Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» ( модуль «Основы исламской культуры») для 4 б класса на 2018-2019 учебный год
Оценка 4.8

Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» ( модуль «Основы исламской культуры») для 4 б класса на 2018-2019 учебный год

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
религиоведение
4 кл
28.10.2018
Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» ( модуль «Основы исламской культуры») для 4 б класса на 2018-2019 учебный год
Рабочая программа составлена с учётом образовательных запросов обучающихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного предмета (Основы ислама) — одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» В учебно-методический комплект входит учебник Основы исламской культуры для обучающихся 4 классов Авторы Д.И. Латышина, М.Ф. Муртазин.- М.: Просвещение, 2018 г .
ОРКСЭ ИСЛАМ .docx
Муниципальное общеобразовательное  бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5» городского округа город Сибай Республики Башкортостан Рассмотрена и  принята                Согласовано:                          Утверждаю:                                     на заседании   кафедры                                                                   Директор МОБУ СОШ №5 учителей начальных классов      зам. директора по УР            _______  Давлетбаева М.М. Протокол №___                             _______ Алчинова Д.Т.     Приказ №  201                                                                                                              «31» августа 2018 г.                     «___»_________ 2018 г                                                                    Заведующий  кафедрой ________ Губайдуллина Н.З.                                                         Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» ( модуль «Основы исламской культуры») для 4 б класса на 2018­2019 учебный год                       УМК – «Школа России»              Ступень обучения : начальное общее образование               Срок реализации – 1  год Рабочая программа учебного предмета разработана  в соответствии с  основными положениями ФГОС НОО 2009г., требованиями Основной образовательной  программы НОО ОУ и авторской программы  и авторской программы А.Я.Данилюк и  авторов Д.И.Латышина, М.Ф. Муртазин.                                                                  Программу составила                                                                 Мулламухаметова Лилия Хамитовна,                                                 учитель начальных классов 2018  1 Пояснительная  записка       Рабочая программа составлена с учётом образовательных запросов обучающихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного предмета (Основы ислама) — одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» В учебно­методический комплект входит учебник Основы исламской культуры   для   обучающихся   4   классов   Авторы   Д.И.   Латышина,   М.Ф.   Муртазин.­   М.: Просвещение, 2018 г . Основные нормативно­методические материалы: ­Конституция Российской Федерации (ст. 13, 14, 28); ­Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266­1 «Об образовании»; ­Федеральный закон  от 24 июля 1998 года №124­ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; ­Федеральный закон  от 26 сентября 1997 года №125­ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях»; ­Поручение Президента Российской Федерации от 02 августа 2009 года №Пр­2009 в части введения с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях   комплексного   учебного   курса   «Основы   религиозных   культур   и   светской этики»; ­Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 года (№ВП­П44­4632); ­Распоряжение Правительства  Российской Федерации  от 29 октября 2009 года  №1578­р «Об утверждении плана мероприятий по апробации в 2009­2011 гг. комплексного учебного курса  для   общеобразовательных  учреждений  «Основы   религиозных   культур  и  светской этики» и перечне субъектов Российской Федерации, участвующих в апробации»; ­Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 года №84­р «Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской   Федерации   комплексного   учебного   курса   для   общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики»; ­Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; ­Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 ноября 2009 года №667 «О Межведомственном координационном совете по реализации плана мероприятий по апробации в 2009­2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений   «Основы   религиозных   культур   и   светской   этики»,   включающего   основы православной   культуры,   основы   исламской   культуры,   основы   буддийской   культуры, основы   иудейской   культуры,   основы   мировых   религиозных   культур  и   основы   светской 2 этики, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 года №1578­р»; ­Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2012 года №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов   начального   общего,   основного   общего   и   среднего   (полного)   общего образования»; ­Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 февраля 2012 года  №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные   планы   для   образовательных   учреждений   Российской   Федерации,   реализующих программы   общего   образования,   утвержденные   приказом   Министерства   образования Российской Федерации от 09 марта 2004 года №1312» ­Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 08 июля 2011 года №МД­883/03 «О направлении методических материалов ОРКСЭ»; ­Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 июля 2011 года №МД­942/03 «О выполнении поручения Президента Российской Федерации»; ­Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 октября 2011 года   №МД­1427/03   «Об   обеспечении   преподавания   комплексного   учебного   курса ОРКСЭ»; ­Санитарно­эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.№2821­10), «Санитарно­ эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года;     ­ Приказ Министерства образования Республики Башкортостан от 28 апреля 2012 года №769   «О   рекомендуемых   базисном   учебном   плане   и   примерных   учебных   планах   для образовательных учреждений Республики Башкортостан на 2012­2013 учебный год». ­Приказ Министерства образования Республики Башкортостан от 06 июля 2009 года №984 «Об   организации   апробации   по   внедрению   федерального   государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения». ­ Приказ Министерства образования Республики Башкортостан от 13 октября 2010 года №1413   «О   создании   Координационного   Совета   по   организации   введения   федерального государственного   образовательного   стандарта   начального   общего   образования   при Министерстве образования Республики Башкортостан». Письмо Министерства образования Республики Башкортостан от 13 июля 2010 года №01­ 33/125   «О   введении   в   действие   федерального   государственного   образовательного стандарта». ­Письмо Министерства образования Республики Башкортостан от 19.06.2015 №04­05/782 «О методических   рекомендациях   по   проектированию   рабочих   программ   учебных   предметов, курсов на уровне начального общего образования»  ­ Годовой  календарный  учебный  график Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5» на 2018­2019 учебный год;    план   Муниципального   общеобразовательного   бюджетного   учреждения   «Средняя ­Учебный   общеобразовательная школа № 5» на 2018­2019 учебный год;       ­ Положение   о рабочей программе учителя Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5».  3 Общая  характеристика  учебного предмета         Настоящая   рабочая   программа   составлена   с   учётом   образовательных   запросов   обучающихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного предмета «Основы исламской культуры» — одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».     Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей:  «Основы православной культуры»,  «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры»,  «Основы иудейской культуры»,  «Основы светской этики»,  «Основы мировых религиозных культур».      Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно­воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить   образовательный   процесс   в   границах   учебного   курса,   а   также   в   системе содержательных, понятийных, ценностно­смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы. Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах   и   ценностях,   составляющих   основу   религиозных   и   светских   традиций многонациональной культуры  России, на понимание  их значения  в жизни современного общества,   а   также   своей   сопричастности   к   ним.   Преподавание   знаний   об   основах религиозных   культур   и   светской   этики   призвано   сыграть   важную   роль   не   только   в расширении   образовательного   кругозора   учащегося,   но   и   в   воспитательном   процессе формирования   порядочного,   соблюдающего Конституцию   и   законы   Российской   Федерации,   уважающего   ее   культурные   традиции, готового   к   межкультурному   и   межконфессиональному   диалогу   во   имя   социального сплочения.        Учебный   курс   создаѐт   начальные   условия   для   освоения   обучающимися   российской культуры   как   целостного,   самобытного   феномена   мировой   культуры;   понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально­государственного, духовного единства российской жизни. В качестве основного методологического подхода реализации   курса   выбран   культурологический,   способствующий   формированию   у обучающихся первоначальных представлений о религиозной культуре и светской этике. В контексте учебного курса ОРКСЭ культура понимается как образ жизни, обычаи, традиции и  верования,  духовное  и  материальное  богатство народов  мира.  6  Культурологический характер   комплексного   курса   ОРКСЭ   проявляется   в   том,   что   содержание   модулей ориентировано на общее знакомство с этикой и традиционными для России религиями, их культурой,   выдающимися представителями и т.п. Отсюда необходимость осуществления на уроках межпредметных связей. При осуществлении учебного проекта в рамках модуля «Основы светской этики» обучающиеся   могут   часть   работы   выполнять   на   других   уроках   (музыка,   технология, изобразительное искусство, литературное чтение). В ряду общих задач образования задачи воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам человека, любви к Родине, природе, семейным ценностям сегодня выступают как первоочередные.   нравственными   ценностями,   традициями,   честного,   достойного   гражданина,   историей, 4 Цели курса: ­   формирование   у   младшего   подростка   мотиваций   к   осознанному   нравственному поведению,   основанному   на   знании   и   уважении   культурных   и   религиозных   традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений; ­   воспитание,   социально­педагогическая   поддержка   становления   и   развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В связи с поставленными целями определяются задачи курса: ­ знакомство обучающихся с основами исламской культуры; ­ развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; ­ обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе; ­   формирование   ценностно­смысловых   мировоззренческих   основ,   обеспечивающих целостное   восприятие   отечественной   истории   и   культуры   при   изучении   гуманитарных предметов на ступени основной школы; ­   развитие   способностей   младших   школьников   к   общению   в   полиэтнической   и многоконфессиональной   среде   на   основе   взаимного   уважения   и   диалога   во   имя общественного мира и согласия. Принципы и особенности организации содержания духовно­нравственного развития и воспитания обучающихся        Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека,   семьи,   школьного   коллектива,   социальной   группы,   общества,   высшая   норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы   определяют   смыслы   воспитания,   то,   ради   чего   оно   организуется.   Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно­ нравственного   и   социального   развития   личности.   В   содержании   программы   духовно­ нравственного   развития   и   воспитания   обучающихся   начальной   школы   должны   быть актуализированы определѐнные идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему   нравственные   измерения,   обеспечивают   возможность   согласования   деятельности различных субъектов воспитания и социализации.                             Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно­ нравственного развития и воспитания личности   младшего   школьника.   Любое   содержание   обучения,   общения,   деятельности может   стать   содержанием   воспитания,   если   оно   отнесено   к   определѐнной   ценности. Педагогическая   организация   нравственного   уклада   школьной   жизни   начинается   с определения той системы ценностей, которая лежит в основе воспитательного процесса, 5 раскрывается   в   его   содержании   и   сознательное   усвоение   которой   обучающимися осуществляется в процессе их духовно­нравственного развития.        Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного   воспитания.   Пример   —   это   возможная   модель   выстраивания   отношений ребѐнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершѐнного значимым   другим.   Содержание   учебного   процесса,   внеучебной   и   внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод   воспитания   позволяет   расширить   нравственный   опыт   ребѐнка,   побудить   его   к внутреннему диалогу, пробудить в нѐм нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребѐнку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах демонстрируется устремлѐнность людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно­нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.          Принцип   идентификации   (персонификации).   Идентификация   —   устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном   возрасте   преобладает   образно­эмоциональное   восприятие   действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена   ориентация   на   персонифицированные   идеалы   —   яркие,   эмоционально привлекательные образы людей (а также 9 природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные   идеалы   являются   действенными   средствами   нравственного воспитания   ребѐнка.   Принцип   диалогического   общения.   В   формировании   ценностных отношений   большую   роль   играет   диалогическое   общение   младшего   школьника   со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию   на   диалогической   основе.   Диалог   исходит   из   признания   и   безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую   он   полагает   как   истинную.   Диалог   не   допускает   сведения   нравственного воспитания   к   морализаторству   и   монологической   проповеди,   но   предусматривает   его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью   собственной   системы   ценностей,   поиск   смысла   жизни   невозможны   вне диалогического общения человека с другим человеком, ребѐнка со значимым взрослым.       Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания   личности   имеет   полисубъектный,   многомерно­деятельностный   характер. Младший   школьник   включѐн   в   различные   виды   социальной,   информационной, коммуникативной   активности,   в   содержании   которых   присутствуют   разные,   нередко противоречивые   ценности   и   мировоззренческие   установки.   Деятельность   различных субъектов духовно­нравственного развития, воспитания и социализации при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована на основе цели, задач и ценностей программы духовно­ нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.  6 Принцип системно­деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на   духовно­нравственное   развитие   обучающихся   и   поддерживаемое   всем   укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности   младших   школьников.   Интеграция   содержания   различных   видов деятельности   обучающихся   в   рамках   программы   их   духовно­нравственного   развития   и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей. Каждая из ценностей,   педагогически   определяемая   как   вопрос,   превращается   в   воспитательную задачу. Что есть Отечество? семья? милосердие? закон? честь? Понимание — это ответ на вопрос. Оно достигается через вопрошание общественного значения ценностей и открытие их личностного смысла.         Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами и родителями, иными субъектами воспитания и социализации обращаются к содержанию:  • общеобразовательных дисциплин;  • произведений искусства;  • периодической литературы, публикаций, радио­ и телепередач, отражающих современную жизнь;  • духовной культуры и фольклора народов России;  • истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;  • жизненного опыта своих родителей (законных представителей) и прародителей;  •   общественно   полезной   и   личностно   значимой   деятельности   в   рамках   педагогически организованных социальных и культурных практик;  • других источников информации и научного знания. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися Воспитание   гражданственности,   патриотизма,   уважения   к   правам,   свободам   и обязанностям человека:  •   получение   первоначальных   представлений   о   Конституции   Российской   Федерации, ознакомление с государственной символикой — Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов, предусмотренных базисным учебным планом);  • ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших   примеры   гражданского   служения,   исполнения   патриотического   долга,   с обязанностями   10   гражданина   (в   процессе   бесед,   экскурсий,   просмотра   кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно­ролевых игр гражданского и историко­патриотического   содержания,   изучения   основных   и   вариативных   учебных дисциплин);  7 •   ознакомление   с   историей   и   культурой   родного   края,   народным   творчеством, этнокультурными   традициями,   фольклором,   особенностями   быта   народов   России   (в процессе  бесед,  сюжетно­ролевых   игр,  просмотра  кинофильмов,   творческих  конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско­краеведческих экспедиций, изучения вариативных учебных дисциплин);  • знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных   фильмов,   участия   в   подготовке   и   проведении   мероприятий,   посвящѐнных государственным праздникам);  • знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности,   детско­юношеских   движений,   организаций,   сообществ,   с   правами гражданина   (в   процессе   посильного   участия   в   социальных   проектах   и   мероприятиях, проводимых детско­юношескими организациями);  •   участие   в   просмотре   учебных   фильмов,   отрывков   из   художественных   фильмов, проведении   бесед   о   подвигах   Российской   армии,   защитниках   Отечества,   подготовке   и проведении   игр   военно­патриотического   содержания,   конкурсов   и   спортивных соревнований,   сюжетно­ролевых   игр   на   местности,   встреч   с   ветеранами   и военнослужащими;  • получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми — представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально­ культурных праздников);  •   участие   во   встречах   и   беседах   с   выпускниками   своей   школы,   ознакомление   с биографиями   выпускников,   явивших   собой   достойные   примеры   гражданственности   и патриотизма.   Воспитание   нравственных   чувств   и   этического   сознания:   •   получение первоначального   представления   о   базовых   ценностях   отечественной   культуры, традиционных   моральных   нормах   российских   народов   (в   процессе   изучения   учебных инвариантных и вариативных предметов, бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно­музыкальные композиции,   художественные   выставки   и   др.,   отражающие   культурные   и   духовные традиции народов России);  •   ознакомление   по   желанию   обучающихся   и   с   согласия   родителей   (законных представителей)   с   деятельностью   традиционных   религиозных   организаций   (путѐм проведения   экскурсий   в   места   богослужения,   добровольного   участия   в   подготовке   и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями);   •   участие   в   проведении   уроков   этики,   внеурочных   мероприятий,   направленных   на формирование   представлений   о   нормах   морально­нравственного   поведения,   игровых программах,   позволяющих   школьникам   приобретать   опыт   ролевого   нравственного взаимодействия; 8 •   ознакомление   с   основными   правилами   поведения   в   школе,   общественных   местах, обучение распознаванию хороших и плохих поступков (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей);  • усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и образовательного   учреждения   —   овладение   навыками   вежливого,   приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности;  •   посильное   участие   в   делах   благотворительности,   милосердия,   в   оказании   помощи нуждающимся,   заботе   о   животных,   других   живых   существах,   природе;   •   получение первоначальных   представлений   о   нравственных   взаимоотношениях   в   семье   (участие   в беседах о семье, о родителях и прародителях);  • расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения открытых семейных   праздников,   выполнения   и   презентации   совместно   с   родителями   (законными представителями) творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю   семьи,   воспитывающих   уважение   к   старшему   поколению,   укрепляющих преемственность между поколениями). Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. В процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий обучающиеся получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества:  •   узнают   о   профессиях   своих   родителей   (законных   представителей)   и   прародителей, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»;  •   получают   первоначальные   навыки   сотрудничества,   ролевого   взаимодействия   со сверстниками,   старшими   детьми,   взрослыми   в   учебно­трудовой   деятельности   (в   ходе сюжетно­   ролевых   экономических   игр,   посредством   создания   игровых   ситуаций   по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т. д.), раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности);  •   приобретают   опыт   уважительного   и   творческого   отношения   к   учебному   труду (посредством   презентации   учебных   и   творческих   достижений,   стимулирования творческого   учебного   труда,   предоставления   обучающимся   возможностей   творческой инициативы в учебном труде);  • учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практике (в рамках предмета «Технология», участия в разработке и реализации различных проектов);  •   приобретают   начальный   опыт   участия   в   различных   видах   общественно   полезной деятельности   на   базе   образовательного   учреждения   и   взаимодействующих   с   ним учреждений   дополнительного   образования,   других   социальных   институтов   (занятие 9 народными   промыслами,   природоохранительная   деятельность,   работа   творческих   и учебно­производственных   мастерских,   трудовые   акции,   деятельность   школьных производственных фирм, других трудовых и творческих общественных объединений как младших школьников, так и разновозрастных, как в учебное, так и в каникулярное время);  • приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома; •   усвоение   элементарных   представлений   об   экокультурных   ценностях,   о   традициях этического   отношения   к   природе   в   культуре   народов   России,   других   стран,   нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, бесед, просмотра учебных фильмов);   •   получение   первоначального   опыта   эмоционально­чувственного   непосредственного взаимодействия   с   природой,   экологически   грамотного   поведения   в   природе   (в   ходе экскурсий, прогулок, туристических походов и путешествий по родному краю);   • получение первоначального опыта участия в природо­охранительной деятельности (в школе   и   на   пришкольном   участке,   экологические   акции,   десанты,   высадка   растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т. д.), в деятельности школьных экологических центров, лесничеств, экологических патрулей; участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов;   •   посильное   участие   в   деятельности   детско­юношеских   общественных   экологических организаций;    •   усвоение   в   семье   позитивных   образцов   взаимодействия   с   природой   (при   поддержке родителей (законных представителей) расширение опыта общения с природой, заботы о животных   и   растениях,   участие   вместе   с   родителями   (законными   представителями)   в экологической деятельности по месту жительства). Воспитание ценностного отношения к прекрасному,   формирование   представлений   об   эстетических   идеалах   и   ценностях (эстетическое воспитание):  •   получение   элементарных   представлений   об   эстетических   идеалах   и   художественных ценностях культуры России, культур народов России (в ходе изучения инвариантных и вариативных   учебных   дисциплин,   посредством   встреч   с   представителями   творческих профессий,   экскурсий   на   художественные   производства,   к   памятникам   зодчества   и   на объекты   современной   архитектуры,   ландшафтного   дизайна   и   парковых   ансамблей, знакомства   с   лучшими   произведениями   искусства   в   музеях,   на   выставках,   по репродукциям, учебным фильмам);  • ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края,   с   фольклором   и   народными   художественными   промыслами   (в   ходе   изучения вариативных   дисциплин,   в   системе   экскурсионно­краеведческой   деятельности, внеклассных   мероприятий,   включая   шефство   над   памятниками   культуры   вблизи образовательного учреждения, посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной 10 музыки,  художественных  мастерских,  театрализованных  народных  ярмарок,   фестивалей народного творчества, тематических выставок);  •  обучение   видеть   прекрасное  в   окружающем   мире,   природе   родного   края,   в  том,   что окружает обучающихся в пространстве образовательного учреждения и дома, сельском и городском   ландшафте,   в   природе   в   разное   время   суток   и   года,   в   различную   погоду; разучивание   стихотворений,   знакомство   с   картинами,   участие   в   просмотре   учебных фильмов,   фрагментов   художественных   фильмов   о   природе,   городских   и   сельских ландшафтах;   обучение   понимать   красоту   окружающего   мира   через   художественные образы;  •   обучение   видеть   прекрасное   в   поведении   и   труде   людей,   знакомство   с   местными мастерами   прикладного   искусства,   наблюдение   за   их   работой   (участие   в   беседах «Красивые   и   некрасивые   поступки»,   «Чем   красивы   люди   вокруг   нас»,   в   беседах   о прочитанных книгах, художественных фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх;   обучение   различать   добро   и   зло,   отличать   красивое   от   безобразного,   плохое   от хорошего, созидательное от разрушительного);  •   получение   первоначального   опыта   самореализации   в   различных   видах   творческой деятельности,   умения   выражать   себя   в   доступных   видах   и   формах   художественного творчества (на уроках художественного труда и в системе учреждений дополнительного образования);  •   участие   вместе   с   родителями   (законными   представителями)   в   проведении   выставок семейного   художественного   творчества,   музыкальных   вечеров,   в   экскурсионно­ краеведческой   деятельности,   реализации   культурно­досуговых   программ,   включая посещение   объектов   художественной   культуры   с   последующим   представлением   в образовательном   учреждении   своих   впечатлений   и   созданных   по   мотивам   экскурсий творческих работ;   •   получение   элементарных   представлений   о   стиле   одежды   как   способе   выражения внутреннего,   душевного   состояния   человека;   •   участие   в   художественном   оформлении помещений.       Авторская программа составлена  без изменений, так как её содержание позволяет в полной   мере   реализовать   требования   Федерального   компонента   Государственного стандарта начального общего образования. Описание места учебного предмета в учебном плане      Рабочая программа учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» изучается на базовом уровне в 4 классе, один час в неделю, 35 часов в год. Основание Приказ Минобрнауки РФ «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные   учебные   планы   для   образовательных   учреждений   Российской   Федерации, реализующих   программы   общего   образования,   утверждѐнные   приказом   Министерства образования РФ от 9 марта 2004 года № 1312» №74 от 01 февраля 2012 года.        Рабочая   программа   реализуется   в   соответствии   с   учебным   планом   на   2018   –   2019 учебный год и рассчитана на 35  часов  (исходя из 35  учебных недель в году). В базисном 11 учебном   плане   на   изучение   курса   «Основы   религиозных   культур   и   светской   этики» отведено 35  часов  в год  (1 час в неделю). Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Образовательный процесс в рамках изучения учебного курса «Основы религиозных культур и   светской   этики»   и   в   системе   межпредметных   связей   призван   обобщить, систематизировать процессы духовно­нравственного развития и воспитания обучающихся в начальной  школе,  заложить  основы  их  дальнейшего  духовно­нравственного   развития  на ступенях основного и среднего общего образования. Учебный курс, в содержании которого представлены четыре отечественные религиозные традиции, создает мировоззренческую и ценностную основу для интеграции разнопредметного гуманитарного учебного содержания в   основной   школе.   Российскую   историю,   литературу,   искусство   легче   понять   и, следовательно,   принять,   зная   их   религиозно­культурологические   основы,   понимая   те идеалы,  ценности,  жизненные  приоритеты,  которые  разделяли  и  к  которым  стремились наши   предки.   Учебный   курс   создает   начальные   условия   для   освоения   обучающимися российской   культуры   как   целостного,   самобытного   феномена   мировой   культуры; понимания   религиозного,   культурного   многообразия   и   исторического,   национально­ государственного, духовного единства российской жизни. Освоение   учебного   содержания   модуля   «Основы   исламской   культуры»,   входящего   в учебный курс, должно обеспечить: ­понимание   значения   духовности,   нравственности,   морали,   морально   ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества; ­знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения в жизни человека, семьи, общества; ­формирование   первоначальных   представлений   об   исторических   и   культурологических основах традиционных религий и светской этики в России; ­формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям; ­формирование первоначального представления об отечественной религиозно­культурной традиции   как   духовной   основе   многонационального   многоконфессионального   народа России; ­знание,   понимание   и   принятие   личностью   ценностей:   Отечество,   семья,   религия   как основы традиционной культуры многонационального народа России; ­укрепление веры в Россию; ­укрепление средствами образования духовной преемственности поколений. Данная рабочая программа строится с учетом таких подходов, как: ­целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов,  связанных  с   изучением   истоков  представлений  о  морали   и  нравственности  в контексте отечественной культурной традиции; ­активизация познавательной активности школьников; 12 ­ создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся. Программа обеспечена следующим учебно­методическим комплектом: В   учебно­методический   комплект   входит   учебник   «Основы   исламской   культуры»   для обучающихся 4 классов Авторы Д.И. Латышина, М.Ф. Муртазин.­ М.: Просвещение, 2018  Описание материально­технического обеспечения образовательного процесса Для реализации программы в учебном кабинете имеется необходимое оборудование: ­ персональный компьютер учителя  ­экран ­проектор Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета       В   соответствии   с   требованиями   к   результатам   освоения   основной   образовательной программы начального общего и основного общего образования и положениями Концепции духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России преподавание предмета   «Основы   религиозных   культур   и   светской   этики»   направлено   на   достижение обучающимися комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов.    Воспитательные результаты деятельности школьников распределяются по трём уровням: ­   первый   уровень   —   приобретение   школьником   социальных   знаний   (об   общественных нормах,   об   устройстве   общества,   о   социально   одобряемых   и   не   одобряемых   формах поведения   в   обществе   и   т.   п.),   первичного   понимания   социальной   реальности   и повседневной жизни; ­второй уровень — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым   ценностям   общества   (человек,   семья,   Отечество,   природа,   мир,   знания,   труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом; ­третий   уровень   —   получение   школьником   опыта   самостоятельного   общественного действия. Достижение   трёх   уровней   воспитательных   результатов   способствует   формированию   у школьников   коммуникативной,   этической,   социальной,   гражданской   компетентностей   и социокультурной   идентичности   в   её   национально­государственном,   этническом, религиозном, гендерном и других аспектах. Личностные   результаты  изучения   учебного   предмета   «Основы   исламской   культуры» обучающимися 4 класса: ­формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; ­формирование   образа   мира   как   единого   и   целостного   при   разнообразии   культур, национальностей,   религий,   воспитание   доверия   и   уважения   к   истории   и   культуре   всех народов; 13 ­развитие   самостоятельности   и   личной   ответственности   за   свои   поступки   на   основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; ­развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; ­осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность); ­развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям,   а   в   дальнейшем   —   осознание   ответственности   за   сохранение   культурно­ исторического наследия России; ­осознание   необходимости   для   личностного   развития   таких   добродетелей,   как благодарность,   дружба,   ответственность,   честность,   осторожность,   трудолюбие   и милосердие; ­умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы; ­настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими; ­как   результат   преданности   и   уважения   к   традициям   своего   народа   —   уважительное отношение   к   людям   других   верований,   другой   национальной   культуры,   умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений. Метапредметные результаты изучения основ православной культуры обучающимися ­овладение   способностью   принимать   и   сохранять   цели   и   задачи   учебной   деятельности; поиска средств ее осуществления; ­формирование   умения   планировать,   контролировать   и   оценивать   учебные   действия   в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение   на   основе   оценки   и   учета   характера   ошибок;   понимать   причины успеха/неуспеха учебной деятельности; ­адекватное использование речевых средств и средств информационно­коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и  ­познавательных задач; ­развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере; ­любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре; ­умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники; ­умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи. Познавательные УУД:   ­принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности по освоению этики; ­  понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности в процессе освоения модуля; ­   осуществлять   информационный   поиск   для   выполнения   учебных   заданий   по   вопросам этики;  14 ­ владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации этических   понятий,   установления   аналогий   и   причинно­следственных   связей   между этическими феноменами;   ­строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий. Коммуникативные УУД:   ­адекватно   использовать   речевые   средств   и   средства   информационно­коммуникативных технологий для решения этических задач;   ­владеть   навыками   смыслового   чтения   текстов   нравственного   содержания,   осознанного построения   речевых   высказываний   и   высказывания   собственного   мнения   по   этическим вопросам;        ­слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог,   признавать   возможность   различных   точек   зрения   и   права   каждого   иметь   свою собственную нравственную позицию;   ­излагать   свое   мнение   и   аргументировать   свою   точку   зрения   и   оценку   нравственного поступка;  определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения, уметь договориться о распределении ролей;   ­сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях; ­  не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; ­  понимать и сопереживать чувствам других людей; ­  проявлять доброжелательность и эмоционально­нравственную отзывчивость.  Регулятивные УУД:   ­планировать,   контролировать   и   оценивать   учебные   действия   в   соответствии   с поставленной задачей освоения этических категорий и определять условия ее реализации;   ­вносить соответствующие коррективы в процесс реализации целей на основе оценки и учета характера ошибок;   ­определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики;  ­вносить   соответствующие   коррективы   в   их   выполнение   на   основе   оценки   и   с   учетом характера ошибок;   ­осознавать   и   проявлять   свои   эмоциональные   состояния,   связанные   с   этическими переживаниями.  Предметные результаты изучения основ культуры в начальной школе: ­знакомство   с   основными   нормами   исламской   морали,   понимание   ее   значения   в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; 15 ­знание   достопамятных   событий   отечественной   истории,   имён   и   подвигов   величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России; ­понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; ­формирование первоначальных представлений об исламской религии, ее роли в культуре, истории и современности России; ­общие представления об исторической роли исламской религии в становлении российской государственности; ­формирование первоначального представления об отечественной религиозно­культурной традиции   как   духовной   основе   многонационального   многоконфессионального   народа России; ­осознание ценности человеческой жизни. В   результате   прохождения   программного   материалы  обучающийся   получит представление: – о культуре исламской религии; – основателе исламской религии; – священных книгах исламской религии; – понятиях «грех», «раскаяние», «воздаяние»; – об искусстве в исламской культуре; – нравственных ценностях ислама узнает: – имена основателей исламской религии; – названия основных праздников исламской религии; – особенности священных зданий исламской религии; – особенности исламского искусства. Научится: – воспроизводить  историю  происхождения  исламской  религии;  ­работать  с  различными источниками информации; – осуществлять творческую деятельность; – овладеет культурой поведения в священных сооружениях исламской религии. Выпускник научится: ­ раскрывать содержание основных составляющих исламской культуры, духовной традиции (религиозная   вера,   мораль,   священные   книги   и   места,   сооружения,   ритуалы,   обычаи   и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.); ­ ориентироваться в истории возникновения исламской религиозной традиции, истории её формирования в России;  ­ на примере исламской религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;  ­ излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества; ­ соотносить нравственные формы поведения с нормами исламской религиозной морали;  16 ­  осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.  Выпускник получит возможность научиться: ­  развивать   нравственную   рефлексию,   совершенствовать   морально­нравственное самосознание,   регулировать   собственное   поведение   на   основе   традиционных   для российского общества, народов России духовно­нравственных ценностей; ­ устанавливать взаимосвязь между содержанием исламской культуры и поведением людей, общественными явлениями; ­ выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;  ­ акцентировать внимание на религиозных, духовно­нравственных аспектах человеческого поведения   при   изучении   гуманитарных   предметов   на   последующих   уровнях   общего образования. Содержание учебного предмета Учебный   курс   является   единой   учебно­воспитательной   системой,   имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Все   его   модули   согласуются   между   собой   по   педагогическим   целям,   задачам, требованиям   к   результатам   освоения   учебного   содержания,   достижение   которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведенного   учебного   времени   с   учѐтом   образовательных   возможностей   младших подростков. Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя   такой   объём   материала   по   предмету,   который   позволяет   использовать   его   как самостоятельный учебный компонент. Содержание   каждого   из   шести   модулей   учебного   курса   организовано   в   рамках четырѐх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими   для   всех   учебных   модулей.   Содержательные   акценты   первого   тематического раздела   ­   духовные   ценности   и   нравственные   идеалы   в   жизни   человека   и   общества. Четвѐртый   тематический   раздел   представляет   духовные   традиции   многонационального народа   России.   Второй   и   третий   тематические   разделы   (уроки   2­29),   дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей. Изучая   курс,   обучающийся   в   соответствии   с   выбранным   модулем   получит представление   о   конкретной   культурной   традиции   на   основе   знакомства   с   наиболее общими её характеристиками. 17 Россия   –   наша  Родина.   Как  исторически   развивалась   Россия,   и   какое   место   в  этом процессе занимает твоё поколение. Что такое традиции и для чего они существуют. Традиции. Ценность. Духовные традиции. Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. История возникновения ислама. Что такое ислам. У какого народа возникла исламская религия. Как жили арабы до возникновения ислам. Ислам Арабы Язычники. Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности. Как прошли детство и юность   Пророка   Мухаммада.   Какие   качества   были   свойственны   Мухаммаду.   Какой была семья Пророка. Посланник Бога. Пророк. Иудеи. Христиане. Проповедническая миссия Пророка Мухаммада. Начало пророчества. Как Мухаммаду впервые было послано откровение Аллаха. Как Пророк стал призывать к   новой   вере.   Как   началось   распространение   ислама.   Коран.   Ангел.   Божественные откровения. Язычники. Прекрасные качества Пророка Мухаммада. Священный Коран и Сунна как источники нравственности.   Общие   принципы   ислама   и   исламской   этики.   Вера   в   Божественные Писания. Вера в Судный день и судьбу. Столпы ислама и исламской этики. Какими словами   мусульманин   утверждает   свою   веру.   Свидетельство   веры   (шахада).   Что является   главной   формой   поклонения   Аллаху.   Как   происходит   молитва.   Молитва (намаз). Исполнение мусульманами своих обязанностей. Обязанности мусульман. Пост в месяц рамадан (ураза). Пожертвование – закят. Для чего предназначены пожертвования. Как мусульмане   относятся   к   богатству   и   к   бедности.   Пожертвование   (закят)   Подаяния (саадака).   Хадж   –   паломничество   в   Мекку.   Что   является   обязанностью   и   заветной мечтой   мусульманина.   Как   появление   Мекки   описано   в   древнем   предании.   Какие обряды проводятся во время хаджа. Паломничество (хадж) Кааба Черный камень. Для чего построена и как устроена мечеть. Минарет. Мусульманское   летоисчисление   и   календарь.   Ислам   в   России.   Распространение, территории, где проповедуют ислам. Семья в исламе. Семейные ценности. Роль семьи в жизни каждого человека. Муж и жена. Их обязанности, отношения. Взаимоотношения родителей и детей. Что важно для воспитания   детей.   Понятия   «свобода»,   «долг»,   «ответственность»,   «труд». Нравственные   основы   семьи   в   исламе.   Нравственные   ценности   ислама:   сотворение добра,   отношение   к   старшим,   дружба,   взаимопомощь,   гостеприимство,   любовь   к отечеству, миролюбие. Забота о здоровье в культуре ислама. Ценность образования и польза   учения   в   исламе.   Мектебе   и   медресе.   Шакирды.   Ислам   и   наука.   Авицена, Улугбек,   Омар   Хайям,   Рудаки.   Особенности   летоисчисления   в   исламе.   Праздники исламских   народов   России:   их   происхождение   и   особенности   проведения.   (Курбан­ байрам, Ураза­байрам). Искусство ислама. 18 Любовь   и   уважение   к   Отечеству. многоконфессионального народа России.   Патриотизм   многонационального   и Учебно­тематический план Тема раздела   Духовные   ценности   и Введение. нравственные   идеалы   в   жизни   человека   и общества  Основы исламской культуры История   ислама   в   России.   Особенности исламской культуры в России.  Духовные   традиции   многонационального народа России № 1 2 3 4 Итого Количество   часов   по рабочей программе 1 16 12 5 35 Тема Характеристика деятельности обучающихся № урока Раздел 1: Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1ч.) 1 Россия ­ наша Родина. Формы и виды деятельности обучающихся: слушание рассказа учителя, обсуждение, работа с источниками информации, творческие задания, подготовка беседы с членами семьи. Основные   термины   и   понятия:   традиции,   ценность, духовные традиции. Виды и формы деятельности обучающихся: участие в учебном диалоге, выборочное чтение, устный рассказ тему домашнего задания.   Основные термины и понятия: ислам, арабы, язычники, паломничество. Виды и формы деятельности обучающихся: участие в диалоге,   комментированное   чтение,   пересказ   текста, 19 Раздел 2: Основы исламской культуры   (16ч.) 2 Ведение   в   исламскую духовную   традицию. Культура и религия 3 Пророк   Мухаммед   – образец   человека   и 4 5 6 7 8 9 учитель нравственности. Жизнеописание.  Пророк   Мухаммед   – проповедническая миссия  Прекрасные   качества Пророка Мухаммеда. Священный   Коран   и Сунна   как   источники нравственности.   Общие принципы ислама   и   исламской этики. (Вера в Аллаха). Столпы   ислама   и исламской этики. (Вера в Божественные Писания)   Исполнение мусульманами   своих обязанностей.   (Вера   в судный день) 10 Обязанности мусульман. подготовка творческой беседы с членами семьи. Основные   термины   и   понятия:   Посланник   Бога, Пророк, иудеи, христиане, жизнеописание. Виды и формы деятельности обучающихся: слушание устного рассказа, чтение и пересказ, учебный диалог, смысловой анализ текста. Основные   термины   и   понятия:   Коран,   Ангел, Божественные откровения, язычники. Виды   и   формы   деятельности   обучающихся: ознакомительное   чтение,   устный   рассказ   на   тему, самостоятельная   работа с  источниками  информации, творческие задания, подготовка творческой беседы с членами семьи. Основные   термины   и   понятия:   миссия,   вознесение, знамение. Виды и формы деятельности обучающихся:  учебный диалог,   ознакомительное   чтение,   устный   рассказ   на тему,   самостоятельная   работа   с   текстом   параграфа, подготовка к беседе с членами семьи Основные   термины   и   понятия:  Коран,   Суры,   Аяты, Сунна, Хадисы. Виды   и   формы   деятельности   обучающихся:беседа, комментированное   чтение,   устный   рассказ   на   тему, самостоятельная   работа с  источниками  информации, творческие задания, подготовка творческой беседы с членами семьи. Основные термины и понятия: мечеть, Аллах. Виды  и   формы  деятельности  обучающихся:  учебный диалог, комментированное чтение, устный рассказ на тему,   самостоятельная   работа   с   источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.   Основные   термины   и   понятия:   Божественные Писания, грех, чудо, посланник, столпы ислама. Виды   и   формы   деятельности   обучающихся: комментированное   чтение,   учебный   диалог,   устный рассказ   на   тему,   самостоятельная   работа   с источниками   информации,   творческие   задания, подготовка творческой беседы с членами семьи Основные термины и понятия: Судный день, Рай, Ад, Судьба. Виды   и   формы   деятельности   обучающихся:   беседа, комментированное   чтение,   устный   рассказ   на   тему, самостоятельная   работа с  источниками  информации, подготовка к беседе с членами семьи. 20 11 12 13 14 15 16 Обязанности мусульман. (Поклонение Аллаху) Обязанности мусульман.   (Пост   в месяц рамадан) Обязанности мусульман. (Пожертвование) Для   чего   построена   и как   устроена   мечеть. (Паломничество в Мекку)     Мусульманское летоисчисление календарь. Творческие   обучающихся. Подведение итогов. и работы   чтение, Основные термины и понятия: столпы ислама, шахада, намаз, ураза, закят, хадж. Виды  и   формы  деятельности  обучающихся:  учебный диалог,   устный   рассказ   на   тему, самостоятельная   работа с  источниками  информации, подготовка к беседе с членами семьи. Основные   термины   и   понятия:   молитва   (намаз), мечеть, минарет. Виды   и   формы   деятельности   обучающихся:   чтение текста параграфа пособия для обучающихся, учебный диалог,   устный   рассказ   на   тему,   самостоятельная работа   с   источниками   информации,   подготовка   к беседе с членами семьи.Основные термины и понятия: пост (саум, ураза), Рамадан, Ураза­Байрам. Виды  и   формы  деятельности  обучающихся:  учебный диалог,   чтение   и   анализ   текста,   устный   рассказ   на тему,   самостоятельная   работа   с   источниками информации, подготовка к беседе с членами семьи. Основные термины и понятия: пожертвование (закят), подаяния (саадака). Виды  и   формы  деятельности  обучающихся:  учебный диалог,   чтение   и   анализ   текста,   устный   рассказ   на тему, экскурсия (заочная экскурсия), самостоятельная работа   с   источниками   информации,   подготовка   к беседе с членами семьи. Основные термины и понятия: мечеть, паломничество (хадж), Кааба Черный камень. Виды  и   формы  деятельности  обучающихся:  учебный диалог,   чтение   и   анализ   текста,   устный   рассказ   на тему,   самостоятельная   работа   с   источниками информации, подготовка к беседе с членами семьи. Основные термины и понятия: летоисчисление, лунный календарь. Виды  и   формы  деятельности  обучающихся:  учебный диалог,   чтение   и   анализ   текста,   устный   рассказ   на тему,   самостоятельная   работа   с   географической картой России. Основные термины и понятия: исламизация, адаты. Виды  и   формы  деятельности  обучающихся:  учебный диалог,   чтение   и   анализ   текста,   устный   рассказ   на тему,   самостоятельная   работа   с   источниками информации, подготовка к беседе с членами семьи. 21 17 Раздел 3: История ислама в России. Особенности исламской культуры в России. (12ч.) 18 Ислам в России. 19 Семья в исламе. 20 21 22 23 24 25 26 Нравственные   основы семьи в исламе. Нравственные ценности ислама: сотворение добра,   отношение   к старшим.   Нравственные ценности ислама: дружба, гостеприимство.   Нравственные ценности ислама:   любовь   к отечеству, миролюбие. Основные термины и понятия: семья. Виды  и   формы  деятельности  обучающихся:  учебный диалог,   чтение   и   анализ   текста,   устный   пересказ   на тему,   самостоятельная   работа   с   источниками информации, подготовка к беседе с членами семьи. Основные термины и понятия: согласие, забота. Виды  и   формы  деятельности  обучающихся:  учебный диалог,   чтение   и   анализ   текста,   устный   рассказ   на тему,   анализ   ситуаций   из   жизни,   самостоятельная работа   с   источниками   информации,   подготовка   к беседе с членами семьи. Основные термины и понятия: нравственные ценности, почтение к родителям. Виды  и   формы  деятельности  обучающихся:  учебный диалог,   чтение   и   анализ   текста,   устный   рассказ   на тему,   самостоятельная   работа   с   источниками информации, подготовка к беседе с членами семьи. Основные термины и понятия: нравственные ценности, дружба, кунак, гостеприимство. Виды  и   формы  деятельности  обучающихся:  учебный диалог,   чтение   и   анализ   текста,   устный   рассказ   на тему,   самостоятельная   работа   с   источниками информации, подготовка к беседе с членами семьи. Основные термины и понятия: нравственные ценности, любовь к отечеству, миролюбие. Забота   о   здоровье   в культуре ислама. Ценность   образования и   польза   учения   в исламе. Ценность   образования и   польза   учения   в исламе. Виды  и   формы  деятельности  обучающихся:  учебный диалог,   устный   рассказ   на   тему,   самостоятельная работа   с   источниками   информации,   подготовка   к беседе с членами семьи.Основные термины и понятия: халяль. Виды  и   формы  деятельности  обучающихся:  учебный диалог,   чтение   и   анализ   текста,   устный   рассказ   на тему,   самостоятельная   работа   с   источниками информации, подготовка к беседе с членами семьи Основные   термины   и   понятия:   учение,   медресе, мектебе, шакирды. Виды  и   формы  деятельности  обучающихся:  учебный диалог,   чтение   и   анализ   текста,   устный   рассказ   на тему,   самостоятельная   работа   с   источниками информации. Основные термины и понятия: медицина, астрономия, математика. 22 27 28 29 Праздники   исламских народов   России:   их происхождение и особенности проведения. (Сабантуй)   Виды  и   формы  деятельности  обучающихся:  учебный диалог,   чтение   и   анализ   текста,   устный   рассказ   на тему,   самостоятельная   работа   с   источниками информации, подготовка к беседе с членами семьи. Основные   термины   и   понятия:   башкиры,   сабантуй, майдан, батыр   Праздники   исламских народов   России:   их происхождение и особенности проведения. (По выбору   учителя   и родителей обучающихся) Искусство ислама.    Виды  и   формы  деятельности  обучающихся:  учебный диалог,   чтение   и   анализ   текста,   экскурсия   (заочная экскурсия), устный рассказ на тему, самостоятельная работа   с   источниками   информации,   подготовка   к беседе с членами семьи. Основные термины и понятия: Каллиграфия, Шамаиль, Хаттаты. Раздел 4: Духовные традиции многонационального народа России (5ч.) 30 Любовь   и   уважение   к Отечеству 31­32 Подготовка творческих проектов,   выбор   тем, разработка плана работы над проектом.   33 Выступление обучающихся со своими   творческими работами   34­35 Презентация творческих проектов на тему   «Диалог   культур во   имя   гражданского мира   и   согласия» (народное   творчество,   патриотизм, Виды  и   формы  деятельности  обучающихся:  учебный диалог,   чтение   и   анализ   текста,   устный   рассказ   на тему,   самостоятельная   работа   с   источниками информации, подготовка к беседе с членами семьи Основные   термины   и   понятия:   Великая   сила нравственности, народ,   многонациональный, межконфессиональный. "Диалог   культур   во   имя   гражданского   мира   и согласия" (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)  Выбор тем для индивидуальных творческих работ: «Значение   религии   в   жизни   человека   и   общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе)», «Мое отношение к миру», «Моё отношение к людям», «Моё   отношение   к   России»,   «С   чего   начинается Родина»,   «Герои   России»,   «Вклад   моей   семьи   в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», 23 стихи,   песни,   кухня народов России и т.д.). Всего  35 24 Календарно­тематическое планирование предмета Тема урока  Планируемая дата проведения  Фактическая  дата проведения  Включение этнокультурных особенностей Республики Башкортостан Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества ( 1 час) 06.09 Россия ­ наша Родина. 13.09 20.09 27.09 04.10 18.10 25.10 08.11 15.11 22.11 29.11 06.12 13.12 20.12 27.12 Основы исламской культуры  (16ч.) Ведение   в   исламскую   духовную   традицию. Культура и религия Пророк Мухаммед – образец человека и учитель нравственности. Жизнеописание.  Пророк Мухаммед – проповедническая миссия  Прекрасные качества Пророка Мухаммеда. Священный   Коран   и   Сунна   как   источники нравственности. Общие принципы ислама и исламской этики.  Столпы ислама и исламской этики.  Исполнение мусульманами своих обязанностей.  Обязанности мусульман. Обязанности мусульман. (Поклонение Аллаху) Обязанности мусульман. (Пост в месяц рамадан) Обязанности мусульман. (Пожертвование) Для чего построена и как устроена мечеть.  Мусульманское летоисчисление и календарь. № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Примечание 25 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 17.01 24.01 31.01 07.02 14.02 21.02 28.02 07.03 14.03 21.03 04.04 11.04 18.04 25.04 26.04 07.05 14.05 16.05 Творческие   работы   обучающихся   по   разделу «Основы исламской культуры» Обобщение   по   разделу     «Основы   исламской культуры» История ислама в России. Особенности исламской культуры в России. (12ч.)   дружба, Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные основы семьи в исламе. Нравственные   ценности   ислама:   сотворение добра, отношение к старшим. Нравственные   ценности   ислама: гостеприимство. Нравственные   ценности   ислама:   любовь   к отечеству, миролюбие. Забота о здоровье в культуре ислама. Ценность образования и польза учения в исламе. Ценность образования и польза учения в исламе. Праздники   исламских   народов   России:   их происхождение   и   особенности   проведения. (Сабантуй) Праздники   исламских   народов   России:   их происхождение и особенности проведения. (По выбору учителя и родителей обучающихся) Искусство ислама.  Духовные традиции многонационального народа России (5ч.) Любовь и уважение к Отечеству Подготовка   творческих   проектов,   выбор   тем, разработка плана работы над проектом. Выступление   обучающихся   со   своими творческими работами Презентация   творческих   проектов   на   тему 26 34 35 23.05 30.05 «Диалог   культур   во   имя   гражданского   мира   и согласия»   (народное   творчество,   стихи,   песни, кухня народов России и т.д.). Презентация   творческих   проектов   на   тему «Диалог   культур   во   имя   гражданского   мира   и согласия»   (народное   творчество,   стихи,   песни, кухня народов России и т.д.). Презентация   творческих   проектов   на   тему «Диалог   культур   во   имя   гражданского   мира   и согласия»   (народное   творчество,   стихи,   песни, кухня народов России и т.д.). 27

Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» ( модуль «Основы исламской культуры») для 4 б класса на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» ( модуль «Основы исламской культуры») для 4 б класса на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» ( модуль «Основы исламской культуры») для 4 б класса на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» ( модуль «Основы исламской культуры») для 4 б класса на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» ( модуль «Основы исламской культуры») для 4 б класса на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» ( модуль «Основы исламской культуры») для 4 б класса на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» ( модуль «Основы исламской культуры») для 4 б класса на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» ( модуль «Основы исламской культуры») для 4 б класса на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» ( модуль «Основы исламской культуры») для 4 б класса на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» ( модуль «Основы исламской культуры») для 4 б класса на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» ( модуль «Основы исламской культуры») для 4 б класса на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» ( модуль «Основы исламской культуры») для 4 б класса на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» ( модуль «Основы исламской культуры») для 4 б класса на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» ( модуль «Основы исламской культуры») для 4 б класса на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» ( модуль «Основы исламской культуры») для 4 б класса на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» ( модуль «Основы исламской культуры») для 4 б класса на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» ( модуль «Основы исламской культуры») для 4 б класса на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» ( модуль «Основы исламской культуры») для 4 б класса на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» ( модуль «Основы исламской культуры») для 4 б класса на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» ( модуль «Основы исламской культуры») для 4 б класса на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» ( модуль «Основы исламской культуры») для 4 б класса на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» ( модуль «Основы исламской культуры») для 4 б класса на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» ( модуль «Основы исламской культуры») для 4 б класса на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» ( модуль «Основы исламской культуры») для 4 б класса на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» ( модуль «Основы исламской культуры») для 4 б класса на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» ( модуль «Основы исламской культуры») для 4 б класса на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» ( модуль «Основы исламской культуры») для 4 б класса на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» ( модуль «Основы исламской культуры») для 4 б класса на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» ( модуль «Основы исламской культуры») для 4 б класса на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» ( модуль «Основы исламской культуры») для 4 б класса на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» ( модуль «Основы исламской культуры») для 4 б класса на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» ( модуль «Основы исламской культуры») для 4 б класса на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» ( модуль «Основы исламской культуры») для 4 б класса на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» ( модуль «Основы исламской культуры») для 4 б класса на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» ( модуль «Основы исламской культуры») для 4 б класса на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» ( модуль «Основы исламской культуры») для 4 б класса на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» ( модуль «Основы исламской культуры») для 4 б класса на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» ( модуль «Основы исламской культуры») для 4 б класса на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» ( модуль «Основы исламской культуры») для 4 б класса на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» ( модуль «Основы исламской культуры») для 4 б класса на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» ( модуль «Основы исламской культуры») для 4 б класса на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» ( модуль «Основы исламской культуры») для 4 б класса на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» ( модуль «Основы исламской культуры») для 4 б класса на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» ( модуль «Основы исламской культуры») для 4 б класса на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» ( модуль «Основы исламской культуры») для 4 б класса на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» ( модуль «Основы исламской культуры») для 4 б класса на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» ( модуль «Основы исламской культуры») для 4 б класса на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» ( модуль «Основы исламской культуры») для 4 б класса на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» ( модуль «Основы исламской культуры») для 4 б класса на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» ( модуль «Основы исламской культуры») для 4 б класса на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» ( модуль «Основы исламской культуры») для 4 б класса на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» ( модуль «Основы исламской культуры») для 4 б класса на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» ( модуль «Основы исламской культуры») для 4 б класса на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» ( модуль «Основы исламской культуры») для 4 б класса на 2018-2019 учебный год
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.10.2018