по учебному предмету «Музыка» основного общего образования для 7 класса на 2021-2022 учебный год

  • docx
  • 25.09.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы Музыка. 5—7 классы. Искусство. 8—9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской: учебное пособие для общеобразоват. организаций / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, И. Э. Кашекова. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 2016. В 7 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 35 часов (1 час в неделю).
Иконка файла материала рабочая_программа_Музыка_7_кл._2020-2021_уч._год.docx

Комитет администрация города Славгорода Алтайского края по образованию

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Нововознесенская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

Рассмотрено

на заседании педагогического совета

Протокол от 23.08.2021 г.№07

Согласовано

заместителем директора

по УВР

24.08.2021г

Утверждено

приказом директора

МБОУ«Нововознесенская СОШ»

от 24.08.2021г.№ 108

 

 

 

 

Рабочая программа

 

по учебному предмету «Музыка»

основного общего образования

 

для 7 класса на 2021-2022 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель программы:

                                                                      Эленбергер Марина Александровна

                               учитель

                                                                                     высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Нововознесенка

 

 2021 г

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы Музыка. 5—7 классы. Искусство. 8—9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской: учебное пособие для общеобразоват. организаций / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, И. Э. Кашекова. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 2016.

 

В 7  классе на учебный предмет  «Музыка» отводится 35 часов (1 час в неделю).

 

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета:

 

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета "Музыка»:

 

-    чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества:

 

-     целостный социальный ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

 

-       ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

 

-   уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов: готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

 

-   компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

 

-   коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

 

-     участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учётом региональных и этнокультурных особенностей;

 

-     признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

 

-   принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

 

-      эстетические потребности, ценности и чувства, эстетического сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера;

 

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности и универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:

 

 


-   умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

 

-      умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

 

-   умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

 

-    владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;


-   умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи, размышлять, рассуждать и делать выводы;

 

-  смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

 

-    умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

 

-      умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

 

-       формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

 

Предметные результаты обеспечивают успешное обучение и отражают:

 

-   сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;

 

-        сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

 

-   развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;

 

-    сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);

 

- воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

 

-    расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

 

-     овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

 

-      приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

 

-     сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.


Планируемые результаты:

 

-  наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству;

 

-  понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;

 

-     выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в процессе их исполнения, участвовать в различных формах музицирования;

 

-     раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме ее воплощения в музыке;

 

-    понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;

 

-  осуществлять исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе связанных с музицированием; проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.;

-     разбираться в событиях художественной жизни отечественной и зарубежной культуры, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);

 

-  определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, музыки разных эпох;

 

-   применять ИКТ для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.

 

Содержание тем учебного курса

 

Содержание

Кол-во часов

 

 

«Особенности драматургии сценической музыки»

17

 

 

«Особенности драматургии камерной и симфонической музыки»

18

 

 

Всего

35

 

 

 

«Особенности драматургии сценической музыки» (17ч.)

 

Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия — Запад. Жанровое - разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко-эпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально-драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де, музыкально-хореографические сцены и др. Приемы симфонического развития образов.

 

Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении.

 

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.

 

«Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» (18ч.)

 

Осмысление  жизненных  явлений  и  их  противоречий  в  сонатной  форме,  симфонической  сюите,


сонатно-симфоническом цикле. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах.

 

Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки.

 

Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы.

 

Использование различных форм музицирования и творческих заданий для освоения учащимися содержания музыкальных образов.


Календарно-тематическое планирование

 

Музыка 7 класс

 

№ урока

Тема раздела, урока

Кол-во

Дата проведения урока

 

 

 

часов

 

 

 

 

 

планируемая

фактическая

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности драматургии сценической музыки (17ч.)

 

 

 

 

 

 

 

1.

Классика и современность.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2-3.

В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван

2

 

 

 

 

Сусанин».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4-5.

Опера «Князь Игорь»

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

В музыкальном театре. Балет

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

Балет «Ярославна»

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.

Героическая тема в русской музыке

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.

В музыкальном театре. Мой народ –

1

 

 

 

 

американцы…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.

Порги и Бесс». Первая американская

1

 

 

 

 

национальная опера. Развитие традиций

 

 

 

 

 

оперного спектакля

 

 

 

 

11.

Обобщение материала 1 четверти

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12.

Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире.

1

 

 

 

 

Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13.

Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы

1

 

 

 

 

Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок»

 

 

 

 

 

и Тореадора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14.

Сюжеты иобразы религиозной музыки

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15.

Рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда».

1

 

 

 

 

Вечные темы. Главные образы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16.

Музыка к драматическому спектаклю

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17.

Обобщение материала 2 четверти

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности драматургии камерной и симфонической музыки (18ч.)

 

 

 

 

 

 

 

18.

Музыкальная драматургия — развитие музыки

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19.

Два направления музыкальной культуры.

1

 

 

 

 

Религиозная музыка. Светская музыка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20.

Камерная инструментальная музыка. Этюд.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21.

Транскрипция

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22.

Циклические формы инструментальной

1

 

 

 

 

музыки. «Кончерто-гроссо» А. Шнитке.

 

 

 

 

 

«Сюита в старинном стиле» А. Шнитке»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23.

Соната. Соната № 8 («Патетическая») Л.

1

 

 

 

 

Бетховена. «Соната № 2 С. Прокофьева.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24.

Соната № 11 В.-А. Моцарта

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 


25.

Симфоническая музыка. Симфония № 103

1

 

 

 

(«С тремоло литавр») Й. Гайдна. Симфония

 

 

 

 

№ 40 В.-А. Моцарта.

 

 

 

 

 

 

 

 

26.

Симфония № 1 («Классическая») С.

1

 

 

 

Прокофьева. Симфония № 5Л. Бетховена.

 

 

 

 

 

 

 

 

27.

Симфония № 8 («Неоконченная») Ф.

1

 

 

 

Шуберта. Симфония № 1 В. Калинникова.

 

 

 

 

Картинная галерея.

 

 

 

 

 

 

 

 

28.

Симфония № 5 П. Чайковского

1

 

 

 

 

 

 

 

29.

Симфония № 7 («Ленинградская») Д.

1

 

 

 

Шостаковича

 

 

 

 

 

 

 

 

30.

Симфоническая картина. «Празднества» К.

1

 

 

 

Дебюсси

 

 

 

 

 

 

 

 

31.

Инструментальный концерт. Концертдля

1

 

 

 

скрипки с оркестром А. Хачатуряна

 

 

 

 

 

 

 

 

32.

Рапсодия в стиле блюз Дж. Гершвина

1

 

 

 

 

 

 

 

33.

Музыка народов мира. Популярные хиты из

1

 

 

 

мюзиклов и рок-опер

 

 

 

 

 

 

 

 

34.

Исследовательский проект

1

 

 

 

 

 

 

 

35.

Пусть музыка звучит! Обобщение материала

1

 

 

 

III-IV четверти

 

 

 

 

 

 

 

 


Лист внесения изменений

 

 

Дата проведения

Дата проведения

Тема урока

Основание для

урока

урока фактическая

 

внесения изменений в

планируемая

 

 

программу (номер,

 

 

 

дата приказа, причина)