Комитет администрация города Славгорода Алтайского края по образованию
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Нововознесенская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол от 23.08.2021 г.№07 |
Согласовано заместителем директора по УВР 24.08.2021г |
Утверждено приказом директора МБОУ«Нововознесенская СОШ» от 24.08.2021г.№ 108 |
Рабочая программа
по учебному предмету «Музыка»
основного общего образования
для 7 класса на 2021-2022 учебный год
Составитель программы:
Эленбергер Марина Александровна
учитель
высшей квалификационной категории
с. Нововознесенка
2021 г
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы Музыка. 5—7 классы. Искусство. 8—9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской: учебное пособие для общеобразоват. организаций / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, И. Э. Кашекова. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 2016.
В 7 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 35 часов (1 час в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета:
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета "Музыка»:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества:
- целостный социальный ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов: готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
- компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учётом региональных и этнокультурных особенностей;
- признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- эстетические потребности, ценности и чувства, эстетического сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера;
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности и универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
- умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи, размышлять, рассуждать и делать выводы;
- смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
- формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение и отражают:
- сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
- сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
- развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
- сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
- воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
- расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
- овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
- приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
- сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Планируемые результаты:
- наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству;
- понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;
- выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в процессе их исполнения, участвовать в различных формах музицирования;
- раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме ее воплощения в музыке;
- понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;
- осуществлять исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе связанных с музицированием; проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.;
- разбираться в событиях художественной жизни отечественной и зарубежной культуры, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
- определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, музыки разных эпох;
- применять ИКТ для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.
Содержание тем учебного курса
Содержание |
Кол-во часов |
|
|
«Особенности драматургии сценической музыки» |
17 |
|
|
«Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» |
18 |
|
|
Всего |
35 |
|
|
«Особенности драматургии сценической музыки» (17ч.)
Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия — Запад. Жанровое - разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко-эпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально-драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де, музыкально-хореографические сцены и др. Приемы симфонического развития образов.
Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.
«Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» (18ч.)
Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме, симфонической сюите,
сонатно-симфоническом цикле. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах.
Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки.
Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий для освоения учащимися содержания музыкальных образов.
Календарно-тематическое планирование
Музыка 7 класс
№ урока |
Тема раздела, урока |
Кол-во |
Дата проведения урока |
|
|
|
|
часов |
|
|
|
|
|
планируемая |
фактическая |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Особенности драматургии сценической музыки (17ч.) |
|
|||
|
|
|
|
|
|
1. |
Классика и современность. |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2-3. |
В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван |
2 |
|
|
|
|
Сусанин». |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4-5. |
Опера «Князь Игорь» |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. |
В музыкальном театре. Балет |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. |
Балет «Ярославна» |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. |
Героическая тема в русской музыке |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9. |
В музыкальном театре. Мой народ – |
1 |
|
|
|
|
американцы… |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10. |
Порги и Бесс». Первая американская |
1 |
|
|
|
|
национальная опера. Развитие традиций |
|
|
|
|
|
оперного спектакля |
|
|
|
|
11. |
Обобщение материала 1 четверти |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12. |
Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. |
1 |
|
|
|
|
Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13. |
Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы |
1 |
|
|
|
|
Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» |
|
|
|
|
|
и Тореадора |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14. |
Сюжеты иобразы религиозной музыки |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15. |
Рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда». |
1 |
|
|
|
|
Вечные темы. Главные образы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16. |
Музыка к драматическому спектаклю |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17. |
Обобщение материала 2 четверти |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки (18ч.) |
|
|||
|
|
|
|
|
|
18. |
Музыкальная драматургия — развитие музыки |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
19. |
Два направления музыкальной культуры. |
1 |
|
|
|
|
Религиозная музыка. Светская музыка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20. |
Камерная инструментальная музыка. Этюд. |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
21. |
Транскрипция |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
22. |
Циклические формы инструментальной |
1 |
|
|
|
|
музыки. «Кончерто-гроссо» А. Шнитке. |
|
|
|
|
|
«Сюита в старинном стиле» А. Шнитке» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
23. |
Соната. Соната № 8 («Патетическая») Л. |
1 |
|
|
|
|
Бетховена. «Соната № 2 С. Прокофьева. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
24. |
Соната № 11 В.-А. Моцарта |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
25. |
Симфоническая музыка. Симфония № 103 |
1 |
|
|
|
(«С тремоло литавр») Й. Гайдна. Симфония |
|
|
|
|
№ 40 В.-А. Моцарта. |
|
|
|
|
|
|
|
|
26. |
Симфония № 1 («Классическая») С. |
1 |
|
|
|
Прокофьева. Симфония № 5Л. Бетховена. |
|
|
|
|
|
|
|
|
27. |
Симфония № 8 («Неоконченная») Ф. |
1 |
|
|
|
Шуберта. Симфония № 1 В. Калинникова. |
|
|
|
|
Картинная галерея. |
|
|
|
|
|
|
|
|
28. |
Симфония № 5 П. Чайковского |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
29. |
Симфония № 7 («Ленинградская») Д. |
1 |
|
|
|
Шостаковича |
|
|
|
|
|
|
|
|
30. |
Симфоническая картина. «Празднества» К. |
1 |
|
|
|
Дебюсси |
|
|
|
|
|
|
|
|
31. |
Инструментальный концерт. Концертдля |
1 |
|
|
|
скрипки с оркестром А. Хачатуряна |
|
|
|
|
|
|
|
|
32. |
Рапсодия в стиле блюз Дж. Гершвина |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
33. |
Музыка народов мира. Популярные хиты из |
1 |
|
|
|
мюзиклов и рок-опер |
|
|
|
|
|
|
|
|
34. |
Исследовательский проект |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
35. |
Пусть музыка звучит! Обобщение материала |
1 |
|
|
|
III-IV четверти |
|
|
|
|
|
|
|
|
Лист внесения изменений
Дата проведения |
Дата проведения |
Тема урока |
Основание для |
урока |
урока фактическая |
|
внесения изменений в |
планируемая |
|
|
программу (номер, |
|
|
|
дата приказа, причина) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.