ПЛАВАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ КАК СРЕДСТВО
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Плавание, как средство передвижения в воде, человек использует с давних времён. Плавание не только полезно для оздоровления и физического развития ребёнка, оно помогает детям укрепить здоровье, помогает обрести стройную фигуру, развивает такие важные качества, как упорство, смелость, формирует двигательные умения и навыки. Умение плавать является навыком, необходимым человеку в самых разнообразных ситуациях и чем устойчивее навык плавания, тем больше шансов у ребёнка выжить в чрезвычайных условиях. Занятия плаванием в детском саду с детьми дошкольного возраста доставляют детям удовольствие, ведь малыши с самого рождения искренне радуются воде и готовы плескаться в ней с утра до ночи, сами взрослые не прочь погрузиться в речную прохладу, а уж окунуться в тёплое южное море - заветная мечта каждого ребёнка. А ещё - это хороший отдых и развлечение, помогающий детям преодолеть страх перед водой и развить уверенность в себе. Меняется роль плавания в жизни человека, но умение плавать было и остается жизненной необходимостью.
Плавание -
это, прежде всего, закаливание. Именно закаливанию принадлежит особая роль в
укреплении здоровья. Оно помогает избежать простудных заболеваний и выработать
устойчивость организма к холоду. Такое благоприятное воздействие плавания на
организм было замечено и стало использоваться в оздоровительных целях.
Появление в жизни общества физической культуры явилось очередной ступенью в
развитии плавания.
Бассейны для плавания позволили превратить данный вид деятельности из сезонного в круглогодичный. Отсюда важное значение массового обучения плаванию детей, начиная с дошкольного возраста. Нет надобности указывать на значительное количество несчастных случаев на воде, происходящих ежегодно из-за неумения плавать. Большой процент их падает на детей. Если всех детей с самых ранних лет приучать свободно держаться на воде, то многие детские жизни будут ограждены от возможного несчастья.
В качестве конкретных задач, которые я ставлю в процессе обучения детей плаванию, можно выделить следующие:
v - формирование навыков плавания; - развитие двигательных умений и навыков;
v способствовать оздоровлению и сохранению здоровья;
v воспитание мышечно-интеллектуальной радости в процессе занятий.
В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется всестороннему физическому развитию детей. Для этого созданы все необходимые условия, есть плавательный бассейн.
Плаванию отводится особая роль в физическом воспитании детей. Первое знакомство с помещением бассейна начинается с раздевалки. Дети знакомятся с гигиеническими правилами и правилами поведения на воде. В то же время акватория бассейна - это, прежде всего, иная среда обитания, которая предъявляет особые требования к двигательным способностям человека. Для избавления от детских страхов и общего привыкания ребенка к воде необходим адаптационный период. Подвижные игры являются одним из основных средств обучения плаванию, прекрасным стимулятором их познавательной и двигательной активности.
Игра - это естественная потребность ребенка, умелое удовлетворение которой позволяет проводить занятия на высоком эмоциональном уровне и успешно решать учебные задачи. Каждое занятие для детей большая радость. Использование элементов игры позволяет сохранять эту радость на протяжении всего занятия. Играя, даже самые робкие дети быстро привыкают к воде, лучше усваивают правильное дыхание, положение тела в воде и основные движения. Увлекаясь игрой, дети свободно, без напряжения выполняют нужные движения. Успешно в этом помогают игры, на развитие умения продвигаться в воде в разных направлениях и разными способами: такие как «Крокодилы на охоте», «Лягушки», «Воробышки в воде», «Карусели», «Бегом за мячом», «Фонтаны», «Полей из ведёрка на себя», «Поймай воду», «Искупай носик» и т.д.
На занятиях плаванием в детском саду ребята знакомятся с различными техниками плавания. Каждый дошкольник выбирает свой способ передвижения в водной среде (по аналогии с почерком: буквы учатся писать все одинаково, но почерк у каждого индивидуален). Кому-то по душе кроль, кому-то брасс, а кто-то уверено плывёт способом дельфин. В процессе обучения детей дошкольного возраста плаванию учитывается: v индивидуальные особенности каждого ребёнка с учётом состояния его здоровья, развития, интересов;
v обязательным является медицинский контроль;
v дифференцируются физические нагрузки;
v а также используются приёмы педагогического воздействия (похвала, одобрение, поддержка взрослым ребёнка и совместное выполнение с ребёнком данного плавательного движения в воде);
v физические нагрузки предлагаются детям адекватно возрасту, пола (гендердозировка: девочкам предлагается нагрузка выполнения упражнений в воде меньше, чем мальчикам. Мальчики в воде проявляют силу, выносливость и смелость, девочки показывают гибкость и пластичность на воде), уровню физического развития и состоянию здоровья;
v постепенно усложняя физические нагрузки, сочетается двигательная активность с общедоступными закаливающими процедурами (ходьба и бег по массажным коврикам и легкоступам, ходьба по камешкам и пробкам); - включаются в комплексы физических упражнений элементы дыхательной гимнастики (упражнения с успокаивающим эффектом: «Отдых», «Передышка», «Воздушный шарик», «Корабль и ветер», «Дудочка», «Насос»; упражнения с тонизирующим эффектом: «Замок», «Ха-дыхание») - включаются в комплексы физических упражнений упражнения для повышения выносливости («Кто быстрее», «Эстафета плавающих досок»,
«Ловцы Жемчуга», «Доплыви» и т.д.);
v создаются оптимальные условия для игр и занятий детей.
Упражнения и задания
детям носят закрепляющий момент и всегда опережают имеющийся у детей в
данный момент уровень плавательных умений и навыков. На занятиях по плаванию с
детьми дошкольного возраста всегда чередуется нагрузка и отдых,
используя различные виды упражнений. Ребёнку намного легче усвоить тогда эту информацию. Основополагающий принцип обучения плавательным умениям и навыкам предполагает понимание ребёнком сути того или иного движения в воде, которое он совершает. Важным аспектом программы также является формирование с помощью различных органов чувств представления о выполняемом плавательном упражнении в воде. Хорошие результаты даёт предварительный показ упражнения на суше и выполнение вместе с педагогом. С большим интересом дети выполняют упражнения в соревновательной форме. Следует помнить, что при использовании данного приема дети должны знать итоговый результат, иначе такая форма занятий теряет смысл. Вначале - это выполнение упражнения на оценку: «Кто лучше?», «Кто дальше?» (продвинет игрушку, проскользит), «Кто точнее?» (поднырнет под плавающий круг) и т.д.
Занятия плаванием имеют ещё огромное воспитательное значение. Именно плавание развивает дисциплинированность, уравновешенность у детей, учит детей помогать друг дружке. Ведь умение плавать, приобретённое в детстве, сохраняется на всю оставшуюся жизнь. Поэтому физическое воспитание детей дошкольного возраста в бассейне всегда было и остаётся в центре внимания общества. Различные нормативы и тесты для определения уровня физического развития как детей, так и взрослых людей включает в себя элементы разных видов спорта. Плавание всегда присутствует в перечне обязательных видов физической культуры в подобных нормативах, поэтому обучение плаванию было, есть и будет актуальной темой не только для каждого человека, но и для всего общества в целом.
ПЛАВАЙТЕ НА ЗДОРОВЬЕ! ПЛАВАЙТЕ НА РАДОСТЬ!
Кокотова Л.Б., учитель по физической культуре
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.