По «Основам религиозных культур и светской этики» (модуль « Основы светской этики») в 4 классе по теме «Дружба и порядочность» (Автор учебника М.Г.Студеникин)
По «Основам религиозных культур и светской этики» (модуль « Основы светской этики») в 4 классе по теме «Дружба и порядочность» (Автор учебника М.Г.Студеникин)
Конспект урока
по «Основам религиозных культур и светской этики»
(модуль « Основы светской этики») в 4 классе по теме «Дружба и порядочность»
(Автор учебника М.Г.Студеникин)
Мялкина Елена Олеговна
учитель начальных классов
Судино 2019
Модуль « Основы светской этики» (Автор учебника М.Г.Студеникин)
Тема урока: «Дружба и порядочность»
Цель: ознакомить и уточнить представление учащихся о дружбе.
Задачи урока:
формировать представление о понятиях «дружба», «порядочность», «бескорыстие»;
формировать умение различать понятия «друг», «приятель», «товарищ»;
формировать умение отличать настоящую дружбу от мнимой;
развивать умение сравнивать, обобщать изучаемые факты и понятия, связанные с
понятием «дружба»;
содействовать воспитанию нравственных качеств личности: доверие, уважение,
милосердие, честность.
Оборудование:
учебник «Основы духовнонравственной культуры народов России (Основы светской
этики)», М.Г. Студеникин, М: «Русское слово», 2011;
презентация;
листы бумаги формата А3;
карандаши;
карточки со словами;
«Памятки дружбы»;
Ожидаемые результаты:
Предметные:
формирование важнейших нравственных понятий и ценностей: дружба, порядочность,
бескорыстие, доброта, честность, понимание.
Метапредметные:
участвовать в работе группы, договариваться друг с другом, предвидеть последствия
коллективных решений;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, построение логической цепи
рассуждений;
формировать готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск
способов решения трудностей.
Личностные: развивать умения анализировать собственные поступки, и признавать собственные ошибки,
уметь отличать их ложные проявления.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Приветствие, доброе пожелание на работу, настрой на веру в себя, свои знания.
Ребята, посмотрите друг на друга, пожелайте успеха, поверьте в свои силы.
На уроке у вас всё получится. Пожмите руки друг другу и улыбнитесь.
II. Сообщение темы и целей урока.
Звучит песня «Дружба крепкая не сломается …»
Какое слово чаще всего встречается в этой песне?
(Дружба, друг)
Ребята, догадались, о чём пойдёт речь на нашем уроке?
(Ответы детей)
Сегодня на уроке мы познакомимся с понятиями «дружба», «порядочность»,
«бескорыстие»; будем учиться отличать настоящую дружбу от мнимой; узнаем, кого можно
называть «другом», «приятелем», «товарищем».
III. Объяснение нового материала
Задание 1. Работа с термином «дружба»
А как вы думаете, что такое дружба и кого можно назвать другом?
(Ответы детей)
Молодцы!
Дружба – это привязанность между людьми, возникающая в результате взаимного
уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов, совместной
деятельности.
Задание 2. Работа по учебнику
Что вы представляете, когда слышите слово «дружба»?
(Ответы детей)
Какое прекрасное слово "дружба", Что вам вспоминается, представляется когда вы его
произносите?... (ответы учащихся)
Обратимся к учебнику и узнаем что такое дружба?
Прочитайте на с. 62 определение слова «Дружба» Ребята, давайте подберём родственные слова к слову дружба (дружить, друг, друзья…)
В толковом словаре Ожегова слово объясняется так: Дружба – близкие отношения,
основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Друг – это тот, кто связан с кемнибудь взаимным доверием, преданностью, любовью
Друг – это человек, который связан с тобой дружбой, близкими отношениями, основанными
на привязанности, доверии, общности интересов.
Какими же качествами должен обладать друг? ( Ответы учеников)
Ребята, а вы умеете дружить?
Живя в обществе, человек находится в разных отношениях с другими людьми. Какие
отношения могут быть?...
А каждый ли человек умеет быть другом?
«Друг» вам нравится это слово?
Кто может быть другом? ( книга, мама, кукла…)
Дружба связывает не только отдельных людей, но и целые коллективы, классы. А зачем
человеку друг?
С какими животными можно связать слово «дружба»?
Какими красками можно нарисовать дружбу?
(Ответы детей)
Какие же качества человека мешают дружбе, а что помогает сохранить дружбу
IV. Первичное закрепление учебного материала. Работа в группах
1. Игра «Собери пословицу».
На карточках написана только половина пословицы. Найдите свою пару.
Собрать пословицы и объяснить смысл по 1 пословице.
1 группа.
«Не мил и свет, когда друга нет».
«Нет друга – так ищи, а найдешь – береги».
«Хорошую дружбу топором не разрубишь».
2 группа. «Не имей 100 рублей, а имей сто друзей».
«С добрым дружись, а лукавых берегись».
«Старый друг лучше новых двух».
3 группа.
Не богатство друг, а другбогатство».
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью
« Человек без друзей, что дерево без корней
Задание 3. Беседа о бескорыстии и порядочности
Каждый ли человек умеет быть другом?
(Ответы детей)
Как вы думаете, какими качествами должен обладать друг?
(Ответы детей)
(Возможные варианты ответов: Друг должен быть честным, добрым, справедливым,
трудолюбивым, понимающим, не жадным …)
Как можно назвать человека, который при дружбе не требует ничего взамен, не думает о
своей выгоде?
(Ответы детей) (бескорыстным)
Бескорыстие – это отсутствие стремления к личной выгоде, наживе.
Как называется качество человека, который не способен к плохим поступкам, не бросает в
беде?
(Ответы детей) (порядочность)
Порядочность – это строгое соблюдение человеком всегда и во всём установленных в
обществе норм поведения, неспособность человека к плохим (низким) поступкам.
Задание 4. Беседа о понятиях «друг», «приятель», «товарищ». Работа со словарями.
«друг» «приятель» «товарищ»
Слова записать на доску или вывести на слайд
Одинаковы ли эти слова по смыслу?
(Да)
А по значению?
(Нет) Узнаем значение этих слов в словаре. Работа в группах.
Каждая группа ищет значение своего слова.
Друг – человек, который связан с тобой дружбой, т.е. близкими отношениями,
основанными на привязанности, доверии, общности интересов.
Приятель – это близкий и дружески расположенный знакомый.
Товарищ – человек близкий по своим взглядам, деятельности, по условиям жизни.
Вывод:
С товарищем ты чаще всего связан совместной деятельностью, учёбой. Высшей степенью
товарищества будет дружба. Приятелей, товарищей может быть много, но друзей бывают
единицы, а лучший друг – один.
Ребята, у кого есть лучший друг и почему вы его считаете лучшим другом?
(Ответы детей)
Задание 5. Творческое задание «Дерево Дружбы»
У. Сейчас мы с вами посадим дерево «Дружбы». На доске дерево, а его листьями будут ваши
ладошки. Обведите ладошки, вырежьте их и на каждом пальчике запишите слова, которые
могут охарактеризовать настоящего друга
Прикрепите свои ладошки со словами
А какие качества есть в вас, которыми вы можете охарактеризовать себя?
Приведите примеры настоящей и мнимой дружбы из жизни или литературных произведений.
(Ответы детей: «Три поросёнка», В.Осеева «Три товарища»)
Задание 6. Работа с проблемными ситуациями. Работа в группах.
Учитель раздаёт листочки, на которых записана проблемная ситуация.
Прочитайте рассказ и постарайтесь ответить на вопросы.
(Дети работают в группах)
1. «Друзья».
Однажды Саша принес в школу электронную игру «Футбол». К нему тут же подбежал
Максим и закричал: «Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!».
Давай! – согласился Саша. Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.
Я – Сашин друг! – гордо сказал он. – Я буду с ним играть.
На другой день Денис принес в класс трансформеров. И опять первым возле него оказался
Максим.
Я – твой друг! – опять произнес он. – Будем вместе играть.
Но тут подошел Саша.
И меня примите.
Нет, не примем, сказал Максим.
Почему? – удивился Саша. – Ты же мой друг, сам вчера говорил.
То вчера, объяснил Максим. – Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы. Сегодня я с
Денисом дружу!
• Считаете ли вы Максима настоящим другом? Почему?
• Что бы вы сказали Максиму?
2.«Одинаковые».
Жили две неразлучные подружкипервоклассницы. Обе они маленькие. Розовощекие,
светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья,
обе учились только на пятерки.
Мы во всем, во всем одинаковые! – с гордостью говорили девочки.
Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:
Я получила по математике пять, а Вера – только тройку. Мы стали уже не одинаковые…
Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказал грустно:
Да, ты стала хуже…
Я? – удивилась Соня. Но ведь тройкуто получила не я!
Тройку получила Вера, но она ведь получила ее, потому что на днях болела… А ты
обрадовалась – и это значительно хуже.
• За что мама осудила Соню?
• Что бы вы сказали Соне?
(Обсуждение)
Задание 7. Раздели качества на 2 группы
Фронтальная работа
Все ли качества человека помогают в дружбе?
(Ответы детей)
Разделите слова, находящиеся на доске, на 2 группы Мешают дружбе Помогают дружбе
Слова записаны на карточках: честность, хитрость, предательство, симпатия, свобода,
обман, равноправие, надёжность, ненадёжность, ложь, милосердие, корыстолюбие,
зависть, искренность, зависимость, глупость, доверие, вспыльчивость, бескорыстие.
Дети, поочерёдно выходя к доске, распределяют карточки в нужные группы.
На доске появляется:
Мешают дружбе Помогают дружбе
вспыльчивость бескорыстие
глупость доверие
зависимость интерес
зависть
корыстолюбие
ложь
ненадёжность
искренность
милосердие
надёжность
равноправие
обман свобода
предательство
симпатия
хитрость честность
Я надеюсь, что вы в себе будете развивать только те качества, которые помогают дружить.
IV. Закрепление
Давайте вернёмся к началу нашего урока.
Какова тема нашего урока?
Что такое дружба?
Существуют ли правила дружбы?
(Ответы детей)
Давайте составим правила дружбы.
(Ответы детей)
Вы назвали много правил, их можно объединить в памятку, которую вам предлагают авторы
учебника.
(1 ученик читает памятку) V. Итог урока
Ребята, наш урок подходит к концу. Вспомним все определения изученные на уроке.
Я желаю, чтобы у каждого из вас в жизни появился настоящий друг и хочу, чтобы вы
следовали нашей «Памятке дружбы».
«Памятка дружбы»
Не оставляй друга в беде.
Помогай другу во всём.
Будь верным в дружбе, верь в друга.
Относись к своему другу так, как бы ты хотел, чтобы он относился к тебе.
Будь требовательным к дружбе.
Не ссорься и не спорь с другом по пустякам.
Учись отстаивать свою точку зрения, не обижая других.
В споре с другом всегда находи компромисс (соглашение на основе взаимных
уступок)
Умей уступать другу.
Не обманывай друга.
Не требуй от своего друга жертв ради себя.
Не ябедничай, лучше сам скажи другу, что не так.
Не задавайся, если у тебя чтото хорошо получилось.
Не сердись и не падай духом, если у тебя чтото не получилось.
Не смейся над недостатками друга.
Останови друга, если он делает чтото плохое.
Умей принять помощь, совет, не обижайся на критику.
Умей признать свои ошибки, помириться с другом.
VI. Рефлексия.
Ребята, подумайте, успешно ли каждый из вас работал на уроке?
Кому было всё понятно? Кто доволен своей работой на уроке? Кто уверен, что он справился
со всеми заданиями и у него всё получилось?
Поднимите руки.
Кому не всё было понятно? Кто испытывал затруднения при выполнении какихто заданий?
Поднимите руки. Что было не понятно? (учитель отвечает на вопросы детей и помогает в них
разобраться)
VII. Домашнее задание: написать небольшой рассказ о своем друге, спросить у родителей:
есть ли у них настоящий друг, что они могут про него рассказать.
А теперь закончим наш урок словами кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!
Ребята, вы хорошо работали на уроке. Спасибо всем!
По «Основам религиозных культур и светской этики» (модуль « Основы светской этики») в 4 классе по теме «Дружба и порядочность» (Автор учебника М.Г.Студеникин)
По «Основам религиозных культур и светской этики» (модуль « Основы светской этики») в 4 классе по теме «Дружба и порядочность» (Автор учебника М.Г.Студеникин)
По «Основам религиозных культур и светской этики» (модуль « Основы светской этики») в 4 классе по теме «Дружба и порядочность» (Автор учебника М.Г.Студеникин)
По «Основам религиозных культур и светской этики» (модуль « Основы светской этики») в 4 классе по теме «Дружба и порядочность» (Автор учебника М.Г.Студеникин)
По «Основам религиозных культур и светской этики» (модуль « Основы светской этики») в 4 классе по теме «Дружба и порядочность» (Автор учебника М.Г.Студеникин)
По «Основам религиозных культур и светской этики» (модуль « Основы светской этики») в 4 классе по теме «Дружба и порядочность» (Автор учебника М.Г.Студеникин)
По «Основам религиозных культур и светской этики» (модуль « Основы светской этики») в 4 классе по теме «Дружба и порядочность» (Автор учебника М.Г.Студеникин)
По «Основам религиозных культур и светской этики» (модуль « Основы светской этики») в 4 классе по теме «Дружба и порядочность» (Автор учебника М.Г.Студеникин)
По «Основам религиозных культур и светской этики» (модуль « Основы светской этики») в 4 классе по теме «Дружба и порядочность» (Автор учебника М.Г.Студеникин)
По «Основам религиозных культур и светской этики» (модуль « Основы светской этики») в 4 классе по теме «Дружба и порядочность» (Автор учебника М.Г.Студеникин)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.