Предмет: математика
Класс: 5
Тема: Площадь прямоугольника. Решение задач.
Тип урока: урок применения изученного материала в практической деятельности.
Форма работы: фронтальная, работа в группах по 5 человек.
Цель: научить видеть математическую задачу в повседневной жизни и применять свои умения в различных ситуациях;
Задачи:
· организовать активную деятельность учащихся по комплексному применению знаний и умений, способствовать развитию способов деятельности: решения компетентностной задачи на применение умений находить площадь прямоугольника, на установление связи между величинами «цена», «количество», «стоимость», решения математической задачи арифметическим способом;
· создать условия для формирования умения планировать деятельность; устанавливать причинно-следственные связи, извлекать информацию из текста, таблицы; составлять таблицу-смету, заполнять таблицу;
· развивать умение проводить самооценку учебной деятельности;
· воспитывать культуру поведения учащихся при групповой работе.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
I. Самоопределение к деятельности Цель: включение всех учащихся в учебную деятельность 1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Мотивация учебной деятельности
|
ñ Эпиграф на уроке: «Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле» (А.Н. Крылов). ñ Учитель предлагает объяснить смысл данного высказывания. ñ Сегодня на уроке мы повторим формулы площадей прямоугольника и квадрата. Вопросы: Зачем нужны эти формулы? Где мы можем их применить? ñ Работать вы будете в группах, помогая друг другу, оценивая деятельность группы и каждого в отдельности. ñ Нашему классу поступило задание: Реабилитационный центр «Радуга» просит вас рассчитать его затраты на ремонт холла, учитывая, что необходимы обои, натяжной потолок, напольная плитка. О чем идет речь? Что необходимо для этого? Какую задачу ставим перед собой?
|
Высказывают свое мнение, проявляя внимание к словам одноклассников
Проверка готовности к уроку. На доске можно фиксировать факты применения знаний по теме «Площадь прямоугольника»
Распределение на группы произошло заранее.
Читают задание. Отвечают на вопросы. Выдвигают задачу
|
Личностные: действие смыслообразования, мотивации учения. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем. Познавательные: осваивает умения несложного обобщения, учиться делать выводы; устанавливает причинно-следственные связи
|
П. Построение плана действий Цель: выбор метода решения учебной задачи, выдвижение гипотез
|
ñ Организует процесс планирования деятельности. Вы решили рассчитать расходы. Что для этого необходимо? Учитель наблюдает за работой учеников, при необходимости корректирует работу групп, организует обмен мнениями в классе
Организует фиксацию проблемы в речи, предлагает найти пути преодоления затруднения .
Выдает таблицу с данными о размерах комнаты, дверей, окон, обоев (1 рулона) и др., о цене квадратного метра натяжного потолка, напольной плитки, обоев и др. (в таблице лишние данные). ñ Организует обсуждение задач урока математики. Вопрос: А как математика нам в этом поможет? Совместно с учащимися формулирует задачи урока
|
Обсуждают в группе предложенные в беспорядке шаги действий, располагают их в нужном порядке. Один учащийся от группы1 выступает, предлагая план решения задачи, остальные группы возможно дополняют. Обозначают последовательность шагов термином «алгоритм». Полученный алгоритм записывается на доску (слайд). Приходят к выводу о необходимости данных о размерах помещения и ценах. Формулируют и решают проблему поиска недостающих данных
Обсуждают в группе «А как математика нам в этом поможет?». Один учащийся от группы 2 выступает, остальные дополняют. Задачи записаны на доске
|
Регулятивные: Планирование - составление плана и последовательности действий Знает понятие и назначение алгоритма. Внесение необходимых корректив и дополнений в план и способ действий Целеполагание – постановка учебной задачи Коммуникативные: Определение функций участников группы; контроль, коррекция действий одноклассников Познавательные: Общеучебные - поиск и выделение информации, оформлению результатов поиска. Структурирование информации, моделирование (использует алгоритм при выполнении действий, совершенствует опыт составления алгоритма) Действия постановки и решения проблем Логические –анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез, восполнение недостающих компонентов, установление причинно-следственных связей.
|
Ш. Реализация плана
|
Организует обсуждение формы представления результата работы. Таблица расходов часто называется сметой. Их составлением занимаются люди по профессии бухгалтер. И мы сейчас с вами побудем в роли бухгалтера. Организует обсуждение названия столбцов таблицы, заполнение столбцов таблицы на основе полученных таблиц, выявление, какие столбцы оказались незаполненными. Организует поиск решения математической задачи на нахождение площади поверхности и стоимости по цене и количеству.
Организует фиксацию проблемы в речи, предлагает найти пути преодоления затруднения. Что необходимо знать, чтобы рассчитать количество рулонов обоев кроме площади покрываемой поверхности?
|
Обсуждение. Предложения групп по представлению результата. Останавливаются на таблице.
Определяют название столбцов. Ученик группы 3 представляет на доске свой вариант таблицы, а остальные группы корректируют и дополняют столбцы таблицы (Приложение 1) Заполнение таблицы (столбцов №1 и № 2), выбирая необходимые данные с учетом таблицы, выданной учителем. Ученик группы 4 заполняет столбцы №1 и №2 на доске, представляя вариант своей группы. Вычленяют математическую задачу. Учащиеся каждой группы выполняют самостоятельно расчеты площади стен (без учета окна и дверей), потолка, пола. Заполнение пустых столбцов таблицы, затем обсуждают в группе. Если допущена ошибка, помогают друг другу исправить ее. Рассчитывают количество товара. Формулируют и решают проблему определения количества рулонов обоев. Учащиеся приходят к выводу, что необходимы размеры полотна обоев в рулоне. Ученик группы 5 представляет на доске результат своей группы по заполнения столбцов № 3 и № 4. Расчет стоимости по цене и количеству. Заполнение пустых столбцов таблицы, затем обсуждают в группе. Если допущена ошибка, помогают друг другу исправить ее. Ученик группы 5 заполняет столбец № 5 таблицы и выводит её на доску, остальные участники групп корректируют и дополняют данные таблицы. Расчет общих расходов. При обсуждении учащиеся рассказывают способы нахождения данных для заполнения таблицы. |
Личностные: самоопределение. Регулятивные: определение последовательности промежуточных действий с учетом конкретного результата; планирование; контроль в форме сличения способа действия и ее результата с заданным эталоном Познавательные: общеучебные: моделирование; логические: анализировать и осмысливать текст задачи; выбор основания и критериев для сравнения; выведение следствий; заполнять таблицу, извлекать данные из таблицы, текста. Коммуникативные: определение целей и функций участников; инициативное сотрудничество; контроль, коррекция, оценка действий партнера. Умеет грамотно излагать ход решения заданий |
4. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: фиксирование достижения цели, выявление условий, которые позволили достигнуть цели |
ñ Организует рефлексивный анализ учебной деятельности в устной речи. Что мы делали на уроке? Что для этого нам было необходимо? Чему учились? Что нового? Что было интересно? Что теперь сможете сделать самостоятельно? Закончите предложение: «Действительно, математика - великое дело, так как…» ñ Организует оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. «И в завершение нашей работы заполните, пожалуйста, лист самооценки. |
Подводят итоги совместно с учителем. Предлагают варианты, как можно закончить предложение.
Заполняют лист самооценки (Приложение 2) |
Познавательные: общенаучные: оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. |
V. Домашнее задание.
|
Организует обсуждение и запись домашнего задания. Зайдите в ближайший строительный магазин, определите стоимость ремонта одной из комнат в вашем доме, составив таблицу-смету расходов. Ознакомьте со сметой своих родителей.
|
Фиксируют домашнее задание, задают уточняющие вопросы. |
|
Приложение 1
Таблица – смета расходов на ремонт холла
Наименование товара |
Цена товара, руб. (за рулон, за 1 м2 плитки, 1 м2 потолка) |
Площадь поверхности, м2 |
Количество, рулонов обоев, м2 |
Стоимость, руб. |
|
|
|
|
|
ИТОГО |
|
|
|
|
Приложение 2
Лист самооценки
Критерий |
Максимальный балл |
Число баллов |
1. Сравните составленный вами алгоритм с тем, что записан на доске. Если последовательность шагов записана верно, в лист самооценки поставьте 1 балл. |
1 |
|
2. Сравните результат заполнения таблицы с эталоном (на доске). Если вы правильно заполнили столбцы: |
|
|
· № 1 «Наименование товара» и № 2 «Цена» – 1 балл; |
1 |
|
· № 3 «Площадь поверхности» - 2 балла; |
2 |
|
· № 4 «Количество» - 1 балл; |
1 |
|
· № 5 «Стоимость» - 2 балла; |
2 |
|
· Итоговая сумма расходов – 2 балла |
2 |
|
ИТОГО |
9 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.