По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами

  • Разработки уроков
  • doc
  • 15.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Шуточные вопросы: – Что делал слон, когда пришёл на поле он? – Ходят ли на бал кони? (Учитель подчёркнутые слова читает слитно.) – Почему на каждый вопрос нельзя ответить однозначно? (Не совпадает написание и произношение, поэтому меняется смысл вопроса.) – Как вы запомните написание слова балкон?
Иконка файла материала konsp_rus_3kl_ur5.doc
Русский язык ПОВТОРЕНИЕ Урок 5 (4). Тема: По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами Цель:   – развитие умений систематизировать опознавательные признаки, по которым можно находить орфограммы;  – актуализация основных орфографических понятий, развитие умений находить знакомые орфограммы по  опознавательным признакам и писать слова с изученными орфограммами. Символы: П – повышенный уровень М – максимальный уровень Этапы урока Ход урока Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа».   4   3 1. Словарная работа. Шуточные вопросы: – Что делал слон, когда пришёл на поле он? –  Ходят   ли  на   бал   кони?   (Учитель   подчёркнутые   слова   читает слитно.) Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем,  иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в  виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа объектов  делать выводы. 5. Обобщать и классифициро­вать © ООО «Баласс», 2013 1II.  Формулирование  проблемы,  планирование  деятельности.   – Почему на каждый вопрос нельзя ответить однозначно? (Не совпадает написание и произношение, поэтому меняется смысл вопроса.) – Как вы запомните написание слова балкон? 2.  –  Запишите слово  балкон  и подберите к нему однокоренные слова. (Балкон, балкончик, балконный.) 1  3  3 –  Какую   орфограмму   вы   обозначили   в   записанных   словах? (Непроверяемую букву безударного гласного в корне слова.) – Как вы её нашли? (Поставили ударение, в безударном положении звук в корне можно обозначить буквами а или о.) – Выполните текстовое задание № 4, тема 1 в «Рабочей тетради». – В каком слове есть орфограмма? – Как её найти? (Есть парный по глухости согласный в конце слова.) – Какое задание вы выполняли? (Искали орфограммы в словах.) – Как можно обнаружить орфограммы в словах и между словами? На этот вопрос мы будем искать ответ на сегодняшнем уроке. – Составим план урока. План (примерный). Учитель составляет план вместе с детьми. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) по признакам. 6. Ориентироваться на развороте  учебника. 7. Находить ответы на вопросы в  иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать  своё предположение на основе  работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной  задачей. 3. Прогнозировать предстоящую  работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную  и личностную рефлексию. ΙΙI. Развитие  умений –  применение  1  2  4  2  1     1. Работа по учебнику. 1.  Упр.   10   –   развивается   умение   находить   и   группировать орфограммы. Ученики устно называют орфограмму и правило написания. Затем Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое высказывание  © ООО «Баласс», 2013 2знания.  в соответствии с поставленными  задачами.  3. Оформлять свои мысли в  устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать  своё отношение к героям,  выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. списывают текст, обозначают орфограммы. Образец записи: Облетели (полёт) листья с клёна. Клён от холода (холодный) дрожит (дрожь). На дорожке (дороженька) у балкона. Золотой (золото, позолота) ковёр (коврик) лежит (лёжа). –  В   каких   словах   «спрятались»   орфограммы­буквы   гласных?   буквы согласных? –  Какие   ещё   орфограммы   можно   здесь   увидеть?   (Пробел   между предлогом и словом.) –  А   какие   ещё   здесь   не   встретившиеся   орфограммы   вам   известны? (Разделительный  ъ  и  ь  знак,  ь  для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова.) Учитель на доске записывает 4 группы орфограмм. Орфограммы­буквы гласных. Орфограммы­буквы согласных. Орфограммы­буквы ъ и ь. Орфограмма­пробел. – Проверим, все ли виды орфограмм мы назвали.  Упр.   11   –   развивается   умение   самостоятельно   находить 2. орфограммы. В тексте поэт Г. Сапгир играет словами чай, чайка и отвечай. Дети объясняют, почему эти слова неоднокоренные. Самостоятельная запись текста, обозначение орфограмм. Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало   формирования   алгоритма самооценки): © ООО «Баласс», 2013 3– Что тебе нужно было сделать? (Списать, подчеркнуть орфограммы.) – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Сколько разных орфограмм вы обозначили? (3.) – С какой орфограммой здесь больше всего слов? (Буква гласного после шипящих.) – Какие однокоренные слова встречаются в стихотворении? Выделите в них корень. (Чай, чайник.) Запишите другие однокоренные слова. 2. Систематизация знаний об орфограммах. 1. Беседа по вопросам, составление схемы. – Где встречаются орфограммы? (В словах и между словами.) – Какая орфограмма прячется между словами? (Орфограмма­пробел.)  – Приведите примеры из упр. 10–11. – Какие есть орфограммы­буквы? (Буквы гласных, согласных, ъ и ь.) –  Как, по каким признакам можно найти в словах орфограммы­буквы гласных?   Прочитайте   1­ю   часть   памятки.   Приведите   примеры. (Аналогично рассматриваются орфограммы­буквы согласных, буквы ъ и ь.) – Давайте составим схему. На   доске   (слайде)   представлена   схема,   дети   вместе   с   учителем заполняют её. © ООО «Баласс», 2013 4© ООО «Баласс», 2013 52. Выполнение задания после памятки. Легко на_сердце от_песни весёлой! 3. Работа в учебнике. Упр. 12 – развивается умение находить орфограммы­буквы гласных после шипящих по опознавательному признаку – наличию шипящих в слове. Ученики   устно   составляют   сочетания   слов.   Звуки   [щ'],   [ч'],   [ж] © ООО «Баласс», 2013 6перед гласными подсказывают, что в словах есть орфограмма. Это признак орфограммы. 4. Составление и запись предложения, в котором есть орфограммы­ буквы   гласных,   либо орфограммы­буквы ъ или ь. Например: По_весне полям очень нужен дождь.   либо   орфограммы­буквы   согласных, Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало   формирования   алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? (Составить и записать предложение.) – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) VΙ . Итог урока. – Ответьте на вопрос, который мы поставили в начале урока. По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами?  4  4 – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? © ООО «Баласс», 2013 7V. Домашнее  задание. 1) Знать и уметь пользоваться памяткой на с. 19. П  Составить   схему   для   признаков,   по   которым   можно   обнаружить орфограмму. 2) Упр. 4 («Дидактический материал»). Деятельность учеников:  – Классифицировать изученные орфограммы (буквенные – небуквенные; буквы гласных, буквы согласных, буквы ъ и ь).  – Находить в словах изученные орфограммы, составлять и писать самодиктанты.  – Группировать слова с изученными орфограммами. © ООО «Баласс», 2013 8

Посмотрите также