слогах:  шпа­шпо­шпу           шпа­шпы­шпэ          шва­шво­шву шла­шло­шлу            шла­шло­шлэ          швы­швэ­шва ­ в словах:               подушка             ушко            кошки шкаф кошка               бабушка            окошко               мышки шпаргалка           шпалы                   шпилька            шпроты шлёпок                шлем                    шляпа                шланг малышка             матрёшка              брошка             боярышник ­ в словосочетаниях: Шалун шалил                 Душистые ландыши        У Антоши шнурок Шуба и шапка                Горошины в мешке          За штурвалом Саша Большой шкаф                Шины у машины             Гриша шпион Вишни и груши              Машина шляпка              У Алёши шпага ­ в предложениях: У бабушки шерстяной шарф. У Паши хорошие игрушки. Наташа нашла ландыш. Наша кошка гонялась за мышкой. Петушок склевал горошины. Шуршат камыши в тиши. 4. Наизусть. Петушок, петушок,                                       Золотой гребешок! Выгляни в окошко,  Дам тебе горошку Занятие №5                            Звук Ш 1. Повторить общие упражнения. ­ «Заборчик» ­ «Трубочка» ­ «Язычок спит» ­ «Качели» ­ «Почистить зубы» 2. Повторить упражнение « Пошипеть» 3. Автоматизация звука Ш: ­ в слогах: ши – ши – ши                      ши – ше – ши             ше – ше ­ ши ше – ше ­ ше                        ше – ши – ше             ши – ши – ше ­ в словах: штаб                 штамп             шкаф                       шкатулка штиль               штопка           школа                      шляпка штука               штык              шлюпка                   шлюз швея                 шкаф               школьник               шмель ­ в словосочетаниях: шалун шалил большой шкаф душистые ландыши шины у машины ­ в предложениях: Наташа   нашла   ландыши.   Наша   кошка   гонялась   за   мышкой.   Петушок   залез   в   мешок. Школьники шумели и шалили. 4.Выучи чистоговорку. Раскрась картинку.   Ши –ши – ши, ши – ши – ши  Что­то шепчут камыши. Ше – ше – ше, ше – ше – ше Это утка в камыше. Ша – ша – ша, ша – ша – ша  Выходи из камыша! Ше – ше – ше, ше – ше – ше Нет уж утки в камыше. Ши – ши – ши, ши – ши – ши Что же шепчут камыши? Занятие №6                    Звук Ж      1. Повторение общих упражнений.      2. Отгадай загадку: Жу – жу – жу, жу – жу – жу  Я на веточки сижу Выполнить упражнение « Пожужать»   3. Автоматизация звука Ж: ­ в слогах: жа – жа – жа                   аж – аж – аж               аж – аж ­ уж жу – жу­ жу                    уж – уж – уж              уж – аж ­ уж ­ в словах: жаба                    жалоба                 жест               жуть жадность            жёлудь                 жизнь            Жучка жалко                  жемчуг                жила жало                    женщина             жук 4. Выучить стихотворение: Жу – жу,  жу – жу Я на веточке сижу, Я на веточке сижу Слог жу, я всё жужжу. Зная слоги твёрдо эти, Я жужжу весной и летом 5. Найди жука и раскрась картинку. Занятие №7                Звук Ж 1. Повторение общих упражнений. 2. Пошипеть – пожжужать 3. Автоматизация звука Ж: ­ в слогах: жа – жа – жа                   аж – аж – аж               аж – аж ­ уж жу – жу­ жу                    уж – уж – уж              уж – аж ­ уж ­ в словах: ежата                  ежи                      уважение           снежинка пижама              ужи                      ожог                   флажок баклажан            этажи                  ножовка             сапожок кинжал               манжета              пиджак               сажень 4. Выучить наизусть стихотворение ­ загадку: Жу – жу – жу, жу – жу – жу, На лужайке я жужжу! Над цветочком я жужжу! Безобидно я жужжал, Даже Женя убежал.                (Шмель) 5. Раскрась рисунок. Занятие №8                      Звук Ж 1. Повторение общих упражнений. 2. Пошипеть – пожжужать 3. Автоматизация звука Ж: ­ в слогах: жда – жда – жда                   даж – даж – даж               даж – даж ­ дуж жду – жду­ жду                    дуж – дуж – дуж              дуж – даж ­ дуж ­ в словах: жакет               железо            живот                   жучёк        ежевика жевать             желток            животное             лужа          лыжи желание          желудок          жилет                   кожа          дюжина желе                жених              жонглёр               ужин 4. Выучить наизусть стихотворение ­ загадку: Если дождик, Мы не тужим –  Бойко шлёпаем по лужам. Станет солнышко сиять – Нам под вешалкой стоять                                       ( М. Давыдовский) 5. Раскрась рисунок. 1. Автоматизация звука Ж:Проговори загадку и отгадай, разукрась отгадку Пушистая вата плывёт куда­то. Чем вата ниже тем дождик ближе 2. Выучить наизусть стихотворение: Дождик, дождик, не дожди, Не дожди ты, подожди! Выйди, выйди, солнышко, Золотое донышко! 1. 2. Выучи стихотворенье наизусть. Раскрась картинку. Стеша спешила, Рубашку шила, Да поспешила – Рукав не дошила.                       (Г, Аванесова) Выучи наизусть Уж ужа зазвал на ужин, Уж совсем не ожидал, Что ужу не ужин нужен _ Уж уже поужинал. Занятие №9                    Дифференциация звуков Ж ­ З 1. Диференциация Ж­З. ­ в слогах: жу – зу – жу           жу – жу – зу              зу – зу ­ жу жа – за – жа           за – за – жа                жа – жа – за ­ в словах: Жук – зуб                        зевать – жевать             зал – жал                         жалей ­ залей зять – жать                      зыбкий – жидкий вяжу – везу                    Ёжики ­ языки ножи – тазы                   флажок ­ глазок лежать – лизать             сажать – сказать ­ В словосочетаниях:  зеленый жук                    золотой жук Женин зонтик                  жёлтая ваза ­ В предложениях: Зелёный жук залез на жёлудь. У Зои живут ужи и ежи. Женя забыл зонтик 2. Наизусть Уж ужа зазвал на ужин, Уж совсем не ожидал, Что ужу не ужин нужен _ Уж уже поужинал. Занятие № 10 2. Дифференциация з­ж ­ в слогах: зы – жи – зы                жо – зо ­ зо жи – зы – жи               жо – жо – зо ­ в словах: забежать                     жизнь                    желтизна заложить                    железный              жизненный зажать                        железо зажигание                  жезл ­ в словосочетаниях: зажигать зажигалкой                   зажигание в машине забежать за железку                     железный жезл зажать железом                             нож у ежа ­ в предложениях: Лиза побежала в магазин за жвачкой. В магазине жёлтая ваза была самая замечательная. Наизусть. Мишка милый, мишка славный, Неуклюжий и забавный. Весь из плюша мишка сшит, Ватой пышною набит. Занятие № 11 Дифференциация з­ж­ш­с ­ в слогах: зы – жи – сы                жо – со – шо                   Выучить стихотворенье. ши – сы – жи               жу – су – зу                    Я сосульку не сосу, ­ в словах:                                                          Я её домой несу мешать – лежать – лизать – листья                   Стало ей от солнца жарко ­  лужа – лучше – лоза – лоск                               Мне её ужасно жалко осы – малыши ­ ужи                                          Пусть всё лето, целый год ­ в словосочетаниях:                                        В холодильнике живёт на дачу уезжали                    жёлтое железо жизненный статус  ­ вскораговорках: Сосны вдоль шоссе стоят Шишки на сосне висят. Занятие № 12 1. Дифференциация з­ж­ш­с ­ в слогах: зы – жи – сы ­ ши               жо – со – шо ­зо       шу – жу – зы – сы              са – ша – за ­ жа ­ в словах: Шоссе                         шефство              бифштекс Шасси                        штангист              Шест                                      шутовство                 шелест                   жезл Шлюз                         сланцы                  зажигание заложить                    железный              жизненный                ­ в словосочетаниях: Плюшевый мишка                  шапки и пальтишки Сашина книжка                       шелест листвы ­ в чистоговорках: Язык к низу са – са – са – Сани, сало, колбаса. Язык к верху ша – ша – ша –  Шайба, шахматы, лапша. 2. Наизусть С нами в сад пойдут гулять  Плюшевые мишки. Им не надо надевать Шапки и пальтишки. Занятие № 13 Дифференциация звуков С­Ш: ­ в слогах: ша­са­ша         ша­ша­са          са­ца­ца            со­цо­зо         шу­су­цу са­ша­са         са­са­ша           са­за­ца             со­шо­цо       зу­цу­цу ­ в словах: Шоссе               шефство           бифштекс Шасси               штангист          парашютист Шест                 шанс                 шустрый Шерсть             шутовство        шелест Шлюз               шестёрка           сланцы  ­ в словосочетаниях: успешное завершение шерстяной шарф барские замашки пушистый зверь ­ во фразах, пословицах, поговорках: Шашни мошенника оказались непредсказуемыми. Широкий шлейф шелестел за царской особой. Серёжки в ушах барышни ярко сверкали. Непрошенный гость, что в горле кость. День не поработаешь, день не поешь. 1. Наизусть По шоссе шёл с посошком  И услышал шум шасси. Занятие № 14 2.Дифференциация звуков С­Ш: в слогах: ша­са­ша         ша­ша­са          ше­ши­сы    со­шо­шо        шу­су­цу са­ша­са         са­са­ша           сы­ше­ши      со­шо­соо       шу­шу­су ­ в словах: Шефство               меньшинство        смешать Штепсель              сушь                       смешаться шесть                     сушки                     Шанс                     большинство          спешка                   ­ в словосочетаниях: шапочное знакомство Шуточный спектакль                Заключение большинства              телевизионная вышка Шестибалльный шторм            шумная станция ­ во фразах, пословицах, поговорках:  Пока душа в теле – достигнешь цели. Всякая мышь боится кошки. Поспешишь, людей  насмешишь. 1. Наизусть Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Занятие № 15 Дифференциация звуков С­Ш: ­ в слогах: са – ша­са           су – шу­шу          ша – са ­ ша           шу – су­су со – шо­со           сы – ши­сы          шо – со ­ шо           ши – сы­ши ­ в словах и словосочетаниях: Саша             шоссе           смешно            шалость              большая собака Сашенька       шест          сильный шум сушки            шесть          слышно           машинист            стишок            нашест      солнышко       пастушок            высокая крыша  я спешу          я смешу     смешной стишок                        новая шуба  я сушу            я слышу                 ­ в предложениях: У собаки пушистый хвост.                               Наша кошка ест с собакой  Миша носит сапожки.                                      из одной миски. Симе шесть лет.                                               Дашин папа — машинист.         Солнышко, солнышко выгляни в окошко!        Саша едет в больших санях. У Катюшки на ножках носки и сапожки.             Дети нашли в лесу сыроежки. Маша и Саша спешат в школу.                          1. Наизусть Шашки на столе, шишки на сосне. Шапкой Саша шишку сшиб. У Саши на носу сажа.                                         Шапкой Саша шишку сшиб. Шёл Саша по шоссе.                                          В лесу слышен шелест листьев. Шашки на столе, шишки на сосне.                   Смешные шутки у Сони и Мишутки. Занятие № 16 Дифференциация звуков Ш Ж С З Ц: ­ в слогах: ша – са – жа – за                    ша – жа – са ­ ца за – са – жа – ша                    ца – са – за ­ жа ­ в словах: Жужелица                              заживо                            ждёшь Конькобежец                         зажим                             зажать Шажок                                    режиссёр                        возможность Заживо                                    лжёшь                             буржуазия Зажим                                     вяжешь                           циркулярка ­ в словосочетаниях: Желтоглазый зверь;                               замороженные баклажаны; Ужасное происшествие;                       желательный результат. ­ в предложениях: Мы с братом служили на границе. Я режу шерсть ножницами. Ежегодно  журнал становится интересней. Занятие №1 Звук Л 1. Повторение общих упражнений  (повторять ежедневно, перед зеркалом) ­   «Заборчик»   ­   зубы   сомкнуты,   губы   в   широкой   улыбке, «Трубочка» ­ губы вытянуты вперёд. Чередование этих движений 20 раз. ­   Широко   открыть   рот,   считая   про   себя   до   10.   Спокойно закрыть. Повторить 10 раз. ­ Язык вверх, за зубы, вниз. Рот широко открыт. 10 раз. 2. Базовое упражнение «Параход гудит» 3. Автоматизация звука Л в слогах:  в словах: в словосочетаниях: ­ ал­ал­ал           ал­ол­ал          ал­ал­ол ол­ол­ол          ол­ал­ол          ол­ол­ал ­ салат                сила                палатка палата              пчела              халат талант              пастила          галактика скала                похвала          скалы ­ голубые глаза                золотой кулон тяжёлый молоток молодой Володя ­ Я   нашёл   золотой   кулон.   Собака   Лайка   плохо   понимала малыша. Лыжня огибала болото и уходила к селу. Столовая ложка и половник сделаны из золотого металла.  4. Наизусть. 5. Запомнить. в предложениях: Звук ­ мы слышим, произносим Букву ­ видим, пишем. Занятие № 2  1. Повторение   общих   упражнений  (   повторять   ежедневно, перед зеркалом) 2. Базовое упражнение «Параход гудит» 3. Автоматизация звука Л ­ в слогах (каждую цепочку слогов по 5 раз):  ал­ол­ал          ал­ал­ол ол­ал­ол          ол­ол­ал ­ в словах(по 5 раз):  лоб                  локоть            село               Володя молод  лом                 ложка             одеяло                 ловкая лайка  лодка               лось             весело                 холодная день  мыло               лошадь         сало                   половник супа ­ в предложениях(по 5 раз): У Володи было лото.                                        Около болота утки. Мила пила молоко.                                           Володя будет пилотом. Надя мылась мылом.                                        Надя каталась на лодке. Лайка выследила лося.                                Таня скакала на лошади. С яблони упало спелое яблоко.                   В комнате светло и тепло. 4. Наизусть Колпак на колпаке под колпаком колпак. Занятие 3 1. Повторение общих упражнений ( повторять ежедневно, перед зеркалом) 2.  Базовое упражнение «Параход гудит» 3. Автоматизация звука Л ­ в слогах:  фла­фло­ фла                           вло­влу­вло влы­влэ­влы                           фло­влэ­фло ­ в словах: Флаг                флоксы             в ловушке Флакон            фланг               в лаве Флот                владыка           в луже ­ в словосочетаниях: Тяжёлый молоток                 голубые глаза Сладкое яблоко                    глубокий котлован Подсолнечное масло           складной стул 4. Наизусть Дочка Лола заболела. Не пила она, не ела. Целый день она молчала,  Книжек новых не читала. Кажется, она забыла, Как звук Л произносила. занятие №4. 1. Автоматизация звука Ль ­ в слогах: ля­ля­ля            лю­лю­лю         ля­ла­ля            лю­лу­лю лё­лё­лё            ле­ле­ле             лё­ло­лё            лё­ле­лё ­ в словах: поля, земля, лето, лень, липа, люди, люк, лён, клён, ели, пели, спали, искали, пекли, сидели, думали, видели, люблю, полю, велю, колю, хвалю,солю. ­ в словосочетаниях: на клумбе тюльпаны  болит пальчик дельфины увидели зелённая аллея ­ в предложениях: На поляне бегали лисята. Оля из лейки поливает тюльпаны. У мальчика болит пальчик. Галя и Лена увидели дельфинов. На аллеи посадили зелёные ели. 2. Наизусть Мотылёк. Мотылёк, мотылёк, Прилетел на василёк, Лёгкий словно стебелёк, Синий словно василёк.  Занятие № 5 1. Автоматизация звука Ль ­ в слогах:  ля­ла­ля            лю­лу­лю         лё­ле­лё лё­ло­лё            ле­лэ­ле             лё­ло­лё             Наизусть. ­ стих: Лето. Лето, лето, лето! Земля зеленью одета Зеленеют тополя, Зеленеют поля, Зеленеет клён и липа За калиткой у Филиппа. ­ скороговорка: Оля и Коля пели, плясали, Оля и Коля очень устали. Занятие № 1 Занятие №2 1. Повторение упражнений: «Общие упражнения», «Барабанщик» 2. Произноси   указанные   звуки   чётко   и   длительно:   столько,   сколько   ведёшь карандашом по звуковым дорожкам Др Тр Бр Фр  Р Хр 3. Слуховая разминка Это лакета, это ракета, это акета, это якета, это ракета, это ракета, это вакета. 4. Чётко произнеси получившиеся рифмовки целиком. ТРЫ – ТРЫ – ТРЫ – это осетры ТРАЦ – ТРАЦ – ТРАЦЬ – подо мной матрац ЫДРА – ЫДРА – ЫДРА  ­ на картинке выдра ТРАДЬ – ТРАДЬ – ТРАДЬ – ручка и тетрадь ТРО – ТРО – ТРО – в городе метро ТРОС – ТРОС – ТРОС – вот идёт матрос  5. Слоговые рычалки На дорожке два ведра – дра – дро – дра; дра – дро – дра Я несу ещё ведро – дро – дра – дро; дро – дра – дро  Вот и друг идёт к ведру ­ дру – дро – дру; дру ­ дро ­ дру  Да, друзья всегда мудры – дры – дру – дры; дры – дру – дры Занятие № 2                                                         Звук Р 1. Повторение общих упражнений ( повторять ежедневно, перед зеркалом) ­ «Заборчик» ­ зубы сомкнуты, губы в широкой улыбке, «Трубочка» ­ губы вытянуты  вперёд. Чередование этих движений 20 раз. ­ Широко открыть рот, считая про себя до 10. Спокойно закрыть. Повторить 10 раз. ­ Язык вверх, за зубы, вниз. Рот широко открыт. 10 раз. 2. Повторять  упражнение   ежедневно,   перед   зеркалом,   выполнять   методические указания Упражнение «Барабанщики» подъем языка вверх и умение владеть им. Цель   упражнения.  Укреплять   мышцы   кончика   языка,   вырабатывать Выполнение   упражнения.   Улыбнуться,   открыть   рот   и   постучать кончиком   языка   за   верхними   зубами:   д­д­д.   Сначала   звук  д  произносить   медленно. Постепенно убыстрять темп. I Методические указания.  1. Рот должен быть все время приоткрыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.  2. Следить, чтобы звук д носил характер четкого удара, а не хлюпал.  3. Кончик языка не должен подворачиваться.  4. Звук д нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться. 3. Автоматизация звука Р ­ в слогах: (по 2­3 раза) ар – ор – ар;                ор – ор – ар;           ра – ро – ра;            ро – ро – ра; ор – ар – ор;                ар – ар – ор;           ро – ра – ро;            ра – ра – ро; ­ в словах: (по 2­3 раза) баран                           забор                      работа                      робот гараж                          бугор                      равнина                   рот комар                          мотор                      радость                    роза кочегар                       топор                      ракета                       рой ­ в словосочетаниях: (2­3 раза) родной край вырабатывающий характер первый трамвай ­ в предложениях: (по 2­3 раза) Я радуюсь за брата. Мне нравятся тропические растения. Мы проходим по красивому парку. Занятие №3                                       Звук Рь 1. Повторение общих упражнений ( повторять ежедневно, перед зеркалом) ­ «Заборчик» ­ зубы сомкнуты, губы в широкой улыбке, «Трубочка» ­ губы вытянуты  вперёд. Чередование этих движений 20 раз. ­ Широко открыть рот, считая про себя до 10. Спокойно закрыть. Повторить 10 раз. ­ Язык вверх, за зубы, вниз. Рот широко открыт. 10 раз. 2.   Повторять  упражнение   ежедневно,   перед   зеркалом,   выполнять   методические указания Упражнение «Барабанщики» Цель   упражнения.  Укреплять   мышцы   кончика   языка,   вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть им. Выполнение   упражнения.   Улыбнуться,   открыть   рот   и   постучать кончиком   языка   за   верхними   зубами:   д­д­д.   Сначала   звук  д  произносить   медленно. Постепенно убыстрять темп. I Методические указания.  1. Рот должен быть все время приоткрыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.  2. Следить, чтобы звук д носил характер четкого удара, а не хлюпал.  3. Кончик языка не должен подворачиваться.  4. Звук д нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться. Занятие № 4 3. Автоматизация звука Рь ­ в слогах: (по 2­3 раза) ри – ре – ри                  ер – ир – ер               ри – ри – ре           ир – ир ­ ер Ре – ре – ри                  ир – ер – ир              ре – ри – ри            ер – ер – ир ­ в словах: (по 2­3 раза) ринг                            ребус                       реки риск                            редька                     резко рисунок                      рейд                        ремень ритм                           репа                         ремонт ­ в словосочетаниях: (2­3 раза) варёная репа грецкий орех капризный ребёнок ­ в предложениях: (по 2­3 раза) Рима успевает по трём предметам. Я буду стричься в парикмахерской в апреле. Он бреется бритвой. 4. Наизусть.  (При воспроизведении скороговорки постепенно ускорять темп) Тары – бары Растабары У варвары Куры стары Занятие №5 1.Автоматизация звука Р ­ в слогах: (по 2­3 раза) ар – ор – ар;                ор – ор – ар;           ра – ро – ра;            ро – ро – ра; ор – ар – ор;                ар – ар – ор;           ро – ра – ро;            ра – ра – ро; ­ в словах: (по 2­3 раза) баран                           забор                      работа                      робот гараж                          бугор                      равнина                   рот комар                          мотор                      радость                    роза кочегар                       топор                      ракета                       рой ­ в словосочетаниях: (2­3 раза) родной край вырабатывающий характер первый трамвай ­ в предложениях: (по 2­3 раза) Я радуюсь за брата. Мне нравятся тропические растения. Мы проходим по красивому парку. Занятие №6 2.Автоматизация звука Рь ­ в слогах: (по 2­3 раза) ри – ре – ри                  ер – ир – ер               ри – ри – ре           ир – ир ­ ер Ре – ре – ри                  ир – ер – ир              ре – ри – ри            ер – ер ­ ир ­ в словах: (по 2­3 раза) ринг                            ребус                       реки риск                            редька                     резко рисунок                      рейд                        ремень ритм                           репа                         ремонт ­ в словосочетаниях: (2­3 раза) варёная репа грецкий орех капризный ребёнок ­ в предложениях: (по 2­3 раза) Рима успевает по трём предметам. Я буду стричься в парикмахерской в апреле. Он бреется бритвой. 3. Наизусть Тары – бары Растабары У варвары Куры стары Занятие № 7 1. Автоматизация звука Р ­ в слогах: ор – ур – ор              ор – ор – ур             ро – ру – ро              ро – ро ­ ру ур – ор – Ур             ур – ур – ор             ру – ро – ру              ру – ру – ро ­ в словах: Роль                         рубашка                  баран                        старуха Робость                   руки                         гараж                       оружие Розыск                     рубин                      сигара                       папирус Роща                        рукав                       парус                        кенгуру ­ в словосочетаниях: Да здравствует дружба; Огромный пруд; Матрос на корабле. ­ в предложениях: Я провожаю друга в метро. Мы проходим по красивому парку. Брат работает на тракторе. 2. Автоматизация звука Рь ­ в слогах: ре – ря – ре              яр – ер – яр            яр – яр – ер               ре – ре ­ ря ря ­ ре – ря              ер – ер – яр            ер – яр – яр               ря – ря – ре ­ в словах: Пари                      рябина                   дряхлый                     Кудри Парик                    рябчик                   дряблый                     кадрить Старик                  рядовой                 дремлет                      пудрит              Турист                  рядом                     древний                     пудреница ­ в словосочетаниях: Зря мудрят;                                   карельская берёза; Берег реки;                                    утренняя зарядка; Баренцево море;                           срезать кудри. 3. Наизусть: ( считалка) Тара – тара – тара – Ра! Вышли в поле трактора, Стали пашню боронить, Нам бежать тебе водить! Занятие № 8 1. Автоматизация звука Р ­ в слогах: ры – ра – ры           ра – ра –ры            рэ – рэ – ры           ры – рэ ­ рэ  ра – ры – ры           ры – ры – ра         ры – ры – рэ           рэ – ры – ры ­ в словах: Взрослый            Ребёнок                               Взрослый                     Ребёнок Го ­                      ра гора                                 ку ­                             ры куры Но ­                     ра нора                                веет ­                          ры ветры Ды ­                    ра дыра                                 кома ­                        ры комары По ­                     ра пора                                 дво ­                          ры дворы Жа ­                     ра жара                                тиг ­                           ры тигры Иг ­                      ра игра                                 што ­                         ры шторы  Вёд ­                    ра вёдра                               помидо ­                   ры помидоры Выд ­                   ра выдра                              мухомо ­                   ры мухоморы ­ в словосочетаниях: Огромный парк;                              крупный виноград; Вокруг дворца;                                шиферная крыша; В городе Грозном;                          дружба народов. ­ в предложениях: Я вырабатываю красивое произношение. На краю крутого обрыва рос огромный старый  дуб. Рома ест макароны с сыром. Крот портит корни растений. 2. Наизусть: Тропка на травке, Травка на тропке. 2. Автоматизация звука Рь ­ в слогах: ири – ери – ири                ири – ери – ери              ере – ири ­ ере ери – ири – ери                ери – ири – ири              ири – ере ­ ири ­ в словах: Фонари – фонарь                       календари ­ календарь Буквари – букварь                     звери ­ зверь Снегири – снегирь                    пузыри – пузырь ­ в словосочетаниях: кривое ребро                           внутри ребра утренняя зарядка                    гриб в разрезе срезать кудри                          переправа у реки ­ в предложениях: Рита временно меняет адрес. Меня тревожит предстоящая встреча. Премию решили  присудить трём ремонтникам. Моряк уже рядом с берегом. 3. Наизусть Варя варит варенье  И повторяет стихотворень Занятие № 9 1. Дифференциация звука Р – Рь ­ в слогахра:  ра – ря – ра             ря – ря – ра           арь – ар ­ арь   ря – ра – ря             ра – ря – ря           ярь – яр – ярь ­ в словах:       Барбарис            парикмахер              преграда             природа       Ориентир           прикрытие               разряд                 прибор       Карьера              портрет                    премьера             разрез       ­ в словосочетаниях:       Редкая марка                       граница республики            деревянный сруб       Рекорд мира                        берёзовая роща                    равнение на тренера       Ремонт квартиры                морской прибой                   кудрявый друг       ­ в предложениях:       Я испытываю огромный интерес к природе. Рита временно не работает. Я пеку пирог с  вареньем. Мой портрет висит в районном театре. Рыбак быстро грёб к берегу.        ­ Наизусть: Солил Терентий грибочки Сразу в тридцать три бочки. Занятие № 10 1. Дифференциация звука Р­Рь  – в слогах: Ры­ри­ры             ри­ри­ры            ирь­ир­ирь  Ри­ры­ри             ры­ри­ри             Ир­ирь­ир В словах: Разрез                     реформа                       тренажёр Разряд                    серебро                         вратарь Ребро                     траектория                    перестроить Распорядок            тренер                           передразнить  Рекорд                    реестр                           переговоры Дрессура                прорезь                        переиграть ­в словосочетаниях: Ремонт квартиры             равнение на тренера           туристский маршрут Рекорд мира                     кудрявый друг                     острое зрение Граница республики       борец за мир                        артист на репетиции Берёзовая роща               крепкая дружба                    приятный бригадир Морской прибой            тракторный прицеп              коричневый забор  Деревянный сруб           открытая дверь                     арендатор фермы ­в предложениях: Я борюсь за правду. Я вырезаю рисунок на трости. Я прекращаю приём процедур. Я просматриваю корреспонденцию. Мне нравится распорядок бригадира. 2. Выучить наизусть: Стоит лодырь у ворот, широко разинув рот. И никто не разберёт, где ворота, а где рот. Занятие № 11 1. Дифференциация звука Р­Рь  ­слогах: Ре­рэ­ре           рэ­рэ­ре          эр­эрь­эр Рэ­ре­рэ           ре­ре­рэ          эрь­эр­эрь ­в словах: Приоритет               перевыборы                     разогреть Перекрытие            перервать                         перебросить Перестроить               перепортить                   перегрызть Переговоры               разрезать                        перерывать ­в словосочетаниях: Переломать рейку                     перевыборы президента Разогреть микроволновку        перебросить через забор Перекрытие дороги                  сыворотка из­под простокваши  ­в предложениях: Рыба быстро грёб к берегу. Проворные ящерицы быстро передвигаются. Прямо на встречу бьёт резкий ветер. Реки, горы не стареют. ­выучить наизусть: Тра­тра­тра, на трамвай бегу с утра. Тро­тро­тро, трое едут на метро. Тру­тру­тру, трудно строить на ветру. Тры­тры­тры, змеи в тропиках хитры. Занятие № 12 1. Дифференциация звука Р­Рь    ­ в слогах: Ра­ря­ра               ря­ря­ра                 аря­яря­аря Ря­ра­ря               Ра­ра­ря                 яря­яря­аря ­ в словах: Заря                   перевернуть                  Моряк               порядок Наряд                прихрамывать Зарядка             расхрабриться Коряга              реконструкция ­ в словосочетаниях: Варенная рапа                   Баренцево море Крейсер «варяг»               карельская берёза Грецкий орех                    утренняя зарядка Берег реки                        срезать кудри Зря мудрят                        кривое ребро ­ в предложениях: Борьба за порядок в квартире приведёт к примирению сторон. Нарядный парик напудрен сиреневой пудрой. Корягу прибило к дереву. У стряпухи Дарьи весь день аварии. Порядок время бережет. Кривому и прямое криво. 2. выучить наизусть: ри–ри–ри ­ ржаные сухари                   В декабре, в декабре ре­ре­ре – домик на горе                       Все деревья в серебре. ря­ря­ря – румяная заря                        Нашу речку, словно в сказке, арь­арь­арь – рванный календарь.       За ночь вымостил мороз,                                                                  Обновили коньки, салазки,                                                                  Ёлку из леса привёз. Гроздья рябины на солнце горят.         Рябит от рябины в глазах у ребят. Занятие № 13 1. Дифференциация звуков Р­Л    ­ в слогах: ра­ла­ра                   ра­ра­ла             лал­рар­лал ла­ра­ла                   ла­ла­ра             лар­рал­лар ­ в словах: журнал                   республика            Фрол           Карл километр               оверлок                   Лавр грелка                     марля                     Лора прослойка              перелёт                  Клара ­ в словосочетаниях: Ветровое стекло                      Вольная борьба Жаркий полдень Здравый смысл ­ в предложениях: Уникальные коралловые рифы мы наблюдали на Красном море. Кривое зеркало  действовало удручающе. Оригинальную хризантему перенесли в оранжерею. 2. Выучить наизусть: ­ скороговорку: Карл у Клары украл кораллы, А Клара у Карла украла кларнет.   Занятие № 14 1. Дифференциация звуков Р­Л    ­ в слогах: ро­ло­ро                   ро­ро­ло             лол­рор­лол ло­ро­ло                   ло­ло­ро             лор­рол­лор ­ в словах: Кислород                пробел                прохлада Крыло                     прокол                разлад Лаборант                промысел           рыболов Мармелад              протокол             берлога ­ в словосочетаниях: Спелый виноград                  открылся вернисаж Стальные рельсы                  парламентское решение Крыло голубя                        горный орёл Волосяной покров                махровое полотенце ­ в предложениях (поговорки, потешки, высказывания): Сражение выигрывает тот, кто твёрдо решил его выиграть. Тигр хоть и лют, а своих  тигрят не сожрёт. Правдивое слово ­ как лекарство: горько, зато излечит.  Лучшее  лекарство всегда говорить правду. С хорошим другом горы свернёшь, с плохим другом  горя хлебнёшь. 2. Наизусть: Вёз корабль карамель,                                     Наскочил корабль на мель, И матросы две недели Карамель на мели ели. Занятие № 15 1. Дифференциация Р­Л: ­ в словах: Рарь­ряр­рарь             рарь­рарь­ряр Ряр­рарь­ряр               ряр­ряр­рарь ­ во фразах, пословицах, поговорках: Гром не грянет, мужик не перекрестится. Привычка ­ вторая натура. Не разгрызёшь ореха,  так и не съешь ядра. Терпенье и труд всё перетрут. 2. Наизусть ( скороговорку). Была у Фрола – Фролу про Лавра рассказала (наврала), Пойду к Лавру – про Лавра расскажу (навру).   3. Наизусть (стих) Лето Солнце греет, Щедро греет. На пригорках Рожь буреет. Рожь буреет  Рядом с гречкой Гнутся удочки  Над гречкой… Занятие №16 1.  Дифференциация Р­Л: ­ в словах: Ля – ря – ря                        ря – ля – ля                     арь – ярь ­арь Ря – ря – ря                        ля – ря – ря                      аря – яра – аря ­ в словах: Марля                     скарлатина                      лирика Перелёт                  лекарь                              результат Карлик                   рельсы                              рефлекс ­ в предложениях: Мне нравятся прогулки по морозному лесу. Дарья решила рассказать  стихотворение. Ирина любит старые мелодии. ­ в скороговорках, потешках: Лето – припасиха, зима – прибериха.  Трус и дурак первым поднимет  кулак. 2. Наизусть. Ушёл Прокоп – кипел укроп, Пришёл Прокоп – кипел укроп, Как при Прокопе кипел укроп, Так и без Прокопа кипел укроп. Занятие № 17 1. Дифференциация Р­Л: ­ в слогах: Рюль – люрь – рюль              лру – рлу – лру            рель – лерь ­ рель Люрь – рюль – люрь              рлу – лру – рлу           лерь – лерь – рель ­ в словах: скарлатина             трюфель                    Адриан                  шарабан треугольник           стремление               Петроград              чурбан мурлыкать              результат                  Прободал               ворчали ­ в предложениях: Благоразумие ­ лучшая черта храбрости. Молодой человек приятной наружности: тридцать   вёрст   в   окружности.   На   горке   у   речки   уродилась   гречка.   Рот   не   огород,   не затворишь ворот. Перед правым горы преклоняются. Троша трёт, трёт кастрюлю тряпкой. Фараон фаворит на сапфир сменял нефрит. 2. Выучить наизусть БАРАБАН  (Шутка­скороговорка)  Кто продырявил барабан, барабан,  Кто продырявил старый барабан?  Барабанил в барабан барабанщик наш,  Барабанил в барабан тарабарский марш.  Барабанил в барабан барабанщик Адриан,  Барабанил, барабанил, бросил барабан.  Пришел баран, прибежал баран,  Прободал барабан, и пропал барабан.  Сел барабанщик на шарабан,  Торопился в Петроград поправлять барабан.  — Вот, гражданин, с барабаном несчастье.  Где тут проживает барабанный мастер?  — Мастер барабанный на углу Караванной.  — Здравствуй, здравствуй, барабанный мастер,  Вот с барабаном, посмотри, несчастье.  Мастер барабанный сел на чурбан,  Поправлял барабан, драный барабан.  Барабанщик Адриан забрал барабан,  Забрал Адриан барабан в шарабан.  На дороге шарабан. В шарабане Адриан.  ** *  Кирюша­Кирилл огород долго мерил. Мерил, мерил, перестал,  лег под деревом — устал. Занятие № 18 1. Дифференциация Р­Л: ­ в слогах: Рюрь – люль – рюрь              лру – рлу – лру            рель – лерь ­ рель Люрь – рюль – люрь              рлу – лру – рлу           лерь – лерь – рель ­ в словах: лак­рак                       игла­игра                       лож­рож зола­кора                   плут­прут                      ложки­рожки лама­рама                  полка­порка                  Лёва­рёва лов­ров                      баллон­барон                жалить­жарить ­ в потешках, поговорках и т.д. Скрытый бугорок не велик, а дровни может повалить. Глубокая река молчалива, а мелкая река шумлива. Корова черна, да молоко у неё бело. Крысы знают красивые тропки. Благоразумие ­ лучшая черта храбрости. ­ в чистоговорках: Ла­лы­лу, ла­лы­лу –                                   Ра­ла­ри, ра­ла­ри – Волки выли на луну                                    Прилетели снегири  Ра­ры­ре, ра­ры­ре –                                   Ра­ря­ли, Ра­ря­ли – Страшно стало на дворе.                            Вышли в море корабли. 2. Наизусть. Три налима, три фарели Наш рыбак поймал на мели. ­ Вот улов, так улов! Радовался рыболов.  Занятие № 19 1. Дифференциация Р­Л: ­ в слогах: Рорь – лёль – рорь              лро – рло – лро            рэль – лерь ­ рэль Ллрь – рёль – лёрь              рло – лро – рло           лэрь – лэрь – рель ­ в словах: Алина­Арина                 переиграть                 расхрабриться малина – Марина           перевернуть               реконструкция палить – парить             прихрамывать           бригадир ­ в предложениях, пословицах, потешках  и т.д.: Герой рождается в избе , а умерает в борьбе. Дома крупу не запарит, а у соседей  кашу варит. Крепкую дружбу и топором не разрубишь. Пора пройдёт, так и другая придёт.  Рот не огород, не затворишь ворот. На горке у речки уродилась гречка. Глазу верь, а  прибором проверь. Трус и дурак первым поднимает кулак. Кто друг прямой, тот брат  родной. Реки, горы нне стареют. Меня тревожит предстоящая встреча .Я рифмую  стихотворение. 2. Наизусть. ВЫГОВОРИТЬ ХОЧУ К логопеду я хожу, Выговаривать хочу. Звуки Р и Л, друзья, Пригодятся мне всегда. Язычок я подниму­ «лодка», «ландыш» скажу. Если дуну посильнее, Р получился скорее. «роза», «радуга», «картечь»­ Будет правильною речь! 4. Ромка Люба жила в деревне. Там было много коров. У коровы Милки родился маленький телёнок с белым пятном на лбу. Его назвали Ромкой. Люба поила и кормила его из рук. И телёнок Ромка привык к ней. Днём Ромка гулял по полю, щипал травку. Но увидев Любу, стрелой летел к ней. Рос Ромка быстро. И очень скоро сделался большим страшным быком. Все его стали бояться, все стараются обойти его стороной. Только Люба смело подходит к Ромке. Знает, что он не тронет её. Вопросы 1. Где жила Люба?                                                    3. Как Люба ухаживала за телёнком? 2. Кто родился у коровы Милки?                            4. Почему Ромка не трогал Любу, когда вырос? Почему улыбалась Марина Малыши удивлены,                                 Наступилатишина… что на небе пол­луны.                              Не ответила Луна... Первым выкрикнул Павлуша:                Только хитрая Марина, — Половиночка послушай!..                   молча улыбается. А продолжила Ирина:                              Ей­то видно: половинка — Где другая половина?!                        в лужице купается. А потом кричит Андрей — Отвечай нам поскорей!                                                              (В. Фетисов)

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков

Планы индивидуальных занятий по постановке шипящих звуков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2018